По заказу Гостелерадио СССР. Основы правообладания на телефильмы золотого фонда советского кино

С. В. Львова, 2020

Настоящая монография – это комплексное исследование истоков правообладания на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР советскими киностудиями, находившимися в ведомственном подчинении Госкино СССР. Это труд, который ставит точку в многолетнем споре о правообладателе нашего культурного наследия в виде «золотой коллекции» советского кинематографа. Автор на основании анализа доктрины, нормативно-правовых актов времен СССР, архивных документов и существующей судебной практики, приводит аргументированные доводы о принадлежности исключительных прав на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР Российской Федерации, а не киностудиям, как считалось до этого. В качестве одного из важнейших аргументов приводится ссылка на анализ позиции по делу, окончательный судебный акт в котором принимался Президиумом ВАС РФ, в рамках которого автор защищала интересы Российской Федерации. Настоящая монография будет интересна как ученым, студентам, магистрантам, так и юристам-практикам и особенно правоприменителям, занимающимся управлением исключительными правами, принадлежащими РФ.

Оглавление

  • По заказу Гостелерадио СССР: основы правообладания на телефильмы золотого фонда советского кино. Монография

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По заказу Гостелерадио СССР. Основы правообладания на телефильмы золотого фонда советского кино предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

По заказу Гостелерадио СССР: основы правообладания на телефильмы золотого фонда советского кино

Монография

ПРЕДИСЛОВИЕ

Многие телефильмы, созданные киностудиями СССР по заказу Гостелерадио СССР, составляют золотую коллекцию наследия нашей кинематографии. После развала Советского Союза очень остро стал вопрос о правообладании на эти объекты авторских прав и споры по этому поводу не утихают до сих пор.

Общеизвестно, что автор или первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения. Все телефильмы были созданы в СССР, а потому правообладатель определяется именно на основании законодательства СССР. И, как правило, правоприменительная практика обращается к статье 486 ГК РСФСР, во многих случаях толкуя ее однобоко.

Настоящая монография — это первая попытка комплексного исследования вопроса о правообладании на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР через призму анализа доктринальные положений, законодательной базы, внутриведомственных нормативных актов госорганов СССР, судебной практики, в том числе и собственной практики автора, архивных и финансово-бухгалтерских документов. Читатель сможет не только понять правовую природу и сущность телефильма как объекта авторского права, но и ознакомиться с аргументированной позицией автора о том, что на сегодняшний день исключительные права на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР, принадлежат Российской Федерации.

Собранный и актуализированный автором материал, подкрепленный анализом теоретических подходов ведущих российских ученых в области авторского права, будет полезен для юристов — практиков, работающих в сфере авторского права и может стать методическим пособием для лица, осуществляющего управление правами на телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЛЬМОПРОИЗВОДСТВА В СССР

1.1. Историческая эволюция становления Госкино СССР и его роль в правовом регулировании фильмопроизводства в Советском Союзе

Государственным органом, который ведал вопросами производства телефильмов, являлся Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии (Госкино), претерпевший за годы советской власти множество реорганизаций, преобразований и изменений наименований.

В дореволюционной России вообще не существовало правительственного органа, который бы ведал всеми вопросами кинодела, а потому правовое регулирование производства отечественных фильмов ведет свое летоисчисление с 1917 г. 9 ноября 1917 г. был принят первый законодательный акт в области регулирования киноискусства — Декрет об учреждении Государственной Комиссии по Просвещению1, которая действовала параллельно с Наркоматом просвещения РСФСР до 1918 года и в ведение которой были переданы вопросы, связанные с кинематографией2. 4 марта 1918 г. президиумом Моссовета было принято постановление «О контроле в кинопредприятиях»3, на основании которого вводился рабочий контроль над кинопредприятиями и был организован кинематографический подотдел Моссовета — Московский кинокомитет. Этим же Постановлением «запрещалось самовольно захватывать кинотеатры и ателье, запрещалось со стороны владельцев закрытие заведений, а равно и переход их из одних частных рук в другие, владельцы обязаны были представить в кинокомиссию Моссовета полную опись имущества и с 10 марта 1918 г. платить 5-процентный налог со сборов»4.

Аналогичная ситуация складывалась и в других городах РСФСР, а потому Постановлением Президиума ВСНХ от 7 декабря 1918 г. «О передаче Кинокомитета из ВСНХ в Наркомпрос и превращении Кинокомитета в отдел Наркомпроса РСФСР» был организован Центральный Кинокомитет Наркомпроса РСФСР и на него было возложено общее руководство работой кинокомитетов5. Постановлением Президиума ВСНХ от 7 декабря 1918 г. «О передаче Кинокомитета из ВСНХ в Наркомпрос и превращении Кинокомитета в отдел Наркомпроса РСФСР» был организован Центральный Кинокомитет Наркомпроса РСФСР, и на него было возложено общее руководство работой кинокомитетов6. 27 августа 1919 г. Совнаркомом РСФСР был издан Декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Наркомпроса», который именуется декретом о национализации кинодела в РСФСР. Им было установлено, что вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность, как в отношении своей организации, так и для снабжения и распределения, относящихся сюда технических средств и материалов, передается на всей территории РСФСР в ведение Народного комиссариата по просвещению7. Для реализации вышеуказанного Декрета в сентябре 1919 г. в Наркомпросе был создан Всесоюзный фотокиноотдел Наркомпроса (ВФКО), которому были переданы все кинематографические учреждения и предприятия на территории РСФСР.

Если до Декрета советская кинематография была только подконтрольна государству, то после Декрета была проведена полная национализация и вся кинематографическая отрасль перешла в государственную собственность. Под контроль было взято не только фильмопроизводящее производство, объектом контроля стали права и на объекты авторского права.

Вслед за национализацией фильмопроизводящей отрасли начался процесс национализации отрасли проката кинофильмов. 1 ноября 1920 г. Коллегия ВФКО приняла постановление об утверждении проекта постановления о национализации кинотеатров8. Монополия государства на прокат кинофильмов окончательно была установлена на основании Постановления Наркомпроса РСФСР от 28 февраля 19249.

Постановлением Совета Труда и Обороны от 4 января 1922 г. «О передаче производства в области фото — и кинодела в ведение Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ)» фотокинопромышленность была передана в ведение Высшего Совета Народного Хозяйства10, который мог осуществлять продажу фотоматериалов и регламентировал продажу и прокат кинолент. Наркомпрос РСФСР имел право загружать своими заказами предприятия фотокинопромышленности в размере до 10 % их производительности. За Наркомпросом в соответствии с п. 4 Постановления был сохранен только политический и просветительный надзор за зрелищной деятельностью фото и кино, а также художественная цензура. Однако это постановление не получило практического применения и в дальнейшем СНК в своих последующих нормативных актах подтвердил факт сохранения за Наркомпросом статуса центрального органа в области кинодела СССР.

Новая экономическая политика породила создание новых государственных кинопредприятий и частных киноконтор по производству и прокату фильмов, что диктовало необходимость перестройки управления киноделом.

Декретом СНК РСФСР от 19 декабря 1922 г. «О преобразовании фото-кино-отдела Народного Комиссариата Просвещения в Центральное Государственное фото-кино-предприятие» Всероссийский фото-кино-отдел Народного Комиссариата Просвещения был реорганизован в Центральное Государственное фотокинопредприятие (Госкино), действующее на началах хозяйственного расчета, с правами юридического лица, подотчетное в своей деятельности Народному Комиссариату Просвещения (п. 1)11. В соответствии с пунктом 2 Декрета в распоряжение Госкино перешли все фото-кино фабрики, киноателье, государственная прокатная контора с ее местными отделениями и другие предприятия, фактически находящиеся в то время в непосредственном ведении Всероссийского фото-кино отдела, а также кинотеатры по специальному соглашению коллегии Народного Комиссариата Просвещения с губернскими исполнительными комитетами. Госкино получило монопольное право кинопроката на всей территории РСФСР, но это право могло быть частично, в пределах определенных территорий, передавать на договорных началах губернским отделам народного образования и частным кинопредприятиям на основании договоров, утверждаемых коллегией Народного Комиссариата Просвещения. Ввоз кинокартин из-за границы, как и вывоз их за пределы РСФСР, в силу п. 5 Декрета регулировался Народным Комиссариатом Внешней Торговли на основании особого соглашения между ним, Народным Комиссариатом Просвещения и Народным Комиссариатом Внутренних Дел. На Госкино была возложена и обязанность цензуры кинофильмов и сценариев.

С целью осуществления монополии Центрального государственного фото-кино предприятия по кинопрокату на территории РСФСР была издана Инструкция Наркомпроса РСФСР от 23 июля 1923 г. о порядке ввоза и вывоза кинофильмов12. Эта инструкция устанавливала правило о том, что все кинопредприятия, центрально-административные органы которых находятся в пределах РСФСР, должны были получать лицензии на ввоз и вывоз кинофильмов исключительно от Народного Комиссариата Внешней Торговли в Москве.

Для борьбы с производством и показом на экранах кинокартин с враждебной или вредной идеологией, постановлением СНК от 9 февраля 1923 года был организован Комитет по Контролю за репертуаром при Главном Управлении по делам литературы и издательства (Главлит)13, на который в соответствии с пунктом 4 было возложено:

а) разрешение к постановке драматических, музыкальных и кинематографических произведений;

б) составление и опубликование периодических списков, разрешенных и запрещенных к публичному исполнению произведений.

Так, вышеуказанным Постановлением было установлено, что ни одно произведение не могло быть допущено к постановке без соответствующего разрешения Комитета по контролю за репертуаром или соответствующих местных органов14. Кроме этого, был установлен контроль над имущественной сферой прав авторов, введена цензура, возложенная на Художественный Совет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР. В соответствии с Положением, утвержденном 8 сентября 1924 г., главной задачей Совета являлся просмотр, утверждение и согласование планов по производству кинофильмов всех киноорганизаций и предприятий РСФСР. Без визы представителя Главлита фильмы не могли быть выпущены. В связи с тем, что кинематография строилась на разрешительных принципах, и у кинопроизводящих предприятий не было уверенности в том, что готовая картина будет выпущена на широкий экран, уже в 20-е годы начинается процесс получения предварительного одобрения сценария, что в дальнейшем получило нормативное закрепление.

В 1924 г. продолжался процесс реорганизации киноиндустрии. В январе 1924 г. была организована фотокинокомиссия ВСНХ, в дальнейшем преобразованная в фотокинобюро ВСНХ15, 28 февраля 1924 Постановлением коллегии Наркомпроса монополизирован проката кинофильмов в РСФСР16, 13 марта 1924 г. Постановлением Наркомпроса РСФСР создано Центральное бюро по импорту и экспорту в области кинематографии17, а Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 17 июля 1924 г. установлены основные начала государственной монополии проката в СССР18.

13 июня 1924 г. Постановлением Совнаркома РСФСР «Об организации кинодела в РСФСР» принято решение создать организационное бюро для учреждения акционерного общества по производству и прокату фильмов в пределах РСФСР, совершения экспортно-импортных операций с фильмами, а за Наркомпросом РСФСР оставить идеологическое руководство киноделом19.

В ноябре 1924 г. Совнарком РСФСР одобрил устав АО «Совкино», разработанный учредителями: ВСНХ РСФСР, Наркомвнешторгом СССР, Наркомпросом, Московским и Ленинградским губисполкомами20.

10 декабря 1924 г. Совнарком РСФСР утвердил устав АО «Совкино»21. Предметом деятельности акционерного общества являлись прокатные и экспортно-импортные функции. Кинопроизводственные функции были сохранены за прежними организациям, но они были лишены права проката, т. е. фактически не могли самостоятельно использовать созданный ими кинофильм. Было установлено, что Совкино и производственных предприятий должны будут строить свои взаимоотношения на основе договоров, в которых должны будут определяться размеры отчислений по прокату в пользу производственных организаций. АО «Совкино» просуществовало до 1930 г. и было ликвидировано на основании постановление Президиума ВСНХ от 21.05.1930 г.22

Таким образом, на первоначальном этапе становления советского законодательства в области регулировании правоотношений в области кинодела, отмечается стремление к национализации киноимущества и кинопромышленности, что в общем то и было осуществлено. Фактически Народный комиссариат просвещения стал органом идеологического руководства киноиндустрией и органом, который являлся носителем государственной монополии проката на территории РСФСР. Созданное акционерное общество Совкино осуществляло монополию проката.

В конце 20-х годов, сразу после приятия Основ, начался новый этап в изменении организации киноотрасли. Постановлением СНК СССР от 29 января 1929 г.23 был создан общесоюзный орган по руководству кинематографией — Кинокомитет Союза СССР, на который в соответствии с Положение о Кинокомитете, утвержденным Постановлением СНК СССР от 29 января 1929 г., было возложена разработка и внесение на утверждение основных директив по развитию кино — и фотодела в СССР, а также «Общее наблюдение и руководство развитием кино — и фотодела, и принятие мер, содействующих развитию кино — и фотопроизводства, а также киносети на территории СССР»24.

Согласно Положению о Кинокомитете, утвержденному Постановлением СНК СССР от 29 января 1929 г. на Кинокомитет было возложено:

а) разработка и внесение на утверждение Правительства ССР основных директив по развитию кино — и фотодела в СССР, а также разработка как по поручению СНК СССР и СТО, так и по инициативе Кинокомитета отдельных проблем, связанных с развитием кино — и фотодела в СССР;

б) общее наблюдение и руководство развитием кино — и фотодела, и принятие мер, содействующих развитию кино — и фотопроизводства, а также киносети на территории СССР;

в) дача заключений Правительству СССР по представляемым на рассмотрение последнего планам и проектам в части, относящейся к кино и фотоделу.

В связи с тем, что Наркомпросу были явно несвойственны функции по ведению кинохозяйства, с целью упорядочения процесса производстве кинокартин и их продвижения к зрителю, Постановлением СНК СССР от 13 февраля 1930 г. в системе ВСНХ Союза ССР было организовало Объединение кинофотопромышленности — «Союзкино»25. В связи с образованием этого Объединения, Постановлением СНК СССР от 26 февраля 1930 г. Кинокомитет был упразднен26. Объединению «Союзкино» были переданы функции по управлению производством кинофотоаппаратуры, кинопленки, химикалий и т. п., а также производств кинофильмов, их прокату и эксплуатации киносети.

11 февраля 1933 г. СНК СССР принял постановление «Об организации Главного Управления кинофотопромышленности при СНК СССР» в целях поднятия роли и значения кинематографии, как крупнейшего фактора культурного подъема27. Положение о Главном Управлении Кинофотопромышленности при СНК СССР было утверждено Правительством 27 мая 1933 г.28 На Главное Управление возлагалось руководство деятельностью подведомственных ему организаций и кинотеатров всесоюзного значения, рассмотрение и утверждение годовых и квартальных планов всех союзных и республиканских трестов по производству массовых художественных и других картин, привлечение в кинематограф творческих работников смежных областей искусства, руководство работой по повышению качества кинокартин, задача подготовки, учета и распределения художественно-творческих кадров29. Вскоре из системы Союзкино были выделены республиканские тресты по производству и прокату кинофильмов, но они непосредственно подчинялись СНК союзных республик. Главное управление кинофотопромышленности при СНК СССР просуществовало до января 1936 г. Постановлением СНК СССР от 17 января 1936 г. был образован Комитет по делам искусств при СНК СССР30. 23 марта 1938 г. СНК СССР было принято постановление «Об организации Комитета по делам кинематографии при CHK СССР»31, которым на Комитет было возложено руководство производством фильмов, их размножением и прокатом, развитием киносети, выпуском киноаппаратуры, кинопленок и других материалов научно-исследовательской работой в области кинематографии и т. п. Комитету по делам кинематографии при СНК были переданы не только все предприятия и организации кинематографии, входившие в систему Комитета по делам искусств по Главному управлению кинематографии, но и все киностудии и предприятия других союзных республик.

4 сентября 1938 г. было утверждено Положение о Комитете32, которым на него было возложено руководство «всеми делами кинематографии» и определены его основные функции, к числу которых относились:

— разработка и внесение на рассмотрение Правительства СССР вопросов развития советской кинематографии и фотопромышленности;

— составление и представление на утверждение Правительства СССР производственных и финансовых планов, а также планов капитального строительства по кинематографии и фотопромышленности и руководство выполнением утвержденных планов; утверждение проектов и смет по строительству;

— утверждение тематических планов производства кинокартин;

— утверждение для каждой кинокартины литературного и режиссерско-монтажного сценариев, постановочного плана; издание приказа о запуске каждой картины в производство; выдача разрешения на выпуск кинокартины на экран;

— обеспечение широкого привлечения советских писателей к литературно-творческой работе в кинематографии и организация конкурсов на литературные киносценарии;

— производством художественных, научных, учебно-технических и др. кинофильмов; их массовым размножением и прокатом; киносетью и кинофикацией; производством кинопленки и киноаппаратуры; строительством соответствующих зданий и сооружений; научно-исследовательской работой; подготовкой кадров; издательством и т. д.

В состав Комитета входило несколько управлений:

1) Главное Управление по производству художественных фильмов;

2) Главное Управление по производству научных и учебно-технических фильмов;

3) Главное Управление по производству хроникально-документальных фильмов.

Комитет имел также отделы и другие подразделения аппарата, среди которых особое место занимал сценарный отдел, который должен был обеспечивать кинематографию сценариями и широко привлекать квалифицированные кадры к их созданию, рассматривать литературные сценарии и представлять их на утверждение председателя Комитета, создавать резерв творческих кадров и технической базы кинематографа, широко привлекать писателей, драматургов, композиторов и молодых начинающих авторов к созданию сценариев33.

Комитет по делам кинематографии при CНK СССР просуществовал до 20 марта 1946 г., когда он на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР был преобразован в союзно-республиканский орган — Министерство кинематографии СССР. Образованное на базе Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Министерство кинематографии СССР, просуществовало до 16 марта 1953 г. и руководствовалось теми же задачами и функциями, которые были определены в Положении о Комитете. Оно так же, как и Комитет объединяло и руководило всей кинематографией на территории СССР.

В состав Министерства кинематографии СССР входили: Художественный совет, Совет из представителей союзных республик и Технический совет.

Законом от 15 марта 1953 г. «О преобразовании министерств СССР» Министерство кинематографии было объединено с рядом других министерств в одно — Министерство культуры34. Впоследствии была определена структура центрального аппарата Министерства культуры СССР. В ее состав входили: Главное управление кинематографии, Главное управление кинофикации и кинопроката и др. Министерству культуры СССР были переданы все киностудии, предприятия и организации, находившиеся в ведении Министерства кинематографии СССР, ассигнования по союзному бюджету, фонды, лимиты и т. д.

Согласно Положению о Главном управлении кинематографии Министерства культуры СССР, утвержденному Приказом министра культуры СССР от 20 октябри 1953 г. № 1873, на него возлагалось: управление непосредственно подчиненными киностудиями, предприятиями и организациями, а также осуществление через министерства культуры союзных республик руководства производством кинофильмов на киностудиях республиканского подчинения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 марта 1963 г. был образован союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии35, на который возлагалось руководство кинематографией на территории всей страны. В развитие Указа, Постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1963 г. № 522 «Вопросы организации государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии»36 была утверждена структура центрального аппарата Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии и признано целесообразным образовать в союзных республиках Государственные комитеты при Советах Министров. В обязанности республиканских комитетов входило руководство не только всей деятельностью подчиненных киностудий, предприятий, организаций, но и развитием и эксплуатацией киносети и кинопроката на территории республики.

Этим же Постановлением на Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии были возложены задачи по осуществлению на основе законоположений о монополии внешней торговли коммерческого проката советских кинофильмов в зарубежных странах и покупки иностранных фильмов для показа в СССР, а также осуществление общественного проката советских кинофильмов за рубежом совместно с Министерством иностранных дел СССР и другими организациями, ведающими вопросами культурных связей с зарубежными странами.

Установить, что в зарубежных странах, где отсутствуют специальные представительства Всесоюзного объединения «Совэкспортфильм», все операции по экспорту и импорту кинофильмов осуществляются торговыми представительствами (торговыми советниками) СССР.

Все валютные, экспортные и импортные операции Всесоюзного объединения «Совэкспортфильм» отражаются в валютном плане по торговым операциям Министерства внешней торговли в пределах утверждаемых планов по этому объединению.

Государственному комитету Совета Министров СССР по кинематографии осуществлять материально-техническое снабжение предприятий, организаций и учреждений, непосредственно подчиненных Министерству культуры СССР, а также обслуживать их транспортными средствами автобазы.

Законом Союза ССР от 9 декабря 1965 г. Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии был переименован в Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР (Кинокомитет СССР)37. При этом цели и задачи, организационная структура и функции не менялись. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1972 г. Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров СССР от 13 ноября 1972 г. № 804 «Вопросы организации государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии»38 на Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии были возложены задачи идейно-творческого руководства киностудиями, кинопредприятиями, органами кинофикации и кинопроката, а Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1973 г. № 944 было утверждено «Положение о Государственном комитете Совета Министров СССР по кинематографии»39, которым были определены цели и задачи деятельности Госкино СССР как государственного органа, а также утверждена структура центрального аппарата Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии

Реализуя задачу по организации и направлению работ по созданию высокоидейных и высокохудожественных сценариев, кинопроизведений и музыкальных произведений для фильмов (п. 6 Положения), Госкино СССР обеспечивало рассмотрение и утверждение сценариев всех художественных, а также сценариев хроникально-документальных, научно-популярных и учебных фильмов на особо важные темы, устанавливало порядок приобретения и использования сценариев, разрабатывало и утверждало типовые сценарные договоры, типовые договоры на право экранизации произведений литературы, создание музыкальных произведений для кинопостановок, художественно-декоративное и музыкальное оформление и другие виды авторских договоров и договоров на исполнительские работы, типовые договоры на производство заказных фильмов, а также на поставку кинопроизведений и фильмокопий. Именно Госкино СССР устанавливало для киностудий порядок планирования производства всех фильмов, утверждало перспективные и годовые тематические планы и могло вносить в них изменения.

В течение 1974 г. были утверждены положения о государственных комитетах союзных республик, а именно:

Постановлением Совета Министров Украинской ССР № 322 от 14.06.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Украинской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Белорусской ССР № 167 от 21.05.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Белорусской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Узбекской ССР № 196 от 29.04.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Узбекской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Казахской ССР № 388 от 10.07.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Казахской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Грузинской ССР № 444 от 03.08.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Грузинской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР № 173 от 04.06.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Азербайджанской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Литовской ССР № 179 от 15.05.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Литовской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Молдавской ССР № 201 от 03.06.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Молдавской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Латвийской ССР № 261 от 14.05.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Латвийской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Киргизской ССР № 201 от 17.05.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Киргизской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Таджикской ССР № 246 от 15.07.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Таджикской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Армянской ССР № 251 от 13.05.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Армянской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Туркменской ССР № 505 от 04.12.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Туркменской ССР по кинематографии.

Постановлением Совета Министров Эстонской ССР № 288 от 02.07.1974 г. было утверждено Положение о государственном комитете министров Эстонской ССР по кинематографии.

Постановлением Верховного Совета СССР от 5 июля 1978 г. Государственный комитет Совета Министров по кинематографии (Госкино СССР) преобразован в Государственный комитет СССР по кинематографии (Госкино СССР).

Контроль над кинопроизводством Госкино СССР осуществляло через установление порядка и принципов договорных отношений между киностудиями и кинорежиссерами-постановщиками (кинорежиссерами), определение порядка привлечения консультантов при написании сценариев и создании кинофильмов, установление принципов и форм организации творческого процесса, принципов организации и технологии производства кинофильмов и других кинопроизведений, порядка их приемки, определения групп по оплате законченных производством кинопроизведений. Производство телефильмов по заказу Гостелерадио СССР осуществлялось на телестудиях, которые были подведомственны Гостелерадио СССР и на киностудиях, подведомственных Госкино СССР.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от 13 апреля 1991 г. Государственный комитет СССР по кинематографии был упразднен, а на его базе создан Комитет кинематографии СССР при Кабинете Министров СССР. Постановлениями Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 г. и Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР от 23 ноября 1991 г. Комитет кинематографии СССР при Кабинете Министров СССР ликвидирован с 31 января 1992 г.

1.2. История становления и развития Гостелерадио СССР, как органа, выполнявшего функции заказчика телефильмов

Основная масса телефильмов, составляющих золотую коллекцию нашего кинематографа советских времен, было создана по заказу Гостелерадио СССР, а потому окунуться в историю создания и развития организации, выступавшей заказчиком аудиовизуальных произведений для телевидения, не только важно, но и интересно.

Прародителем Гостелерадио СССР было Акционерное общество «Радиопередача», образованное в октябре 1924 г., 23 ноября 1924 г. оно начало вести регулярные радиопередачи.

Постановлением Правительства от 13 июля 1928 г. функции радиовещания были переданы Наркомату почт и телеграфов СССР, а акционерное общество ликвидировано. С 1928 по 1933 гг. управление радиофикацией и радиовещанием находилось в ведении Наркомпочтеля СССР. На основании Постановления СНК СССР 31 января 1933 г. был создан Всесоюзный Комитет по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР (Радиокомитет). На него были возложены организация, планирование, оперативное руководство радиовещанием в стране, развитие радиосвязи, радиофикации, радиотехники. С 1935 г. Радиокомитет руководил радиолюбительским движением. В июле 1949 г. Радиокомитет разделился на два органа — Комитет по радиоинформации при Совете Министров СССР, ведавший всесоюзным радиовещанием, одновременно ему подчинялись одноименные республиканские комитеты, кроме РСФСР, и местные комитеты; и Комитет по радиовещанию при Совете Министров СССР, ведавший иновещанием. В марте 1953 г. оба Комитета вошли в состав союзно-республиканского Министерства культуры СССР. Первый — в качестве Главного управления радиоинформации (ГУРИ — Всесоюзное радио), а второй — в качестве Главного управления радиовещания (ГУВР — Иновещание). Постановлением Совета Министров СССР от 16 мая 1957 г. на базе Главного управления радиоинформации Министерства культуры СССР союзно-республиканским орган был создан Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР, который ведет свое летоисчисление именно с этого момента.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 28 мая 1959 г. Главное управление радиовещания вошло в состав Государственного Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР, который Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1962 г. был преобразован в Государственный Комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению. С 9 октября 1965 г. он был переименован в Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР, с 12 июня 1970 г. — в Комитет по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР, с 5 июля 1978 г. — Государственный Комитет СССР по телевидению и радиовещанию40. Постановлением Совмина СССР от 05.03.1971 № 151 «Вопросы Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию» было утверждено Положение о Государственном комитете СССР по телевидению и радиовещанию41. Положением было определено, что Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию являлся союзно-республиканским органом и на него было возложено руководство телевидением и радиовещанием в стране, которое должно было осуществляться через государственные комитеты союзных республик по телевидению и радиовещанию и управление организациями, предприятиями и учреждениями союзного подчинения непосредственно или через создаваемые им органы, которые все вместе составляли единую систему Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). Осуществляя функции по управлению процессом производства телефильмов, именно Гостелерадио СССР устанавливал порядок заказов, приобретения и использования произведений литературы и искусства для телевидения и радио, разрабатывал и утверждал типовые договоры на подготовку литературных и музыкальных произведений для телевидения и радио, обеспечивал работу по созданию телефильмов, литературных и музыкальных произведений, постановок и передач для телевидения и радио, утверждал перспективные и годовые тематические планы производства телефильмов, устанавливал порядок запуска телефильмов в производство, утверждения календарно-постановочных планов и смет на производство телефильмов, утверждал совместно с Государственным комитетом СССР по кинематографии план и порядок производства телефильмов на киностудиях страны, продавал и приобретал в зарубежных странах телефильмы42.

Указом Президента СССР от 8 февраля 1991 г. на базе Госкомитета была создана Всесоюзная государственная телерадиовещательная кампания (Гостелерадио)43, которой были переданы основные фонды и другое государственное имущество, находящееся по состоянию на 1 января 1991 года в ведении Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию и подведомственных ему объединений, предприятий и организаций.

За создаваемой телерадиокомпанией были сохранены функции, права и обязанности Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, с сохранением общей численности, нормативов бюджетных ассигнований и условий действующего хозяйственного механизма.

Указом Президента СССР от 11.04.1991 N УП-1789 было утверждено Положение о Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании44.

В соответствии с Положением, Всесоюзная государственная телерадиовещательная компания должна была обеспечивать творческо-производственный процесс создания телерадиопрограмм, телефильмов, литературных и музыкальных произведений, постановок для телевидения и радиовещания, утверждать перспективные и годовые тематические планы телевизионных и радиопрограмм и записей для общесоюзного фонда телевидения и радиовещания, тематические планы производства телефильмов, устанавливает порядок приемки и передачи телевизионных и радиопрограмм, устанавливать порядок запуска телефильмов в производство, их тиражирования, разрабатывать и утверждать в установленном порядке правила списания затрат по созданию сценариев и по производству телефильмов, утверждать нормативы на производство телерадиопродукции, устанавливать в соответствии с законодательством порядок заказов, приобретения и использования произведений литературы и искусства для телевидения и радиовещания (п. 9).

Также на нее были возложены функции по установлению порядка и размера выплаты авторского, постановочного и исполнительского вознаграждения за создание всех видов произведений для телевидения и радио, а также ставки за создание литературно-художественных произведений, оригинальных литературных сценариев, музыки к полнометражным телефильмам (п. 11).

Указом Президента РФ 21 августа 1991 г. № 69 «О средствах массовой информации в РСФСР»45 управление союзным телевидением и радиовещанием было передано в ведение Правительства РФ, а 27 декабря 1991 г. Указом Президента РФ «О телерадиокомпании “Останкино”46 была создана Российская Государственная телерадиокомпания “Останкино” на базе упраздненной Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании. Пунктом 3 вышеуказанного Указа Президента РФ Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить передачу компании “Останкино” государственного имущества Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании и подведомственных ей объединений, предприятий и организаций, расположенных на территории Российской Федерации.

Письмом Заместителя Председателя Н. Лыкова (исх. № 2/3/123 о 27.06.1991 г.) в адрес кабинета Министров СССР47 в соответствии с распоряжением Кабинета Министров СССР от 11 июня 19991 г. № 596р Гостелерадио был представлен перечень подведомственных Гостелерадио предприятий и организаций, состоящих на самостоятельном балансе и не подлежащих разгосударствлению и приватизации в силу их особой значимости, перечисленных в Приложении № 1 к настоящему письму.

В их число входили, в том числе, Творческо-производственное объединение «Союзтелефильм» (п. 6) и Всесоюзный фонд телевизионных и радиопрограмм (Телерадиофонд) (п. 10)48.

Приказом Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании № 1 от 14.01.1992 г. «О мероприятиях по упразднению Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании»49 на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. «О телерадиокомпании Останкино» и во исполнение приказа Председателя Компании от 10.01.1992 № 4 была создана ликвидационная комиссия Гостелерадио и на нее были возложены полномочия по решению всего комплекса вопросов, связанных с осуществлением мероприятий по упразднению Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании.

На основании вышеуказанного Приказа были созданы ликвидационные комиссии структурных подразделений Гостелерадио СССР: Главной редакции радиовещания на страны Азии Студии информационных программ «Московское радио» (Приказ № 3 от 17.01.1992 г.)50, Главной редакции радиовещания на страны Ближнего и Среднего Востока и Африки Студии информационных программ «Московское радио» (№ 4 от 17.01.1992 г.)51, Генеральной дирекции радиовещания на зарубежные страны Азии (№ 5 от 17.01.1992 г.52, Главной редакции всемирных информационных программ «Московское радио» (№ 6 от 17.01.1992 г.)53, Генеральной дирекции радиовещания на зарубежные страны (№ 7 от 17.01.1992 г.)54, Главной редакции информации на зарубежные страны (№ 8 от 17.01.1992 г.)55, Главной редакции радиовещания на страны Европы (№ 9 от 17.01.1992 г.)56, Генеральной Исполнительной дирекции Гостелерадио (№ 10 от 17.01.1992 г.)57, Информационного творческо-производственного объединения «АСТРА» (№ 11 от 17.01.1992 г.)58, радиостудии «Смена» (№ 12 от 17.01.1992 г.)59, справочно-информационного центра (№ 13 от 17.01.1992 г.)60, Главной редакции иностранной информации (№ 14 от 17.01.1992 г.)61, Центрального радиовещания (№ 15 от 17.01.1992 г.)62, радиостудии «Москва» (№ 16 от 17.01.1992 г.)63, радиостудии «Публицист» (№ 17 от 17.01.1992 г.)64, студии музыкального радиовещания (№ 18 от 17.01.1992 г.)65, радиостудии «Юность» (№ 19 от 17.01.1992 г.)66, Центрального телевидения (№ 20 от 17.01.1992 г.)67, Исполнительной дирекции Центрального радиовещания (№ 21 от 23.01.1992 г.)68, Дирекции «Радио-1» Центрального внутрисоюзного радиовещания (№ 22 от 23.01.1992 г.)69, радиостудии «ЛИК» (№ 23 от 23.01.1992 г.)70, Софринского оздоровительного комплекса (№ 25 от 23.01.1992 г.)71, радиостудии «Маяк» (№ 26 от 23.01.1992 г.)72, Дирекции международных связей (№ 27 от 23.01.1992 г.)73, творческо-производственного объединения «Союзтелефильм» и телевизионной студии кинопрограмм (№ 28 от 23.01.1992 г.)74, экономической дирекции (№ 31 от 31.01.1992 г.)75, телевизионной студии кинопрограмм Центрального телевидения (№ 32 от 05.02.1992 г.)76.

На основании Постановления Правительства РФ от 07.05.1992 № 300 «Об обеспечении деятельности Российской государственной телерадиокомпании «Останкино»77 было принято решение о ликвидации ряда организаций и объединений бывшей Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании и о передаче в установленном порядке в ведение телерадиокомпании «Останкино» объединений, предприятий и организаций бывшей Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании, в число которых входил и Телерадиофонд, а также имущества ликвидированных организаций и объединений.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • По заказу Гостелерадио СССР: основы правообладания на телефильмы золотого фонда советского кино. Монография

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По заказу Гостелерадио СССР. Основы правообладания на телефильмы золотого фонда советского кино предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

СУ РСФСР. 1917. № 3. Ст. 32.

2

Там же

3

МОАУ. Ф. 94. Оп. 62. Л. 200–201.

4

МОАУ. Ф. 94. Оп. 62. Л. 205.

5

Архив Наркомпроса. Оп. 52. П. № 4, Л. 21.

6

Архив Наркомпроса. Оп. 52. П. № 4, Л. 21.

7

СУ РСФСР. 1919. № 44. Ст. 433. — С. 473–474.

8

МОАУ, ф. Госкино, д. 4, с. 233.

9

Архив Наркомпроса, оп. 54, п. 15, л. 93.

10

СУ РСФСР 1922 г. № 13, ст. 131. С. 182–183.

11

СУ РСФСР. 1923. № 1. Ст. 4.

12

СУ, 1922, № 40, ст. 434.

13

Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. — 1923. — № 14. — Ст. 177.

14

СУ РСФСР. 1923. № 14. Ст. 177.

15

Вен. В. 6 «Кино-фронт», 1926, № 5–6, с. 32.

16

Вен. В.: архив Наркомпроса, оп. 54, п. 15, л. 93.

17

Вен. В.: архив Наркомпроса, оп. 54, п. 15, л. 95.

18

МОАУ, ф. Госкино, д. 4, л. 49.

19

Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. 1924, ст. 555, № 57, с. 693–694.

20

Вен. В.: «Кино-газета», 1924, № 49.

21

Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. 1925, Ч. II, ст. 1, № 7, с. 117–124.

22

РГАЛИ, ф. 2467, оп. 1, д. 9, л. 2–3.

23

СЗ СССР. 1929. № 10. Ст. 97.

24

СЗ СССР. 1929. № 10. Ст. 97.

25

СЗ СССР. 1930. № 15. Ст. 157.

26

СЗ СССР. 1930. № 18. Ст. 203.

27

СЗ СССР. 1930. № 15. Ст. 165.

28

СЗ СССР. 1930. № 34. Ст. 203.

29

СЗ СССР. 1930. № 34. Ст. 203б.

30

СЗ СССР. 1936. № 10. Ст. 80.

31

СП СССР. 1938. № 13. Ст. 81.

32

СП СССР 1938, № 40, ст. 232

33

СП 1938, № 13, ст. 81.

34

Ведомости Верховного Совета СССР, 1953, № 3.

35

Ведомости Верховного Совета СССР» 1963 г. № 14, ст. 163.

36

Законодательные акты о кинематографии, т. 1 книга 1. М., Юридическая литература, 1982. С. 24.

37

Ведомости Верховного Совета СССР» 1965, № 14, ст. 712.

38

Законодательные акты о кинематографии. М., 1982. — Т. 1. Кн. 1. — С. 22.

39

СП СССР. 1974. № 2. Ст. 11.

40

ГА РФ. Ф. Р-6903. 49 Оп.: URL: http: — //guides.rusarchives.ru/browse/ guidebook.html?bid =203 &sid=1152256 (дата обращения: 15.10.2019 г.).

41

СП СССР. 1971. № 5. Ст. 36; 1981. № 2. Ст. 3.

42

СП СССР. 1971. № 5. Ст. 36; 1981. № 2. Ст. 3.

43

Ведомости СНД СССР и ВС СССР», 1991, № 7, ст. 188.

44

Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1991, № 17, ст. 506.

45

Ведомости СНД и ВС РСФСР, 22.08.1991, № 34, ст. 1143.

46

Ведомости СНД и ВС РСФСР», 02.01.1992, № 1, ст. 58.

47

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 6, л. 233.

48

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 6, л. 234.

49

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 1.

50

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 7.

51

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 8.

52

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 9.

53

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 10.

54

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 11–12.

55

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 13.

56

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 14.

57

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 15–16.

58

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 18.

59

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 19.

60

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 20.

61

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 21.

62

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 22.

63

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 25.

64

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 26.

65

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 27.

66

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 28.

67

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 29.

68

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 31.

69

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 32.

70

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 33.

71

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 35–36.

72

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 38.

73

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 39.

74

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 40.

75

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 43.

76

ГА, фонд 10053, опись 1, дело 505, л. 44.

77

СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.10.2019).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я