Современная оценка образовательных достижений учащихся

Коллектив авторов, 2015

Книга адресована учителям-предметникам, методистам, администрации образовательных организаций, ее задача – систематизировать основные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся в контексте ФГОС и действующие практики оценочной деятельности, объединить традиционный и инновационный подходы к оцениванию. Пособие структурировано по предметному принципу. Кроме общих теоретических положений каждый учитель-предметник найдет для себя полезную информацию по заявленной тематике.

Оглавление

  • Введение
  • Особенности оценивания образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС. Оценивание как процесс и результат обучения
  • Математика
Из серии: Петербургский вектор введения ФГОС ООО

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современная оценка образовательных достижений учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Особенности оценивания образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС. Оценивание как процесс и результат обучения

История оценочной деятельности в российской системе образования — отдельная тема для изучения, но именно в последние годы в подходах к оценке произошли существенные изменения. Эти изменения связаны с введением Федерального образовательного стандарта и закреплены в законе «Об образовании». Меняется характер контроля, сегодня становится актуальной комплексная оценка учебных и внеучебных достижений учащихся. В настоящее время используются различные формы оценки и оценочного инструментария, применяются стандартизированные и нестандартизированные методы (устные и письменные, индивидуальные; групповые и само — и взаимоценки). Меняется сам принцип оценки — от отметки «методом вычитания» к отметке «методом сложения» достижений учащегося (см. таблицу на с. 17–19).

Комплексный подход к системе оценивания в школе означает оценку трех групп достижений обучающихся — личностных, метапредметных и предметных. Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования выступают планируемые результаты обучения.

В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия — УУД), достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью.

Для каждой из трех групп планируемых результатов по направлениям оценочной деятельности должны быть разработаны содержательная и критериальная основы оценки, предложены формы и способы оценки, соответствующие поставленным задачам.

Сложность в работе учителя на сегодняшний день заключается в том, что современная система оценивания находится в стадии осмысления и разработки. С одной стороны, учитель осознает, что традиционная пятибалльная система не в полной мере отвечает требованиям стандарта в оценивании результата, достигнутого учащимся (цифровая отметка оценивает лишь предметные результаты, она не соответствует трехуровневому подходу к оцениванию разных групп результатов), с другой стороны, он находится в ситуации, когда нет опыта определения и оценивания динамики и уровней сформированности достижений учащихся и нет отработанных критериев и способов оценивания.

Особенно много вопросов возникает у учителя в отношении методики оценки метапредметных результатов, связанных с формированием и развитием универсальных учебных действий (УУД)2, — личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных: «Как оценивать метапредметные результаты: отдельно или вместе с предметными результатами?», «В какой системе — в традиционной, в тестовой, в критериальной или в рейтинговой?»

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность таких умственных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных), которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включающих три следующих блока:

1) самоопределение — сформированность внутренней позиции школьника — принятие и освоение новой социальной роли ученика, способности адекватно оценивать себя и свои достижения;

2) смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;

3) морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости.

Учителю нужно помнить, что поставить отметку за достижение личностных результатов невозможно — они не оцениваются в традиционном понимании. ФГОС предлагает учителю разрабатывать и вводить модели оценки личностных достижений учащихся, например: при помощи учета индивидуальных достижений учащихся, при помощи неперсонифицированных процедур оценивания и др.

Введение стандарта в нашей стране — поэтапный процесс. В 2014/15 учебном году стандарт «переходит» в 4-й класс, в следующем учебном году — в основную школу. Таким образом, в настоящее время система оценивания носит черты «дофгосовской» нормативной системы и в то же время должна быть готова к новым подходам к оцениванию и к новым процедурам оценивания (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ двух подходов к оцениванию, существующих в российской системе образования

* Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации: «…осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения…».

** Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся: «1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией».

Сравним принципы «сложения» и «вычитания» при выставлении отметок учащемуся, чтобы понять, в чем заключаются отличия между ними (табл. 2.)3.

Таблица 2

Сопоставление систем выставления отметок учащемуся (на примере предметной области «Физика»)

Разобраться в структуре оценки образовательных достижений учащихся поможет схема4 на с. 20–21.

Разработка методик и способов оценки предметных, метапредметных, личностных результатов, заявленных в стандарте, — задача современного этапа образования. У учителя сегодня возникают вопросы: «Как формируются новые, означенные в стандарте умения?», «Как оценивать эти означенные в стандарте умения?». В пособии предложены следующие материалы:

— технологические схемы (конструкторы, навигаторы, разработанные педагогами и учеными, например: с. 36–43 (применительно к математике), с. 109–115 (применительно к физике);

— диагностические материалы (примеры даны в предметных материалах);

— описание опыта оценивания в современных образовательных технологиях (приложение 2);

— примеры диагностических контрольных работ нового поколения (приложение 3).

Авторы пособия надеются, что материалы, включенные в книгу, помогут ответить на многие вопросы учителя.

Все диагностические методики проверки и оценки учебных достижений учащихся, общие правила оценивания и общие подходы к оцениванию, учитывающие специфику предмета, оценивание разных видов работ учащихся, могут стать основой для создания методистом или учителем алгоритмов оценивания, помогут учителю расширить запас методик, применяемых для оценивания, сориентировать в ситуации действия двух стандартов — «старого» и «нового».

Оглавление

  • Введение
  • Особенности оценивания образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС. Оценивание как процесс и результат обучения
  • Математика
Из серии: Петербургский вектор введения ФГОС ООО

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современная оценка образовательных достижений учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности — познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

3

Разработано Г. Н. Степановой.

4

Разработано Е. Ю. Лукичевой.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я