Путеводитель по семье – это практическое пособие, посвященное тому, как сделать общение интересным, продуктивным, творческим, легким, взаимным. Подходит для разных возрастов и настроений. В этом издании есть инструкции по созданию собственных игр, интересные примеры того, как можно посмотреть на конфликт с другой стороны, и больше сотни разных заданий, благодаря которым можно узнать о себе и близких много нового.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Перезагрузка отношений. Путеводитель по семье. Захватывающие практики для интересного общения детей и взрослых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Знакомство
Здравствуйте, я — ваш Путеводитель. В отличие от географических собратьев, я являюсь инструментом по созданию карты семьи, в которой вы сможете найти очень много интересного. Мы вместе узнаем разнообразие предпочтений, интересов, желаний и возможностей, научимся находить короткие маршруты к взаимопониманию, принимать вместе решения, уважать ценности каждого и просто проводить время приятно, продуктивно, интересно, весело.
Бумага, цветные фломастеры / ручки, кубик / монета, стикеры — это основной набор материалов, который будет использоваться на каждой встрече.
Чтобы сделать приключение интересней, я предлагаю переименоваться в цвета и подобрать фломастер или ручку соответствующего цвета.
Итак: мы снимаем с себя роли, имена, должности и выбираем, кому какой цвет достается. В конфликтной ситуации появляется кубик (кто выкидывает большее значение, тот и победил) или монета (конфликтующие стороны выбирают «орел» или «решка» и бросают монету — чьей стороной она упала, тот победил). До начала следующего задания цветами еще можно поменяться. Сделайте это прямо сейчас!
Всё, стоп. Насладитесь вашим цветом. Всё путешествие будет связано именно с ним. Можно его использовать в ответах.
Логично будет записать на корочке обложки, кто какой цвет выбрал, чтобы не забыть, или завести папку, куда будут собираться результаты заданий, чтобы вернуться к ним в маршрутах.
Теперь я предлагаю к обсуждению несколько правил, которые важно принять голосованием. Кстати, это один из инструментов принятия совместного решения.
Для этого каждый участник (старше 5 лет) принимает решение о том, какие правила из списка подходят. Поставьте своим цветом напротив правила пометку (»+» — полностью согласен, «=» — не знаю, «-» — категорически не согласен). Обсуждения и прояснения смыслов приветствуются. Действующими будут считаться правила с единогласным одобрением. По мере участия их можно менять, добавлять и исключать. Допускается их корректировать или вписывать свои.
Список возможных правил
• Все участники равноценны.
• Если я вижу несправедливость, я могу об этом сказать.
• Чтобы не перебивать, можно обратить внимание на желание высказаться поднятой рукой.
• Если я устал, могу прикинуться спящим.
• Стоп-слово «свиристель» используется, когда обсуждение кому-то надоело, кажется непродуктивным или конфликтным.
• Есть способ быстрого решения конфликта (кубик/монета).
• Заводим блокнот недовольств, куда можно выписать всё негодование по любому из поводов, встречающихся в процессе. В конце работы с путеводителем все недовольства зачитываются, самые актуальные направляются создателям путеводителя.
• Любое задание может быть заменено на другое, если такое решение будет принято единогласно.
• Если я не хочу сейчас участвовать в процессе, надо нарисовать на стикере черным цветом солнце, приклеить его на лоб и прикинуться спящим.
• У каждой встречи есть организатор, который выбирается в конце предыдущей встречи голосованием или кубиком/монетой.
• Можно полностью отменить предстоящую тему единогласным решением, принятым в ходе голосования, и пропустить все задания по ней.
• Голосовать по одному вопросу можно бесконечное количество раз, убеждая тех или иных участников принять общее мнение.
• Каждый игрок может выполнить задание отдельно от группы и поделиться результатом в удобном ему формате.
• Группа может выгнать одного игрока из выполнения задания единогласным решением, но каждое задание выполняется всей семьей (кроме детей до 5 лет или 3 лет с поддержкой родителей).
• В конце каждой встречи обязательно делиться впечатлениями.
Рекомендую выписать принятые правила или отметить страницу с ними стикером. Правила действуют только для встреч, связанных с путеводителем, если нет единогласного решения о расширении их зоны действия. И сегодня нам предстоит принять еще несколько совместных решений.
Есть несколько вариантов работы со мной.
• С конца — или путешествие по маршрутам. В этом случае стоит обратиться к разделу маршрутов и выбирать по описанию общим голосованием тот маршрут, что нравится больше, а дальше будет описание последовательности организации встреч. Это самый быстрый способ получения совместного результата.
• С начала: это последовательное выполнение заданий по блокам с возможностью замены задания или отказа от темы и перехода к следующей. Самый продуктивный способ работы.
• С любого места, когда выбирается (единогласным решением) наиболее интересующая сейчас тема, затем выбирается другая. Пожалуй, самый эффективный способ использовать ресурсы путеводителя под запрос. Например, организация праздника или решение конфликта.
Я рекомендую выбрать стратегию и следующую тему сейчас, а также решить, кто совершенно точно заглянет на мои страницы до предстоящего мероприятия, подготовит материалы, проведет встречу.
Вообще, читать меня можно любому с того места, с которого хочется. Ведущий обычно зачитывает или пересказывает задание, и это хороший повод задать тон встрече, поддерживать обсуждение и использовать стоп-слово, если беседа перетекла в другое русло. Для детей (от 8 лет) это хороший повод попробовать себя в новой роли организатора в кругу близких, приобретя тем самым очень ценный навык. Поскольку встреч впереди предстоит много, надеюсь, возможность попробовать себя в этой роли будет у всех.
Итак, наша первая встреча подходит к концу. Она была необходима для согласования дальнейших действий и отработки самых простых способов взаимодействия.
Очень рекомендую в конце каждой встречи делиться впечатлениями от происходящего, хотя бы в формате «круто»/«ок»/«фигня». Или отвечать на несколько вопросов — к примеру, таких.
1. Есть ли сейчас интерес к формату путеводителя?
2. Считаете ли вы сегодняшнюю встречу продуктивной?
3. Какое ощущение у вас от сегодняшней встречи?
Эти вопросы в конце каждой встречи ценны тем, что позволяют осознать и присвоить результаты, полученные в ходе выполнения заданий. Результат может быть и в том, что такого рода задания категорически не нравятся — это поможет выбирать для общения другие варианты. Кроме того, вопросы возвращают наше внимание к своим эмоциям, мыслям, чувствам, переключают в реальность. А еще это возможность для каждого обозначить свое личное мнение или состояние.
Если есть желание продолжить работу, смелее переходите к новому заданию. Но если кто-то уже устал, значит, пора на время расстаться — и совсем скоро мы встретимся вновь.
Ну что? Время новой встречи и ведущий уже выбраны? Как часто стоит организовывать такие встречи? Помните, что жестких правил тут нет, однако советую закрепить одно и то же время на неделе, удобное для всех. Если кто-то в отъезде, стоит попробовать онлайн-связь. Любые эксперименты приветствуются.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Перезагрузка отношений. Путеводитель по семье. Захватывающие практики для интересного общения детей и взрослых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других