1. книги
  2. Афоризмы и цитаты

Сила христианской веры. По творениям преподобного Ефрема Сирина

Группа авторов (2017)
Обложка книги

Данная работа представляет собой сборник назидательных поучений преподобного Ефрема Сирина, относящихся к христианской вере, избранных из всех его творений. В них святой Ефрем учит нас, как нужно правильно верить в Бога по учению Христа и Его Святой Церкви, в чем заключается животворность и сила нашей веры и как наша христианская вера должна проявляться в повседневной жизни. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сила христианской веры. По творениям преподобного Ефрема Сирина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сила христианской веры

Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль — река воды живой.

Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее. Без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли (т. 1, с. 91). благодарности хотел воздать награду его трудам, Авраам сказал: воздвигну руку мою ко Господу Вышнему, Иже сотвори небо и землю, аще от нити до ременя сапожнаго возму от всего твоего, да не речеши, яко аз обогатих Авраама (Быт. 14, 22–23). Видите, что Авраам не пожелал ничего в настоящем, но, укрепленный надеждой на будущее, мужественно перенес искушение. Не пощадивший единородного, но готовый заклать его, по Божию повелению, мог ли пожелать себе чего-то временного? Усердный сей делатель страннолюбия, за прекрасное это столпоздание, угостил Бога, как странника, и, соделавшись другом Божиим, наслаждается благами, всегда пребывающими. И мы будем подражать его вере, мужеству, любви к Богу, страннолюбию, чтобы с ним насладиться вечных благ (т. 3, с. 286).

Золото не дает терпения, а вера ставит на прочном основании того, кто приобрел ее (т. 1, с. 130).

* * *

В Евангелии Господь, желая довести учеников до совершенной веры, сказал: верный в мале, и во мнозе верен есть, и неверный в мале, и во мнозе неверен есть (Лк. 16, 10). Что такое малое? И что такое многое? Малое — это обетование века сего, чем Господь обещал снабжать верующих в Него (таковы например: пища, одеяние и прочее, служащее к успокоению тела, здравия и сему подобное), повелев совершенно не заботиться о сем прибегающим к Нему, но с полной доверенностью надеяться на Него. Многое же — это дары вечного и нетленного века, какие Господь обещал даровать верующим в Него, и непрерывно о них заботящимся и просящим их; потому что заповедал: вы же ищите токмо Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33), чтобы малым и временным испытан был каждый, верует ли он в Бога; потому что Бог обещал снабжать сим, хотя ни о чем таком не станем заботиться, будем же иметь попечение только о будущем и вечном. Ибо по слову, которое сказал Господь, каждый испытывается и познается, если он верует в рассуждении временного (т. 4, с. 454).

* * *

Всем сердцем своим веруй в Господа, и во всякое время обретешь благодать. Если в Нем пребываешь, то не погубишь мзды своей (т. 1, с. 140).

* * *

Называешь ты себя верующим, что сподобишься небесного Царства, соделаешься сыном Божиим, родившись свыше, будешь наследником Божиим, и целые века станешь царствовать со Христом, и как Бог блаженствовать в неизреченном свете беспредельные и бесчисленные веки. — Без сомнения, скажешь ты: «Действительно так; ибо, по сей причине удалившись от мира, предал я себя Христу». — Итак, испытай сам себя, не обладают ли еще тобой житейские и земные попечения, не много ли у тебя заботы о пище и одежде для тела, о прочих потребностях и о спокойствии, не прибегаешь ли к силам своим, не промышляешь ли сам о себе, тогда как повелено тебе совершенно не иметь о сем попечения? (т. 4, с. 455).

* * *

Вместо брони восприми подобную горчичному зерну веру в Единосущную и Нераздельную Троицу. Ибо горчичное зерно совершенно округло, не имеет ни расщеплений, ни углов, но совершенно кругло и как бы самодвижно. Ее-то (такую веру) приобрел верховный апостол Петр и, исповедав Христа Сыном Бога живого, принял ключи Царства Небесного. Это-то совершенное вооружение приобрети и ты, брат мой, чтобы получить тебе дарование, как научил Господь, говоря: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам (Мф. 17, 20). Видишь, как имеющий веру сподобился дарования? Ему дается дарование — дух разумения, ибо, когда кто уверует, тогда уразумеем (Ис. 7, 9). Дарование — не осуждать ближнего; потом — слово премудрости; потом — дарование исцелений, потому что врачует немощных в вере и восставляет падших сердцем; ибо вся же сия действует един и тойжде Дух (1 Кор. 12, 11). Иные имеют веру, но не имеют дел; это — не вера, потому что мертва, ибо сказано: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 21). Кто имеет веру и делает дела веры, — в том вера, как самодвижное горчичное зерно. Ее приобрети, брат мой, и будь здрав и невредим в вере, горя произволением в заповедях Спасителя нашего, чтобы и тебе услышать от Него: добре, рабе благий и верный… вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 23). Благим наименовал его Господь за дела, а верным — за веру (т. 3, с. 295–296).

* * *

Ты приобрел всю веру? Представь опыты; покажи знамения и чудеса; воскреси мертвых молитвой; отверзи очи слепым; изгони бесов; очисти прокаженных; исцели хромых; ходи по морю, как по сухой земле; претвори воду в вино; пятью хлебами и двумя рыбами по молитве своей насыть великое множество людей. Ибо не лжив Сказавший: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит (Ин. 14, 12).

Может быть… кто-нибудь скажет: «Поэтому, если кто не сотворит таких боголепных дел, то нет у него и надежды спасения?» — Надежду спасения имеем мы у себя и не совершив таких дел, если только исповедуем свою немощь и свое маловерие. Немощному же нужно милосердие, а не превозношение. А если имеем нужду в милосердии, то употребим в дело смиренномудрие, чтобы смиренномудрием привлечь на себя щедроты Господни. Ибо написано: яко во смирении нашем помяну ны Господь, и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135, 23–24). И еще: смирихся, и спасе мя (Пс. 114, 5). Но если, опершись на ветер, много о себе думаем, то не иное что делаем, как сами себя низвергаем в бездну. Посему не допускай в себя недуга гордыни, чтобы враг внезапно не похитил у тебя рассудка. Отрезвись от высокопарного помысла самоугодия. Не разлагай сетей под ногами у себя. Смиренномудрием очисти ум свой от этого смертоносного яда (т. 1, с. 33–34).

* * *

Если веруешь, что получишь вечное, бессмертное, непреходящее и нетленное; то не тем ли паче получишь это преходящее и земное, что Бог дал и зверям, и птицам, и злочестивым людям? Ужели не веришь, что Господь снабдит тебя тем, о чем заповедал не иметь тебе попечения, говоря: не пецытеся, что ясте, или во что облечетеся: всех бо сих языцы мира ищут; о вас же Отец небесный весть, яко требуете сих всех (Мф. 6, 25, 32); и укоряя маловерных, присовокупляет: воззрите на птицы небесныя, яко ни сеют, ни жнут, и Отец ваш Небесный питает их: кольми паче лучше вы есте птиц (26)? И еще более обеспечивая, говорит: не пецытеся убо на утрей (34). Если же имеешь еще о сем попечение и не вверил себя слову Господню, то знай, что не уверовал еще ты в получение тобой вечных благ, то есть Царства Небесного; и почитаешь себя верующим, оказываясь неверующим в рассуждении малого и тленного (т. 4, с. 455).

* * *

Не принимай мнения людей зломудренных, которые говорят: «После того, как умру, чего мне ждать?», — и говорят так, чтобы прогневать Господа Бога, Который будет судить живых и мертвых. Горе душе, которая слушается такой мысли! Горе человеку, который так думает! Это мнение убежденных в нем низведет их и других в затворы смерти. Это мнение удаляет от Бога и преклоняет к диаволу.

Но ты, верующий, беги от злого совета, и не буди неверен, но верен (Ин. 20, 27). Ибо веруем, что будут по смерти суд и воздаяние: верен бо есть Обещавый (Евр. 10, 23). Не неправеден Бог, чтобы забыть о награде служившим Ему истиной, как и писано: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сила христианской веры. По творениям преподобного Ефрема Сирина» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я