Книга Т. Н. Братковой «Тайна улыбки Золотой Луны» показывает взаимодействие этнопедагогики, образования, науки в изучении родного и русского языков, роль многодетной семьи в жизни человека на примере жизнедеятельности члена Правления АН СМИ РФ, заслуженного журналиста КЧР, главного редактора газеты «Ногай давысы» («Голос ногайцев») А. Ю. Атуовой. Т. Н. Браткова в книге «Тайна улыбки Золотой Луны» популяризирует историю образования, науки. Книга предназначена для широкого круга читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна улыбки Золотой Луны предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Детство Золотой Луны
Алтынай — Золотая Луна
— Алтынай, девочка наша золотая, доброе утро! Алтынай открыла глаза и увидела улыбающуюся маму.
— Доброе утро, мамочка.
— Солнышко уже встало? Солнышко встает, пора и Золотой Луне вставать.
— Мама, почему вы назвали меня Золотой Луной?
— Когда я увидела тебя первый раз, ты улыбалась так, как сияет в ночи луна. Мы назвали тебя Алтынай — Золотая Луна. Алтынай обняла маму и побежала встречать рассвет. Новая заря расплескалась над Эркин — Юртом. Солнце медленно всходило из — за горизонта. Эльбрус окрасился в нежно — розовый цвет, жемчужным ожерельем переливались вершины Кавказа. Солнце алым шаром выкатилось из — за горизонта в ясную лазурь неба.
— Доброе утро, солнышко, — радостно сказала Алтынай. Солнце сияло золотистыми лучами. Навстречу солнцу повернулись цветы, покрытые алмазной росой. Высоко в небе пели гимн заре жаворонки, кружились ласточки. Радуясь утру, любовалась пробуждением родной земли Алтынай. И столько гармонии, света, радости и любви было в каждом мгновенье рассвета! Таким было раннее утро 1 сентября 1974 года, утро начала школьной жизни Алтынай. Но главную науку в жизни человека — любовь к родной земле и народу, к родному ногайскому языку, традициям, культуре, все, с чего начиналось любовь к великому Отечеству и его многонациональному народу, Алтынай познала с колыбели в родной семье.
Начало всех начал
«Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец».
Алтынай Атуова — младшая дочь главного экономиста совхоза «Эркин — Юртский» Атуова Юнуса Абдул — Маликовича и его жены Рахиме Юсуфовны — бухгалтера Ураковского хлебоприемного пункта, затем воспитателя детского сада «Зернышко», родилась 5 октября 1966 года в ауле Эркин — Юрт Адыге — Хабльского района Карачаево — Черкесской автономной области Ставропольского края. Семья Атуовых стала счастливой колыбелью, началом всех начал для пяти дочерей: Светланы, Эммы, Риммы, Марины, Алтынай. Становление каждой дочери как нравственно здоровой личности начиналось в дружной семье, ставшей фундаментом воспитания высокой нравственности и культуры, формирования человеческого в человеке: способность любить, быть добрыми и внимательными, добросовестными и трудолюбивыми, ответственными и верными, заботливыми и дружелюбными. В семье истоки достоинства детей, их честности, патриотизма, гражданственности, высокой культуры межличностного и межнационального общения, основанной на любви к человеку. Кодекс этики семьи Атуовых был основан на лучших национальных традициях и социальных навыках, которые позволяли каждому члену семьи оставаться самим собой, быть независимым и свободным, развивая дарованные способности и таланты, обретая личную неповторимость и уникальность. На глубинном подсознательном уровне память Алтынай запечатлела образы нежной и заботливой мамы, мужественного, мудрого и строгого отца, ласковых и добрых сестер Светланы, Эммы, Риммы, Марины. Алтынай росла в атмосфере любви, внимания и заботы родных.
Юнус Абдул — Маликович Атуов
Ногайцы уделяют большое внимание родословной рода. Зная историю рода, можно сказать о перспективе развития его представителей. Юнус Атуов был внуком ногайского просветителя Исмаила Атуова и сыном участника Великой Отечественной войны Абдул — Малик Исмаиловича Атуова и Ави Мурзакаевны Алабердовой — Атуовой. Большое значение имело слово его деда Исмаила Атуова для земляков, он учил следовать нравственным законам: — честности, включающую в себя понятие правдивости и надежности, охватывающую мысль, слово, действие; — справедливости, взаимному уважению и любви, — ответственности за все, что дается во временное управление, правильное использованию даров и заботе об их развитии и умножении, Он верил, что человек, усвоивший эти принципы с детства, вознесется на вершину добродетели. Эти принципы стали основополагающими для рода Атуовых. Отец Юнуса Абдул — Малик Исмаилович Атуов родился в 1901 году в ауле Эркин — Юрт, окончив с отличием школу, работал бухгалтером в колхозе. В 1919 году он женился на Ави Алабердовой. В их семье было четверо детей: Юсуф, Юнус, Кокаш и Аминат. В первые дни Великой Отечественной войны Абдул — Малик Атуов ушел на фронт и сражался в боях за освобождение Северного Кавказа, Малой земли, Крыма, где был тяжело ранен. После войны А.-М. Атуов работал финансовым агентом райпотребсоюза. За боевые заслуги и трудовую доблесть он награжден государственными наградами. Юнус родился в 1931 году. Его старший брат Юсуф отлично учился в школе, был секретарем комсомольской организации колхоза имени В. И. Ленина. Семнадцатилетним парнишкой он добровольцем ушел на фронт. В 1943 году в боях за освобождение Северного Кавказа от немецко — фашистских захватчиков он был тяжело ранен, после госпиталя вернулся в Эркин — Юрт, работал зав. током совхоза «Эркин — Юртский». За участие в Великой Отечественной войне и за доблестный труд в мирное время Ю. А. Атуов награжден государственными наградами. Много испытаний выпало на долю Ави Мурзабековны Атуовой. Чтоб воспитать, прокормить четверых детей, она работала, не покладая рук. Когда фашисты оккупировали Эркин — Юрт, люди боялись выходить из домов. Фашисты грабили население. Начался голод. Нечем было топить. Не описать страданий людей на оккупированной территории, они чудом выжили в военную пору. Юнус после войны работал и учился, после окончания школы служил в Советской Армии, затем работал в колхозе и учился заочно в Ставропольском сельскохозяйственном институте. В 1956 году Юнус женился на Рахиме Юсуфовне Огурлиевой. Юнус и Рахиме в школе проявили себя как одаренные ученики, они отлично учились. Но не только отличное знание учебных дисциплин выделяло их среди ровесников. Обладая редким природным умом, они знали и чтили традиции народа. Таким людям свыше даруется мудрость. Унаследовав от родителей национально — своеобразный характер традиций, Юнус во всем следовал заветам предков. Необходимость изучения традиций подчеркивает Президент России В. В. Путин: «Нет ничего более важного в обществе, чем морально — нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Все остальное вторично. В советское время жили по правилам морального кодекса строителя коммунизма. Но если внимательно посмотреть, это очень скромный оттиск с основных положений Библии, Корана, Торы, Талмуда… Человечество ничего другого не изобрело, кроме нравственных и моральных ценностей, изложенных в основных мировых религиях… Наша страна изначально, с первых шагов формировалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Что очень важно». Юнус Абдул — Маликович Атуов был хорошо известен как специалист сельского хозяйства и внештатный корреспондент газеты «Ленин йолы» — «Ногай давысы». Его очерки, аналитические статьи отличались глубоким знанием положения дел в сельском хозяйстве и ценными конструктивными предложениями. Рассказывая о славных делах, трудовых подвигах земляков, Ю. А. — М. Атуов вносил вклад в летопись родного края. Его статьи в газете «Ленин йолы», участие в жизни редакции — свидетельство активной жизненной позиции, любви к родной земле, стремления сделать все возможное для процветания народа и Отечества. Он без труда находил актуальную тему, писал, конструктивно показывая решение вопроса, вдохновляя читателей на добрые дела и трудовые подвиги. Событие дня он видел в духе времени и в неразрывной связи с традицией. Маленькая Алтынай любила наблюдать, как Юнус Абдул — Маликович работает над статьей. Слово отца много значило для девочки. Отец личным примером воспитал в дочери отношение к публицистике, показав ценность печатного слова. Юнус Абдул — Маликович пользовался заслуженным авторитетом в районе. Земляки с любым вопросом обращались к нему, он помогал им делом, советом. Юнус Абдул — Маликович был внимательным и заботливым сыном, любящим мужем и отцом, основательным хозяином. С раннего детства познав цену труда на земле, он унаследовал от родителей любовь к родной земле, трудолюбие, ответственность, национальный экономический уклад. Алтынай Юнусовна вспоминает: «Я помню доброго и мудрого отца, он никогда не повышал голос, мы слушали и уважали его. Нам — дочерям, нельзя было огорчать отца, ведь он был единственным мужчиной в семье. Слово отца было законом». О таких людях, как Юнус и Рахиме Атуовы, говорят: «Где лад, там и клад». Юнус был любящим мужем, воодушевляющим жену, даря ей душевную радость, любовью пробуждал в ней женственность. Это разбудило Рахиме природу материнства, дало ей уверенность, здоровье и силу на рождение и воспитание славных дочерей. Любовь Юнуса к Рахиме — главный источник ее творческой энергии, от которой зависела «погода в доме», тепло родного очага. Юнус умел восхищаться красотой Рахиме, ценить жену, быть верным ей. Так в семье Атуовых созидалась глубина собственного достоинства родителей и детей. Эти качества Юнуса и Рахиме делали обычный дом храмом любви. Двери дома Атуовых были открыты для людей, гостям здесь всегда были рады. Дом — это не только здание, его архитектурно — планировочные решения, стены, двери, окна, крыша. Настоящее чувство отчего дома дает только отец, любящий жену и детей. С любящих и любимых отца и матери, в первую очередь, начинается великое Отечество. Юнус был нравственной опорой жены и детей и, созидая мир духовный, стал для детей «дверью», распахнутой в большую жизнь, «окнами», распахнутыми в богатый событиями и друзьями мир, его любовь была духовной крепостью. Ответственность перед женой и детьми делала его настоящим главой семьи. Его образование, трудолюбие, житейская мудрость стали основой духовного и материального благополучия семьи. Ю. А. — М. Атуов стал для дочерей примером доброй воли, мудрости, мужества, благородства и любви.
Рахиме Юсуфовна Атуова
Под стать Юнусу была Рахиме — любящая жена и мать. Рахиме и Юнус были гордостью школы, отлично учились, принимали активное участие в общественной жизни школы и аула, хорошо знали друг друга. Когда Юнус предложил Рахиме руку и сердце, она не сомневалась в будущем достойном спутнике жизни. «Достойный муж — честь семьи», — считала она и бережно относилась к авторитету мужа, этого же требовала от детей. Ее любовь к мужу и детям стала залогом счастья, здоровья и благополучия семьи. Юнус и Рахиме Атуовы уважительно и почтительно относились к своим родителям, показывая детям достойный пример почитания старших. С древних времен известно, что почитание родителей награждается безболезненным долгожительством и благополучием. Философ И. А. Ильин писал: «Семья есть первый, естественный и священный союз… Человек призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе и научиться в нем первым совестным движениям сердца и человеческого духовного единения». Мир счастливой семьи стал колыбелью жизни Алтынай. Она любила, когда все члены семьи собирались вместе: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Юнус и Рахиме Атуовы заботились о здоровье детей, делая все для того, чтоб дети не знали лишений, которые родители испытали в военном детстве. Рахиме кормила детей грудным молоком, пока они не становились на ножки. Дети питались экологически чистыми, биологически полноценными продуктами, которые вырастили любящие родители. Кавказ славится высокой биологической ценностью продукции сельского хозяйства. Большое значение для здоровья детей имела целительная сила кубанской воды. Взаимные любовь и уважение родителей стали примером, воспитывающим эти чувства в детях. Бережное и внимательное отношение к каждому ребенку позволяло Юнусу и Рахиме благоразумно управлять развитием детей, раскрывать их личностный потенциал, сохранять и одухотворять нравственную свободу ребенка, воодушевляя его. Они знали, что маленького ребенка легко сломать психологически, подавить эмоционально, тогда его таланты не раскроются, он воспримет негативизм и агрессию, как норму, не познав радости, будет завидовать другим, часто впадая в уныние. Его жизненные силы ослабеют, он вырастет несчастным человеком. Дочери Атуовых унаследовали от родителей духовно — нравственные традиции народа. У кавказских народов ценится превыше всего соблюдение обычаев предков. Почитание нравственных законов ценилось выше интеллектуального и физического развития, было важнее материального богатства. В этом заключается секрет сплоченности и долголетия кавказских народов. Передавая детям эталон национального этикета в атмосфере любви, взаимного уважения, добросовестности, трудолюбия, активную жизненную позицию, семья Атуовых росла и укреплялась духовно, становилась сильнее. Каждый член такой семьи духовно богаче и намного сильнее тех, кто не рос в многодетной семье. У детей была развита способность свободного выбора. Управляющей внутренней силой, побуждающей выбрать определенный образ мыслей, действий, привычек, решений, которые принимались, была любовь, она руководила выбором решений и давала силу воплотить эти решения в жизнь. Этика поведения детей соответствовал канонам предков и светскому этикету. В атмосфере взаимной любви и доброжелательности родных ее развитие опережало общепринятые стандарты развития и воспитания детей. В ней рано проявились жажда познания, потребность в новых впечатлениях. Знакомясь с окружающим миром, Алтынай во всем старалась подражать родителям и сестрам, поэтому намного раньше многих ровесников обрела взрослые смыслы жизни и активный образ жизни. Положение отца, его авторитет ко многому обязывал членов семьи. К детям предъявлялись повышенные требования. Но в атмосфере любви это не угнетало, а развивало детей. Алтынай родилась в безупречной с точки зрения нравственности семье, окруженной почетом и уважением земляков. В колыбели малышка научилась важной науке — радоваться жизни и улыбаться, в атмосфере доброжелательного, эмоционально положительного отношения к ней, научилась позитивно относиться к жизни, у нее были хорошо сформированы эмоциональная уравновешенность, чувство защищенности, познавательная активность. Улыбка Алтынай стала зеркальным отражением любви родных, неиссякаемым источником ее жизнерадостности и любви к жизни. Мир Алтынай — общество счастливых людей. Фундаментальная основа мировосприятия жизни Алтынай: любовь — доброжелательность — единство — солидарность. Первое, чему она научилась в жизни — искренне и счастливо улыбаться каждому человеку и любить всех людей, познав важный закон жизни: чем чаще улыбаются в доме, тем крепче, дружнее, счастливее и сильнее семья, чем более родители любят друг друга, тем больше детей в семье, тем ярче свет родного очага. Сила света любви и радости родного очага была так велика, что Алтынай никогда ничего не боялась, не тратила жизненную энергию на страх и неуверенность. Жизнерадостная, жизнеутверждающая, лучезарная и открытая улыбка побеждала всюду и стала визитной карточкой Алтынай Атуовой. Многодетная семья, где родители и дети любят и уважают друг друга, строят свои взаимоотношения на традициях народа и сотрудничестве, является крепкой ячейкой государства — важным звеном национальной самобытности, связывающим поколения и народы. Пример семьи Атуовых показывает, что в таких семьях вырастает во всех отношениях здоровое поколение.
Язык родной земли
«Умрем мы все — бессмертья нет.
Когда ж закроются глаза,
Оставим мы потомкам Слово,
Чтоб озарило их сердца».
Воспитание любви к великой Родине начинается с воспитания любви к родному языку, к родной культуре, к своей семье, к школе, к селению, в котором родился и живет человек. История не знает народа, который не пользовался бы языком — важнейшим средством общения людей и средством познания, позволяющим народу создавать, накапливать, хранить и развивать информацию о народе. Развитие общества невозможно без развития языка. Родное слово — часть нас самих, оно сплетено неразрывными кровными узами. Язык — душа народа, он является одним из главных национальных достоинств народа. Чтоб понять насколько родное слово важно для человека, обратимся к творчеству выдающихся мастеров слова. Один из любимых поэтов Алтынай Атуовой Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, член Союза писателей СССР — Российской Федерации Расул Гамзатов писал:
Родной язык
Всегда во сне нелепо все и странно.
Приснилась мне сегодня смерть моя.
В полдневный зной в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижно я.
Звенит река, бежит неукротимо.
Забытый и ненужный никому,
Я распластался на земле родимой
Пред тем, как стать землею самому.
Я умираю, но никто про это
Не знает и не явится ко мне,
Лишь в вышине орлы клекочут где-то,
И стонут лани где-то в стороне.
И чтобы плакать над моей могилой
О том, что я погиб в расцвете лет
Ни матери, ни друга нет, ни милой,
Чего уж там — и плакальщицы нет.
Так я лежал и умирал в бессилье
И вдруг услышал, как невдалеке
Два человека шли и говорили
На мне родном, аварском языке.
В полдневный зной в долине Дагестана
Я умирал, а люди речь вели
О хитрости какого — то Гасана.
О выходках какого-то Али.
И смутно слыша звук родимой речи,
Я оживал, и наступил тот миг,
Когда я понял, что меня излечит
Не врач, не знахарь, а родной язык.
Кого-то исцеляет от болезней
Другой язык, но мне на нем не петь.
И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть.
Я за него всегда душой болею.
Пусть говорят, что беден мой язык,
Пусть не звучит с трибуны ассамблеи,
Но, мне родной, он для меня велик.
И чтоб понять Махмуда, мой наследник
Ужели прочитает перевод?
Ужели я писатель из последних,
Кто по-аварски пишет и поет?
Я жизнь люблю, люблю я всю планету,
В ней каждый, даже малый уголок,
А более всего Страну Советов,
О ней я по-аварски пел, как мог.
Мне дорог край цветущий и свободный,
От Балтики до Сахалина — весь.
Я за него погибну где угодно,
Но пусть меня зароют в землю здесь!
Чтоб у плиты могильной близ аула
Аварцы вспоминали иногда
Аварским словом земляка Расула —
Преемника Гамзата из Цада.
Для Алтынай любовь к родному языку зародилась в звуках добрых и ласковых слов родных на ногайском языке. Любовь, доброжелательная и доверительная атмосфера семьи стали прочной основой для развивающегося сознания девочки, которая впитывала любовь к языку в неразрывной связи с любовью к жизни. В лоне большой и дружной семьи начало любви Алтынай к родному языку. Большое значение для Алтынай имело слово бабушки Ханум, оно отличалось мудростью и силой, касалось сердца и ума. В зимние вечера бабушка, напоив Алтынай ногайским чаем, рассказывала ей легенды. За окном, в хороводе метели кружились снежинки, мороз рисовал узоры на окнах. Но в бабушкином слове было столько света любви, тепла, добросердечности, что Алтынай забывала о непогоде, слушая бабушку, ее слова и интонации. Интонация — это разговор сердца с сердцем. Если в тоне не будет любви к ребенку, как к части мироздания, любая информация не станет полным знанием. Бабушкин голос для Алтынай был словно музыка к любимой песне. Слово бабушки было поистине родным, предназначенным для представителя рода, у которого есть свой ключ миропонимания, свои особенные духовные законы, мировоззренческие позиции и границы. Это был своеобразный генетический код. И. А. Гончаров писал: «Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Бабушка не знала иностранного языка, не изучала основ разных наук, ее слово было образом нравственности народа, отражением его сил умственных и нравственных, сохраняющихся в устном народном творчестве. Алтынай любила слушать народную поэму «Эдиге» в пересказе бабушки, которая вводила Алтынай в сознательное обладание сокровищами родного языка. Выдающийся русский ученый — лингвист, около четверти века трудившийся на поприще кавказского языкознания, П.К.Услар советовал: «Вы учите сначала ученика — горца грамоте на родном языке, и от него перейдете на русский. Русский язык, как один из самых сильных и богатых из живых языков мира, бесконечно важен для будущности Кавказа». Так учила родной и русский языки Алтынай.
Русский язык — язык братства и дружбы народов
На просторах России живут люди более 130 национальностей. Государственный язык РФ — русский язык. Знание русского языка, его использование в сфере межнационального общения не означает отказа от родного языка, а заставляет глубже осознать его особенности. Академик, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей СССР — РФ, председатель Союза писателей КЧР Л. А. Бекизова, выступая на съезде писателей СССР, сказала: «Слово — душа народа. На черкесском языке „слово“ произносится, как „псалъэ“ — вместилище души. Оно было в начале. Оно Божье, Оно свято, Оно вечно. Мы должны хранить Слово в чистоте. Без русского языка мы можем говорить только между собой. Русский язык помогает нам общаться со всем миром. Русский язык помогает нам показать сокровища нашей литературы всему миру». Х. Б. Байрамукова, произведения которой были переведены на русский язык, затем на иностранные языки и изданы более чем в 50 странах мира, писала: «Я владею русским языком в достаточной степени, чтобы считать его своим вторым родным языком… Русский язык открыл для меня мой родной язык заново, научил видеть его со стороны, лучше узнавать его возможности. В одной из книг я назвала русский язык великим тружеником и интернационалистом… он способствует взаимообогащению, взаимовлиянию языков и литератур народов СССР. Он как мост к дружбе и братству между ними».
Дар слова — врожденная сила человеческой души. Она, как и любая другая сила крепнет и развивается от упражнений. В лоне родной семьи Алтынай училась читать, писать и размышлять на родном и русском языках. Как известно «…великие, но чужие мысли несравненно бесполезнее, хотя маленьких, но своих» для интеллектуального развития ребенка. Алтынай старалась во всем подражать старшим сестрам и получила отличную дошкольную подготовку. Когда сестры делали уроки, она была рядом, от них получала первые уроки по всем предметам, изучаемым в школе. Старшие сестры, занимаясь с ней, делали первые шаги в педагогике. В дальнейшем Светлана — самая старшая сестра, успешно окончив физико — математический факультет Ставропольского педагогического института, преподавала в школе №2 города Черкесска. Эмма успешно окончила Пятигорский педагогический институт иностранных языков, преподавала в школе в Новом Уренгое. Марина, получив специальность театрального режиссера в Краснодарском институте культуры, работает в ауле Терекли — Мектеб, в Дагестане. Римма стала медицинским работником. Юнус и Рахиме Атуовы сделали все для того, чтоб дети знали и любили родную культуру и язык, большое внимание уделяли изучению русского языка и литературы, которые сами хорошо изучили в школе, затем, проверяя подготовку домашнего задания дочерей по литературе, они вновь повторяли произведения любимых русских писателей. О школьниках говорят: «Учимся читать, писать и любить мир». Алтынай училась сначала любить мир, затем — читать и писать. Опыт семьи Атуовых подтверждает древнюю истину: «Без любви все — ничто». Счастье и успехи дочерей Атуовых показывают, что необходимо в первую очередь учить детей любить.
Первые книги
В многодетной семье Атуовых круг чтения детей определялся достойными, благочестивыми, высокообразованными родителями — наследниками духовно — нравственных традиций народа, высокообразованными учителями и образовательным стандартом. Исследования ученых, современная практика показывают, что зародыш ребенка слышит все, что происходит вокруг матери. Таким образом, пятый ребенок семье слышит произведения великих писателей, которые читают вслух дети — школьники. Еще до того, как Алтынай научилась читать, она уже была знакома с произведениями классиков мировой литературы. Алтынай намного раньше ровесников стала получать интенсивное углубленное филологическое образование в кругу семьи. Слушая, как читают сестры, маленькая Алтынай удивлялась, как много они видят в книге. Сестры стали играть с ней в школу, учить Алтынай читать, считать. С ними она учила стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Некрасова и других поэтов, развивая память, осваивая культуру, усваивая большие объемы информации. Ее интеллектуальный кругозор быстро расширялся благодаря развивающейся познавательной активности. Она слушала произведения писателей, гений которых пережил века, потому что они свидетельствуют об истине, о силе духа народа. Обладая развитой эмпатией, она чутко воспринимала духовно — нравственную суть произведения. Призвание писателя — «глаголом жечь сердца людей», будить добро, обличать зло, служить человечеству нравственным маяком, свет которого рассеивает тьму, указывает правильный путь. Книга стала верным мудрым другом и наставником Алтынай. Освоение культуры и наук началось для Алтынай с игры — свободной деятельности, в которой формируются все стороны души: ум, чувства, воля. Игра теряет свое значение, когда перестает быть свободной деятельностью. Алтынай играла в школу увлеченно, получая истинное наслаждение, у нее был простор для творчества. С любовью к чтению рождалась любовь к авторству. Читая стихи А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова о Кавказе, она восхищалась их способностью передавать впечатление о ее родной природе в стихах. В душе рождалось тайное желание делиться красотой родной земли, рассказывать о замечательных людях, красивых традициях, культуре ногайцев. Принудительные школьные занятия не могут открыть дорогу ребенку к такому счастью. Родители, сестры в свободе игры примером внимательного и вдумчивого отношения к творчеству классиков открыли Алтынай счастливую дорогу к знаниям, привили любовь к книге.
Исследуя ступени воспитания и развития Алтынай Атуовой, можно сделать обоснованный вывод: многодетная семья — наследница духовно — нравственных традиций народа, отечественной культуры и образования, является лучшей и богатейшей средой для воспитания и развития просвещенных, достойных граждан Отечества, востребованных на любом поприще деятельности. Как показывает история, младшие дети в таких семьях достигают значительных результатов в любых видах деятельности.
Родная земля
«Счастье — это быть с природой, видеть ее и говорить с ней».
Любовь к родной культуре воспитывалась красотой родной земли, просторами кавказских степей, полей, альпийских лугов, белоснежных алмазных вершин Эльбруса, полноводной Кубани, которая стала для Алтынай рекой обретения мужества, силы, ловкости и здоровья. Название реки в течение времени видоизменялось: Къобхан — Кобан — Кубан — Губань — Кубань. Смысловое значение приведённых вариантов сохранилось, и означает «быстрый, бурливый, разливающийся». Предполагают, что название возникло от половецкого Куман, от древнетюркского, означающего «река» или «поток». По другим данным название реки Кубань произошло от древнегреческого Гопанис (Гипанис) — «конская река», в смысле — «стремительная, сильная река», за историю человечества у реки было около трехсот имен: Кобан, Ковбань, Кубан, Къвбина, Губань. Дом Атуовых стоял на берегу Кубани. Самые красивые цветы для Алтынай росли на другом берегу Кубани, и Алтынай с сестрами и подругами Фатимой Мхце, Софьей Керейтовой, Наташей Бескоровайной, Риммой Кукоевой смело переплывали реку в любую погоду. Словно в награду за победу на том берегу их ждал мир сказочной природы: могучие деревья, кустарники калины, шиповника, облепихи, ежевики. Из красивых цветов девочки плели венки. Потом загорали на разноцветной гальке — осколочках горных пород. Купаясь в водах Кубани, играя в разные подвижные игры на берегу реки со старшими детьми, их друзьями, Алтынай выросла сильной, ловкой и закаленной. Народный писатель КЧР М. Киримов в стихотворении «Кубань родная» писал:
«…Мне так хорошо
В объятьях реки.
Кровь в венах гоня,
Резвится волна.
Как в люльке, меня
Качает она.
Вода в ней, как мёд,
Я пью — не напьюсь.
И в каждый приход
Сильней становлюсь.
Пусть завтра судьба
И крутит, и бьет,
Как мама, Кубань
Вновь мне силы дает».
Во время таяния ледников уровень воды в реке поднимался, и Кубань несла тайны древней земли: горные породы с окаменевшими листьями древних растений, обломки известняка — ракушечника, аммониты мезозойских отложений, раковины моллюсков, населявших древние моря, окаменевшие остатки растений и животных, населявших эту землю тысячи и миллионы лет назад. Эти находки на берегу реки были «записками» древних времен, по которым можно было читать живую историю Земли. Алтынай увлеклась краеведением. Рассматривая образцы полезных ископаемых на берегу Кубани, она пыталась прочесть богатейшую геологическую историю родного края, насчитывающую миллиарды лет. «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при помощи которых говорит и чувствует», — писал Иоанн Гете. Много рассказала Кубань Алтынай об истории Кавказа. Леонардо да Винчи писал: «Когда вы опускаете руку в текучий поток, вы касаетесь прошлого для тех, кто выше по течению, и будущего для тех, кто живет ниже». Реки украшают землю, поят её живительной влагой, изменяя лик Земли. Кубань — труженица, словно добрая мать, собирает к себе многочисленные горные реки и ручейки и бережно несет их воды в Азов. Через русло Кубани у аула Эркин — Юрт каждую секунду проходит около 100 кубометров воды. Краевед Н. Гниловской писал: «За час Кубань в этом месте пропускает через свое русло как бы по 10800, а за сутки по 172800 большегрузных цистерн. Если бы из них сформировать поезда по 50 цистерн каждый, то за сутки по Кубани должно было бы пройти в одном направлении 3456 поездов — по одному поезду каждые 25 секунд. Кубань повышает свой уровень воды в летнее время, в июне, в июле, когда в горах тают снега и ледники. В это время она может сносить мосты, разрушать берега, нести много выкорчеванных деревьев. Цвет воды в Кубани в это время бурый. В начале осени Кубань успокаивается. Ее бирюзовые воды полны разной рыбы, она несет жизнь многочисленным животным, птицам, пресмыкающимся, обитающим на ее берегах, утопающих в цветах с ранней весны и до поздней осени. Кубань — кормилица, орошаемые её водой поля, огороды дают щедрый и богатый экологически чистый, биологически полноценный урожай самых разнообразных сельскохозяйственных культур. На берегах Кубани растут калина, шиповник, боярышник, бузина, облепиха, дикие груши яблоки, грибы. Каждое речное и прибрежное растение, каждый вид рыбы, животных, пресмыкающихся — это история борьбы за выживание.
Заповедные берега Кубани были всегда настоящим парком птиц. В дельте Кубани гнездились дикие гуси и утки, над Кубанью летели на юг лебеди, журавли, цапли. Над древними курганами кружили орлы, соколы, коршуны. До нашей эры встречалось название реки Антикитес (обильная рыбой). В Кубани обитало более 100 видов рыбы: форель, рыбец, кубанский усач, кавказский голавль, лещ, жерех, окунь, сазан, шемая, толстолобик, тарань, судак, сом, бычок, краснопёрка, карась, чехонь, и другие.
Двоюродный брат Алтынай Мурат Кумуков был заядлым рыбаком, он научил Алтынай ловить рыбу. Рыбная ловля стала одним из её любимых видов досуга. Зимой на Кубани дети устраивали каток. Коньки были только у Наташи Бескоровайной. Дети выстраивались в длинную очередь за коньками, терпеливо ждали своей очереди. Зато сколько удовольствия получали они, кружась на коньках по льду! Позже, когда в Невинномысске открыли каток, Алтынай и Наташа ездили на каток в Невинномысск. Фигурное катание стало одним из любимых видов спорта Алтынай. Простор и красота родной земли, белоснежные кавказские вершины на горизонте, разнотравье лугов, буйное цветение полевых цветов летом, золотые поля пшеницы осенью, бескрайняя снежная горная страна, сияющая на солнце зимой — все это радовало Алтынай и давало богатейший материал для развития её эстетического чувства, наблюдательности и воображения.
«А воля, а простор, а прекрасные окрестности, разве не были нашими воспитателями, — писал К.Д.Ушинский, — Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать педагогу».
Понимание красоты и необходимости беречь родную природу Алтынай впитывала с молоком матери. Бережное отношение к природе, сотрудничество с природой родного края воспитывались в работе на огороде, в уходе за домашними животными. Общим любимцем детей был забавный рыженький щенок Рудик, который всюду следовал за девочками. Но однажды он пропал. Алтынай горько плакала, долго искала любимца, но не нашла. Психологи уделяют большое внимание общению детей с животными, называя это зоотерапией. Современные педагоги, психологи, медики в ситуациях, когда традиционные методы не приносят результата, рекомендуют использовать зоотерапию. Изменения и позитивные моменты, происходящие в результате взаимодействия человека и животных подчас эффективнее традиционных методов. Как подчеркивают ученые, терапевтические эффекты достигаются путем наблюдения и ухода за животными. Электроэнцефалографические данные, полученные в ходе зоотерапии, показывают, что ритмы мозга значительно замедляются, снижается доминирующая ЭЭГ частота, возникает альфа — ритм и тетра — ритм, а также происходит синхронизация электрической активности обеих полушарий, все это свидетельствует о снижении общего уровня возбуждения центральной нервной системы и общей релаксации организма. Психоиммунологические исследования показывают, что замедленным ритмам ЭКГ и синхронизации активности обоих полушарий соответствует продуцирование эндорфинов — гормонов, ответственных за хорошее настроение и самочувствие. Как известно, любые сильные положительные эмоции и действенная психотерапия всегда приводят к появлению эндорфинов в головном мозге. В результате общения с животными дети становятся добрее, спокойнее, более общительными, у них повышается фон настроения, уменьшаются страхи, исчезают агрессивные настроения, появляются творческие задатки. Вот какое важное значение имело для Алтынай общение с нашими «младшими братьями». Современным городским детям очень не хватает такого общения. Большой популярностью пользуются зоопарки, парки птиц, в которых наряду с птицами есть мини — фермы, где городские детки с радостью общаются с домашними животными, получая заряд радости и бодрости.
Жизнь подарила Алтынай удивительный мир богатой и щедрой природы: величественный Эльбрус, синие горы Кавказа, золотые нивы полей, разноцветные ковры лугов, сады, живой мир рек, птиц и камней. Живописные ландшафты учили ее любить и беречь природу. Любить природу — любить родину, в любви к малой родине берет начало любовь к великому Отечеству.
Мир1 держится на бабушках
«Блажен, кто в старческие годы
Всю свежесть духа сохранил.
В ком испытанья и невзгоды
Не умертвили духа сил».
Слово «мир» имеет много значений. Миром называют совокупность форм материи в земном и космическом пространстве, говоря о происхождении мира. Когда речь идет об отдельной части вселенной, планетах, также говорят: «Звездный мир». Рассказывают об общем деле: «Сделано всем миром», т. е. коллективно. Слово «мир» употребляется во многих фразеологизмах. Например: «мир тесен», «перевернуть весь мир», «малые мира сего», «сильные мира сего». Но когда речь идет о наших дорогих бабушках — мамах наших родителей, с которых начинается наш личный мир, формируются начала нашего мировоззрения, то имеется в виду особенный жизнеутверждающий и оберегающий нас бабушкин мир, в котором все фразеологизмы имеют обратное значение, в корне меняется их смысловое содержание. Например, мы говорим: «сильные мира сего», имея в виду людей, занимающих высокое общественное положение, а «малые мира сего» — люди, занимающие незначительное общественное положение. А в жизни все наоборот: сильные мира сего — наши бабушки. Они чудом выжили в трудную военную пору, перенесли зверства оккупантов, восстанавливали разрушенное народное хозяйство, вместо лошадей впрягались в плуг, чтоб вспахать и возродить затоптанную беженцами, бойцами, задавленную гусеницами танков, израненную окопами и взрывами, политую кровью и потом кормилицу — землю. Днем и ночью трудились они без устали, думая только о том, как победить фашизм, накормить страну, восстановить разрушенное врагом народное хозяйство, вырастить детей. Мир, завоеванный ценой около 30 млн. жизней наших соотечественников, завоеван не только воинами, среди которых наши деды, родные. Победа на фронте ковалась в тылу стариками, женщинами, детьми, проводившими мужчин на фронт, оставшимися в окуппации, обладавшими мужеством, самоотверженностью. М. Киримов в стихотворении «Вера в Победу!» писал: Война отняла наших добрых отцов, Огнём опалив наше детство, Как тяжко под ветхой одежкой мальцов Голодное билось сердце! А юность была ожиданий полна, Её не сломили беды: Мы верили — близко уже весна, Несущая счастье победы!..» Мир завоеван и нашими бабушками. Они знают цену мира, берегут его своими особенными средствами: верой, надеждой, любовью, кротостью и смирением, самоотверженностью, неутомимым трудолюбием. Мир держится на бабушках. Вспомним добрым словом наших бабушек. Мир праху их. Бабушка Алтынай по линии мамы Огурлиева Ханум Харуновна прожила 94 года. Благополучную старость называют наградой. Её муж Юсуф Огурлиев погиб, сражаясь за независимость Родины в Великую Отечественную войну. Оставшись вдовой, она с Божией помощью подняла дочь, досмотрела стареньких родителей, работала днем и ночью в колхозе и дома, не покладая рук. Она была сильной, мудрой и доброй женщиной. Её актуальный опыт долгожительства в условиях демографического кризиса показывает, что человек в 90 лет может быть умственно и духовно моложе, чем многие другие в 30. Умственные способности могут все более расти и набирать остроту и ясность. Дерево держат корни, а человека верность родной земле, народу, традициям, языку, чистота сердца, неутомимое трудолюбие.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна улыбки Золотой Луны предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других