Гений общения. Как им стать?

Стив Накамото, 2008

Навыки эффективного общения отличают человека успешного. Неумеющий общаться обречен на отсутствие друзей, клиентов и подчиненных! Изобилующая полезными рекомендациями и конкретными примерами, эта книга поможет вам развить непоколебимую уверенность в себе, легко общаться с людьми разного уровня, устанавливать и поддерживать деловые контакты и романтические отношения. Вы научитесь подчеркивать свои достоинства и устранять недостатки, избавляться от комплексов и осуществлять замыслы, внушать окружающим любовь и уважение. Вы станете асом общения – первым среди равных и равным среди первых.

Оглавление

Из серии: Сам себе психолог (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гений общения. Как им стать? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© 2008 by Steve Nakamoto

© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2019

© Издание на русском языке, ООО Издательство «Питер», 2019

* * *

Эта книга посвящена тем, кто хочет стать гением общения и достичь успеха на работе и счастья в жизни, чего мы все, несомненно, заслуживаем. Простые и действенные правила помогут вам на этом пути.

Книга, которую вы держите в руках, попала к вам вовсе не случайно. Очевидно, пришла пора получить те знания, что представлены в ней.

Ручаюсь: путешествие, которое вам предстоит, будет гораздо более легким и увлекательным, чем вы когда-либо себе представляли.

От вас требуется лишь поверить в то, что вы станете настоящим гением общения! Не нужно никакого принуждения. Все придет само собой. Потому что дар общения заложен в каждом из нас.

Я же просто помогу вам раскрыть его.

Удачи на пути к успеху!

Стив

Введение

В этой книге пойдет речь о неформальном общении, в противоположность публичным выступлениям и деловым переговорам. Под неформальным общением я понимаю эффективное использование разговорных навыков в повседневной жизни. Многим эта тема не кажется столь важной и привлекательной, как вопрос публичных выступлений. Разве каждый из нас не знает, как беседовать с глазу на глаз с друзьями, родными, сотрудниками и деловыми партнерами? С другой стороны, человек, владеющий мастерством публичных выступлений, как правило, обладает природным даром, который помогает ему добиваться успеха в профессиональной и личной жизни.

На собственном опыте я убедился в том, что личное общение, а не выступления на публике служит ключом к достижению успеха и счастья. Именно способность вести эффективный неформальный диалог позволяет раскрыть силу и красоту, которые лежат в глубине души каждого из нас и достойны любви, понимания и уважения.

Как ни странно, искусство личного общения помогает развивать навыки публичных выступлений, а также укрепляет уверенность в себе. Сейчас я расскажу вам, как пришел к такому выводу.

Мой большой секрет

Большую часть жизни я панически боялся публичных выступлений. Помню один прискорбный случай, как я читал доклад в седьмом классе на уроке английского. Меня трясло, я задыхался от страха и не в силах закончить речь умолк, беспомощно взирая на одноклассников, пока мистер Хейлман, наш бессердечный учитель английского, обстоятельно критиковал мое жалкое выступление.

Вскоре у меня развилась серьезная фобия. Я не мог говорить перед аудиторией. В школе и университете каждый раз, когда нужно было произносить речи, делать устные сообщения или читать вслух, мне каким-то чудом удавалось ускользнуть.

Во взрослой жизни мне несколько раз все же пришлось встретиться лицом к лицу со своим страхом. Так было на свадьбе моего лучшего друга, где я произнес самый короткий тост в мире. Этот тост звучал примерно так: «Мои поздравления молодоженам Курту и Линде. Что я еще могу сказать?»

К тридцати годам я смирился с тем, что эту тайную фобию мне придется скрывать вечно.

Как я осмелился измениться

Вскоре после того, как мне исполнилось тридцать, многое произошло в моей жизни — я переехал в новый дом, разорвал длительные любовные отношения и, попав в серьезную аварию, чудом остался в живых. После аварии один мой друг посоветовал мне встретиться с человеком по имени Тони Роббинс по прозвищу Говорун. Он был уверен, что этот молодой энергичный оратор когда-нибудь станет президентом Соединенных Штатов. (Энтони Роббинс не оправдал надежд моего друга и президентом США не стал. Однако господин Роббинс заработал себе славу в качестве специалиста по саморазвитию и стал самым высокооплачиваемым автором и ведущим тренингов и семинаров по мотивации. Довольно впечатляющие достижения, не правда ли?)

Короче говоря, я решил пойти к Тони Роббинсу, записался на двухдневный семинар и узнал, помимо прочего, о терапевтических методах преодоления страхов. Мало-помалу я увлекся всеми его программами персонального развития и на одном из занятий оказался перед аудиторией в сто человек, чтобы показать свой страх публичных выступлений. Как и следовало ожидать, я начал трястись и сипеть, еле дыша.

Но, несмотря на смущение, которое я пережил, этот момент стал определяющим в моей жизни! Впервые смелое желание добиться успеха превозмогло страх унижения. И если терапевтические методы, которыми я овладел на семинарах Тони Роббинса, не положили сразу же конец моей фобии, я почувствовал, что смелость и решительность в итоге помогут мне найти путь бесповоротного решения этой проблемы всей моей жизни.

Препятствие на пути к излечению

Следующие несколько лет я посещал разнообразные курсы и семинары по общению, личностному развитию и лидерству. Некоторые из них для меня оказывались слишком простыми, вроде тех, где нас учили, как говорить с людьми и завоевывать симпатию. Другие были чересчур продвинутыми — там обучали гипнозу и искусству подсознательного убеждения, но я вовсе не хотел манипулировать людьми и вряд ли стал бы применять подобное в жизни. Вопреки заявлениям руководителей этих курсов, мне казалось, что здесь из слушателей делают скорее ненормальных, чем уверенных в себе и приятных в общении людей, которым могли бы доверять окружающие.

Я бросил курсы самосовершенствования, хотя и вложил массу времени, денег и усилий, поскольку я по-прежнему был закрыт глубоко внутри себя и добился совсем незначительных достижений в плане умения общаться и уверенности в себе.

Что мне сказал мой лыжный инструктор

Я всегда любил лыжный спорт, но никогда в нем особенно не отличался. В юности я был отличным серфером, но носиться на лыжах с огромных страшных гор казалось для меня все-таки спортивной задачей другого рода. Итак, я занялся лыжами уже будучи взрослым человеком и вознамерился достичь приличных результатов, для чего стал исправно посещать совсем не дешевые групповые занятия.

Я занимался уже не первый год и как-то раз попал на интенсивный недельный горнолыжный курс французской туристической компании Club Med, который проводился на горе Коппер в Колорадо. За эти семь дней семинара мой лыжный инструктор, канадский француз, продемонстрировал мне множество самых разных техник и поделился своей философией достижения успеха в лыжном спорте. И однажды он высказал мысль, которая навсегда изменила мою жизнь, и не только в лыжном спорте. Вот что он сказал: «Стив, я не могу показать тебе никаких новых техник. Если ты хочешь стать лучше, просто катайся больше».

Это означало, что мне нужно больше практиковаться, прорабатывая все многообразие простых приемов, которым меня обучили, ведь у меня уже была солидная теоретическая база. Что же касается навыков общения, то теперь не столь необходимо было посещать дорогие семинары и осваивать продвинутые коммуникационные техники, чтобы стать увереннее в себе и общаться эффективнее. Требовалась практика, практика и еще раз практика, чтобы закрепить имеющиеся основы.

Моя практика в роли экскурсовода

В первую неделю января 1992 года я увидел объявление в туристической колонке «Лос-Анджелес таймс» такого содержания: «Путешествуйте и зарабатывайте». Реклама меня заинтриговала. Вскоре я оказался на предварительной встрече и выслушал речь о том, как стать сертифицированным профессиональным экскурсоводом. Оказывается, что после получения сертификата я имею право водить группы, путешествовать по миру и получать за это деньги.

Из многообразия интересных вариантов работы я выбрал профессию турлидера, поскольку она давала мне возможность в спокойном режиме практиковать и совершенствовать навыки общения. По сути, по восемь часов в день я получал опыт публичных выступлений на самые разные темы, в самых неожиданных ситуациях и всегда перед новой аудиторией.

Боевое крещение я прошел с группой из 35 британских и австралийских туристов, с которыми мы совершили 14-дневное путешествие по западу Соединенных Штатов и Канаде. Я по долгу службы должен был общаться со многими людьми — представителями разных культур, на темы, в которых я не был большим специалистом, например история, политика, геология и садоводство. Мои подопечные ждали от меня дружелюбия и профессионализма, и без этого я бы не получил хороших отзывов и мог бы даже потерять место.

Честно говоря, сначала мне не очень хорошо удавалось водить туры. Но на третий год я уже чувствовал себя очень комфортно, эффективно общался со всеми и руководил группой.

Мой испытательный полигон: ток-шоу на радиостанциях

В 2000 году я написал книгу «Мужчины как рыбы: что нужно женщине для успешной рыбалки». В ее основу легли мой личный опыт ухаживаний, понимание того, как полезны метафоры в качестве обучающего инструмента, и любовь к рыбалке длиною в жизнь.

В книге я провел развернутую аналогию того, как дамы «ловят» мужчин, с тем, как рыбаки удят рыбу. По существу, рыбак должен знать, какую рыбу он хочет поймать, какую наживку для этого нужно использовать, какие выбрать крючок и снасти и как в конце концов искусно подцепить ее сачком. Подобным же образом женщина, ищущая любви, должна знать, какой тип мужчин ей интересен, уметь безраздельно завладевать мужским вниманием, создать сильную эмоциональную привязанность и искусно удерживать преданность своего возлюбленного.

С таким интригующим названием — «Мужчины как рыбы» — было несложно найти радиостанции, которые с удовольствием приглашали меня в качестве эксперта в утренние и вечерние ток-шоу в драйв-тайм[1]. Обычно я участвовал в десяти-пятнадцатиминутных программах, чтобы поразвлечь слушателей беседами о тех забавных способах, которыми женщины-«рыбачки», в романтическом смысле, «ловят» мужчин.

Продвижение своей книги в ток-шоу на радио — вот уж поистине испытание моих новоприобретенных навыков общения в режиме реального времени. Если, работая экскурсоводом, я был свободен в своей практике, имея восемь часов в день на самовыражение, то в ток-шоу я должен был в сжатые сроки овладеть вниманием живой аудитории и заинтересовать тысячи слушателей.

Поскольку стоимость эфирного времени высока, гость должен моментально и бесповоротно привлечь аудиторию, иначе ведущий или менеджер проекта с ним не задумываясь распрощается. Например, Джей Томас, популярный радиоведущий, который тогда работал на одной из нью-йоркских радиостанций, перекрыл мне кислород уже после двух минут с начала эфира! Очевидно, ему совершенно не понравились мои ответы на его вопросы об ухаживаниях, а мои бесконечные аналогии с рыбалкой он счел дерзкими.

Но я учился и на своих успехах, и на неудачах, вроде той, на ток-шоу у Джея Томаса. Пожалуй, самый важный урок, который я вынес, заключается в следующем. В общении главное не сколько вы знаете, а то, как вы связаны со слушателями. Выступаете ли вы перед тысячами на нью-йоркском радио, говорите ли с одним своим сотрудником, успех обеспечивает ваша эмоциональная связь с аудиторией.

Как я стал «мистером Дайте-ответ»

За три года я успешно выступил в 220 ток-шоу на радио и телевидении, продвигая тему «Мужчины как рыбы». В конце концов, мною заинтересовались авторы сайта iVillage.com, крупнейшего женского онлайн-сообщества в мире, и пригласили меня на роль «мистера Дайте-ответ», консультанта по личным взаимоотношениям. И я стал отвечать на вопросы женщин со всего мира (примерно на 75 ежедневно) и помогать им понять их возлюбленных с мужской точки зрения.

По прошествии нескольких лет я стал этакой «дорогой Эбби» в мужском обличии. Давая советы, я старался всегда быть понимающим, добрым и предупредительным. За четыре с лишним года работы в качестве «мистера Дайте-ответ» я, пожалуй, узнал столько проблем и реальных историй из области взаимоотношений мужчин и женщин, сколько не знает ни один другой мужчина в Америке.

В январе 2007 года, прочитав и ответив на целый ряд вопросов для iVillage.com, я вдруг словно бы прозрел. Внезапно я четко увидел, что большая часть проблем, существующих между людьми, сводится к сложностям элементарного общения. Именно тогда я решил начать работу над книгой, в которой бы рассматривались все грани повседневного общения. В дальнейшем все это вылилось в книгу «Гений общения».

Чего нет на книжной полке?

Я обратил внимание, что есть достаточно книг начального уровня по теме общения для тех, кто обладает какими-то страхами и неловко чувствует себя в обществе. Также есть немало продвинутых работ о силе убеждения и неосознанных контактах для профессиональных продавцов или руководителей. Но, по-моему, совершенно отсутствует промежуточный курс общения, который стал бы мостом над обширной пропастью между новичком и экспертом.

Как и в лыжном спорте, подавляющее большинство людей застревает на среднем уровне развития своих умений и навыков. Им удалось чего-то достичь, и они не считают, что им нужна помощь извне для того, чтобы двигаться дальше. Многие уверены в том, что помощь в области общения требуется другим, а не им, и редко возлагают ответственность за проблемы во взаимоотношениях на себя.

Эта книга написана для тех, кто стремится к успеху в общении, межличностных взаимоотношениях и жизни вообще. Для тех, кто осознает, что средние навыки приводят в лучшем случае к средним результатам, а к успеху приходят те, кто усердно работает и преуспевает в овладении самыми важными жизненными навыками.

Как именно вы совершенствуете свои навыки общения?

За более чем 18 лет обучения, практики и опытов я сделал вывод, что большинство людей считают своей главной обязанностью в межличностном общении — говорить. Многие не замечают и недооценивают роль таких сторон повседневного общения, как: 1) умение слушать других;

2) определение смысла сообщения; и 3) осведомленное реагирование (список может быть продолжен).

При ближайшем рассмотрении я выделил 21 ключевую составляющую эффективного личного общения, которые я называю «простыми правилами». Они просты потому, что я могу выразить смысл каждого из них одним хорошо всем знакомым словом: «выбирать», «воздействовать», «спрашивать» или «отражать». Эти правила хотя и просты, но действенны, поскольку они значительно улучшают ваши навыки общения. Я называю их правилами, поскольку нарушение принципов, которые они описывают, не остается безнаказанным — вы достигаете очень слабых результатов.

В то же самое время я верю, что большинство людей не достигает более заметного успеха в повседневном общении по одной главной причине. На самом деле они не знают точно, что делать или на какой стадии разговора предпринимать те или иные шаги. Более того, люди редко практикуются и даже не стараются выяснить, что им нужно делать день за днем. В результате они никогда не совершенствуют свои навыки эффективного общения.

Ну и что, что я не умею хорошо общаться?

Один мудрый учитель однажды поделился со мной важной мыслью: человеческое несчастье проистекает из печального убеждения, что человек представляет собой меньше, чем мог бы. Как будто вы обладаете талантами, которые не были оценены и которые за всю свою жизнь вы не смогли реализовать.

Поверьте, мне знакомы подобные чувства. Мой страх говорить сделал меня более циничным и замкнутым, чем я есть на самом деле. Моей внутренней болью стали годы утаивания собственных страхов. Но что хуже всего, я безропотно готов был смириться с чувством, что я так никогда и не смогу реализовать то, на что способен.

Я искренне надеюсь, что вы видите связь между мастерством повседневного общения и достижением больших успехов и счастья в жизни. Не обкрадывайте себя, пассивно плывя по течению и соглашаясь в лучшем случае на заурядное существование.

Раз вы взяли в руки эту книгу, подозреваю, что вы личность более полная, чем видят ваши окружающие сейчас. Но в действительности не столь важно, что думаю я. Самое главное, вы знаете в глубине души, что можете достичь в жизни гораздо большего, чем уже достигли, и вы — тот самый человек, в силах которого это реализовать.

Главное правило: вы должны спроектировать собственное будущее

Существует два типа людей: победители и неудачники. Неудачники всегда выбирают путь наименьшего сопротивления и неминуемо позволяют своим мечтам и стремлениям исчезнуть со временем. Неудачники оправдывают свои неутешительные результаты тем, что удача обошла их стороной и счастье не удосужилось повернуться лицом.

Победители, с другой стороны, берут на себя ответственность за собственную жизнь. Они готовы испытывать горечь недолгих неудач, чтобы завоевать, получить, достичь того, к чему они на самом деле стремятся. Но самое главное, победители осознают, что на пути к мечте вы должны принимать и похвалы, и упреки.

Чтобы стать победителем, вы должны принять твердое решение. Готовы ли создать будущее своей мечты, совершенствуя навык общения? Я по собственному опыту знаю, что усилия, которые вы принимаете ради развития в этой сфере, не останутся без вознаграждения в долгосрочном плане и будут приносить вам пользу на протяжении всего вашего жизненного пути.

Если вы считаете, что лучше оставить все как есть, опасаясь больших препятствий, — что ж, мне остается лишь пожелать вам удачи. Да, в будущем вам придется полагаться только на удачу, раз таков ваш ответ. Но если вы решили, что настало время улучшить свои способности общения, поздравляю!

Я очень рад вашему решению прочесть эту книгу. Обещаю дать вам лучшее из того, что у меня есть, так что ваши вложения — и временные, и денежные — окупятся сполна. И я благодарю вас за то, что вы предоставили мне возможность поделиться своим опытом и изменить вашу жизнь.

Давайте вместе пройдем этот путь и сделаем вашу жизнь по-настоящему чудесной! Если вы готовы пройти каждый шаг, описанный в этой книге, как веселое приключение, вы тоже скоро станете гением общения!

Вперед, в чудесный путь!

Стив НакамотоХантингтон-Бич, Калифорния

Оглавление

Из серии: Сам себе психолог (Питер)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гений общения. Как им стать? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Драйв-тайм (автомобильное время) — время, когда большинство радиослушателей находится в пути на работу или с работы в автомобиле (утром с 7 до 10 и вечером с 15 до 19). — Примеч. пер.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я