Есть много рассуждений на тему причин войн. Ряд авторов ссылается на социально-экономические предпосылки. Однако это причина или следствие? А может быть, лишь оправдание? Попытки успокоить свою или чужую совесть, голос разума и сердца других?Каковы же внутренние причины войн? Может быть, они главные?Готовы ли люди Земли о них хотя бы почитать?А может быть, готовы искренне признать?И тогда новый вопрос: что готовы или не готовы сделать дальше?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внутренние причины войн. Без оправданий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Жадность
У нее много разных имен даже в рамках одного языка.
Алчность, корысть, ненасытность. Все они верны. И все это является причиной войн в разных масштабах — от нескольких человек до нескольких миллиардов.
Мы привыкли называть войной масштабные действия. Однако война случается и в гораздо меньших масштабах, для нее достаточно всего двух человек. Для нее достаточно даже одного человека. Война может идти не только снаружи с кем-то, но и внутри. А одна из причин — жадность, ненасытность.
У человека что-то есть, но ему этого мало. Нужно еще. Нужно больше, чем достаточно. Нужно больше, чем в избытке. Нужно больше, чем в изобилии. Нужно еще и еще. Есть два яблока… Есть уже двадцать. Есть уже двести… Уже есть пятьсот. Но хочется еще и еще. Есть один алмаз, хочется два. Хочется двадцать два. Хочется двести. Хочется пятьсот. Есть один миллион, но хочется два, хочется десять, хочется пятьсот, хочется миллиард… Хочется, хочется, хочется. И человек отправляется в бесконечную гонку за своим «хочется», за своим желанием. Он уже не властен над собой. Жадность — ему хозяйка. Алчность — его госпожа. Ненасытность — его властительница. Ради них он шаг за шагом будет готов на все, потому что он их покорный раб, верный слуга. Он потерял свою свободу, свою независимость. Он готов следовать за своими желаниями «еще и еще», ни на что невзирая. Предать, украсть, отобрать, сделать людей рабами или их убить. Что такое счастье другого человека или человеческая жизнь, если на кону стоит очередной алмаз или другой драгоценный камень? Танкер нефти или кубометры газа, тонны другого ресурса? Километры территорий, особенно если они плодородны? Та или иная денежная сумма? Должность, которая сулит больший доход или доступ к еще большим ресурсам и возможностям? Что такое человеческая жизнь, если найдено оправдание ее порабощению или уничтожению? И неважно, как оно будет звучать — какими социальными, экономическими или религиозными лозунгами это будет прикрыто. История человечества знает немало примеров.
Поклонники жадности изобретательны в своих оправданиях — в ход пойдут даже самые «благородные» мотивы. Но однажды наступает такой момент, когда оправдания для себя такому человеку уже не нужны. Они ему нужны, чтоб продолжать убеждать других людей следовать за собой. И однажды наступит такой момент, когда и его последователям не будут нужны оправдания. Потому что все действительно ценное будет шаг за шагом забыто и разрушено. Жадность будет требовать от них все новых и новых жертв во имя своей ненасытности. Осознают ли они свое рабство? Осознают ли они, чему подчиняются? Осознают ли масштаб жертв по их воле в погоне за удовлетворением своей жадности?
Чем больше человек подчиняется жадности, тем дальше он отдаляется от своей души.
И если у такого человека в руках оказывается власть (от рождения или приобретенная), то он поставит и ее на «службу» своей жадности.
Чем больше человек следует за жадностью, тем становится все меньше и меньше возможностей и шансов ее удовлетворить. Есть только один путь вырваться из ее цепких лап… Отказ от нее, непривязанность, что невозможно без осознания ее разрушительных последствий для мира и для самого человека. Да, человек, которым овладела жадность, страдает. Причем в первую очередь страдает именно он. Постоянная неудовлетворенность, постоянная гонка, постоянное чувство «мало и мало», постоянная жажда еще и еще. Облегчение наступает лишь на короткое время, и снова овладевает жажда. Жадность как соленая вода. Чем больше пьешь, тем больше хочется пить. Чем больше следуешь за нею, тем большим рабом становишься. Нарушаются баланс, равновесие. В итоге человек разрушает сам себя — свою личность, свою душу. Все то зло, которое он создал своей жадностью, дополнительными «камнями» заваливает его. Чем больше жертв по вине его жадности, тем больше камней. Но он этого не понимает. Потому что находится в иллюзии «благополучия» — у него столько дорогих и ценных вещей, столько заискивающих людей, готовых исполнить его волю, потому что они подчиняются тому же, что и он, — жадности… Поэтому гора из камней, которая закрыла человека, его душу, прибывает и прибывает. У кого-то это становится самыми высокими горами. Выбраться из-под такой горы камней очень тяжело. Это будет огромный труд. Привязанность к желаниям (в данном случае из жадности) приводит к страданиям.
Сколько политиков, сколько бизнесменов подвержено жадности. Сколько людей, которые свои таланты поставили вместо службы совершенству, развитию, обществу или Всевышнему (его имен и образов множество) на подчинение жадности. А ведь они влияют на судьбы огромного количества людей.
Вопрос в итоге не в том, что ты сделал созидательного. Вопрос в том, сколько ты заработал денег, сколько у тебя есть домов, машин, самолетов яхт и за сколько. Посмотрите вокруг: мы слишком часто хвастаемся результатами своей жадности. А не результатами созидания.
Войны происходят из чьей-то жадности, ненасытности, алчности. Но как мало людей это осознавали в начале таких войн, в процессе войны и после? Как мало людей понимают, из-за чего они воюют и за что на самом деле?
Рабам жадности все равно, кто в той или иной форме будет страдать и погибнет. Свои или «чужие». У них нет сострадания ни к тем, ни к другим. Потому что если бы было хоть немного сострадания хоть к кому-то, то он бы пусть ненадолго, но задумался о причинах и последствиях своих желаний и действий. Но сострадания даже в малой степени нет. Зато есть много жадности. И это единственное, что у такого человека на самом деле есть. Все его богатства, независимо от их формы, носят временный характер. Да, что-то из его богатств проживет дольше, чем он. Но даже в этом случае он их не возьмет с собой на тот свет. Ему ничего из того, чем он обладает, не принадлежит. Обладание — это иллюзия, которую показать может что угодно, но в любом случае рано или поздно обязательно покажет смерть. Столько усилий, столько энергии, столько напрасных жертв, столько разрушений, столько войн… Ради иллюзии, ради по факту мимолетного удовлетворения.
Жадность одних и невежество других приводят к катастрофическим последствиям для всех.
Жадность не имеет никакого отношения к таланту, который приносит доход или позволяет таланту зарабатывать. Это разные вещи. Абсолютно разные вещи. Потому что человек, у которого есть талант, доход, но нет жадности, не привязан к жадности и ее плодам. Он легко может отказаться, расстаться с этими доходами или накоплениями, пережить их потерю. Именно поэтому он своими талантами и доходами служит высочайшим ценностям, и его поступки отличаются благородством. Именно поэтому он может направить свои доходы на что-то созидательное, ценное для общества, для той территории, на которой он живет, для этой планеты. Ведь в мире есть много чего, что можно созидать, улучшать, развивать. Школы, больницы, искусство, таланты, наука. Экологичная утилизация мусора, в конце концов. Было бы желание найти полезное дело. Дел полно. Он принимает это (доходы) как результат своей деятельности, но при этом свободен от результата своей деятельности. Поэтому может направить их в созидательное русло (движение), а не «заморозить» в излишестве шуб, украшений, домов, яхт, самолетов и пр. Но как много таких людей? Свободных от жадности людей. Людей, внутри которых есть достаточность, разумность и равновесие, баланс… Людей, которым не ради чего воевать с кем-то…
Тогда появляется достаточность. Это понимание достаточности. Это ощущение достаточности. Это не ограничение, не отречение, не отказ, но это и не привязанность, не жажда, не чрезмерность. Это тонкая грань, которую не так легко найти и не так легко ухватиться за нее. Она может ускользать. Но найти ее возможно, это не так сложно. Это не голод, но и не обжорство. Это не холод, но и не жара. Это не один или ноль, но и не много или бесконечность. Так сколько же? Какая она — достаточность? Зачем она? Какая достаточность именно для вас? Ведь у каждого она будет своя. Достаточность сложно навязать, к ней сложно принудить, обязать, заставить и пр. — она не снаружи, она внутри человека. Хотя такие попытки в истории человечества были. Так бывает… Порой людей шатает из крайности в крайность — от неуемной жадности до жесткого регламентирования и отказа даже от элементарных нужных вещей. И это в истории есть.
И есть еще вопросы: на что вы готовы пойти ради жадности? А на что вы не готовы пойти? Жадность важней всего остального или есть еще что-то важное, кроме жадности? От чего не готовы отказаться и что это что-то? Какую глубинную ценность это имеет или не имеет? Для достаточности нужен в том числе разум, а еще лучше сознание.
Самодостаточность. Это не гордыня, не тщеславие, не что-то другое. Это чувство, когда меня достаточно. Все, что нужно, уже есть внутри. Тогда не будет потребления других, снаружи. Тогда будет чувство полноты и покоя. Само достаточно. Достаточно само. Меня достаточно. Достаточно меня. У меня достаточно. Достаточно у меня.
Это не про то, что никто не нужен (как говорят в сердцах, «обойдусь без тебя/вас»), потому что за этим стоят обида, злость, разочарование или еще что-то. Это про то, что, если хочешь пойти в кафе, тебе никто не нужен. Ты легко можешь сделать это сам. Тебя уже достаточно. Но если будет компания — это тоже будет здорово. Чего точно не будет при таком отношении, так это манипуляции по отношению к себе и другому — я не могу пойти в кафе без тебя. Аналогично, если вы хотите заняться каким-то делом. Вас уже достаточно. Хотите заняться бегом — вам достаточно только вас. Хотите заняться медитацией — вам достаточно только вас! Хотите преодолеть препятствие — вам достаточно только вас! Все, что нужно, внутри вас уже есть. Остальное — дело техники или действий. Желательно из разума, а еще лучше из сознания.
Для того чтоб прожить эту жизнь, тебя уже достаточно! Для того чтоб прожить твою жизнь, тебя уже более чем достаточно. Но если будет компания в проживании — это тоже будет здорово. Чего точно не будет при таком отношении, так это манипуляции по отношению к себе и другому — я не могу прожить эту жизнь без тебя.
Любовь не там, где вы не можете без другого/другой. Это зависимость. Любовь там, где вы можете без другого/другой. Просто с ним/с ней здорово. Вот здесь и появляется реальная ценность другого/другой. Потому что вы его/ее начали видеть. Видеть другого человека, а не свои хочу! Видеть другого человека по-настоящему, а не свою жадность в том или ином виде. И чувствовать единство не тел, а душ в первую очередь. Теперь можно понять, интересно ли именно вам именно с ним. Потому что теперь есть интерес не к своим желаниям, а к тому, кто он или она. Какой он или какая она?
Из этого состояния может прийти любовь к другому. Это совершенно другое качество любви. Потому что другой есть и нужен теперь не для потребности (жадности) чего-то, другой теперь есть из любви… В жадности есть желание, потому что не хватает, потому что мало, в жадности нет любви. Нет любви к деньгам, есть желание, жадность. Нет любви к людям, есть желание, жадность. Страсть, привязанность. Отождествление и с привязанностью, и с плодами жадности — деньгами, статусами, имуществом. Человек думает, что он — это его дом, его машина, его яхта. Но если все это убрать у него, то что останется? Кто он без этого? Это не только вопрос того, что человек не сможет забрать это все на тот свет. Это еще и вопрос о том, помнит ли он, кто он. Он не вещь, которой обладает… Он не вещь, которой обладает вещь… Потому что если человек отождествился, привязался к машине, это значит, что машина им обладает, а не он ей.
Это не значит, что не нужен хороший дом или квартира, прочие нужные, полезные и в том числе красивые вещи. Вопрос их количества, вопрос привязанности к ним и отождествления с ними. Вопрос, на что человек пойдет и не пойдет ради этого. Когда есть фокус на себя и то, что у тебя есть, и намерение подумать, как это может пригодиться, как это можно использовать, то нет необходимости, потребности забирать что-то у кого-то, забирая при этом еще и его жизнь (а жадность весьма часто именно этим и занимается). Это верно для разных масштабов. Например, не надо человеку воровать у кого-то идеи (если придумал, как украсть идею, то точно сможешь придумать и саму идею) или забирать должность (есть другие — созидательные пути). Не надо одному народу по отношению к другому что-либо забирать, воровать, грабить, уничтожать. Все, что нужно, уже есть. Нужно лишь включить разум (а вот с этим у человечества реально проблемы), присмотреться к тому, что есть, и понять, как это можно применить, использовать, как создать ценность для взаимовыгодного обмена с другими.
Достаточность… Что она может дать? Кроме свободы от жадности и связанных с нею страданий.
Любовь рождается из внутренней достаточности, любовь рождается из внутреннего изобилия.
Глубинные смыслы и ценности появляются тогда, когда уходит жадность. Потому что с уходом жадности и появлением достаточности приходят в том числе внутренний покой, баланс, гармония. Из этого состояния легко задуматься о смысле и ценностях и найти нужные ответы, если они еще будут для чего-то нужны. Ведь достаточности даже это может быть не нужно. Просто поток. Просто есть. Есть. Просто.
Достаточность… Интересное слово… Интересное понятие и интересное состояние.
Многие люди проводят много времени в гонке: соревнуются с другими в успехе успешном по тому или иному критерию, соревнуются сами с собой по тому или иному критерию, то есть находятся в охоте за еще большими деньгами, машинами, украшениями, любовниками — любовницами, статусами, регалиями и пр.
Гонка изматывает, неважно, по какому она принципу: как можно больше славы, друзей, секса, квартир, денег, власти… Гонка из-за жадности — это война. Война с другими и с самим собой. А внутренняя война создает внешнюю. За любой внешней войной стоит внутренняя война.
Достаточность приносит покой.
Достаточность дает возможность включить разум и сознание.
Достаточность дает остановку и поэтому приносит глубину покоя.
Достаточность позволяет задуматься о том, а что же на самом деле важно…
Достаточность дает возможность начать жить.
Достаточность приносит ценность жизни и мир.
Достаточно дает бережность и заботу о себе и о том, что или кто окружает.
Достаточно.
МОЖЕТ, ИМЕННО ЭТО ЗОВЕТСЯ СУДЬБОЙ?
Бесконечные цепи желаний, снова желаний…
Страсти, страсти, страсть и страстишки…
Водовороты совсем неизящных страданий…
Но об этом так много написано в книжках.
Страхи, болезни, болезни и страхи…
Многочисленность странных мыслей.
Сомнений, волнений, тревог все новые взмахи…
Разговоры о главном где-то затихли…
Мечты и фантазии, иллюзий постоянные вспышки,
Суетливых сражений перечень в списках.
Так и проходят жизни-малышки,
Друг друга сменяя в причудливых визгах.
Свобода так рядом, свобода так близко —
Нет смысла в том, что не имеет смысла.
Ясности россыпи, чистоты брызги —
Прозрачность с простотой в ожиданье зависли…
…
Наклонись-поклонись, сделав лишь шаг.
Улыбнись, поразмыслив, сделай второй.
К сознанью домой, был не один знак.
Может быть, именно это зовется судьбой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внутренние причины войн. Без оправданий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других