Волшебный меч Курыкан

Станислав Гольдфарб, 2022

История человечества содержит множество загадок. Исчезновение целого народа – курыкан – относится к одной из них. Они «пришли ниоткуда и ушли в никуда», оставив после себя наскальные рисунки, которые сохранились на Шишкинских писаницах и удивительную легенду о «курумчинских кузнецах», знавших секрет булата, из которого ковались мечи с волшебными свойствами. Уже известная читателю по книге «Котёл Чингисхана» команда археологов отправится на поиски следов таинственного народа. Героев ждут поразительные находки и открытия, а читателя – приключения и возможность проникнуть вглубь веков и совершить путешествие вместе с посланцами иркутского воеводы Леонтия Кислянского. Для широкого круга читателей.

Оглавление

Глава 5

Курумчинские кузнецы

Нет, ну где же быть археологической ла — боратории, как не в подвале, придавленной пятью этажами, где когда-то размещался элеваторный узел и бомбоубежище одновременно?! Умудрились растащить сеть труб по периметру и спрятать их со вкусом под новомодными стройматериалами. Отцы-основатели лесовской школы археологии устроили здесь кафедру, музей, библиотеку знаменитых на весь мир «копателей».

Увидев Вигдора и Селину, Михаил бросился им навстречу, сграбастал в своих объятиях и, не давая опомниться, стал хвалить очерки Вигдора об ольхонских раскопках. Они реально помогли со спонсорами. Финансирование было получено, и работы продолжены.

— Как же я рад вас видеть! А вы, а вы, Селина, божественны! Меркитская принцесса ничуть не меняется.

Селина кокетливо стрельнула глазками:

— Полноте, Михаил. Что люди скажут!

— А пусть говорят, нам-то что? Чайку?

И, снова не дожидаясь ответа, стал плескать заварку и кипяток в кружки, стаканы, пиалы, сохранившиеся от экспедиционных будней.

— Ну что, ребята, вы на реку с нами? Вигдор, принцесса, — Михаил возбуждённо потирал руками. — Там сказочные места, там настоящий отшельник бродит по лесным опушкам, там курыканы-кузнецы делали волшебные мечи.

Вигдор с удовольствием прихлёбывал кипяток, ухватив пару конфеток-подушечек, знакомых с детства.

— Предложение заманчивое, ребята. В прошлый раз было хорошо.

— Сейчас будет ещё лучше. Это ж вам целая культура, цивилизация, я бы сказал, Герыч не даст соврать, — Михаил опасливо покосился на коллегу.

Герман согласно кивнул:

— Не дам.

— Курумчинская культура — сенсация может случиться на наших глазах.

— С этого момента поподробнее. — Селина пристроилась рядом с Михаилом. — Как всегда, жду красочного рассказа.

Михаил сразу посерьёзнел и уже другим, «лекторским» голосом стал погружать компанию в историю таинственного народа.

— Да чего я разошёлся, здесь у нас эксперт Герман.

— Я так коротко, как ты, не умею, — съязвил Герман.

— Не завидуй моему лекторскому горю. Давай как умеешь, мы все во внимании. Жалко, нет на тебя девочки Оли, — пробурчал Михаил, и в тот же самый момент раздался робкий стук в дверь, и, не дожидаясь приглашения, на пороге появилась Оля.

— Аплодисменты, — искренне воскликнул Михаил. — Нам тебя, дорогуша, очень не хватало. Ну вот, теперь почти все в сборе. Теперь, Герыч, тебе ничто и никто уже не помешает рассказать историю о курумчинских кузнецах и их волшебном ремесле.

— Поскольку все вы будущие участники нашей экспедиции, то позвольте кратко и, по возможности, быстро погрузить вас в суть наших, так сказать, поисков, познакомить с легендой нашего предприятия. Я начну с кого бы вы думали?

— С Чингисхана?

— Да что же это такое, Оля! Твоя погружённость в биографию завоевателя меня пугает.

— Тогда меркитской принцессы!

— Селина Ивановна, увы. Наша история сложилась значительно раньше. Какие ещё будут варианты?

— Обещал быстро и кратко, — буркнул Михаил.

— Так точно, ты прав, мой старый друг. Буду. Я начну с Рериха.

— С Рериха? — удивился Вигдор. — А он-то тут каким боком? Как говорил один мой начальник, все вопросы решаются сзади или сбоку. Видимо, это как раз тот случай.

— А вот и не сбоку, а именно с Рериха.

— Никогда бы не догадалась, — вставила Селина.

— Селина Ивановна, в этом ваша сила. Зато вы наверняка догадаетесь или, точнее, ответите на вопрос об одной из самых знаменитых его картин. Как она называется?

— Легко, — парировала Селина. — «Нибелунги», или, как её ещё называют искусствоведы — «Ковка меча».

— Вау, вау, вау. Перед нами знаток творчества Рериха.

— Ой, хвалите меня, хвалите. Я репродукцию видела, когда в Белокурихе отдыхала. Спасибо, Вигдор Борисович, за то, что заботитесь о здоровье своих сотрудников. На самом деле у моего шефа жена в художественном музее работает. Я у неё нахваталась.

— Хорошо, продолжим. А может кто-то вспомнить, что изображено на уникальном полотне Рериха?

— Господи, я ж сказала, что видела эту репродукцию. Грот, а может, пещера в скале. Один кузнец поднял молот или молоток. Я в ваших мужских инструментах плохо разбираюсь, и обрабатывает заготовку для меча. Другой кузнец, наверное, его помощник.

— Селина Ивановна, снимаю шляпу. Всё-таки, вы истинный знаток Рериха. Но давайте вспоминать дальше. Кузнецы, стало быть, имеют какую внешность?

Воцарилось молчание. Все пытались найти ответ на вопрос Германа, и пауза затянулась.

— Такой простенький вопросик, — смутился Герман. — Подсказываю — азиаты! Азиаты стучат молотками по наковальне. Ну, ну, ну! Думайте! Подсказываю — типичный разрез глаз, выпирающие скулы, суженное к подбородку лицо… Понял, ответа не будет. В одной из своих книг художник, а по одной из версий ещё и разведчик, написал, — Герман достал из кармана видавший виды блокнот и, найдя нужную страницу, стал читать: «Курумчинские кузнецы — странные, непонятные народы, которые не только пришли, но и жили в пределах Алтая и Забайкалья. Общепринятые деления на гуннов, аланов, готов — разбиваются на множество необъяснимых подразделений. Насколько всем известно, моменты с определёнными датами иногда попадают в совершенно несоответствующие своему времени условные периоды. Оленьи камни, керексуры[8], каменные бабы, стены безымянных городов хотя и описаны, и сосчитаны, но пути народов ещё не выявлены. Как замечательны ткани из последних гуннских могил, которые дополнили знаменитые сибирские древности». — Захлопнув блокнот, Герман продолжал: — И вот Рерих, путешествуя по Алтаю, услышал о курумчинских кузнецах, которым не было равных в обработке металла. Так и родилась идея его картины «Ковка меча», или, как её ещё нередко называют, «Нибелунги».

— Где Алтай, а где Байкал, Ангара, Селенга! — усомнился Вигдор.

Оля подняла руку.

— Можно я добавлю?

— Летай, юная птица, блесни опереньем.

— Раньше Рериха о курумчинских кузнецах узнал этнограф, иркутянин Бернгард Петри. Он ведь первым нашёл следы культуры, которую и назвал — курумчинской.

— И это правда, — подтвердил Герман. — Он первым в 1912 и 1916 годах в ходе раскопок у улуса Шохтой Курумчинского ведомства в долине реки Мурин раскопал жилища кузнецов. По тем временам курумчинцы получали железо, в котором основного вещества было 99,4 %! Они придумали свою технологию получения металла. Выплавка шла в глиняных горнах, куда слоями закладывали уголь и руду. Через отверстие нагнетали воздух. Когда появлялся металл, глиняный горн разбивали. Это так называемое прямодельное или сыродувное железо.

Получение металла, дамы и господа, — чудо. Представляете, руда на вид обычный камень, а если болотная руда, то вообще, фу-фу-фу, приятного мало, но в итоге появлялся жидкий металл.

И чудо это случилось в племени курыкан, носителей курумчинской культуры. Но выплавить металл было половиной дела, а вот выковать из него меч, нож, стремена, доспехи и даже посуду — действительно было делом сложным и требовало искусства и мастерства.

Оружие, которое ковали курумчинские кузнецы, очень ценилось в древнем мире. Его сила и качество считались непревзойдёнными, потому эти изделия наделяли волшебной силой, а обладателей таких мечей знали как сильных воинов-командиров.

Всего я вам про курыкан рассказывать не буду, дня и ночи не хватит. Оставим что-то на экспедиционные будни. Там я вас обещаю загрузить по полной.

— Так мы едем меч искать?

— Нет, Селина Ивановна, наша задача посильнее будет — начнём поиск исчезнувшей цивилизации! Целого народа!

— Я совершенно согласна.

— Давай, Оля, жги дальше! Буду слушать, с чем ты согласилась, внимать и получать удовольствие.

— Я серьёзно, не шучу. У меня с вами научное согласие. Курыканы создали собственную культуру. Вот вы не упомянули про Шишкинские писаницы, а ведь там столько рисунков курыканского времени. Вы назвали Лену, Алтай, Байкал, Ангару — места расселения курыкан, и ведь это огромные площади. Но географические расстояния, связанные однотипными ремёслами, методами обработки полезных ископаемых, хозяйственными отраслями, не могли не повлиять на создание чего-то более важного и общего. Ну… как это выразить точно, не знаю — над всем этим что-то должно было получиться в итоге.

Селина захлопала в ладоши:

— Ничего себе, Оля, выдала спич! Глубоко копает товарищ.

— Так цивилизация, уважаемая, цивилизация! — Герман принялся ходить по лаборатории. — Курумчинская культура имеет гораздо более глубокое значение!

Почувствовав одобрение, Оля продолжала:

— Цивилизация может появиться где угодно. Цивилизацию что отличает?

— Вот именно, что? Очень интересно, — подзадоривал Герман.

— Общество определяет период, когда достигает своей кульминации. Кульминация и есть цивилизация!

— Мудрёно-забубённо, — бросил Михаил. — Фелипе Фернандес-Арместо[9], между прочим, определил цивилизацию как тип отношений с естественной средой, которая была преобразована так, что удовлетворяла потребностям человека.

— Тоже мудрёно, но хотя бы знакомые слова, — отозвался Герман.

— Э-э-э-э, друзья, похоже на спор физиков и лириков, вам не кажется? Кстати, кто всё-таки оказался прав, кажется, так до сих пор и не выяснили? — Вигдор тоже стал заводиться на фоне неожиданной дискуссии. — На мой взгляд, цивилизация — это возможность процветания общества. Нет? Да! Почему гибнут великие цивилизации? Да потому, что, достигнув общего развития, вдруг вспоминают о своём превосходстве над другими. Курыканы, или гулигане, двигались к созданию универсального общества, они полуоседлые скотоводы и земледельцы, они кузнецы и умельцы-ремесленники, плавильщики и… художники.

— Значит, ты, Вигдор, настаиваешь на универсальном государстве и, соответственно, универсальном обществе?

— Таки да, Герман! Для того времени это почти фантастично. Но версия может быть рабочей, учитывая, что в названных местах проживало очень большое число разных народов. И они имели возможность взаимообогащаться.

— Точнее — быстро взаимообогащаться, — добавил Герман.

— Тем важнее будет найти как можно больше артефактов и хоть на шажок продвинуться в изучении истории таинственных курыкан, — подытожила Оля и выдала такую топотушку, что все присутствующие раскрыли рты, наблюдая, как замелькали каблучки девушки.

— Вот это класс, повезло же Коле. Против этого аргумента нет никаких иных мнений, — с искренним восторгом заметил Герман.

— Как, однако, вы изменились за год! — воскликнула Селина.

— Это всё влияние Коли, Селина Ивановна. Он сказал, что мой застенчивый характер надо выдавливать неожиданными действиями.

— Характер у вас, на мой взгляд, вполне нордический. А вот поясните-ка лучше вашу глубокую мысль, ту, которая мелькнула в вашем выступлении до фольклорного представления.

— Вы считаете, Михаил, что в ней есть рациональное зерно?

— Однозначно.

— Всё просто. Многие разводили в те времена лошадей. У монголов и бурят были чудесные такие, такие лохматые, низкорослые…

— Одним словом, непрезентабельные лошадки. Так?

— Точно, такие кони-пони. Но степнякам других и не надо было, именно низкорослые длинношерстные, выносливые и неприхотливые. Вы же видели курыканских коней на Шишкинских писаницах?

— Красавцы скакуны! — искренне поддержал Герман.

— Ну вот… Помимо скакунов у курыкан были большие стада крупного рогатого скота, — продолжала Оля.

— Даже верблюдов видим.

— Совершенно верно, Герман Германович, и верблюдов. А таким стадам что было необходимо?

— Что за вопрос, вода, конечно, пастбища!

— Да, Михаил Петрович! А ведь вода была далеко не везде, где травка зеленеет. То мало снега в горах, то реки и ручьи пересыхают…

— Согласен, Оля, — подыгрывал Михаил.

— Мне кажется, я понимаю, куда она клонит, — вклинился в разговор Герман. — Чтобы напоить скот, и получить корма для стад в нужном количестве, и что-то заготовить для зимовки, и в случае неурожаев, курыканы…

Михаил и Герман впились взглядами в студентку Олю.

— И-и-и… курыканы… — протянул Михаил.

— Стали строить оросительные системы, — выпалила Оля.

— И-и-и… курыканы… — подбадривал Герман.

— Возможно, они таким образом оставляли до зимы нетронутыми, так сказать, отдельные поля.

— Давай, Гера, поставим ей сразу пятёрку за будущий диплом.

— Позвольте и мне свои восторги по части курыкан добавить…

— Милости просим, Вигдор Борисович.

— Признаться, я не знал, что среди Шишкинских писаниц есть и курыканские рисунки. Сами петроглифы мне знакомы, изучал во время экспедиционной практики, а потом издал чудесную книжку на их основе.

— Уф, — Герман обеими руками пригладил волосы. — Я устал и хочу есть. Предлагаю всё, что мы ещё не вспомнили про курумчинских кузнецов, художников, курыкан-воинов, пастухов оставить на время экспедиции. Наговоримся…

Примечания

8

Керексу́ры — погребальные сооружения в виде грунтово-каменных насыпей высотой от одного до двух-трёх метров, находящиеся на территории Монголии и южносибирских регионов России.

9

Фелипе Фернандес-Арместо — известный современный историк, преподаватель Университета Миннесоты, лауреат нескольких профессиональных премий и автор международных бестселлеров, среди которых особое место занимает фундаментальный труд «Цивилизации».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я