Предлагаемая вам книга является результатом практического опыта в дельфинотерапии. В ней говорится о формах и целях дельфинотерапии, организации психокоррекционной сессии (в её общем и частных проявлениях); даны рекомендации по правилам поведения в дельфинарии и ответы на самые популярные вопросы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обычные дельфины для «необычных» детей. Из опыта работы психолога-дельфинотерапевта (практические рекомендации для родителей) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Дельфины и люди
1.1. История взаимоотношений человека и дельфина. Возникновение дельфинотерапии
Историю взаимодействия человека и дельфина принято исчислять с момента первых шумеро-семитских упоминаний об этих животных. В сочинении древнегреческого философа Плутарха «Пир семи мудрецов» мы находим такие слова в контексте обсуждения легенды об Арионе: «…ежели дельфины так добры и бережны с мёртвыми, то подавно не приходится удивляться, что они помогают живым…». Читая Плутарха, узнаём как относились к дельфинам его современники: «… когда в море плавают и ныряют мальчики, то они (дельфины) любят с ними состязаться взапуски. Поэтому есть даже неписаный закон об их неприкосновенности: на дельфинов не охотятся и не делают им вреда — только если они попадутся в невод и погубят улов, то их наказывают розгами, как провинившихся мальчишек» [5; 31].
Кстати, именно от древнегреческого слова «дельфос» (δελφύς — матка) эти млекопитающие называются дельфинами.
В 20 веке дельфины стали объектом пристального внимания не только учёных, но и военных. Животных обучают приёмам поиска мин и торпед, ракет и их частей, патрулированию военных кораблей, тренируют для проведения разведывательных операций. Известный океанолог Жак-Ив Кусто, узнав об экспериментах Пентагона, с гневом сказал: «Не успеет человек открыть у кого-нибудь разум, как тут же пытается подчинить его собственной глупости!».
Учёные сегодня проводят широкие исследования поведения дельфинов не только в искусственных условиях — бассейнах, но и в естественных — в открытом море, изучают их коммуникационные сигналы (сигналы общения), ставят эксперименты, помогающие разобраться — какой сложности задачи могут решать эти животные и каковы способы их обучения.
Исследования подтверждают, что эстетическое удовольствие от плавания с дельфином и эмоционального общения с ним, обладают терапевтическими свойствами. Некоторые учёные считают, что ультразвук, испускаемый дельфинами (часть их эхолокационной системы), также оказывает благотворное воздействие на человека.
Мысль о том, что общение с дельфинами может быть лечебным, была впервые высказана американским нейрофизиологом, философом и исследователем Джоном Лили, и получила развитие в трудах клинического психолога из Флориды Дэвида Натансона, который в 1971 году, совместно с антропологом Бетси Смит (Симпсон), создал первый прецедент использования дельфинов для лечения детей с синдромом Дауна [54; 57].
Результаты исследований были впечатляющими, и Натансон продолжал исследования, привлекая к плаванию с дельфинами детей с новыми заболеваниями. Так, к концу 70-х годов XX века, появилась дельфинотерапия — Dolphins Assisted Therapy или DAT, как ее принято называть во всем мире
Открытие доктора Натансона было встречено научным миром с некоторым недоверием. Однако учёный дал своим экспериментам научное обоснование, и в 1994 году дельфинотерапия была официально признана как один из методов нетрадиционной медицины.
Интересно, что в СССР первые сеансы дельфинотерапии, но только со взрослыми, были проведены практически одновременно с американцами (1973—1978 гг.) на базе океанариума военно-морского флота в Севастополе, а в 1987 г. группа учёных из научно-исследовательского центра «Государственный океанариум» разработала и успешно апробировала методику оздоровительной релаксации и психологической реабилитации людей с участием дельфинов [21; 44].
В 1997 году доктор Натансон сравнивает эффект двухнедельной дельфинотерапии с шестью месяцами традиционной физиотерапии и общепринятыми сеансами развития речи, — в пользу первой [16; 55].
В 2003 г. в Крыму образован Международный Институт Дельфинотерапии при участии специалистов России и Украины, а также США и Германии.
В настоящее время дельфинотерапию практикуют более 100 медицинских центров-дельфинариев в США, Израиле, Египте, Германии, Голландии, Италии, Мексике, Украине, России, на Кубе и других странах.
1.2. Воздействие дельфинотерапии на человека
Дельфинотерапия — частный метод анималотерапии1, при котором главными объектами лечебного и профилактического воздействия становятся ключевые факторы патогенеза нервных заболеваний, плохо поддающихся другим методам лечения. Воздействия дельфина, физических стрессоров2, связанных с морскими купаниями, активирует поведение больного, формирует у него положительный эмоциональный настрой, мобилизует резервы его организма, что, в свою очередь, является благоприятным фоном для последующих лечебно-реабилитационных мероприятий [21]. В английском языке дельфинотерапия называется «Терапией при помощи дельфинов» — Dolphin Assisted Therapy. Этот термин точнее, он акцентирует внимание на том, что дельфины — ключевая составляющая лечения.
Нужно отметить, что термин «Дельфинотерапия», при всём многообразии тех смыслов, что мы в него вкладываем, относится более к физиологическому уровню, положительные изменения на котором происходят в основном за счёт ультразвуковых волн, испускаемых сонаром дельфина. В то же время термин DAT подразумевает участие дельфина в сеансе психокоррекции, проходящего под контролем и при участии специально подготовленного специалиста. Таким образом, можно говорить о выделении видов лечебного воздействия дельфинотерапии в отдельные группы, свойственные той или иной форме дельфинотерапии.
Ультразвуковое воздействие
Дельфины используют свыше 10000 различных звуков, в том числе и звуки, на частотах, недоступных нашему слуху. Ультразвук используется дельфинами как для общения, так и для навигации (возвращаясь в виде отраженного звука он, через полые кости нижней челюсти попадает на внутреннее ухо, благодаря чему формируется картинка, наподобие снимка УЗИ, в голове у дельфина) [1; 4].
Во время цикла: вдох/выдох, который происходит через специальное отверстие на голове у дельфина, воздух проходит через звуковые каналы различной ширины, находящиеся за лобной костью дельфина. Она имеет вогнутую форму, что позволяет ультразвуку лучше фокусироваться перед прохождением через особую звуковую линзу, называемую «мелон», ту, что мы обычно принимаем за лоб животного. Челюсть, или рострум, является своеобразной направляющей для этой ультразвуковой волны. Максимальная концентрация ультразвука достигается в непосредственной близости от кончика рострума, и именно по этой причине, мы стараемся максимально приблизить голову ребёнка к сонару дельфина, проводя так называемый «сонофорез», в результате которого происходят благоприятные химические и электрические изменения в организме человека [39].
Психоэмоциональное воздействие
a) Преодоление стресса — расширение жизненного пространства ребёнка за счёт позитивного опыта, полученного им в результате выхода из стрессовой ситуации (которой может являться как контакт с дельфином, или отсутствие рядом родителей, так и прочие сопутствующие факторы).
b) Улучшение настроения — является следствием адаптации ребёнка к новым условиям и сопровождается позитивными изменениями его эмоционального состояния, как до, так и во время занятия.
c) Повышение мотивации — не только к контакту с дельфином, но и к самостоятельным действиям в целом.
d) Повышение игровой активности. Не секрет, что основным видом деятельности детей является игра. Благодаря активности в игре с дельфинами многие дети начинают лучше играть и вне занятия. Расширяется спектр игр, появляются новые элементы игрового поведения, развивается самостоятельность и инициативность у ребёнка.
e) Межвидовое общение. Благодаря высокой игровой активности дельфинов ребёнок может «окунуться» в мир морских обитателей, что значительно улучшает его социальные и коммуникативные навыки [2].
Физиологическое воздействие
К физиологическому уровню относятся факторы которые, не просто укрепляют организм, улучшают кровообращение, нормализуют обмен веществ, но и повышают тонус центральной нервной системы, это:
a) Динамическая смена температуры — то есть процесс спуска в воду и выхода из воды. Это хороший старт для дальнейшего закаливания организма.
b) Повышение физической активности — за счёт увеличения количества движений, совершаемых как самостоятельно, так и с помощью терапевта.
c) Естественный гидромассаж — который происходит во время плавания на дельфинах, благодаря движениям хвостового плавника и сокращениям мышц тела дельфина [8; 9; 16; 18; 33].
1.3. Формы проведения дельфинотерапии и её цели
Определяя факторы воздействия дельфинотерапии на человека, мы выделяем четыре формы организации занятий и четыре основных цели, которые она преследует в зависимости от поставленных перед ней задач.
Формы дельфинотерапии:
1) Пассивная ненаправленная дельфинотерапия: осуществляется как наблюдение за дельфином с подготовкой к потенциальному контакту с ним в естественной среде. Терапевтический эффект при данной форме организации занятий достигается за счёт эмоционального подъема от созерцания и ожидания общения с животным.
2) Пассивная направленная дельфинотерапия: осуществляется как ограниченный контакт с животным, в искусственных (либо локализированных естественных) условиях. Терапевтический эффект подобных занятий более предсказуем и достигается за счёт действий дельфина и человека в рамках определённой схемы, которая строится исходя из навыков и мотивации дельфина. Как правило, данная форма организации занятий основывается на сонофоретической модели дельфинотерапии (то есть на использовании природной способности дельфинов испускать ультразвуковые волны определённых частот).
3) Активная ненаправленная дельфинотерапия: осуществляется как свободное общение с животными в рамках занятия, проводимого при активном участии родителей и консультативной помощи со стороны специалиста. Терапевтический эффект непредсказуем и зависит от опыта участников занятия, своевременных рекомендаций консультирующего специалиста, а также — поддержания мотивации к общению у дельфина.
4) Активная направленная дельфинотерапия (психокоррекция при участии дельфина): осуществляется как контролируемое общение с животными, ограниченное индивидуальными особенностями ребёнка, умениями дельфина и методами работы психолога (специалист выступает в роли посредника между ребёнком и дельфином). Терапевтический эффект подобного вида терапии наиболее предсказуем и достигается за счёт многообразия используемых специалистом методов, инструментов и стилей работы, индивидуально подобранных для каждого ребёнка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обычные дельфины для «необычных» детей. Из опыта работы психолога-дельфинотерапевта (практические рекомендации для родителей) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других