Сюжет Благовещения в западноевропейской гравюре XV—XIX веков. Иллюстрированный справочник. Каталог гравюр по теме. Выставочная серия. Христианские сюжеты. Выпуск 1 (2-е издание)

Сергей Стародубцев

Предлагаемый справочник-каталог дополняет одноименную гравюрную выставку, прошедшую в Москве, являясь при этом самостоятельным проектом.В нем представлено более 85 иллюстраций работ по теме Благовещения из преимущественно российских частных собраний, среди которых произведения Дюрера, Кранаха, Гольциуса, Рубенса и др.Автор – куратор выставок «Апокалипсис Дюрера», «Дюрер и его современники» и др.Книга рассчитана на любителей изобразительного искусства, а также профессиональную аудиторию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сюжет Благовещения в западноевропейской гравюре XV—XIX веков. Иллюстрированный справочник. Каталог гравюр по теме. Выставочная серия. Христианские сюжеты. Выпуск 1 (2-е издание) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Важный религиозный сюжет

Рождение Иисуса Христа, появление новой мировой религии, названной в честь ее главного проповедника — все эти события произошли после явления перед Марией архангела Гавриила с благой вестью от Бога. Для христиан этот сюжет также связал в одно целое ветхо — и новозаветные библейские истории. Событие Благовещения оказалось настолько важным, что первые богословы даже предлагали начать новое летоисчисление не с рождества Христа, а именно с момента Благовещения.

Можно упомянуть римского аббата Дионисия Малого, который в начале VI в. н.э. предложил ввести новый отсчет времени с предполагаемой даты Благовещения.

Сам сюжет Благовещения изложен только в одном каноническом1 христианском тексте — Евангелии от Луки:

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.»2

Впервые же в канонических текстах Мария косвенно упоминается в послании апостола Павла к Галатам (54г. Н.э.) «…но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону.»3

Что касается более подробных сведений о рождении и жизни Марии, то информация о них содержится в нескольких апокрифических4 источниках, среди которых основными являются: «Протоевангелие Иакова»,5 «Евангелие Псевдо-Матфея,6 а после 1952 г. — Bodmer Papiri».7

Согласно этим источникам, события развивались следующим образом.

У жителей Назарета Иоахима и Анны долго не было детей. Их обращение к Богу было услышано, и у них родилась дочь, которую назвали Марией. С раннего детства она выделялась среди сверстников живостью ума и нравственным поведением. В три года родители отвели ее в Храм, где она провела свое детство вплоть до 12 лет. Сцена «Введение во храм» является одной из самых распространенных в религиозной живописи Возрождения и Барокко.

Затем священнослужители Храма обратились к Господу с вопросом, как им поступить с Марией, потому что срок пребывания ее в Храме закончился и она достигла совершеннолетия. И Ангел Господень сообщил первосвященнику Захарии, чтобы он собрал вдовцов Израиля и выбрал из них мужа Марии. Всем вдовцам первосвященник раздал посохи и только из посоха Иосифа вылетела голубка, определив таким образом кому стать мужем Марии.

Так Иосиф, который был намного старше Марии и имел детей от предыдущего брака, стал мужем Марии. Когда он уехал заниматься плотницким ремеслом, Мария, наряду с другими чистыми девами Израиля была вызвана в Храм, где ей поручили вышивать пурпуром.

Когда Мария в одиночестве занималась рукоделием, к ней явился Архангел Гавриил и сообщил весть о ее непорочном зачатии. Поэтому сцена Благовещения так часто изображается с Марией, занимающейся рукоделием. В это время Марии было 16 лет.

Всю свою жизнь Мария и Иосиф прожили в Назарете в провинции Галилея. Там же произошло и само событие Благовещения.8

Рождение же Иисуса Христа случилось недалеко от Вифлеема, куда направился Иосиф с беременной Марией на перепись населения, проводимую римским императором Октавианом Августом.

Сын Марии Иисус Христос до 30 лет жил в Назарете. Отсюда идет часто упоминаемое в религиозной литературе его второе имя — Назарейский или из Назареи. Назарейцами также называли его апостолов, а уже значительно позднее в начале 19-го века так стали называть художников-романтиков, часто отображающих в своих произведениях период жизни Христа в классических ренессансных традициях.9

Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Ветхом и Новом заветах. Впервые он предстает перед пророком Даниилом с вразумлениями и с предсказаниями о грядущем в далекие времена конце света.10

В Новом завете архангел Гавриил является Захарии и объявляет ему о рождении Иоанна Крестителя у его жены, двоюродной сестры Марии — Елизаветы.11

Затем через 6 месяцев архангел Гавриил приходит к Марии с благой вестью о том, что у нее родится сын Иисус.

В христианской теологии много внимания было уделено сравнению судеб Марии и Евы:

К Еве явился змий-соблазнитель, к Марии — архангел Гавриил.

Ева ослушалась Бога, а Мария подчинилась божественной воле. По выражению известного Отца церкви Иринея, епископа Лионского (ум. 202) «Клубок непослушания Евы был распутан послушанием Марии. Клубок неверия Евы был распутан верой Марии».

Он же продолжил: «Ева породила грех и смерть; Мария же породила добродетель и спасение.12 Ева стала матерью всех живущих; Мария матерью всех живущих «во Христе».

Поэтому Марию часто называют «Новой Евой», которая привела человечество к спасению, а не грехопадению. Таким образом Мария искупила грех, совершенный Евой, и возложенный Богом на женскую половину человечества.

Интересно отметить, что сюжет Благовещения в той или иной форме предсказывался в более ранних текстах Ветхого завета.

Так, в Книге пророка Исайи есть такой стих: «Итак, Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».13

К менее очевидным символам относят знаменитое видение Иакову — «лестницы Иакова», позднее интерпретируемое как соединение неба с землею через рождение Христа у Богородицы.14

Также «Неопалимая купина» и ряд других библейских сюжетов трактуются как символы ее непорочного зачатия.15

Наконец, вопрос о зачатии Христа, сводимый обычно к «непорочному зачатию» без уточнения подробностей, тем не менее волновал ранних теологов. Среди наиболее важных мнений можно привести суждение Пр. Эфрема Сирина,16 который вполне логично считал, что раз благая весть, переданная архангелом Гавриилом была выслушана Марией, то таким образом зачатие произошло через ухо. Эта точка зрения не противоречила главному постулату о «непорочном зачатии» и поэтому не вызывала серьезных возражений в христианской теологии.

Таковы самые сжатые сведения о Благовещении, которое вдохновило множество художников самых разных эпох изобразить это событие.

О сложностях, с которыми сталкивались эти художники, речь пойдет в следующей статье.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сюжет Благовещения в западноевропейской гравюре XV—XIX веков. Иллюстрированный справочник. Каталог гравюр по теме. Выставочная серия. Христианские сюжеты. Выпуск 1 (2-е издание) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Канонический текст: «признанный церковью в качестве священного писания, входящий в состав канона» (Малый академический словарь).

2

Евангелие от Луки 1:28—38.

3

Послание Галатам 4:4. Только на соборе в Эфесе в 431 г. н. э. Мария была провозглашена «матерью божьей».

4

Апокриф: Произведение иудейской или раннехристианской литературы на библейскую тему, не включенное в канонический текст Библии и отвергаемое церковью как недостоверное (Словарь Ожегова).

5

Речь идет об апостоле Иакове Младшем, предполагаемом сыне Иосифа, мужа Марии от его предыдущего брака. См. ссылку на текст в библиографии.

6

Другое название «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя». См. ссылку на текст в библиографии.

7

«Bodmer Papiri» представляет собой корпус текстов, найденных в 1952 году в Египте. Ныне находятся в библиотеке Bodmer Foundation в Швейцарии и частично в Ватикане. Датируется 200-м годом н. э. В разделе V корпуса рассказывается о детстве Марии.

8

Евангелие от Луки 1:26, смотри ссылки на другие Евангелия: от Матфея 2:23, от Марка 1:9, от Луки 2:39, 51; 4:16.

9

Краткая справка о Назарейцах в искусстве.

10

Книга пророка Даниила 8:16, 9:21.

11

Евангелие от Луки 8:16;9:21.

12

По материалам сайта ttps://stpeterslist.com/6-biblical-reasons-mary-is-the-new-eve#fn: fn011

13

Книга пророка Исайи 7:14

14

Книга Бытия 28:12—15

15

Книга исхода 2:2—7

16

Пр. Эфрем Сирин, 306—373 гг., известный христианский просветитель, дьякон Сирийской ортодоксальной церкви.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я