Мы – потомки страны «Тартария»

Талгат Галиуллин, 2018

В монографии известного литературоведа, критика, писателя Т. Н. Галиуллина даётся целостный анализ развития татарской поэзии XX и начала XXI века. Осмыслены сложные пути, связанные с общественно-политическими событиями, доказано, что поэзия прошлого века отличается философско-эстетическим и жанровым многообразием. Особое внимание уделено новому прочтению творческого наследия классиков татарской поэзии и следующему поколению мастеров искусства слова. Работа адресуется студентам, школьникам, широкому кругу читателей, интересующимся проблемами татарской поэзии.

Оглавление

© Татарское книжное издательство, 2018

© Галиуллин Т. Н., 2018

В начале 2017 года

Президент Российской Федерации

В. В. Путин

подарил первому Президенту Татарстана

М. Ш. Шаймиеву

У наций всех — борьбы разгар,

Буди же зов трубы татар:

Тара-ра-ра! Пора, пора

Менять пути судьбы татар.

Зажги татар ученья жар,

Не пушки нанесут удар,

Наш меч — букварь, а сотни школ —

Вот лучший арсенал татар!

Г. Тукай. «Поёт коростель» (тартар). Пер. с татар. Р. Морана

В нашем народе есть большие поэтические задатки. У нашего народа есть удивительная тяга не только читать, но и писать. И эта тяга день ото дня становится всё сильнее.

Гаяз Исхаки, 1914

От автора

Около тысячи лет тому назад была создана первая татаро-булгарская поэма Средневековья «Кыйсса-и Йусуф» Кул Гали, которая стала прочным фундаментом для развития не только татарской, но и поэзии многих тюркоязычных народов. Современник автора «Слова о полку Игореве», Руставели и Низами, великий поэт и мыслитель Кул Гали близок нашей эпохе утверждением высоких идеалов гуманизма, дружбы между людьми, справедливости и отрицанием социального зла. Ведь общественно-эстетическая значимость и ценность поэзии в любую историческую эпоху определялась её близостью к жизни страны, судьбе народа, человечностью, глубиной и новизной художественного видения мира.

В связи с 800-летием со дня рождения Кул Гали и юбилеем его выдающейся поэмы литературовед Г. Ломидзе о преемственности в поэзии писал так: «Свет добра, зажжённый великим поэтом в далёком XIII веке, не погас, он выдержал натиск ветров и сквозняков времени. И то, о чём страдал, о чём мечтал Кул Гали, созвучно нашему времени»[1].

Факел поэзии, зажжённый бесстрашным автором «Кыйсса-и Йусуф», несмотря на страшный религиозный и социальный гнёт, гонения и преследования реакционных фанатиков, как олимпийский огонь, переходил от одного поколения татарских поэтов к другому, от Мухаммадьяра к Акмулле, от Кандалыя к Тукаю. Лучшие гуманистические традиции национальной литературы были подхвачены и на новом идейно-эстетическом уровне, продолжены и развиты такими талантливыми поэтами, как X. Такташ, X. Туфан, М. Гафури, М. Джалиль, Ф. Карим, А. Файзи, С. Хаким. Незримая связь между поэтическими эпохами, внутренняя идейно-эстетическая перекличка являются одними из высочайших стимулов развития и современной татарской поэзии.

Ещё малоизвестная в широких мировых читательских кругах, татарская поэзия богата яркими именами, творческими индивидуальностями. По-своему воспевая духовный мир созидателя нового общества, красоту жизни и величие человеческого духа, в ней трудились поэты различных поколений и стилевых течений — Сибгат Хаким и Равиль Файзуллин, Нури Арсланов и Ренат Харис, Ильдар Юзеев и Гарай Рахим… В их творчестве ярко проявляются многообразие стилей, пафос идейно-нравственных и эстетических исканий современной татарской поэзии.

Не претендуя на раскрытие всего богатства направлений, тенденций, стилей, художественной палитры современной татарской поэзии, в предлагаемом читателю монографии сделана попытка проследить пути и судьбы тех татарских поэтов, кто, так или иначе, определяет лицо всей поэзии.

В представленной монографии сделана попытка осмыслить поэзию ХХ и начала ХХI веков как единое целое в эстетическом и философском осмыслении жизни татарского народа.

Для раскрытия духовного мира человека в изменяющемся мире (революции, войны, природные катаклизмы, научно-техническая революция и пр.) от художников слова потребовалось более смелых поисков и новых открытий. Поэты особенно остро ощутили их ответственность за судьбу своего народа, за будущее его языка и в целом менталитета, стали теснее связывать явления и события исторического характера с ощущениями отдельной личности.

Татарская поэзия, выдвинув и развив те качества, те черты национальных традиций, которые имеют общечеловеческий смысл, обогатила их коллективным опытом. Поэтому татарских поэтов объединяет общность идейно-эстетических позиций, стремление глубже раскрыть образ мыслей и чувств. Да, все они обращаются к актуальным темам эпохи, верны жизненной правде, принципам народности, отражают богатство конфликтов и новизну переживаний. Но вместе с тем они не потеряли своего национального облика, национального голоса. Каждый татарский поэт сохраняет свою индивидуальность, своё лицо.

Ведущие поэты Татарстана и своей общественной деятельностью как бы присоединяются к словам Е. Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт».

Примечания

1

Литературная газета, 1984, 15 февраля.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я