Книгу можно использовать как в качестве руководства по самоподготовке к экзаменам в ГИБДД, так и в качестве учебника в учебных заведениях, занимающихся обучением водителей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебное пособие для самоподготовки к экзаменам в ГИБДД. Для начинающих водителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Сергей Петрович Чугунов, 2018
ISBN 978-5-4490-5310-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Раздел первый. Основы законодательства в сфере дорожного движения
«Многочисленность законов в государстве есть то же, что большее число лекарей: признак болезни и бессилия».
Законодательство о взаимодействии водителя и природы
«Берегите природу — мать вашу!»
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Законодательство в области охраны окружающей среды касается в большей мере предприятий, однако существует ряд положений, которые касаются и автовладельцев.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения являются:
— земли, недра, почвы;
— поверхностные и подземные воды;
— леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
— атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Особой охране подлежат государственные природные заповедники, автомобилистам запрещен въезд на автомобилях на территорию природных заказников, памятников природы парки, ботанических садов и иных природных комплексов.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.
Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством.
Граждане обязаны:
— сохранять природу и окружающую среду;
— бережно относиться к природе и природным богатствам;
— соблюдать иные требования законодательства.
Штрафы за мытье автомобиля на улицах, во дворах или на берегу реки в столице составляют 3 — 5 тысяч рублей.
А за создание свалок вдоль дорог и выброс мусора из машины оштрафуют на 2000 — 5000 рублей
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Россия собирается пойти путем развитых европейских стран, с первого сентября 2013 в России введен новый автомобильный налог — так называемый «утилизационный сбор». Теперь, при покупке автомобиля зарубежной сборки нужно будет сразу же заплатить и за его утилизацию.
Такие правила уже давно действуют в Европе, подобный налог составляет порядка двухсот евро. Но, по решению правительства, в России тарифы на утилизацию автохлама в десятки, а то и в сотни раз больше. Так, покупатель новой иномарки с объемом двигателя до двух литров заплатит 26 тысяч рублей, до трех литров — уже 53 тысячи. Еще дороже обойдется утилизация мини-автобусов — порядка 200 тысяч рублей.
Страхование водителя и транспортного средства
«Страхование жизни позволяет вам жить в бедности и умереть богатым»
Закон о ОСАГО
С мая 2003 года в России действует федеральный закон об ОСАГО, устанавливающий Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Процедура оформления документов при перезаключении договора обязательного страхования со страховщиком упростилась. Согласно новым правилам, теперь не обязательно представление оригиналов документов в случае, если нет информации о том, что представленные сведения являются недостоверными.
Достаточно представить копии документов или документы в электронном виде. Производится проверка соответствия представленных заключающим договор лицом сведений данным указанной системы и информации в единой автоматизированной системе технического осмотра.
Дороже всего ОСАГО обойдется молодым водителям и водителям со стажем вождения до трех лет.
При расчете тарифа учитывается возраст водителя (до 22 лет) и число лет практики за рулем.
На стоимость ОСАГО, влияет регион, в котором «прописан» автомобиль: страховые тарифы существенно увеличиваются для москвичей и петербуржцев (применяются повышающие коэффициенты 2 и 1,8 соответственно)
В московской, ленинградской областях и в крупных городах Российской Федерации повышающий коэффициент составляет 1,3—1,7, зато в убыточных регионах применяется понижающий коэффициент.
Страховые тарифы по ОСАГО имеют различную стоимость при аварийной и безаварийной езде. Опытным водителям, не создававшим ДТП в течение нескольких лет, предоставляются значительные скидки; чем больше стаж безаварийной езды, тем выше сумма поощрения.
Если к управлению автомобилем допускается несколько водителей, считается применяется понижающий коэффициент для ОСАГО только с учетом истории вождения каждого из них.
Для тех же, кто был виновником дорожно-транспортных происшествий, используют повышающий коэффициент (от 1,4 до 2,45) в процессе расчета стоимости полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.
Если автовладелец владеет полисом ОСАГО и в течение двух лет ездил без единой аварии, то при продлении договора автогражданки он может претендовать на скидку примерно в 10%, установленную Правительством России.
Десятилетний стаж безаварийной езды удешевит полис ОСАГО вдвое
Стоимость автогражданки зависит от автомобиля, вернее, от мощности двигателя.
Для владельцев маломощных авто ОСАГО дешевле, а для владельцев сильных автомобилей — дороже
Есть и другие нюансы, влияющие на стоимость обязательного страхования автогражданской ответственности, многое зависит и от выбранной Вами страховой компании.
Возмещение по ОСАГО
Страховая выплата по ОСАГО — это осуществление страховой компанией компенсации за причиненный ущерб пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.
Полис ОСАГО при наступлении страхового случая может покрыть возмещение:
— 240 тыс. рублей относятся к возмещению ущерба здоровью и жизни пострадавших (сумма не лимитирована)
— 160 тыс. рублей — к возмещению ущерба, нанесенного имуществу пострадавших (но не больше 160 тыс. рублей на каждого из пострадавших).
— 135 тысяч рублей — возмещение за гибель пострадавшего (плюс 25 тысяч рублей на погребение)
Нестраховые случаи
— возникновение обязанности по упущенной выгоде;
— причинение морального вреда;
— причинение ущерба в ходе спортивных состязаний, технических испытаний, проводящихся на полигонах и других специально предназначенных для этого площадках и трассах;
— причинение ущерба от воздействия перевозимого груза в случае, если закон предусматривает обязательное страхование риска такой ответственности в отдельном договоре;
— загрязнения окружающей среды и т. д.
Сроки страхования по ОСАГО
Полисы ОСАГО бывают 3-х месячного действия, на полгода и год.
Владельцы транспортных средств, зарегистрированных за рубежом, могут застраховать свои авто на минимальный, 5-дневный срок.
Сроки рассмотрения заявления ограничены месяцем.
При этом введена неустойка за каждый просроченный день.
Порядок получения выплат ОСАГО
В случаях ДТП без нанесения вреда здоровью и жизни (повреждено лишь имущество), можно будет обойтись без представителей ГИБДД при оформлении документов.
Эти изменения ОСАГО будут распространяться на случаи ущерба не выше 25 тысяч рублей (если сумма повреждений не оспаривается ни одной из сторон).
Выплаты ОСАГО рассчитываются в соответствии со стоимостью восстановительных расходов, которые потребуются для приведения транспортного средства в первоначальное состояние.
При этом за основу для расчета берутся средние цены на запчасти и ремонт, характерные для данного региона. Также учитывается степень износа автомобиля, его узлов и агрегатов.
Выплаты ОСАГО могут производиться как деньгами, так и путем восстановительных ремонтных работ.
Для страховой компании оплата по калькуляции является более выгодным вариантом, нежели восстановительные ремонтные работы.
Сроки извещения о страховом событии
Чтобы без проблем получить выплаты ОСАГО, застрахованный должен отправить компании-страховщику извещение о дорожном происшествии не позднее пяти дней с момента происшествия.
Специально для такого случая к страховому полису прилагается специальный формуляр.
Выбор компании для проведения экспертизы
По законодательству РФ, компания-страховщик должна в пятидневный срок инициировать проведение независимой экспертизы. Калькуляция, составленная на основе выводов экспертной комиссии, становится основой для выплат ОСАГО.
Если вас не устраивает размер выплат ОСАГО
Нужно составить претензию в адрес компании-страховщика. Одновременно стоит направить претензию и в Союз Автостраховщиков России. Либо назначить встречную экспертизу и с ее результатами подать иск в судебные органы.
Если суд Вы выиграете, — компания-страховщик вынуждена будет увеличить выплаты ОСАГО, компенсировать стоимость независимой экспертизы и расходы по суду.
Признаки защиты полиса ОСАГО
В левом верхнем углу полиса ОСАГО должен стоять штамп страховой компании, которая его реализует.
Каждый полис ОСАГО имеет уникальный серийный номер, который внесен в базу данных страховой компании и может быть проверен органами ГИБДД.
Все полисы ОСАГО печатаются в типографиях компании Гознак, состоят из 2-х листов и имеют несколько степеней защиты:
— водяные знаки, изображающими эмблему РСА; они просматриваются на просвет;
— уникальная сетка зелено-голубого цвета, нанесенной на лицевую поверхность документа;
— впечатанные красные ворсинки, как на денежных банкнотах;
— металлизированная полоса, шириной 0,2 см, внедренной в структуру бумаги.
Комплект документов, выдаваемый страховой компанией
Оформленный на Ваше имя страховой полис.
Копия квитанции формы А-7 об оплате страхового полиса с указанием суммы и подписей страхователя и страховщика.
Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Бланк извещения о ДТП (2 шт.).
Перечень представительств Вашего страховщика в субъектах Российской Федерации.
Исправления в полисе
Страховой полис — это финансовый документ и исправления в нем не допускаются.
Например, вместо мощности 121 л.с. агент случайно написал 112 л.с.
После ДТП вам будет крайне сложно доказать Службе безопасности, что это досадное недоразумение.
Такая ошибка может стать не только причиной отказа выплат в случае ДТП, но и обвинением в попытке обмана страховой компании.
Последствия неправильного заполнения полиса
Долгое и нервное устранение несоответствий.
В случае ДТП Вам придется доказывать что ошибку допустил агент, а Вы ее просто «не заметили».
Отказ в выплатах по страховке.
Обвинение в соучастии в мошенничестве.
Полис ДСАГО (ДАГО)
ДСАГО — это расширение страховой суммы по ОСАГО.
Этот полис всегда выписывается с ОСАГО, потому и называется дополнительным, что работает он только в период действия договора ОСАГО (1 год)
ДСАГО — это расширение страховой суммы по ОСАГО.
Этот полис всегда выписывается с ОСАГО, потому и называется дополнительным, что работает он только в период действия договора ОСАГО (1 год).
Например, виновник ДТП нанес ущерб транспортному средству пострадавшего на 250 000 руб., а договор ОСАГО покрывает 120 из них, тогда недостающие 130 000 выплачиваются страховщиком по договору ДСАГО.
При этом страховка ДСАГО точно так же действует в течение всего срока договора вне зависимости от количества ДТП.
Сколько стоит полис ДСАГО (ДАГО)
Полис ДСАГО стоит меньше, чем КАСКО. Как правило, разброс цен составляет от 0,12 до 0,5% от выбранной страховой суммы.
Хотя правила дополнительного страхования практически полностью совпадают с правилами обязательного, понижающие и повышающие коэффициенты по ДСАГО каждая компания определяет самостоятельно и также самостоятельно решает, будут ли влиять на стоимость страховки стаж, возраст и другие критерии.
ДСАГО на сумму 300 000 руб. обойдется водителю легкового автомобиля в 500—750 руб. в год,
ДСАГО на сумму 500 000 — в 1 000—1 250 руб. в год.
Максимальный лимит страховой суммы по ДСАГО не определен, так что можно оформлять договор хоть на миллион, если водитель опасается столкновения с колонной «Мерседесов».
Преимущества ДСАГО
1. Полное возмещение ущерба в рамках установленного лимита без дополнительных ограничений размера выплаты по «жизни и здоровью» и «имуществу» третьих лиц.
2. Компенсируются дополнительные расходы потерпевших, понесенные ими в результате ДТП (эвакуация ТС с места ДТП, хранение поврежденного ТС, доставка потерпевших в лечебное учреждение и т. д.)
Страховое возмещение по ДСАГО не оплачивает
— утрату товарной стоимости;
— стоимость работ по ремонту транспортного средства;
— покупку и замену изношенных или бракованных деталей в ходе ремонта и т.д.;
— по восстановлению здоровья и санаторно-курортному лечению;
— погребению и возмещению потерь при смерти кормильца;
— упущенной выгоде;
— нанесению морального вреда.
Полис КАСКО
Это слово итальянского происхождения, и означает оно один из видов добровольного страхования автомобилей.
Если у Вас старая машина, к которой угонщики равнодушны, и Вы — водитель с большим стажем, соблюдающий правила, — то, скорее всего, Вам достаточно и полиса ОСАГО.
Но если Вы — владелец новенькой дорогой иномарки, Вам немного лет, за рулем совсем недавно, а по ночам Вам мерещатся угонщики, — смело заключайте договор страхования КАСКО и спите спокойно.
Страхование этого вида может быть полным и частичным.
Во втором случае угон автотранспортного средства не считается страховым случаем.
При покупке автомобиля в кредит, Вам предложат заключить договор страхования КАСКО.
Без КАСКО автокредиты не выдаются
Сколько стоит страховка КАСКО?
Большинству владельцев полисов каско они обходятся в пределах 6—12% стоимости машины.
Далеко не все страховые компании страхуют автомобили, претендующие на статус «заслуженных пенсионеров». Большинство продают полисы владельцам иномарок не старше 9 лет и отечественных машин не старше 6 лет.
Факторы стоимости КАСКО
— возраст водителя (оптимальным считает от 25 лет и более);
— водительский стаж (чем он выше, тем полис дешевле);
— оснащенность автомобиля современной противоугонной системой (желательно, по рекомендации страховой компании);
— наличие охраняемой парковки в темное время суток;
— способ оплаты полиса (рассрочка или единовременная оплата);
— год выпуска автомобиля.
Условия Каско
Некоторые страховые компании выдвигают свои требования. Одни из них отказываются продавать полисы каско водителям, не имеющим хотя бы трехлетнего стажа вождения.
Другие снижают страховые тарифы для опытных водителей.
Некоторые готовы застраховать всех желающих, но стоимость полиса у них довольно высока.
Многие фирмы предпринимают драконовские условия по каско для владельцев машин определенных марок, — тех, которые пользуются наибольшей любовью у угонщиков.
Выбирая страховую компанию, нужно ориентироваться на ее стабильность и репутацию на рынке.
А также, внимательно читать договор страхования КАСКО, — особенно, в той его части, которая детально описывает возникновение страховых случаев.
Самые важные моменты и, так называемые, подводные камни кроются порой в тексте, набранном мелким шрифтом. Его следует изучить особенно внимательно.
От чего защищает полис КАСКО
— столкновение с неподвижными объектами;
— дорожно-транспортное происшествие с участием других транспортных средств;
— падение на застрахованный автомобиль тяжелых предметов (в том числе, лавины снега, больших сосулек и пр.);
— взрыв, пожар (включая самовозгорание автомобиля);
— ураганные явления, бури, сильные ливни, град, снежные заносы, удар молнии, паводок, землетрясение и оползневые явления и прочие стихийные бедствия, предусмотренные договором КАСКО;
— неосторожные поступки посторонних лиц;
— преднамеренные действия злоумышленников (угон, разбой, хищение).
От чего не защищает полис?
Существуют и ситуации, когда полис КАСКО не поможет его владельцу. Если выяснится, что машина получила повреждения в результате неосторожного обращения с огнем, или что водитель управлял автомобилем будучи нетрезвым, — возмещения не видать.
Восстановление автомобиля после ДТП
Восстановление машины на СТО. Страховая компания выпишет направление на СТО, где специалисты займутся восстановлением его транспортного средства.
Выплата страхового возмещения в денежном выражении. Компания-страховщик составит калькуляцию, выдаст денежную компенсацию, и далее гражданин сможет отремонтировать свое авто там, где посчитает нужным.
Компенсация владельцу стоимости самостоятельно проведенного ремонта автомобиля, на базе фактически оплаченного им счета. В этом случае страхователь должен будет, выбрав станцию техобслуживания, предоставить своей страховой компании наряд-заказ на предмет согласования.
Ответственность за нарушения в сфере дорожного движения
«Водитель! Не нарушай ПДД
на глазах у ГИБДД!»
Административная ответственность за нарушение ПДД
Административная ответственность — ответственность водителя за нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС. Административная ответственность — причинение только легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Срок исковой давности по административным правонарушениям составляет один год.
Виды административных наказаний следующие:
1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Инспектор имеет право за мелкие нарушения предупредить водителя.
Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП).
Например. Невыполнение требования ПДД подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой влечет предупреждение или штраф 500 рублей.
2. Административный штраф является денежным взысканием.
Неуплата штрафа в срок (должен быть оплачен в течение 2 месяцев со дня составления постановления-квитанции о наложении штрафа) влечет к штрафу в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо арест до 15 суток, либо обязательные работы до 50 часов.
3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
4. Лишение права управления ТС устанавливается за грубое или систематическое нарушение ПДД, права изымаются после истечения срока обжалования постановления о лишении права управления транспортными средствами, если оно не было обжаловано или опротестовано.
5. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.
Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
6. Обязательные работы — вид административного наказания, заключающийся в выполнении осужденным лицом в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ до 200 часов.
Обязательные работы, арест и лишение прав назначаются судьей (ст. 3.9 КоАП).
Задержание ТС — перемещение ТС при помощи другого ТС и помещение его на специализированную стоянку, а также хранение на этой стоянке до устранения причины задержания. Плата за перемещение ТС за хранение на специализированной стоянке и за блокировку взимается в зависимости от региона.
При запрещении эксплуатации ТС государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации ТС. Разрешается движение ТС к месту устранения причины запрещения эксплуатации ТС, но не долее чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации ТС.
Несколько статей из КоАП, упоминаемых в билетах ГИБДД.
Гражданская ответственность водителей
Гражданская ответственность водителей наступает за правонарушения, тем или иным образом связанные с возмещением материального вреда. Это материальная ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
Основание гражданско-правовой ответственности:
— противоправность деяния — нарушение требований ПДД;
— вред связан с определенными материальными потерями либо неимущественным физический или моральный;
— причинная связь между противоправным деянием и причинением вреда;
— вина — психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению и его результату.
Ответственность в гражданском праве наступает при любой форме вины.
Однако, если уголовная и административная ответственность наступает только при наличии вины водителя, то гражданско-правовая ответственность по восстановлению здоровья пострадавшего применяется и к невиновным в ДТП водителям.
Дело в том, что транспортное средство создает повышенную опасность для людей, и если Вам под колеса попал неосторожный пешеход, а Вашей вины нет, закон все равно обязывает Вас оплатить его лечение (статья 1079 Гражданского Кодекса РФ
Российское законодательство предусматривает защиту прав граждан, пострадавших в ДТП, посредством страхования ответственности водителя перед третьими лицами (ОСАГО). Обладатель полиса ОСАГО не несет материальной ответственности перед пострадавшим, если становится виновником аварии. Всю материальную ответственность берет на себя страховая фирма, естественно, в пределах страховой суммы.
Т.е. ущерб может быть возмещен:
— владельцу пострадавшего автомобиля за само ТС;
— пострадавшему водителю другого ТС или пешеходу;
— муниципальным службам, когда повреждено муниципальное имущество.
При этом по страховке ОСАГО не получиться получить возмещение морального вреда. Кроме того, размера страхового возмещения может оказаться недостаточно. Если пострадавший потребует возмещения морального вреда или страховки не хватит для полного возмещения ущерба, платить придется виновному водителю (Ст. 1072 Гражданского кодекса РФ).
ТС является источником повышенной опасности и водитель обязан возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (Ст. 1079. Гражданского кодекса РФ).
Уголовная ответственность водителей
К уголовной или административной ответственности за нарушение Правил лицо может быть привлечено лишь по достижении к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста.
Уголовная ответственность за нарушение ПДД или эксплуатации ТС наступает при причинении по неосторожности смерти человеку или тяжкого вреда здоровью человека.
Легкая степень тяжести вреда здоровью — кратковременное неопасное для жизни расстройство здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня.
Средняя степень тяжести вреда здоровью — кратковременное расстройство здоровья, продолжительностью свыше 21 дня, отсутствие опасности для жизни, значительная стойкая утрата общей трудоспособности.
Тяжкие телесные повреждения — опасный для жизни вред здоровью, соединенный со стойкой утратой общей трудоспособности, полная утрата профессиональной трудоспособности
Пример:
— потеря зрения, речи, слуха;
— потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций;
— неизгладимое обезображение лица;
— прерывание беременности или психическое расстройство.
Нарушения Правил участниками дорожного движения могут совершатся:
— умышленно;
— по неосторожности.
Умышленным является правонарушение, когда лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их, или сознательно допускало наступление этих последствий.
Пример: управление транспортными средствами в состоянии опьянения, или переход через дорогу на красный сигнал светофора.
Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Пример: водитель автомобиля не снизил скорости при проезде пешеходного перехода, на котором находились люди, полагая, что он успеет пересечь переход до того момента, когда пешеходы окажутся на пути его движения, однако водитель не рассчитал свои действия и в результате совершил наезд на пешеходов.
Последствия нарушения могут быть:
1. Материального характера, т.е. влечь за собой наступление вреда или вредных последствий, как в приведенном выше примере о наезде на пешехода.
2. Нематериального (формального) характера, т.е. последствия нарушения, не влекущие наступления вредных последствий, носят (например, управление транспортными средствами водителями, не имеющими при себе документов, предусмотренных Правилами).
За совершение преступлений, предусмотренных УК РФ, установлены следующие виды наказаний:
1. Ограничение свободы.
2. Арест. 3. Содержание в дисциплинарной воинской части (для военнослужащих)
4. Лишение свободы на определенный срок.
5. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
6. Лишение права управлять транспортные средством.
Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ст. 53 УК).
Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок не более шести месяцев; военнослужащие отбывают арест на гауптвахте (ст. 54 УК).
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по контракту на должностях рядового и сержантского состава (ст. 55 УК).
Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию — поселение или помещения в исправительные колонии различного режима либо в тюрьму (ст. 56 УК).
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК).
Лишение права управлять транспортные средством исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ст. 36 УК)
Статья 125. Оставление в опасности
Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Статья 166 УК РФ. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
1. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, — наказываются лишением свободы на срок до двенадцати лет.
Статья 264 УК РФ. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.
Статья 266 УК РФ. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказываются лишением свободы на срок до семи лет.
Статья 267 УК РФ. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Статья 268 УК РФ. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Статья 317 УК РФ. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
Статья 318 УК РФ. Применение насилия в отношении представителя власти
1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, — наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Статья 319. Оскорбление представителя власти
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением — наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Статья 326 УК РФ. Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства
1. Подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака в целях совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком либо сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Статья 327 УК РФ. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, водительских удостоверений и т. п.
1. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков — наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, — наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
3. Использование заведомо подложного документа — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Правила дорожного движения
«Если бы все неукоснительно соблюдали правила дорожного движения, средняя продолжительность жизни в нашей стране была бы на 20 лет больше».
Общие положения, основные термины и определения
Дорога и дорожная обстановка
Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя: одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы.
Автомагистраль — автомобильная дорога большой протяженности с высокой пропускной способностью и предназначенная для скоростного движения.
Автомагистраль имеет пересечения с другими автомобильными и железными дорогами в разных уровнях. Проезжие части разделены друг от друга специальной полосой, для пешеходов устроены подземные пешеходные переходы или мостики.
Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Полоса движения — часть проезжей части, где автомобили могут двигаться в один ряд. Полоса для движения может быть обозначена разметкой или не обозначена, имеет ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Разделительная полоса — элемент дороги, не предназначенный для движения и остановки, делит дорогу на две проезжие части, она может быть выделена конструктивно или с помощью разметки.
Иногда на разделительных полосах устраивают трамвайные пути, т.е. если трамвайные пути размещены на разделительной полосе, выше уровня проезжей части (конструктивном элементе дороги), то тогда дорога имеет две проезжие части.
Разделительные полосы, как правило, окаймлены бордюрным камнем, возвышающимся на 15—20 см.
Обочина — элемент (часть) дороги, служит для остановки и стоянки.
Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, как правило, приподнят над проезжей частью и отделен от нее бордюрным камнем.
Прилегающая территория — территория, которая непосредственно прилегает к дороге (смежная с дорогой территория), не предназначена для сквозного движения и не является перекрестком.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Перекресток может быть образован проезжими частями любой формы, пересекающимися под самыми различными углами. Важно, чтобы эти пересечения находились на одном уровне, лишь в этом случае они составляют перекресток (проезд под мостом, въезд в тоннель перекрестком не является).
Пешеходный переход — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеход через дорогу.
При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Главная дорога — дорога, обозначенная соответствующими знаками 2.1, 2.3.1—2.3.7, или дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, или дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.
Автомагистраль (знак 5.1) по статусу относится к главной дороге.
Населенный пункт — застроенная территория, обозначенная знаками на белом или синем фоне. Если на дороге установлен знак 5.23.1 или 5.23.2, имеющий белый фон, то водитель обязан соблюдать все требования ПДД, касающиеся порядка движения в населенных пунктах.
Если на дороге установлен знак 5.25, имеющий синий фон, то на этой дороге действуют требования ПДД, как вне населенного пункта.
Преимущество (приоритет) — право на первоочередность движения в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Уступить дорогу — не создавать помех тем, кто имеет преимущество.
Необходимость использования этих терминов возникает не только на перекрестках, но и в любых местах, где имеет место пересечение или совмещение траектории движения. Сначала нужно выяснить есть ли конфликтная ситуация (пересечение или совмещение траекторий). Если да, то руководствуясь Правилами, водитель определяет, имеет ли он преимущество.
Маневры и организация дорожного движения
Опережение — движение ТС со скоростью, большей скорости попутного ТС.
Обгон — опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу встречного движения, и последующим возвращением на раннее занимаемую полосу.
Остановка — преднамеренное прекращение движения ТС на время до 5 минут и более, если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, либо загрузки-разгрузки ТС.
Парковка (парковочное место) — преднамеренное прекращение движения ТС на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой, загрузкой или выгрузкой ТС.
Парковка (стоянка) от остановки отличается продолжительностью времени, а также отсутствием производства погрузочно-разгрузочных работ или посадки-высадки пассажиров.
В местах, где запрещена стоянка, остановку в некоторых случаях производить можно.
Опасность для движения — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Препятствиие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.) не позволяющие продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на полосе в соответствии с ПДД.
Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м, связанная с метеоусловиями (дождь, туман, снегопад) а также в сумерки.
Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Дорога с односторонним движением — дорога, по которой движение ТС по всей ширине осуществляется в одном направлении. Организуется для постоянного повышения пропускной способности дороги в нужном направлении.
Дорога с реверсивным движением — дорога (проезжая часть) с особым режимом движения, где направление движения на одной или нескольких полосах может быть изменено на некоторое время на противоположное с помощью реверсивных светофоров.
Организуется для избирательного повышения пропускной способности дороги в направлении наиболее интенсивного потока.
Реверс с латинского переводится как «поворачиваю назад», «возвращаюсь».
ТС и их характеристики
Транспортное средство — устройство предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средства — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Мопеды к таким ТС не относятся, хотя имеют двигатель.
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Мопед — двух — или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Одноколейное ТС — двухколесное транспортное средство в виде мотоцикла.
Мотоцикл — двух — или трехколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех — и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Условно можно выделить следующие особенности одноколейных ТС:
— в светлое время суток на всех одноколейных ТС должен быть включен ближний свет фар или дневные ходовые огни;
— могут ехать в два ряда на одной полосе движения;
— буксировка одноколейных и одноколейными запрещена;
— при эксплуатации аптечку, знак аварийной остановки и огнетушитель могут не иметь;
— при затрудненном встречном разъезде с ними легче разъехаться;
— парковка разрешается при наличии знака с учетом тротуара;
— ВУ на право управления одноколейными можно получить раньше всех других категории ТС, а именно с 14 лет.
Маршрутные транспортные средства (МТС) — транспортные средства общего пользования, предназначенные для перевозки пассажиров, едут по установленному маршруту с обозначенными местами остановок (автобус, троллейбус, трамвай).
Оперативные транспортные средства (ОТС) — ТС, выполняющие неотложное служебное задание (полиция, скорая, пожарная и др.), могут быть обозначены специальной окраской (иметь на наружной поверхности специальные цветографические схемы), также имеют проблесковый маячок синего или сине-красного цвета и специальный звуковой сигнал.
Перевозка грузов
Опасный груз — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
Разрешенная максимальная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.
Фактическая масса — масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, в данный момент.
Участники дорожного движения
Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
К пешеходам приравниваются лица:
— передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя;
— едущие велосипед, мопед, мотоцикл;
— везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Ремонтные рабочие, регулировщики, дружинники не являются участниками дорожного движения (ими считают только тех, кто принимает непосредственное участие в процессе движения).
Водитель — лицо, управляющее транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.
При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.
Общие обязанности водителей
«В России не нарушают правила дорожного движения только женщины и пьяные».
Документы водителя
Водитель обязан передавать по требованию сотрудников полиции для проверки документы. При себе водитель обязан иметь следующие документы:
1. Водительское удостоверение (ВУ), разрешающее управлять транспортным средством данной категории.
2. Регистрационные документы на транспортное средство. Это так называемый техпаспорт. Предприятие-изготовитель на каждое транспортное средство выдает паспорт, который закрепляется за конкретным легковым автомобилем, грузовиком и т. д. до его списания (выбраковки, утилизации). При регистрации транспортного средства в него заносят сведения о новом владельце.
Кроме того, в ГИБДД выдается свидетельство о регистрации.
3. Страховой полис обязательного страхования автовладельцев гражданской ответственности (ОСАГО).
Все остальные документы, о которых говорится в п.2.1.1 ПДД, необходимо иметь водителям, работающим в организациях или занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью.
Документы для проверки водители должны предъявлять только сотрудникам полиции. Другим лицам, которым тоже, как и сотрудникам полиции, уполномочено управлять дорожным движением (сотрудники военной автоинспекции, дежурные по переезду, работники дорожно-эксплуатационной службы), водители не обязаны передавать документы, хотя все распоряжения этих лиц по порядку дорожного движения для водителей обязательны.
Категории транспортных средств
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые категории.
Категория «М» — мопеды и легкие квадрициклы.
Категория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт.
Категория «А» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, превышающей 11 киловатт. А также трехколесные и четырехколесными транспортные средства, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг
Категория «В» — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.
Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
Категория «В1» — трициклы и квадрициклы. «КвадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же — поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.
Квадрицикл — это небольшой легковой автомобиль для движения по городу.
Квадроцикл — четырехколесный мотовездеход.
Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами (снегоходами и квадроциклами), не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Категория «С1» — автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Категория «С» — автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Категория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
Категория «BE» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
Категория «СE» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
Категория «С1E» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
Категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
Категория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Категория «Tm» — трамваи;
Категория «Tb» — троллейбусы.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется:
— транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
— транспортными средствами категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «C1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
— транспортными средствами категорий «D», «Tm», «Tb» и подкатегории «D1» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста;
— составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» «C1E», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее двенадцати месяцев.
Лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «B» и «C».
Другие обязанности водителей
1. Водитель обязан быть пристегнуться ремнем безопасности, а также пассажиры, сиденья которых оборудованы ремнями безопасности, должны быть пристегнуты (за нарушение этого требования предусмотрен штраф в размере 500 р.).
Согласно новым изменения в ПДД, вступившим в силу с 20.11.2010 г. водитель и все пассажиры абсолютно всех ТС должны быть пристегнуты ремнями безопасностями. До вступивших в силу изменений было исключение для ТС оперативных служб при движении в населенном пункте и для водителей-инструкторов, когда за рулем ученик. Сейчас в целях безопасности пристегиваться должны все.
Не всегда достаточно просто пристегнуть ремень. Запомните, что самое главное — тугое прилегание ремня. Ладонь на уровне груди должна проходить под ним с натягом. Современные ремни безопасности снабжены инерционными катушками, которые автоматически приспосабливают их под конкретного человека.
2. Водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние ТС.
3. Проходить по требованию сотрудников ГИБДД освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
4. Проходить медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению ТС.
В медицинской справке указывается срок ее действия (выдается максимум на 3 года). По истечении этого срока водитель должен вновь пройти медицинское освидетельствование.
5. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения.
6. Водитель обязан предоставлять свое транспортное средство, независимо от направления движения, сотрудникам оперативных служб. При этом лица, воспользовавшиеся ТС, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца. И водитель вправе, перед тем как предоставить свое ТС, потребовать у лиц служебное удостоверение.
7. Если произошло ДТП и водитель к нему причастен, то у этого водителя есть определенные обязанности.
Действия водителя при ДТП
«ДТП называется словом „авария“, если никто не виноват».
Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.
Порядок действий водителя при ДТП
1) немедленно остановится;
2) включить АСС;
3) выставить знак аварийной остановки (в населенном пункте знак выставляется на расстоянии не менее 15 м, вне населенного пункта на расстоянии не менее 30 м);
4) не перемещать предметы, имеющие отношение к ДТП;
5) при необходимости оказать первую медицинскую помощь раненым;
6) освободить проезжую часть, если движение других ТС невозможно;
7) вызвать сотрудников ГИБДД, записать фамилии и адреса очевидцев.
Допускается не вызывать сотрудников полиции на место происшествия только при незначительных происшествиях с участием двух ТС, когда нет пострадавших, материальный ущерб не велик и нет споров по распределению ответственности за случившееся. Хотя сейчас ДПС предполагает вообще не выезжать на место ДТП, если нет пострадавших.
Однако очень важно составить схему происшествия и обязательно ее подписать. Кроме того, следует заполнить документы, предусмотренные ОСАГО.
Классификация ДТП
1. Столкновение — ДТП, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с движущимся подвижным составом железных дорог. К этому виду также относятся столкновения движущегося ТС с внезапно остановившимся ТС и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
2. Опрокидывание — ДТП, при котором движущееся ТС опрокинулось. К этому виду относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды ДТП.
3. Наезд на стоящее транспортное средство — ДТП, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.
4. Наезд на препятствие — ДТП, при котором ТС наехало на неподвижный предмет или ударилось об него.
5. Наезд на пешехода — ДТП, при котором ТС наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся ТС. К этому виду относятся также ДТП, при котором пешеходы пострадали в результате их травмирования перевозимым на ТС грузом.
6. Наезд на велосипедиста — ДТП, при котором ТС наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся ТС.
7. Наезд на гужевой транспорт — ДТП, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся ТС.
8. Наезд на животных — ДТП, при котором ТС наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
9. Прочие ДТП — ДТП, не относящиеся к перечисленным выше видам (сходы трамвая с рельсов, падение перевозимого груза и пр.).
Распределение ДТП по сезонам и дням недели
Наиболее часто ДТП возникают в летне-осенний период — с июня по октябрь. Доля ДТП за эти 5 месяцев составляет 55 — 60% годовых.
По дням недели наибольшее число ДТП падает на пятницу и субботу.
В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21 часа. В течение этих 4 часов совершается 30 — 35% от общего числа ДТП за сутки.
Статистика ДТП (%)
1. Наезд транспортных средств на:
— пешеходов — 50;
— препятствия — 5;
— стоящие транспортные средства — 3,5;
— велосипедистов — 3,0.
2. Столкновения транспортных средств — 30.
3. Опрокидывание транспортных средств — 8,0.
4. Прочие ДТП — 0,5.
Водителю запрещается
Водителю запрещается следующее:
1. Управлять ТС в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих внимание и реакцию, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
За управление ТС в состоянии опьянения предусмотрена административная ответственность: ЛПУ на 18—24 мес., ОУ ТС, направление на медицинское освидетельствование, задержание ТС).
2. Передавать управление ТС лицам, находящимся в состоянии опьянения (ЛПУ на 18—24 мес.).
Повторное нарушение данных пунктов влечет ЛПУ на 3 года.
3. Пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук (за нарушение предусмотрено предупреждение или штраф в размере 1000 р.).
4. Управлять ТС с нарушением режима труда и отдыха.
5. Пересекать организованные (и пешие) колонны и занимать место в них.
Обязанности пешеходов
«Пешеход всегда прав — пока жив»
Пешеход — участник дорожного движения и каждый водитель обязательно бывает пешеходом.
Основное место для движения пешеходов — тротуары и пешеходные дорожки. Если они отсутствуют то только тогда можно воспользоваться обочиной дороги, а при невозможности движения там — велосипедной дорожкой или краем проезжей части, причем по проезжей части пешеходам разрешается идти в один ряд.
При движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Т.к. идя навстречу транспорту, смогут, при необходимости своевременно оценить ситуацию и, если потребуется, остановиться или вообще сойти с проезжей части.
Лица, ведущие велосипед, мопед или любой мотоцикл, а также, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя должны двигаться только по ходу движения (в попутном направлении).
Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, если пешеходного перехода нет, то надо искать перекресток
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебное пособие для самоподготовки к экзаменам в ГИБДД. Для начинающих водителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других