Как относиться к тем событиям, которые происходят в нашей жизни каждый день? Я отношусь к ним, как к приключениям.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стоит ли во цвете лет там бывать, где низа нет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Мы с ралли…
(записки экипажа № 17)
«Бухгалтер, милый мой бухгалтер, вот он какой, такой простой…»
В песенке все правильно сказано. Ну кто может быть бухгалтером? Что может быть ведомо бухгалтеру, кроме цифр и бухгалтерских счетов? Никто и не подумал и не думает, что у простого бухгалтера на душе? А ведь бухгалтер тоже человек: красивый, умный, сильный, мечтающий и увлекающийся. Так вот, мы, бухгалтеры. Нет — бухгалтера, кто бы как бы нас ни называл, мы бухгалтера. Мы — это я и моя подруга. И мы красивые, умные, сильные, мечтающие и увлекающиеся. В нашей жизни все было спокойно и налажено, даже, я бы сказала, в нашей жизни присутствовал элемент повседневности и обыденности. Что хуже или лучше, не могу сказать — не задумывалась.
Но вот вдруг что-то случилось в нашей жизни такое, что-то, что вырвало нас из привычной среды обитания: из ухоженных московских квартир, уютных дач, престижных офисных зданий, где мы работали. Вырвало в один день и понесло в бурном (для кого как, конечно) потоке приключений. Что это? Загадка!
Началось все с ралли.
Мы решили поучаствовать в третьем журналистском авторалли «Легенда Крыма 2005», посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Нам надо было проехать по дорогам России и Украины почти пять тысяч километров. По пути от Москвы до Севастополя мы побывали в местах былых боев на Курской дуге, под деревней Прохоровка, в Севастополе.
В назначенное время, с утра пораньше, на Поклонной горе собрались участники авторалли и провожающие их лица: их близкие, друзья и любопытные, т. е. те, кому просто не спалось. Было шумно и суетно. Составляли какие-то списки, проводили жеребьевку, выдавали стартовые номера и разные наклейки на машины, письменные рекомендации, маршрутные карты и даже фирменные раллийные майки.
Машины — главные участники ралли — обретали свой неповторимый раллийный наряд. Экипажи и группы поддержки, словно профессиональные дизайнеры, мастерски расклеивали рекламные атрибуты спонсоров. Учредители устанавливали стартовые ворота. Фотографы старались запечатлеть все самое интересное для своих будущих репортажей или для истории, а может быть, и просто на память.
Наш замечательный крутой внедорожник «Тойота Клюгер» буквально преобразился, надев пестрый наряд многочисленных рекламных наклеек и получив стартовый номер «17». Вид у него получился настолько внушительным и боевым, что нам пришлось еще перед стартом отвечать на многочисленные вопросы участников и зрителей, зачисливших наш экипаж в разряд матерых раллистов.
Для участия в пробеге «Москва — Севастополь — Москва» и в двух спортивных заездах в пути, набралось двадцать шесть экипажей. Что такое экипаж — это водитель и штурман. Если экипажей двадцать шесть, то участников минимум в два раза больше, добавьте судей, техническую поддержку и тройку машин сочувствующих, т. е. тех, кто просто поехал с нами «погулять», набирается человек семьдесят — это очень прилично. Знакомились вначале между собой с опаской, ведь никто не знал, кто тот или иной человек, как он поведет себя в дальнейшем, да и вообще — каков он? Все разделились по машинам, держались обособленно по экипажам. Два-три экипажа уже участвовали в подобном авторалли и чувствовали себя завсегдатаями. Экипажи в основном были мужские, один смешанный: водитель мужчина, штурман — женщина. Женский экипаж был один — это мы. На Украине, в районе Алушты, где проходил один из двух спортивных этапов, к нам присоединился еще один женский экипаж, но, находясь у себя дома, — на Украине — поучаствовал в гонке, и они уехали по своим делам. В нашем экипаже кто из нас кто — т. е. кто водитель, кто — штурман — мы определились намного раньше начала пробега: я водитель, подруга — штурман. Принятого решения за все время пробега так и не изменили. В Москву вернулись в том же качестве: я водитель, подруга — штурман.
Ну вот и наступил ответственный момент — начало пробега. Наш первый старт. По жеребьевке мы идем где-то посередине. Взмах флажка, и наш джип, взревев мотором, понес нас навстречу приключениям. Мы совсем не волновались. Нам было хорошо и весело, мы были довольны и горды, горды тем, что решились, горды тем, что смогли, горды тем, что на нас смотрели, подмигивали и махали нам вслед. Когда мы еще тусовались на Поклонной горе, участники ралли с интересом посматривали на нашу машину. «Клюгер» был очень хорош, и на нас, думая, по всей вероятности, что мы очень крутые автогонщики или потому, что мы тоже были хороши? Ведь никто не знал, а мы никому и не сказали, что каждый из нас впервые в жизни решил испытать себя в автоспорте, почувствовать себя настоящим гонщиком. До этого, хотя и за рулем около двадцати лет, дальше дачи самостоятельно никуда не выезжали. Но ведь это мелочи, это совсем не главное, да и было это уже давно — в прошлой жизни. А сейчас здесь у нас новая жизнь. Ну, не новая, а совсем другая.
Когда стартовала последняя машина, и все машины выстроились в одну колонну и двинулись по Кутузовскому проспекту, а это двадцать шесть экипажей и четыре машины сопровождения, зрелище было внушительным. Нам открыли зеленый свет, и все прохожие провожали нас удивленными взглядами, а гаишники отдавали честь. И мы гордо двигались в колонне, стараясь соблюдать все правила, и это было для нас самым главным на тот момент.
Выехав за МКАД, колонна распалась, и все машины погнали до Орла самостоятельно — официальный старт был назначен на следующий день из Орла. Шли, шли колонной, и вдруг полная самостоятельность! Ой, как-то нам это не очень нравится, но делать-то нечего — либо вперед, либо… И мы рванули вперед.
К вечеру мы добрались до Орла. Ура! Мы доехали. Мы не потерялись, не сломались, не опоздали. Мы, как и все, приехали в нужное время, в нужное место. Это наш первый успех.
На следующий день новый старт. Стартуем мы от вечного огня и легендарного Т-34 на пьедестале в центре города. Орел — это город первого салюта. Все машины собрались вокруг этого сквера, два-три приветственных слова, и не прошло и трех минут, как все двадцать шесть экипажей разъехались по всему городу, и мы остались один на один с маршрутной картой, которую все ласково назвали «легендой», что, между прочим, можно трактовать как «сказочно-прозаический свод условных знаков, не заслуживающих доверия».
Обычные люди вряд ли когда-нибудь видели или что-нибудь слышали о дорожной книге, или, как ее еще называют, маршрутной карте. А посмотрев в эту карту, совершенно точно каждый второй будет озадачен так же, как и мы. Ох, как не сразу поняли мы, что значат стрелочки, точечки или сокращение КВ! Ну да ладно. Если очень коротко, то маршрутная карта — это карта, на которой нет привычных всем названий городов, поселков, нет дорог, не обозначены леса и поля, а есть только время и скорость. Надо ехать с указанной скоростью указанное количество времени, потом нарисована стрелочка налево или направо, или назад или вперед — это значит поворот и опять только скорость и время. На этой карте есть еще какие-то кружочки и какие-то галочки, но это уже только для очень «продвинутых». Такими мы, конечно, можем стать, но потом.
Через триста метров левый поворот, через мост вдоль трамвайных путей, затем через шестьсот метров снова налево. «Легенда» ведет нас из города. Преодолевая сомнения в правильности собственных действий, продолжаем движение. Асфальт сменяется грунтовкой. И вот мы уже выехали на территорию автодрома. На КВ-2 получаем первую отметку в маршрутной карте и не совсем удачно выполняем специальный слалом, хотя, как посмотреть: для первого раза просто отлично — вторые от конца.
И снова мы считаем метры, секунды и минуты, указанные в «легенде», уже здесь — в начале пути — окончательно понимаем, что задача эта не просто сложная, но для нас практически неразрешимая: уложиться вовремя, учесть нужную скорость, сориентироваться на местности. Но отступать поздно, и мы стараемся изо всех сил, и наш «Клюгер» тоже с нами и за нас, он ведет себя безукоризненно. Какой молодец! А «легенда» почему-то ведет нас в обратном направлении — на Москву…
Через двадцать километров пути с облегчением вздыхаем — обнаружили нужный указатель и развилку: значит, едем правильно. На восьмидесятом километре — о чудо — КВ-3.
Мы снова один на один с «легендой». Три километра, полтора, семь, снова полтора… А указанного в «легенде» мемориала все нет и нет. Понимаем, что заблудились. Возвращаемся назад… Стоп! Проскочили развилку… И тут нас ждала удача! Впереди видим знакомую Skoda (№ 15), управляемую заместителем главного редактора популярной газеты «Собеседник». Он, хоть и тоже первый раз участвует в ралли, но всегда спокоен, уверен и доброжелателен. Мы сразу успокаиваемся, перестаем пялиться в уже ненавистную «легенду» следуем за ним.
Но плестись за кем-то нам быстро надоело и, определившись с дальнейшим маршрутом, быстро обходим Skoda № 15. Педаль газа в пол, и мы его «делаем». Ура! Мы опять на свободе: нет никого ни впереди, ни сзади. Куда хотим, туда и мчимся, даже «легенда» нам не указ. Но мы же участники ралли, и каждым нашим движением в пути распоряжается «легенда». Это призывает нас к порядку, и мы опять начинаем считать километры и минуты. Вечером, за ужином, с огорчением узнаем, что пятилетний бортмеханик Эмиль (сынишка водителя «Шкоды») во время нашего обгона сказал: «Это подло, папа».
А по «легенде» перед нами должна быть деревня Гладкое. Впереди действительно какая-то деревня. Это та или не та? День близится к вечеру. Людей нет. Нигде нет никакой надписи, обозначающей, что это за населенный пункт. Хотя, что мы, собственно, хотим? В Москве тоже далеко не все улицы имеют указатель с названием, а тут мы где-то посередине центральной части России — между Орлом и Белгородом, — и перед нами маленькая-маленькая деревушка. Но вдруг, как будто специально для нас, появилась женщина. Нет, скорее, бабушка, хотя трудно определить кто: объемная куртка, какие-то огромные сапоги и маленькая синенькая шапочка набекрень. И куда-то быстро-быстро, почти бегом пошла, но мы же на машине, поэтому эту маленькую гонку выиграли, конечно, мы. На наш вопрос: «Где мы? Что это за место? Это деревня Гладкое?» бабуля ответила: «Не Гладкое, а Гадкое». И мы понимаем — мы на правильном пути.
Конечный пункт сегодняшнего этапа — деревня Прохоровка. Место финиша — обелиск погибшим под деревней Прохоровка войнам.
И вот, несмотря на многочисленные блуждания и задержки, мы наконец-то приходим в деревню Прохоровка, приходим первыми. Но оказывается, что приходить раньше тоже плохо, ведь в «легенде» заранее все просчитано по минутам. Получается так: раз мы пришли первыми, мы где-то схитрили, а может быть, и не схитрили, а просто не заметили очередной поворот и сократили свой путь, ну или где-то свернули раньше или превысили скорость. В общем, сделали что-то не так, как прописано в «легенде». Мы получаем очередное пенальти. Обидно, но страшно интересно и азартно!
Поздним вечером второго дня участники пробега собрались в Белгороде. На следующий день мы продолжим наш путь к конечной точке пробега — городу Севастополь, по Украине. Украина — это уже самостоятельная страна и у нее уже есть своя граница. Завтра утром мы будем пересекать эту границу.
Граница с Украиной. На нашем пути это оказалась точка. Конечно, условная точка, но на карте эта одна точка имела два названия. На российской стороне эта точка называлась Нехотеевка, а на стороне Украины — Гоптывка, причем ни с той, ни с другой стороны населенных пунктов мы так и не увидели. Пограничники как с нашей, так и с другой стороны, симпатичные ребята, очень похожи друг на друга, все говорят по-русски, разница между ними была только в их форме. Им всем было очень интересно, кто мы такие, зачем мы собрались вместе, куда держим путь. К девочкам — напомню: женский экипаж был один — это мы — внимание было повышенное. Думаю, если бы мы задержались в этой точке Нехотеевка — Гоптывка на несколько дней, у нас наверняка завязались бы с той или иной стороной веселые дружеские, а может быть, и романтические отношения. Но мы при «исполнении», нас зовет вперед «легенда».
Порядок прохождения границы оказался на удивление спокойным. Осложнения возникли только у тех, у кого действительно были проблемы с документами: личными или на автомашину. Но это были не мы, то есть не участники пробега.
Украину проехали быстро и спокойно. Когда мы выезжали из Москвы, у нас только-только появлялись на деревьях маленькие зеленные листочки, а на Украине уже все распустилось, зелень на деревьях была уже полноценной зеленой листвой. Такая листва в Москве бывает уже летом, ну, в начале лета. Кругом было все зеленное — леса, поля. Получается, что мы на семь–десять дней продлили для себя весну и лето, ведь когда мы вернемся в Москву, там как раз полностью распустятся листочки на деревьях, и все вокруг будет зеленым. Уехав весной в лето, мы вернемся в настоящее лето.
В Крым въехали в районе Алушты. Море встретили с радостью. Правда, оно было к нам не так радужно настроено, как мы к нему. Оно было холодным, но уже не зимним. Красота.
В Алуште нас ждала ночевка, а на следующий день — 2 мая — горный этап ралли.
Старт был назначен на празднично украшенной городской набережной. По дороге из Москвы до Крыма к нам присоединились еще несколько экипажей участников ралли. Из Орла, Мценска и Днепропетровска. Среди них был и один женский экипаж. Участники группы из Днепропетровска были все в одинаковых гоночных костюмах, такие красочные профессиональные костюмы с надписью Motul. Они выглядели впечатляюще, ну прямо настоящие «шумахеры», в этой роли они с удовольствием позировали и с прохожими, и с нами — участниками ралли. Забегая вперед, скажу, что в отличие от Шумахера, никто из них не пришел к финишу первым. Хи-хи. Это не вредность, это просто так. Но чтобы им было не обидно, хочу еще добавить, что мы, московский женский экипаж, вообще сошли с дистанции — заблудились.
А начиналось все очень серьезно и красиво. Перед стартом выступал мэр города. Он пожелал нам всем удачи, а себе, вернее, городу — как можно больше отдыхающих в наступающем сезоне. И вот — старт. Машины взревели моторами. У нас все как положено, все по правилам: на голове настоящие гоночные шлемы, мы пристегнуты, на всех руках у нас часы, а у штурмана много-много карт. Наши раллисты переживали за нас и всеми силами пытались нам помочь — дали нам несколько часов, чтобы мы следили за временем, несколько карт Крыма, города Алушты, окрестностей Алушты, чтобы мы не заблудились. Но ралли есть ралли — все должно быть честно. И, как бы за нас ни переживали, маршрут был засекречен ото всех участников, и от нас тоже. Ну вот наступила наша очередь. Старт, и мы ринули на крутые виражи алуштинских серпантинов.
Первый судейский пункт — Лучистое. Проскочив в очередной раз нужный перекресток, мы примчались в нужное место, точно уложившись по времени в регламент. НО! С другой стороны финишной ленточки! Кому еще удавалось прийти к финишу с другой стороны? А мы — запросто. Но ведь главное, не растеряться и относиться с юмором к любой ситуации.
Ралли хоть и называется любительским, но имеет свою спортивную категорию, а потому довольно жесткие требования по соблюдению регламента соревнований. По этому самому регламенту мы должны были бы вернуться к месту старта и пройти этот этап заново. Конечно, полностью повторить старт и последующее движение по городу и дальше нам не хватило сил. Мы приняли решение — продолжить движение, не возвращаясь назад. Мы вырвались из города (Алушта) и помчались наматывать километры по «легенде».
Однако в очередной раз, пытаясь найти нужный поворот, мы поняли, что окончательно заблудились и медленно двинулись по дороге вдоль виноградников. Но вдруг увидели «нашу “Ниву”» под № 19 — это экипаж Володи и Анны. Они на полном ходу уверенно рванули в виноградники. А мы? Преодолевая нехорошее чувство, мы рванули за ними. «Нива», промчавшись пару раз между ровными рядами виноградников, выскочила на дорогу и поехала в другую сторону. А мы? У нас машина больше, тяжелее, да и водители мы, скорее всего, не такие как Володя, отчаянные. Мы застряли. Сели на брюхо, пробуксовали и сели еще плотнее. Что делать? Выскочили из машины, покрутились вокруг. Штурман остался на месте, а я помчалась в видневшийся на горе поселок. Мой гоночный шлем сыграл положительную роль. Я собрала трех мужиков, они захватили с собой багры, и вот в таком составе, нас еще сопровождали две собаки, мы бегом помчались к виноградным плантациям. Но ура! Нам навстречу медленно, переваливаясь по канавам, из виноградников на дорогу выехал «Клюгер». В мое отсутствие штурман нашла помощника, он рыбачил в речке за виноградниками. Он сначала отказывался толкать машину — слишком большая, а потом приноровился и потихоньку-потихоньку вытолкнул из ямки, а дальше «Клюгер» справился сам. Люди! Всем спасибо. А мы мчимся дальше, все еще по «легенде». Я думаю, мирные селяне до сих пор со смехом вспоминают застрявший на их виноградных плантациях джип с двумя девчонками.
Мчимся-то, мы мчимся, но времени потратили на катание по виноградникам много. Из-за большого опоздания при прохождении следующего КВ наш замечательный женский экипаж сняли с пробега. Сначала мы расстроились, но, узнав, что в итоге дневной гонки к финишу добрались только шестнадцать экипажей, решили — для первого раза совсем неплохо!
Вечером был банкет и награждение. За бесстрашие и волю к победе мы получили приз.
Спортивные этапы на этом закончились. Затем началось веселое и интересное путешествие по Крыму: Судак с посещением Нового Света, где производят, и теперь мы это твердо знаем, самое лучшее шампанское «Новый Свет» — оно действительно сделано с соблюдением всех мыслимых и немыслимых правил производства шампанского. Коктебель, Керчь, Гурзуф, Ялта, Балаклава и Севастополь.
Следующая ночевка была в Ялте. Одно из самых красивых мест Крыма. Разместившись в гостинице, собрались вечером на первом этаже, пили шампанское «Новый свет», смеялись, разговаривали, шумели. Обслуживающий персонал гостиницы — две очень симпатичные женщины, — наблюдали за нами. Одна спросила другую про нас:
— А эти, кто?
— Так это те, шо сралли… — был ответ.
За время нашего путешествия здесь наступило настоящее лето, море потеплело, солнце стало приветливее, зелень ярче. Передвигаясь по Крыму вдоль побережья, мы то удалялись, то выезжали на самый берег моря. И всегда море мы встречали с радостью.
Как-то остановились на берегу. Походили по воде босиком, по команде все бросили в море монетки на счастье и чтобы вернуться сюда еще раз. И вдруг Володя, водитель «Нивы» № 19, той самой, которая была в виноградниках, заехал на машине в воду — захотел искупаться. Искупался, но выехать самостоятельно не смог. С каждой последующей попыткой «Нива» все глубже и глубже увязала в береговой гальке. Хорошо, что в этот момент не было гонки, и все были вместе. Собрали совет «старейшин». Думали-думали и решили! Связали 5–6 страховых тросов — это расстояние от машины до твердой почвы, где нет гальки, — перебросили эту связку через весь пляж и под восторженные крики и улюлюканье двумя машинами вытащили «Ниву» на твердую почву.
В Севастополь мы прибыли накануне праздника Дня Победы.
В советское время была такая известная песня о Севастополе: «Севастополь, Севастополь, город русских моряков!» Знаете, как она звучала в тот День Победы, когда мы были в Севастополе? «Севастополь, Севастополь, город НАШИХ моряков!» Русских или «наших» — какая разница? Но зато эта песня звучала на весь город, звучала на русском языке. И все прохожие, и мы в том числе, ее подхватывали и тоже пели на русском языке, и это никого не смущало.
Погода в этот день была просто праздничная: солнце, цветы, зелень, море. И все очень ярких красок.
В честь 60-летия Великой Победы на главной площади Севастополя проходил парад. Но это был парад российских войск и украинских одновременно. Принимали парад одновременно два адмирала: один представитель украинской стороны, другой — представитель российской стороны. Соединения черноморского флота шли коробками, и каждая была составлена из двух одинаковых частей — украинской и российской. Войска шли ровными рядами, четко чеканя шаг, определить, кто из них кто — украинцы или русские — можно было только по цвету формы.
После парада, как у нас в стране принято, была демонстрация. Сначала шли ветераны. Их осталось уже совсем немного — участников той войны. На празднике, шествуя по площади все вместе, они не чувствовали себя политически разделенными народами, они, как и в те годы, шли плечом к плечу, все вместе. Из толпы горожан то и дело выбегали дети и взрослые, бросались к увешанным орденами старикам — победителям — и вручали им букетики сирени. Это был момент единодушия и радости.
Мы, глядя на ветеранов, чуть не расплакались. Ведь наши родители тоже прошли войну, сражались, терпели лишения и не просто выжили, победили! Вечная память героям Великой Отечественной Войны, погибшим и выжившим!
В замыкающей части демонстрации, вслед за военным духовым оркестром, под российскими флагами прошла и наша делегация — все участники нашего третьего журналистского авторалли «Легенда Крыма 2005», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
После парада мы побывали на настоящем десантном корабле «Ямал». Нам разрешили посмотреть корабль, и мы, как дети, с любопытством облазили весь корабль, заглянули во все двери, побывали в трюме и на камбузе, держались за настоящий штурвал и даже подали звуковой сигнал. Это такой гудок, ой-ой. Если бы он прозвучал в Москве, наверное бы, остановилось все движение, а в Севастополе к этому привыкли. Морякам десантного корабля «Ямал» руководителями нашего пробега была торжественно вручена капсула с землей из Брестской Крепости, которая была привезена с предыдущего автопробега 2004 года. Все моряки были в парадной форме. Надо сказать, что военно-морская форма очень и очень идет мужчинам. В этой форма абсолютно все мужчины выглядят мужественными и красивыми. Ох, уж эти моряки!
На следующий день мы посетили Инкерманский завод марочных вин, расположенный к северу от Севастополя, в самой глубине Севастопольской бухты. Почему Инкерман? Потому что так называлось с давних времен это место. И именно так теперь называются и знаменитые винные подвалы — уникальные рукотворные подземные сооружения Крыма. В толще известняка, на глубине более тридцати метров вырублены огромные галереи высотой двенадцать метров, общая площадь которых составляет пятьдесят пять тысяч м2. В этих подвалах такой запах, что достаточно одного вдоха, и ты уже пьян без вина.
Мы добрались до этих подвалов на машинах, но ведь экипаж — это два человека, причем один всегда свободен, он же штурман, который, кстати, может определить направление движения, куда захочет, даже когда трезв.
Любой из производимых на заводе напитков можно купить, но ведь интереснее попробовать из бочки.
Бочки там не просто стоят, лежат на боку, есть и такие, которые подвешены к потолку (это, наверное, те, которые должны вылежаться пять лет), а из некоторых вино капает, капает прямо на пол. Так жалко.
Ну а мы-то на что? Все наши штурманы по очереди ловили капли вина ртом. И тем самым уникальные инкерманские вина не пропали, не впитались в грунт, а попали по назначению в рот.
На следующий день началась дорога назад, в Москву. Прощались мы тепло. До России (ехали через Харьков) добрались небольшой колонной из трех машин, а по России уже помчались одни. Почему помчались? Очень захотелось домой, к своим родным и близким. Гаишникам попались только около Москвы, километров за сорок до нее. Они нас просто так не отпустили. Но это не испортило нам настроение. Все у нас было хорошо.
Приключения продолжаются. Такое впечатление, что как только они начались и мы попали в этот поток приключений, то выбраться из него уже никак не можем.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стоит ли во цвете лет там бывать, где низа нет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других