Время отзывается эхом воспоминаний. Время уходит, и мы молчаливо стареем, дни убегают, и нам их невозможно удержать. Всё может ослабить время, но только не растущую тоску сердец.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Абсолютное время» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вечность — бессмертие
Ничего нельзя любить, кроме вечности — сказал один из мудрых философов, — и нельзя любить никакой другой любовью, кроме любви вечной. Если нет вечности — то и ничего нет. Мгновение бывает полноценно, лишь если оно приобщено к вечности…
Чувство бессмертия — это прирожденное чувство человека, иначе, как бы жили с такой беспечностью до невозможности и так безумно жестоко по отношению к себе, да и к окружающим.
Скорее всего, на свете есть два рода людей: 1. для людей гениальных — бессмертие в каждом мгновении жизни, 2. а для обыкновенных людей — тоже самое видится в долготе дней.
Но мудрецы, под конец жизни только понимают, что смерть страшна только со стороны, когда мы переживаем за близких людей, но для себя самого, для человека — смерти нет, и сам человек в себе уверен, — и как родился он бессмертным, так и уходит от нас.
Но вот вопрос: как может возникнуть идея бессмертия, если все люди смертны? А всё дело в том, что бессмертие не идея, некое самочувствие жизни человека.
Бессмертие состоит в работе над чем-нибудь вечным, а вечно всё (!), потому что мы строим и делаем для людей, для человечества, для новых поколений, которые идут за нами, подрастают. И с этим согласен был Лев Толстой: «бессмертие, разумеется, неполное, осуществляется, несомненно, в потомстве».
Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, (которая никогда не кончится), это её окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания человечества, — вторил классику и другой классик — Достоевский.
А жизнь, так тесно связанная с вечностью и бессмертием? Она охарактеризована была давно-давно, в «Упанишадах». Упанишады являются комментариями к текстам древних «Вед» — священных книг, древнеиндийских философских трактатов.
Жизнь понималась как дыхание: «Жизнь — дыхание, ибо пока в теле пребывает дыхание, до той поры пребывает жизнь. Живет лишенный речи, зрения, слуха, живет безумный, безрукий и безногий, но воистину никто не живет без дыхания».
Словно отблеск луны на воде,
Непрочна жизнь смертных.
Ценность человека познается
Лишь после его смерти.
Спрашивал мудрец Конфуций: «Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем, что такое жизнь?».
В жизни все вещи отличаются друг от друга, а в смерти все одинаковые. При жизни отличаются друг от друга умные и глупые, знатные и низкие; в смерти же одинаковы тем, что все смердят и разлагаются, гниют и исчезают… — как заметили древние умники.
Жизнь это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.
Кто-то из умных выставил «приговор» жизни (Блез Паскаль): «Вообразите, что перед вами множество людей в оковах, и все они приговорены к смерти, и каждый день кого-нибудь убивают на глазах (у всех) остальных, и те понимают, что им уготована такая же участь, и глядят друг на друга, полные скорби и безнадежности, и ждут своей очереди.
И еще: не стоит плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя — это столь же безумно, как плакать из-за того, что мы не жили 100 лет назад.
Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её. Все зависит от человека.
Подобно тому, как хорошо прожитый день приносит счастливый сон, так и хорошо прожитая жизнь влечет за собой счастливую смерть.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Абсолютное время» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других