Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки»

Коллектив авторов, 2015

Данное пособие раскрывает специфику оценки условий, созданных в ДОО, на предмет соответствия требованиям ФГОС ДО: ориентирует педагогов на правильное проведение индивидуальной педагогической и психологической диагностики детей дошкольного возраста, на создание условий, помогающих обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования в соответствии с идеологией Стандарта; помогает учителю выстраивать образовательный процесс с учетом особенностей своих учеников. Адресовано руководителям ДОО (руководителям структурных подразделений), старшим воспитателям, воспитателям, реализующим Примерную основную образовательную программу «Истоки», а также педагогическим коллективам ДОО, реализующим иные примерные основные образовательные программы. Книга переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования при участии Т.И. Алиевой, Н.Е. Васюковой, И.А. Качановой, Н.Л. Кондратьевой, О.В. Нехорошкиной, Н.М. Родиной, Е.С. Рычаговой, Е.В. Трифоновой. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

  • Введение
  • Оценка условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в ДОО
Из серии: Истоки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Оценка условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в ДОО

Проблема оценки качества работы дошкольных образовательных организаций всегда была актуальна, однако особую важность она приобрела в последние годы. В 2011–2014 гг. по заданию Департамента образования города Москвы осуществлялась разработка Московского стандарта качества образования[4], а впоследствии на его основе — регионального мониторинга условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО[5]. С этой целью была создана рабочая группа, в состав которой вошли авторы программы «Истоки», сотрудники ГАОУ ДПО МЦКО и педагоги ДОО Москвы.

В результате были разработаны и апробированы научно обоснованные показатели оценки условий, созданных в дошкольной образовательной организации на предмет их соответствия требованиям ФГОС ДО. Процедура самооценки, которая опирается на предложенные показатели, позволяет своевременно выявлять проблемные области комплекса условий, созданного на настоящий момент в ДОО, и вносить необходимые корректировки в программу развития образовательной организации.

В рамках реализации программы «Истоки» для оценки адекватности создаваемой в ДОО образовательной среды требованиям ФГОС ДО также рекомендуется опираться на разработанные показатели. Сами показатели представлены в табл. 1, а процедура оценки по ним описана ниже.

Процедура оценки условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Процедура оценки представляет собой анализ (самоанализ) созданных условий в соответствии с выделенными параметрами, проводимый коллективом ДОО. Каждый параметр оценивается по четырехбалльной шкале (от 0 до 3 баллов). Условия проставления того или иного балла четко обозначены.

Таблица 1

Показатели оценки условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС

Заносить данные для получения оценки созданных условий можно непосредственно на сайт Информационно-аналитической системы МРКО (www.okmcko.mos.ru) в личном кабинете организации (структурного подразделения) либо воспользоваться таблицей-шаблоном Excel «Показатели оценки условий реализации ООП ДО в соответствии с ФГОС», размещенном на сайте www.tc-sfera.ru: tc-sfera. ru/sites/default/files/istoki_pokazateli.zip.

Психолого-педагогические условия

Психолого — педагогическое сопровождение

0 баллов — в штате ДОО отсутствует педагог-психолог и не заключен договор с окружной структурой психолого-медико-социальной поддержки.

1 балл — деятельность педагога-психолога в организации ограничивается диагностической и консультативной работой; при его отсутствии в штате — имеется договор с окружными структурами психолого-медико-социальной поддержки.

2 балла — работа педагога-психолога включает весь спектр направлений деятельности.

3 балла — наличие целостной системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников и их семей в условиях сотрудничества всех специалистов ДОО.

Вариативные формы дошкольного образования (ЦИПР, РКП, семейный детский сад, лекотека, служба ранней помощи)

0 баллов — вариативные формы дошкольного образования не представлены.

1 балл — из вариативных форм дошкольного образования представлена одна (одна единица).

2 балла — представлено две вариативные формы дошкольного образования (или две единицы).

3 балла — представлено более двух вариативных форм дошкольного образования (или более двух единиц).

Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта, иными организациями. Предоставление возможностей для социализации детей с использованием социокультурной среды

0 баллов — отсутствуют договоры с учреждениями образования и культуры.

1 балл — заключены договоры с учреждениями образования и культуры, проводятся отдельные мероприятия с детьми.

2 балла — заключены договоры с учреждениями образования и культуры, проводятся отдельные мероприятия с детьми и родителями (есть планы мероприятий, не более 6 мероприятий в год).

3 балла — заключены договоры с учреждениями образования и культуры, выстроена систематическая образовательно-просветительская работа с детьми и родителями (есть планы мероприятий, более 6 мероприятий в год).

Удовлетворенность родителей наличием условий для комфортного пребывания детей

0 баллов — менее 60 % опрошенных родителей отмечают наличие условий для комфортного пребывания ребенка в ДОО.

1 балл — от 60 до 75 % опрошенных родителей отмечают наличие условий для комфортного пребывания ребенка в ДОО.

2 балла — от 75 до 90 % опрошенных родителей отмечают наличие условий для комфортного пребывания ребенка в ДОО.

3 балла — более 90 % опрошенных родителей отмечают наличие условий для комфортного пребывания ребенка в ДОО.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей, учет индивидуальных особенностей воспитанников

0 баллов — в режиме дня не предусмотрено время для самостоятельной деятельности детей и организации разнообразной игровой деятельности (время, отведенное на самостоятельную деятельность детей, не отражено в документах: образовательной программе, режиме дня и планах воспитателей).

1 балл — в режиме дня предусмотрено время для самостоятельной деятельности детей и организации разнообразной игровой деятельности (время, отведенное на самостоятельную деятельность детей, отражено в документах: образовательной программе, режиме дня и планах воспитателей), но отсутствует организационно-методическое сопровождение самостоятельной деятельности воспитанников.

2 балла — в режиме дня предусмотрено время для самостоятельной деятельности детей и организации разнообразной игровой деятельности (время, отведенное на самостоятельную деятельность детей, отражено в документах: образовательной программе, режиме дня и планах воспитателей); осуществляется организационно-методическое сопровождение, направленное на организацию самостоятельной деятельности воспитанников (текущий контроль со стороны старшего воспитателя).

3 балла — в режиме дня предусмотрено время для самостоятельной деятельности детей и организации разнообразной игровой деятельности (время, отведенное на самостоятельную деятельность детей, отражено в документах: образовательной программе, режиме дня и планах воспитателей), осуществляется организационно-методическое сопровождение, направленное на организацию самостоятельной деятельности воспитанников; организация разновозрастных игровых сообществ.

Создание условий для успешного перехода ребенка на следующий уровень образования

0 баллов — в структуре образовательной организации дошкольная и школьная ступени работают независимо.

1 балл — в структуре образовательной организации предусмотрены (включены в план) совместные мероприятия для детей дошкольной и школьной ступеней (1–2 мероприятия).

2 балла — в структуре образовательной организации предусмотрены (указаны в плане) совместные мероприятия для детей дошкольной и школьной ступеней (3 и более мероприятий).

3 балла — в структуре образовательной организации предусмотрены совместные мероприятия, досуги и совместная деятельность детей дошкольной и школьной ступеней.

Кадровые условия

Укомплектованность педагогическими кадрами

0 баллов — наличие более 10 % вакансий в штате педагогов, необходимом для реализации ООП ДО.

1 балл — наличие не более 10 % вакансий в штате педагогов, необходимом для реализации ООП ДО.

2 балла — наличие полного штата педагогов для реализации ООП ДО.

3 балла — наличие полного штата педагогов, позволяющего реализовывать не только основную программу, но и приоритетные направления работы, в том числе инклюзивное образование и работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательный ценз педагогических работников

0 баллов — менее 20 % педагогов имеют высшее профессиональное образование (или получают его).

1 балл — от 20 до 40 % педагогов имеют высшее профессиональное образование (или получают его).

2 балла — от 40 до 70 % педагогов имеют высшее профессиональное образование.

3 балла — более 70 % педагогов имеют высшее профессиональное образование.

Уровень квалификации педагогических кадров

0 баллов — менее 20 % педагогов имеют квалификационную категорию (или получают ее).

1 балл — от 20 до 40 % педагогов имеют квалификационную категорию (или получают ее).

2 балла — от 40 до 70 % педагогов имеют квалификационную категорию.

3 балла — не менее 70 % педагогов имеют квалификационную категорию.

Непрерывность профессионального образования

0 баллов — менее 70 % педагогов прошли курсы повышения квалификации в соответствующих объемах в соответствующие сроки.

1 балл — от 70 до 90 % педагогов прошли курсы повышения квалификации в соответствующих объемах в соответствующие сроки.

2 балла — более 90 % педагогов прошли курсы повышения квалификации в соответствующих объемах в соответствующие сроки.

3 балла — 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации в соответствующих объемах в соответствующие сроки; тематика пройденных курсов отвечает проблемам, выявленным при самоанализе ДОО.

Удовлетворенность родителей реализацией основной образовательной программы, присмотром и уходом за детьми

0 баллов — менее 50 % родителей удовлетворены услугами ДОО.

1 балл — от 50 до 65 % родителей удовлетворены услугами ДОО.

2 балла — от 66 до 85 % родителей удовлетворены услугами ДОО.

3 балла — более 85 % родителей удовлетворены услугами ДОО.

Участие в районных, окружных, городских, всероссийских и других мероприятиях, презентующих опыт педагогов. Активность в профессиональных сообществах

0 баллов — педагоги ДОО не участвуют в профессиональных сообществах, конкурсах, сетевом взаимодействии, трансляции лучшего опыта.

1 балл — отдельные педагоги участвуют в профессиональных сообществах, конкурсах, сетевом взаимодействии, трансляции лучшего опыта.

2 балла — более половины педагогов участвуют в профессиональных сообществах, конкурсах, сетевом взаимодействии, трансляции лучшего опыта.

3 балла — большинство (не менее 80 %) педагогов участвуют в профессиональных сообществах, конкурсах, сетевом взаимодействии, трансляции лучшего опыта.

Материально-технические условия

Состояние и содержание территории, зданий и помещений

0 баллов — имеются два и более предписаний Роспотребнадзора по одной и той же позиции.

1 балл — соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, но имеется предписание Роспотребнадзора.

2 балла — соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам без предписаний Роспотребнадзора.

3 балла — соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам без предписаний по итогам не менее двух заключений Роспотребнадзора.

Пожарная безопасность

0 баллов — имеются два и более предписаний МЧС по одной и той же позиции.

1 балл — соответствует нормам пожарной безопасности, но имеется предписание МЧС.

2 балла — соответствует нормам пожарной безопасности без предписаний МЧС и имеется автоматическая пожарная сигнализация.

3 балла — соответствует нормам пожарной безопасности без предписаний МЧС (по итогам не менее двух заключений) и имеется автоматическая пожарная сигнализация.

Охрана здания и территории

0 баллов — имеется предписание: отсутствуют домофоны, запирающие устройства, необходимая документация, не ведется видеонаблюдение, есть повреждения ограждения.

1 балл — соответствует требованиям безопасности: здание и территория охраняются, имеются запирающие устройства, отсутствуют предписания.

2 балла — соответствует требованиям безопасности: здание и территория охраняются, имеются домофоны, запирающие устройства, отсутствуют предписания, ведется видеонаблюдение.

3 балла — соответствует требованиям безопасности: здание и территория охраняются, нет повреждений ограждения территории, имеется пост охраны, есть домофоны и запирающие устройства, в наличии рабочая «тревожная» кнопка, ведется видеонаблюдение, отсутствуют предписания.

Оснащенность помещений для работы медицинского персонала

0 баллов — в ДОО отсутствуют медицинский кабинет, соответствующий требованиям СанПиН и договор с детской городской поликлиникой.

1 балл — имеются лицензированный медицинский кабинет и договор с детской городской поликлиникой.

2 балла — имеется медицинский кабинет, соответствующий требованиям СанПиН: для работы медицинского персонала в ДОО предоставлен специально оборудованный медицинский блок, включающий медицинский и процедурный кабинеты; в кабинете старшей медсестры хранятся следующие документы, но не в установленном порядке:

— медицинская документация в соответствии с номенклатурой дел;

— медицинские карты детей (форма 026/у-2000);

— сертификаты о профилактических прививках детей (форма 156/у-93);

— личные медицинские (санитарные) книжки сотрудников.

3 балла — ДОО предоставила помещение с соответствующими условиями для работы медицинского персонала, осуществляет контроль в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников организации; ведется просветительская работа с педагогическим коллективом и родителями; для медицинского персонала в ДОО предоставлен специально оборудованный медицинский блок, включающий медицинский и процедурный кабинеты, изолятор. Медицинский блок оборудован в соответствии с санитарными нормами медицинской техникой; специальным оборудованием и инструментарием, медицинским бельем, перевязочным и вспомогательным материалом, специальной мебелью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Оценка условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в ДОО
Из серии: Истоки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей к примерной основной образовательной программе «Истоки» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Алиева Т.И. и др. Выстраивание и апробация моделей оценки качества дошкольного образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. E-mail: psyedu@mgppu. ru 2013, 3. http://psyjoumals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62465.shtnil

5

Никитина Т.А. Мониторинг условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС. http://mcko.ru/publications/detail.php? ID=2042,

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я