В сборнике представлен выборочный поэтический пересказ библейских преданий, выполненный по Ветхому Завету Библии
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из библейских преданий» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В сборнике представлен выборочный поэтический пересказ библейских преданий, выполненный по Ветхому Завету Библии. Разбивка на стихи и их нумерация — условные от автора пересказа
***
Стих 1
Не сразу Мир наш получился —
В пространстве Дух один носился.
Свет с тьмою вперемешку был,
Бог в первый день их разделил.
Второй день — твердь с землёю делит,
Пока ж землёй вода владеет.
На третий день собрал все воды —
Моря есть, сушь, зелёны всходы.
В четвёртый день создал светила,
Луну и солнце, звёзды — мило.
В день пятый — гадов, рыб в воде,
На небе — птиц, летят везде.
В шестой из праха, из земли —
Создал других, чтоб жить могли.
Скотов создал и человека —
Подобье божье и утеха.
Мужчина, женщина — чтоб править,
Владыки Мира, что лукавить.
Для пищи всем — трава, плоды,
И нет пока беды-нужды.
Седьмой день — можно отдохнуть,
Ведь труд закончен, Миру — в путь.
Стих 2
Для человека — сад в Эдеме,
Что на востоке, кто не в теме.
Как Рай мы знаем этот сад,
Там оказаться каждый рад.
Два дерева посередине,
Плод с одного — и вечен в Мире.
Другое дерево познанья —
«Добро и зло в чём» указанья.
Четыре там реки' текут,
Ефрат и Тигр две зовут.
Тот сад Эдемский, или Рай,
Бог — человеку: «Не страдай.
Но только дерева не трогай,
Где до познания дорога».
Животных — в помощь человеку,
Тот их назвал, что было к спеху.
Подобного себе он хочет,
Бог дал жену — ребро источит.
С тех пор и знает человек:
«Не мать-отец, жена — навек».
Им хорошо жилось в саду —
Там радость и еду найду.
Адам, так человека звали,
С женою на'ги, стыд не знали.
В саду Змей хитрый тоже жил,
К жене с советом приступил.
«С познанья древа плод отведать,
Как боги зло-добро чтоб ведать».
Жена плод съела, мужу — плод,
Познали — голый что живот.
От Бога прячутся в саду,
Но Бог всё понял на беду.
Всем наказание Бог дал.
Для Змея — ползать вечно стал.
Мужчина — от трудов устанет,
Жена — рожать при боли станет.
Адам не будет вечно жить —
Забыл плод жизни он вкусить.
Теперь хлеб в поте добывая,
Уйти им в прах — судьба такая.
Адам, жена, что Евой звать,
Должны и сад тот покидать.
Чтоб голым человек не был,
Одеждой кожаной покрыл.
Восточный выход есть из сада,
Там Херувим с мечом — преграда.
И к древу жизни не добраться,
Меч пламенеет — всем бояться.
***
Стих 3
Начался человеков род,
Познали много те незгод.
Два сына есть в семье Адама,
Они известны — это драма.
Трудился в поле Каин-сын,
Со стадом Авель-нелюдим.
Приносят жертву они Богу,
Всё, что имели, понемногу.
От Авеля Бог жертву примет,
От Каина плоды — отринет.
Обиделся брат Каин очень,
Для Авеля он смерти хочет.
И Каин убивает брата,
От Бога ждёт его расплата.
Изгнанник Каин стал теперь,
Любая впредь закрыта дверь.
Убить же Каина нельзя —
Семи коленам месть, друзья.
Но Еве Бог в беде поможет —
И семя сына Сифа вложит.
Лет девятьсот Адам тот про'жил,
Сынов и дочерей итожил.
Все жили очень много лет,
Мафусаил — старейший дед.
Родил он Ламеха, тот Ноя —
В другой главе найдём героя.
Ной жил шестьсот примерно лет,
Сыны: Сим, Хам и Иафет.
Среди людей есть исполины,
О них потом пойдут былины.
Решил Бог — возраст очень долог:
Сто двадцать лет — задерни полог.
***
Стих 4
На Мир, что со'здал, Бог смотрел —
Ведь светлым был, но потемнел.
И зло, и грех в нём процветают,
Свой путь земной все извращают.
«Всё уничтожу» — решил Бог,
В творенье Мира опыт плох.
Но Ноя Бог жалел средь всех,
Тот — праведник, не ведал грех.
Ковчег велел он Ною строить,
Семь дней дал судно обустроить.
Ной судно быстро конопатит,
Семью берёт, всем места хватит.
Бог разрешил взять скот и птицу,
По паре каждой — пригодится.
Еду в ковчег тот погрузили
И потихонечку отплыли.
Открыл Бог окна в небесах
И начался' вселенский страх.
Дождь сорок дней-ночей хлестал,
На суше жил кто, жить не стал.
Все горы скрылись под водой,
Ковчег качался у одной.
Где Арарат(1), ковчег стоял,
Все знают — пик совсем не мал.
Сто пятьдесят дней пролетело,
Закрыл Бог окна — всё мелело.
Пик показался над водой,
Решил узнать Ной, что с землёй.
Он ворона вперёд отправил,
Вернулся — голод всё ж заставил.
Потом Ной голубя пускает,
Назад его Ной принимает.
Второй раз — с веткой появился,
На третий раз — не возвратился.
Два месяца терзали душу
И Бог велел идти на сушу.
Все рады, жертву Ной сжигает,
Кто жертвой был, никто не знает.
Богу принял жертву: «Не забуду
И впредь я проклинать не буду.
Не виноваты земли эти,
Зло от людей, они же — дети.
Навечно — время сеять-жать,
Зной-холод, день и ночь видать».
__________
(1) Арарат — гора на территории современной Армении
***
Стих 5
Сказал Бог Ною: «Размножайтесь,
На землях этих расселяйтесь».
Дал люду власть над прочим Бог,
Чтоб пропитаться этим смог.
Что движется в воде, по суше,
И зелень — в пищу, но не души.
«Не есть друг друга, человеки —
Подобье божье. Так навеки.
За нарушенье будет месть.
Завет вам выдам, что-как честь.
Вам радуга — благословенье»,
Увидеть радугу — знаменье.
По этим правилам Ной жил.
Он винограда насадил.
Однажды пьяный спал в шатре,
Лежал он в полной наготе.
В отцов шатёр заходит Хам —
Не надо было видеть срам.
Уста всё братьям разглаголют,
Сим с Иафетом срам прикроют.
Но не смотрели на отца.
Отец накажет наглеца.
И Хаму, и потомкам тоже —
В рабах отныне жить лишь гоже.
***
Стих 6
С востока люди долго шли
И на равнине Дом нашли.
Народ единый был на свете —
Непонимания не встретим.
Чтобы потом гордились ими,
Решили возвеличить имя.
Задумали построить город
И башню к небу — славы голод.
Слепили много кирпичей —
В печи их обжигать скорей.
Но Богу это не по нраву:
«Гордыня — грех», отнимет славу.
Перемешал людской язык —
И порознь жить народ привык.
Народу башню не создать,
А Вавилону(2) не бывать.
__________
(2) Вавилон — древний город в Южной Месопотамии, столица Вавилонского царства, важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира и один из крупнейших городов в истории человечества, в Новом Завете Библии — столица Антихриста и обитель пороков
***
Стих 7
В Харране(3) жил потомок Сима —
Еврей Авраам, вся жизнь вестима.
Жену Авраама звали Сарра,
Красавица, но жаль — не мама.
Бог повелел идти в Ханаан(4) —
Мол, много почести вам дам.
Народу много дам, величье.
Отказ, конечно, — неприличье.
С собой жену Авраам берёт,
И Лот, сын брата, с ним идёт.
Берёт и слуг, и всё добро,
Хоть это было не легко.
Шли на восток, потом на юг,
Там голода настиг испуг.
В Египет к северу уходят,
Где изобилие находят.
Авраам боялся, что убьют,
Жену-красу, мол, заберут.
Велел сказать ей, что сестрица.
Врать — грех, но ныне пригодится.
Красавицу взял фараон,
Богатства, почести дал он.
Когда решил на ней жениться,
Бог наказал — теперь лечиться.
За что беда — узнал владыка,
Зовёт Авраама — лгали лихо.
Наказывать он их не стал,
Всех отпустил, обоз — не мал.
Скота Авраама, Лота много —
К делению теперь дорога.
Лот — на равнине Иорданской,
Авраам — в долине Ханаанской.
В Хеврон(5) шатёр он переносит,
Дым новый жертвенник возносит.
Людей уж много — как песок,
Идти не надо на восток.
__________
(3) Харран — древний город в северной Месопотамии, в настоящее время административный центр одноимённого района в турецкой провинции Шанлыурфа
(4) Ханаан — историческая область между городами древних народов — финикийцев и филистимлян, в настоящее время включает в себя территории Израиля, Палестины, Ливана, западную часть Иордании и западную часть Сирии
(5) Хеврон — древний город, в настоящее время крупнейший город в южной части Западного берега реки Иордан, столица палестинской провинции Хеврон, расположен в 30 км южнее Иерусалима
***
Стих 8
Сын брата Авраама — Лот,
В Содоме-городе живёт.
Содом, Гоморра(6) и другие —
В порабощенье долго были.
Когда двенадцать лет прошло,
Решили, то — не хорошо.
В долине, где солёно море,
Пять царств — четыре стали в споре.
Четвёрка всё же победила,
Содом, Гоморру захватила.
Аврааму кто-то донесёт —
Племянник Лот в оковах ждёт.
Вооружил Авраам рабов —
Чуть боле триста всех голов.
Авраам «злодеев» побеждает,
Содом добычу предлагает.
Авраам добычу ту не взял —
С племянника оковы снял.
__________
(6) Содом, Гоморра — библейские города в районе Мёртвого моря, которые, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи их жителей, в частности, за распутство
Стих 9
Коль праведное поведенье,
Аврааму — Господа виденье:
«Потомство будет велико —
Как звёзд, считать их не легко.
Сперва пришельцами везде —
Гоненья или жизнь в нужде.
Через четыре сотни лет —
Обратно в земли, где твой след.
От Нила до реки Ефрата —
Там поселил тебя когда-то.
С моим Заветом вам дорога —
Тебе, потомкам буду Богом».
Абрааму странно показалось —
Детей у Сарры не случалось.
Та Сарра мужу указала —
Чтоб египтянка женой стала.
Агарь — служанка в доме их,
Приблизил — Сарры гнев возник.
Агарь из дома убегает,
В пустыне Ангел настигает.
Велел вернуться в Сарры дом,
Мол, сын родится в доме том.
Чтоб имя дали — Измаил,
В потомстве будет много сил.
Так стал Авраам отцом впервые,
Потомки их живут доныне.
Прошло ещё тринадцать лет,
Аврааму скоро — сто, нет бед.
И вновь видение Авраама —
Мол, Сарра тоже станет мама.
Хоть Сарре девяносто лет,
Сыны появятся на свет.
В шатре раз отдыхал Авраам,
Три путника проходят там.
В шатёр Авраам их пригласил,
Обедом Сарры угостил.
Сказал один: «Чрез год прибуду,
Тогда у вас случиться чуду.
Ребёнка Сарра принесёт,
Улыбку зря не бережёт.
Для Господа преграды нет».
Поели и — в Содом их след.
***
Стих 10
Дошли до Бога злые вести —
В Содоме нравы не на месте.
В Гоморре тоже ерунда,
Их наказать давно пора.
Бог от Авраама то не скроет,
Авраам беседу с Ним устроит.
— «Там праведники тоже есть.
Ужели это не зачесть?
Коль пять десятков их найдётся,
У Бога сердца не забьётся?»
— «Я город пощажу тогда,
Число — совсем не ерунда».
Дошёл их счёт до десяти
И надоел — пора идти.
Два Ангела в Содом приходят,
Там Лота дом они находят.
Гостей в дом приглашает Лот —
Еду, питьё не бережёт.
А утром стук народа в дверь:
«Чужих нам выдай поскорей».
— «То не по правилам, народ,
Гостей обидит лишь урод.
Берите вместо — дочерей
И уходите от дверей».
Вломились буйные всё ж в дом,
Слепцами стали там потом.
— «Спасай ты, Лот, своё семейство,
Сожжём мы город за злодейство».
Не верит Лот, что будет так,
За руки вывели — чудак.
Уйти из города велели,
Но чтоб смотреть назад не смели.
Содом, Гоморра пострадали —
Дождь серы и огня наслали.
Жена же Лота оглянулась —
В столб соляной вмиг обернулась.
Лот с дочерьми живёт в пещере,
Устроить «дело» те посмели.
Чтоб род отцова возродить,
Отца — вином им напоить.
И в спальню дочери придут —
Сынов те ночи принесут.
***
Стих 11
Как Бог сказал, у Сары сын —
Исаак, Авраам доволен им.
Но Сарра просит Авраама:
«Агарь прогнать, теперь я — мама».
Аврааму жалко Измаила.
Бог скажет: «Делай, беда — мимо».
Коль Измаил — Авраама сын,
Останется он невредим.
Народ пойдёт от Измаила,
Величье, мол, неугасимо.
Агарь наутро он отправил,
Еду, одежду, воду справил.
В пустыне кончилась вода,
К Агаре там пришла беда.
И под кустом оставит сына —
Не хочет видеть смерть, вестимо.
До Бога плач её дошел,
Сказал Бог — всё, мол, хорошо.
Агарь глаза свои открыла,
Колодец видит — это диво.
В пустыне с сыном поселились,
Сын вырос, дети народились.
Стрелок из лука — Измаил,
Жену — в Египте раздобыл.
В Фаран-пустыне(7) встал народ,
Великим там теперь живёт.
__________
(7) Фаран — библейское название пустыни на юге от современной Палестины
***
Стих 12
Решил Бог испытать Авраама —
Пока не видно тому Храма.
Велел — как жертву сына сжечь,
Мол, Богу в этом не перечь.
Авраам нарубит утром дров
И на осле покинет кров.
С ним два слуги и сын Исаак,
Идут к горе в рассветный мрак.
На той горе он сына свяжет,
Ложиться на дрова укажет.
Занёс над сыном острый нож,
Но сверху глас: «Его не трожь!»
То Ангел Бога возвестил:
«Ты Богу страхом угодил».
А в жертву принесён телёнок.
Авраам доволен — жив ребёнок.
«Гора Иеговы» — звать теперь,
Мол, к послушанию там дверь.
Вторично слышит весть от Бога:
«К благополучию дорога.
Потомков сложно будет счесть —
Как звёзд, песка». Блага та весть.
***
Стих 13
Жизнь Сарры протекла в угоде,
Почти сто тридцать на исходе.
Почила Сара — хоронить,
Авраам решил земли купить.
Он у Ефрона поле купит,
В пещере он могилу срубит.
В Хевроне в землях Ханаана,
Погребена жена Авраама.
Слугу Авраам в Отчизну шлёт:
«Жену Исааку привезёт.
Ведь сыну Исааку — сорок,
Пора жениться — возраст долог.
Жену в Хевроне — не искать,
А соплеменницу прислать».
В Месопотамию направил,
Где брат Нахор народом правил.
Богатства на верблюдов — в путь,
«Спросить согласья не забудь!»
Дошли до города Нахора
И у колодца ждут исхода.
Слуга решил так поступить:
«Невеста та, кто даст мне пить.
Напоит также и верблюдов
Без уговоров и причудов».
Вот жёны вышли от Нахора,
К красавице идёт он споро.
Напоит путника девица,
Верблюдам тоже есть водица.
Узнал — её Ребеккой звать,
Мать Милка, дед Нахор, видать.
За воду щедро расплатился —
Народ браслетам удивился.
Попросится он на ночлег
И примут — щедрый человек.
Нахора сыну всё расскажет —
Мол, просьбу он ли не уважит?
Мол, Авраам — Нахора брат.
От Бога — множество наград.
Народ, богатства — получил.
Жену для сына попросил.
Ребекку вызвала родня,
Она согласна, ждать — ни дня.
Авраам устроил свадьбу сына,
Сто семьдесят — и смерть не мимо.
Был рядом с Саррой похоронен,
В пещере дом его устроен.
Распоряженья перед смертью:
«Исааку, люди, власть доверьте».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из библейских преданий» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других