Дифференциальная психология

Сергей Успенский

Эта книга призвана помочь Вам лучше понять людей и, соответственно, улучшить Ваше сотрудничество с ними. Читая эту книгу, Вы найдете много глав, которые помогут вам узнать больше о о человеческой психике:– Исследование дифференциальной психологии.– Что такое психология личности?– Теория типов – какие бывают личности?– Образование и факторы окружающей среды.– С 5-ю иллюстрациями.Используйте знания из этой книги, чтобы создать гармоничные отношения c Вашими близкими людьми.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дифференциальная психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Сергей Успенский, 2022

ISBN 978-5-0056-5334-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Дифференциальная психология

Понимание различия между индивидами по психологическим характеристикам с помощью исследования личности

Сергей Успенский

Введение

Личность человека настолько разнообразна и уникальна, что у каждого человека с годами автоматически формируется совершенно неповторимая индивидуальность. Начиная с детства, наша психика продолжает постоянно развиваться, и наша личность также никогда не перестает расти. Это отличает нас не только от многих наших биологических сверстников, не имеющих экстраординарной стадии развития, но и от нашей собственной плоти и крови.

Каждый из нас совершенно не похож на своего соседа или коллегу по работе, и даже в своей собственной семье и кругу друзей мы значительно отличаемся друг от друга. Например, не так уж редко мы не ладим с определенной группой людей, потому что ее члены обладают ярко выраженным характером, некоторые из них в корне отличаются от нас и поэтому не находятся на том уровне, на котором могло бы существовать хорошее общение. Поэтому поговорка «противоположности притягиваются» не всегда верна. Мы предпочитаем искать единомышленников, чья личность похожа на нашу собственную и с кем мы можем идентифицировать себя так же, как с собой или со своей собственной личностью. Мы предпочитаем вести оживленные беседы, в которых мы разделяем одинаковые мнения, чем вести жаркие споры на темы, которые наши индивидуальные личности воспринимают и обрабатывают совершенно по-разному и которые, следовательно, никогда не приведут к реальному согласию в этих беседах.

Рисунок 1У всех разные модели поведения и цели на работе.

Каждый этап своей жизни мы выбираем в соответствии со своей индивидуальностью. Мы чувствуем себя комфортно в своей рабочей среде только в том случае, если встречаем там единомышленников, которые имеют такие же взгляды на работу, как и мы. Группа друзей, в которую мы психологически не вписываемся, потому что у нас принципиально разные взгляды на жизнь и, соответственно, поведение, долго не протянет, даже если по каким-то причинам дружба уже должна была сложиться. Поэтому мы избирательно выбираем этапы своей жизни по факторам, которые глубоко заложены в нас и которые трудно изменить, особенно после достижения определенного возраста.

Но почему? Какие факторы способствуют тому, что каждый человек полностью отличается друг от друга? Как рос человек и какие внешние влияния испытал человек, который с нуля полностью отличается от вас? Через что ему пришлось пройти и что ему пришлось пережить, чтобы его личность стала такой, какая она есть сегодня?

Дифференциальная психология тесно связана с поведенческой психологией, которая анализирует поведение человека и не только указывает на различия между определенными людьми, но и объясняет их с научной точки зрения, что делает их доступными для каждого. Речь идет не только об общем воспитании человека и о том, как он усвоил, что плохо и что хорошо, но и о других внешних факторах, и наследственность также играет важную роль в поведении человека и связанной с ним личности.

Уже у новорожденных можно заметить определенные отличия от других детей, совершенно не представляемые настоящими родителями, поскольку они еще не применяли никакого реального воспитания сразу после рождения. Поэтому дело не только во внешних влияниях, таких как воспитание или опыт, который разум запоминает и закрепляет, но часто развитие ребенка также связано с генетикой, предрасположенности которой унаследованы от родителей и даже от более дальних родственников. Не зря говорят, что дети часто становятся похожими на своих родителей и совершают те же ошибки, которые совершили их генетические родственники в собственном детстве. Так же, как дети похожи на своих родителей и иногда могут быть приняты за них, их мыслительные процессы также наиболее схожи с процессами близких родственников. Однако и это не всегда верно, поскольку личность невероятно сложна и обширна, и родители не всегда могут уследить за развитием своего ребенка. Часто это может быть подавляющим и даже привести к отчаянию, потому что ум ребенка продолжает развиваться на основе тривиальных вещей, и из-за этого у него формируется совершенно уникальная личность, которая иногда не поддается формированию или влиянию со стороны родителей или опекунов.

Даже у маленьких детей можно наблюдать рост их собственной личности. Хотя некоторые дети предпочитают играть в больших группах и, соответственно, шумные, всегда есть исключения, у которых развился сильный контраст с этой громкой и темпераментной личностью, и они, соответственно, предпочитают быть тише и могут хорошо себя занять, например, когда рисуют или играют с куклой или со строительными блоками. Поэтому в психологии можно провести различие между экстравертированными (ориентированными на внешний мир) и интровертированными (ориентированными на внутренний мир) людьми. Различия между каждым отдельным ребенком практически бесконечны, и даже если иногда поначалу так не кажется и некоторые дети похожи в своем поведении, в основе своей они совершенно разные и, соответственно, уникальные.

Рисунок 2: В течение жизни у людей формируются разные темпераменты.

Особенно в школе, в какой-то момент это становится совершенно очевидным. В собственных классах формируются группы из учеников, схожих по характеру. Обычно это более популярные группы, поскольку существуют определенные личности, которые особенно часто не только гармонируют друг с другом и поэтому похожи друг на друга, но и наиболее часто представлены в человечестве и, соответственно, в процентном соотношении в классах школы. С другой стороны, ребенок, которому в раннем возрасте пришлось испытать удары судьбы и травмы, не найдет связи с этими группами, потому что у него совершенно другая личность, которая сформировалась в результате этого плохого опыта. Возможно, именно у этих детей когда-то был очень живой образ мышления и действий, и они, возможно, попали бы в эти популярные группы, если бы их психика не была затронута этими тяжелыми ударами судьбы и поэтому полностью изменилась за короткое время. Поэтому вы снова и снова видите, что некоторых учеников дразнят и придираются к ним именно потому, что они другие, потому что их личность, характер и, следовательно, их поведение развиваются по-другому. Даже дети, которые, например, были в хорошей группе друзей и имели хорошие связи со своим окружением, могут в течение короткого времени отречься от них, если их поведение изменится из-за внешних воздействий, таких как травматический опыт, хотя на самом деле они совсем не виноваты в этом и не виноваты в том, что они реагируют так, как реагируют после таких ударов судьбы.

Но как на самом деле формируется собственная, полностью «персональная» личность? Что должны делать родители, чтобы их собственный ребенок стал именно таким, каким они хотят его видеть? Какие внешние стимулы ответственны за то, что кто-то постоянно выходит за рамки или за то, что кто-то застенчив и сдержан? Как именно различается поведение людей и какие из них особенно похожи друг на друга или могут хорошо работать вместе без искр, летящих через несколько минут?

Личности можно категорически разделить на определенные группы, о которых также будет рассказано в этой книге, но возможности собственной личности и связанного с ней характера практически безграничны. Как же кому-то сориентироваться, не будучи полностью подавленным огромным влиянием?

Здесь мы объясним, как можно классифицировать личности, почему некоторые люди ведут себя так, как они ведут себя, и что может сформировать личность в лучшую или худшую сторону.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дифференциальная психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я