1. книги
  2. Прочая образовательная литература
  3. Татьяна Геннадиевна Суворова

Загадочная Таврия. История Приазовских степей. Времена меняются, но неизменными остаются любовь и верность, подлость и благородство

Татьяна Геннадиевна Суворова
Обложка книги

Приглашаю вас с путешествие по Древней Таврии, вас ждут встречи с различными народами Таврической степи, легенды и тайны загадочной Таврии. Вы погрузитесь в мир истории от древних времен до 20 века. Узнаете, что история — не застывшая картина, в прошлом жили такие же люди, как и мы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Загадочная Таврия. История Приазовских степей. Времена меняются, но неизменными остаются любовь и верность, подлость и благородство» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 7. Очерки по истории Мелитопольщины

Основание городов в Таврической степи. Зарождение города Мелитополя, превращение его в уездный город

В ходе двух русско-турецких войн наши земли и Крым были присоединены к Российской империи. В 1784г. была образована Таврическая губерния, в ней было выделено 7 уездов, один из которых — Мелитопольский. Город Мелитополь расположен на реке Молочная. Ученые утверждают, что на месте реки Молочная проходило древнее русло Днепра, мощные воды река намели песчаные мели, одна из версий названия города — город на песчаных мелях — Мелитополь. Другая версия утверждает, что Екатерина Великая увлекалась греческим проектом, она считала, что нужно не только уничтожить Крымское ханство, но и покорить Турцию. Возродить Византию с ее столицей Константинополем. На трон возрожденной столицы она предполагала посадить своего внука Константина. Он был назван в честь Константина Великого — императора Римской империи, который ввел христианство, прекратив религиозные войны. За справедливость греческой версии говорил тот факт, что по легенде многие города в Таврии, в том числе и Мелитополь, были образованы на месте древнегреческих колоний. Наш город расположен на месте Мелитополиса.

Развитие города Мелитополя шло крайне медленно. До середины XIX город был маленьким и незаметным, он был переименован в Киз-яр по имени ногайского аула, на месте которого он образовался. В конце XVIII начале XIX века в южной части города отставные солдаты армии А. В. Суворова и казаки, бежавшие от разорения сечи Запорожской, образовали небольшое поселение, названное Ново — Александровкой. В конце XVIII начале XIX века оба селения сливаются и дают начало городу. Центр Мелитопольского уезда кочует из Токмака в Орехов. В 1801г Орехов сгорел в результате сильного пожара, уезд был перенесен в Ново-Александровку и ей был присвоен статус города. Город был назван Мелитополь В 1842 году Мелитополь становиться уездным городом. Был учрежден герб: в верхней части герба распложен двух — главый орел — символ Российской империи, завоевавшей эти земли, в нижней части книга с крестом — символ переселенцев, заселивших этот край.

Ногайцы жители степей

В XVIII — XIX веках в наших степях кочевали ногайцы, народ аналогичный крымским татарам. Существовало 4 орды, они занимали сегодняшние Мелитопольский и Бердянский районы. До завоевания Крыма ногайцы подчинялись крымскому хану. Это кочевые племена, селение называлось у них аул, он состоял из кочевых кибиток, во главе аула стоял мирза. Хотя в конце XVIII века эти земли были присоединены к Российской империи, ногайцы продолжали быть кочевниками. Они, как и их предки, совершали набеги, занимались грабежами, поэтому русское правительство стало их принуждать к оседлому образу жизни.

Столица кочевников располагалась на месте современного села Заречное. Тогда она имела название Аккерман (белая крепость), кочевья располагались между реками Юшанлы и Молочная. В том селении жил Кокан Мурза, стоящий во главе орд ногайцев. Личным другом мурзы был менонит Корнис. Его имение Юшанлы граничило с землями кочевников. Он возглавлял «Общество по развитию с\х и торговли» и мог помочь ногайцам в переходе к осёдлости. Корнис вызвался обустроить аул по образцу соседних немецких колоний. Он преследовал так же цель, оградить свои земли от ногайцев.

Эти действия финансировались Российским правительством. Было решено улучшить породу ногайских овец, скрещивая их с испанскими мериносами, но представители религиозной общины воспротивились, они утверждали, что овцы не пригодны к жертвоприношениям. Корнис сказал им, что овцы завезены от мавров, и, следовательно, у них мусульманские корни. Кроме того, часть стада менонита переходила к ногайцем. За счет этого в короткое время аул Аккерман для стал образцовым поселением: дома с дымоходами, садами, огороженными дворами. Часть ногайцев, приверженцев кочевого образа жизни, эмигрировали в Турцию, на это место пришли другие переселенцы.

Заселение Приднепровья. Меннониты

Первыми на наши земли стали переселяться меннониты. Причина переселения менонитов заключается в том, что после раздела Польши часть ее территорий была передана Пруссии. Менониты были пацифистами, а прусское правительство заставляло их служить в армии или платить большую отступную компенсацию, если не хотели служить в армии. Пионерами освоения Приазовского края стали именно менониты Данцига. В 1786г. они снарядили депутатов для переговоров с Потемкиным и осмотром мест, куда им можно будет переселиться. Во время путешествия Екатерины II в Новороссию и Крым в 1787 в Кременчуге она обещала менонитам свое заступничество: давалась свобода вероисповедания, 65 десятин земли на семейство, разрешалось заводить фабрики и торговлю, менониты освобождались от всяческих податей на 10 лет. Для перевоза колонистов от границы до места проживания давались подводы и кони. По приезду на место давалось 10 коп. на человека в день. В то далекое время можно было за 3 рубля купить корову. Возвращение этих денег должно было произойти через 10 лет. Менониты были освобождены от военной службы.

Летом 1789г. в урочище Хортица менониты образовали первые 8 колоний. В 1803 году появились менониты на берегах Молочной. Лютеран католиков поселили на правом берегу, менонитов — на левом. Первые колонии были основаны менонитами в 1804г. В этих колониях были построены самые лучшие строения на берегу Молочной. Затем были основаны колонии вдоль рек Крушан и Токмак. Вся территория Молоканского округа поделилась на две менонитские волости, насчитывающие 54 колонии. Молоканский округ включал в себя часть земель современного Светлодолинского сельсовета. Главным занятием меннонитов были земледелие и скотоводство. Богатые менониты открывали магазины, мельницы, владели небольшими заводами. Среди них было много умелых ремесленников, которые ремонтировали и изготовляли с\х инвентарь, гужевые возки, предметы бытового назначения. Вслед за менонитами на побережье реки Молочная переселилась община духобор.

Они переселяются по указу русского царя в начале XIX века. Савелий Капустин, возглавлявший секту духоборов, попросил Александра I разрешить им поселиться на землях Новороссии. Царь был очень воспитанным и веротерпимым человеком и позволил духоборам переселиться на молочные воды.

Духоборы создали в Приазовье 9 слобод, с центром в Терпенье. Поселение названо в честь одного из качеств человека, которое они ценили больше всего-терпенье. Секта духоборов отрицала иконы и Библию, они считали, где бы ни был человек — переплывает ли он море, находится он в лесу или степи, бог везде его услышит. Свои псалмы они запечатлели в «Животной книге». В религии духоборов нашла отражение тяга к справедливому обществу. Они были утописты — жили одной общиной.

Но дай людям деньги и власть, и ты поймешь их. Так произошло и с духоборами. Савелий Капустин и его приближенные стали захватывать земельные участки своих соплеменников. Недовольные духоборы восстали, они были жестоко наказаны. Так мечта о справедливом обществе потерпела крах. Духоборы занимались овцеводством, коневодством, содержали полотняные мастерские, быт их был типичным для крестьянской жизни XIX века. Эти сектанты жили во время революционных потрясений. Они часто прятали в своих общинах неугодных царскому правительству людей. Наместник русского царя в Крыму и на Кавказе граф Воронцов предупреждал, что бы духоборы прекратили прятать не — благонадежных элементов, но сектанты не вняли его убеждениям, за что во второй половине XIX века и были выселены на Кавказе.

Духоборы на Кавказе. Обретение новой родины в Канаде.

Первое поселения Духоборов на Кавказе

В то время духоборами правила Лукерья Комикова. После ее смерти духоборы раскололись на две партии: Во главе большой партии бедняков стоял Вергилин. Он был секретарем и одним из приближенных Комиковой.

Малую партию возглавлял Губанов — брат Комиковой. После ее смерти осталось большое наследство — сто тысяч рублей. Вергилин был арестован и отправлен в ссылку. В 1895 году участники великой партии провели антимиллитаристкую демонстрацию, они спалили оружие и военные билеты. Царское правительство ответило разоружением духоборческих семей. Преследование власти заставили духоборов искать лучшей жизни за границей. Русская интеллигенция во главе с Львом Толстым стала собирать деньги на снаряжения пароходов для духоборов. Интересен тот факт, что великий русский писатель Лев Толстой первый свой гонорар за книгу «Воскресенье» отдал для снаряжения транспорта для духоборов.

Новая родина духоборов — Канада

Первые группы духоборов прибыли в Канаду в январе 1899г. Весной все духоборы (две тысячи человек) разместились в иммиграционных домах. Канадские правители выделяли духоборам землю на необжитых местах. Приходилось переселенцам корчевать лес, строить жилье. Первую зиму Духоборы голодали. Мужчины вынуждены были идти на заработки в разные компании, женщины работали на полях. Помимо материальных трудностей у духоборов были конфликты с британским правительством — они отказывались служить в армии, принимать британское подданство и признавать принцип частного владения землей. Для решения конфликтов был создан « Союз духовных громад Христа»

В настоящее время духоборы работают в с\х, лесной промышленности, они профессиональные фермеры, столяры, строители. В семидесятых годах прошлого века краеведы села Терпенье осуществляют контакт с фундаторами села. В 1975 г. Терпенье посетил правнук Вергилина — Иван Вергилин (лидер организации канадских духоборов). В 1977г. в селе Терпенье побывала группа канадских духоборов в составе 30 человек. Они посетили разные исторические места, фотографировались около дуба, на фоне реки Молочная.

Болгарские поселения в Приазовье. Инзов и комиссия по переселению

В начале XIX века Османская империя усилила гнет на подвластные ей народы. Много переселенцев из угнетенных земель нашли новую родину в Приазовье.

XIX век стал продолжением освоения новых земель, выходцами из других стран. Итак: в позапрошлом веке на земли Приазовья переселяются греки, болгары, армяне, народы, бегущие от тирании Османов. В Приазовских степях много болгарских сёл: Ботьево, Гирсовка, Богдановка и др. Болгарская нация зародилась на Балканах. Эта народность неоднородна — первыми на Балканский полуостров переселились фракийцы. В VI — VII век на Балканах появляются славяне. Уже в 632г. н.э. племенной вождь Курбат выводит славянские племена из-под власти тюркских народов, которые, как и фракийцы, уже проживали на Балканах. Смесь народностей происходила в эпоху переселения народов.

Затем болгарское государство, то образовывалось, то распадалось. В XV веке болгары попадают под власть Турции. Со времен Петра русское правительство озабоченно было созданием в степях мощной тыловой базы. Русско — турецкая война 1809 года — российские войска вступают на болгарскую землю. Буджак — Южная Бессарабия, здесь образуется болгарская колония. Из переселенцев создают болгарское земское войско, учреждается Переселенческая комиссия. Ее возглавляет Иван Никитович Инзов — это генерал, знакомый с традициями переселенцев, он дает им твердые гарантии в решении болгарской проблемы. В 1818 году он возглавляет Попечительный комитет о переселенцах южного края, посетил Бессарабию и узнал о нуждах и ожиданиях болгар. В 1819 году болгары приобретают статус иностранных колонистов. В 50-х годах XIX века началась Крымская война, причинами которой были притязания Франции и Британии на первенство доступа к святыням Иерусалима, который был под властью Турции. Это, наряду с претензиями на Крым, возмутило Россию. Но, несмотря на героические действия русской армии, война была проиграна.

По Пражскому трактату Бессарабия отходила к Молдавии. К ней присоединялась и Валахия. В 1859 году Румыния, Молдавия + Валахия, отделяется от Турции. Происходит военный конфликт, проливается кровь, болгары переходят на сторону России. Они посылают представителей к Новороссийскому губернатору Строгонову с просьбой принять их под — руку России. После переселения разгорается конфликт между старыми переселенцами и новыми, прибывшими на наши земли. В результате конфликта возникают новые поселения Царедворовка (Ботьево), Строгановка и другие. На карте Приазовья, появляются поселения, названные в честь представителей Царской фамилии, чиновников, депутатов колонистов. Особо хочется сказать об Инзове.

Инзов (1768 — 1846 гг.)

Уроженец болгарского района предполагают, что он потомок Екатерины II. Фамилии Инзов в реестре русского дворянства нет, «Иначе названный», так переводят ученые эту фамилию. В пользу этой версии говорит и тот факт, что воспитателем его был князь Трубецкой, генерал-губернатор Петербурга. Инзов был очень образованный человек, герой нескольких войн. Он добился, что болгары получили статус переселенцев. После смерти Инзова, болгары попросили Николая I перенести прах соотечественника в Болград, основанный в Бессарабии. На средства болгар возвели на кладбище величественный мавзолей. Он был назван — храмом «Святого Митрофана», в усыпальнице храма хранится прах Инзова.

Традиции болгар

Для отопления жилища и приготовления пищи переселенцы используют комплекс из печи и очага. В оформлении дома большую роль играют домотканые ткани, имелись настенные украшения, подобным образом дом наряжали молодые девушки. Приданное девушки — предметы быта, которые свидетельствуют о мастерстве и работоспособности будущей хозяйки. Табу на выпечку хлеба — беременная женщина считалась нечистой и ее не допускали к выпечке хлеба. Нельзя было вытаскивать хлеб и снова ставить в печку — если в доме есть незамужняя девушка, то она не выйдет замуж или ее будут постоянно возвращать.

Чешские поселения в Мелитопольщине.

После Крымской войны вместо татар и ногайцев на переселение были приглашены чехи. Князь Кочубей ехал Чехию и приглашал их на новые земли. Чехи, которые ехали в Крым, были довольны своей жизнью: обширные, плодородные земли и освобождение от военной службы способствовало нормальной жизни. Чешские переселенцы, которые приезжали в Северный Крым и приазовские степи, жили в крайне сложных условиях: степь, соль и ничего не растет. Переселенцы двигались на новые земли поездами и пешком. Они останавливались на понравившихся местах и образовывали новые поселения.

В 1869 году на землях Мелитопольского уезда образовался Чехоград. В этом селе до революции и В.О.В говорили только на чешском языке. Русские чиновники вынуждены были учить чешский язык. В селе была школа и греко-латинский костел. После революции и гражданской войны костел стал использоваться как культурный. Центр, а затем он стал складом. Пройдя сквозь горнило истории, храм сохранил свои стены, и в 1999г — к 130 — летию села, его отстроили.

Чехоград в начале 20 века

В первой половине XX века в России бушует революция и гражданская война, эти политические потрясения сказываются и на экономике молодого советского государства — голод, разруха терзают общество. В эти тяжёлые годы руку помощи стране Советов протягивает Чехия.

В 1921 году был сильный неурожай, и Чешское государство приглашает соотечественников переехать на историческую родину. В Чехию уехали 16 детей с Чехограда и 78 детей со всего СССР.

Эта страна помогала молодому советскому государству, присылая сахар, муку и др. продукты питания. В Великую Отечественную войну в результате договоренностей советской стороны с эмигрантским правительством Чехии была сформирована чешская освободительная армия, которая внесла весомый вклад в дело разгрома гитлеровцев.

Интересные страницы из истории Чехии

До VII века чехи — христиане. В раннем средневековье на землях Чехии воительница Власта возродила дух былых амазонок, она собрала своих единомышленниц, они жили в замке, захватывали пленных, наводя ужас на окрестные селения. Люди пожаловались герцогу. Он пришел с войском, приказал женщинам сдаться, обещая их отправить в монастырь. Но гордые воительницы погибли в бою, а герцог получил прозвище «победитель женщин». В IX — X веках чехи становятся католиками государство — Великая Моравия. В X веке образуется независимое чешское государство. С XII века — по 60х годы XX века Чехия находится под властью других государств, одно из этих государств было Австро-Венгрия. Во 2 половине XII века часть Чехии становится частью Священной Римской империи, и лишь в 1969 году — чешской республикой.

Караимы

Ученые до сих пор спорят кто же такие караимы. Одна из версий — это кочевые хазары, в 13 веке принимают религию караимизм. Это очень веротерпимая религия. У караимов в обычаях сохранились и след язычеств. Когда рождается ребенок. То ему на третий день моют голову желтком: ибо у каждого народа яйцо символ начала жизни, оберег от нечистой силы. После такого защитного обряда, ребенку дают имя, вернее несколько имен: основное знают только отец с матерью, другие даются от нечистой силы. Караимизм — синтез культурных обрядов кочевников и христиан. Слово «карай» — читать, караимы признают «Библию», Пятикнижие Моисея, согласно этим книгам они устраивают свою жизнь. Караимы считали, что их религия образовалась VIII веке, она гласит: нужно верить в единого Бога, бессмертие души. Этот народ верит в тёх пророков: Моисея, Иисуса Христа и Магомета.

На земле Таврии много памяток истории, одна из них находится под Мордвиновкой.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Загадочная Таврия. История Приазовских степей. Времена меняются, но неизменными остаются любовь и верность, подлость и благородство» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я