Тригорское до Пушкина

Сергей Пинчук

Главным героем книги является русский дворянин Александр Максимович Вы́ндомский, отец П. А. Осиповой из села Тригорского Псковской губернии, старший современник А. С. Пушкина. Освещается широкий круг интересов владельца усадьбы – армейская служба, масонское движение, производство вина, домашняя библиотека, живопись, поэзия и многое другое. Адресовано специалистам и любителям историко-литературных очерков на документальной основе, интересующимся жизнью и творчеством А. С. Пушкина и его окружения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тригорское до Пушкина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Елена Павлова

Дизайнер обложки Кристина Щёкина

Корректор Мария Черноок

© Сергей Пинчук, 2022

© Кристина Щёкина, дизайн обложки, 2022

ISBN 978-5-0055-4225-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

…Чтобы понимать смысл поведения живых людей и литературных героев прошлого, необходимо знать их культуру: их простую, обычную жизнь, их привычки, представления о мире и т. д. и т. п.

Ю. М. Лотман

История усадьбы Тригорское до Пушкина связана в первую очередь с родом Вы́ндомских. Это старинный знатный род на Руси, хорошо известный на территории северных земель, расположенных между озерами Ладожское и Онежское. Многие поместья принадлежали Вындомским по берегам рек Ояти, Свири, Паши, Сяси, вокруг Новгорода, а также Александро-Свирского и Введено-Оятского монастырей.

С давних пор существовало на Русском Севере поселение Имоченицкий погост1 (Имоченский, Вымочинский2) на берегах реки Ояти. В «Описи древних рукописей» Русского археологического общества отмечено, что в 1587 и 1591 годах Яков Степанов сын Вындомский получил две ввозные грамоты, утверждающие право на поместье: «1) 25 декабря 7095 (1587)3 года на пожалованное ему в Обонежской пятине в Имоченицком погосте поместье в его оклад; 2) 20 сентября 7099 (1591) года на другое поместье там же. Обе грамоты оканчиваются словами: „и вы б все крестьяне, которые в онех деревнях и на пустошах живут, Якова Вындомского слушали, пашню на него пахали и доход ему поместной денежной и хлебной и всякой мелкой доход платили, чем вас Яков изоброчит“. Первая грамота дана дьяками Савою Фроловым да Семейкою Емельяновым, а вторая боярином и воеводою князем Васильем Федоровичем Шуйским»4. Степан же Вындомский, с которого идет родословие новгородское, документально известен лишь из отчества его сыновей — Афанасия, Якова, Гавриила и Михаила.

Относительно разницы в написании фамилии основателя рода можно сказать следующее: в одних документах писали Вындомский (такое написание в архивных документах и периодических изданиях XVIII века встречается наиболее часто), в других — Вымдонский, редко — Вымдомский. Перестановка звуков [м] и [н], очевидно, является признаком метатéзы — взаимной перестановки звуков с учетом психологической особенности восприятия. Окончание на — ой в форме именительного падежа единственного числа и на — аго в форме родительного падежа единственного числа после заднеязычного звука [к] (Вындомской, Вындомскаго) относится к вопросу старой орфографии и указывает на безударность последнего слога.

Есть два поселения, названия которых могут быть связаны с фамилией Вындомских, — Вы́ндин Остров на реке Волхове и Андόмский погост на реке Андόме, однако прямой связи данных топонимов с фамилией первых владельцев Тригорского по архивным документам пока не прослеживается. Это подтверждает и наш современник, краевед, исследователь из г. Кириши Ленинградской области Павел Самокрасов. По его мнению, Вындомские могут быть потомками московских «переведенцев», испомещенных в Обонежской пятине после присоединения Новгородской земли к Москве, поэтому истоки их родовой фамилии нужно искать в Московской Руси. Документально такая версия пока также не подтверждается, но существует семейное предание и о московском происхождении рода Вындомских, далекие предки которых служили при великом князе московском Василии II (1415—1462), а еще ранее были «истребителями» татарского войска Мамая5.

Интимную, насыщенную чистым прозрачным воздухом, притягательную красоту северных просторов можно увидеть на известных картинах художника Василия Дмитриевича Поленова, прадед которого в свое время приобрел село Имоченицы Олонецкой губернии.

Может быть, где-то там, недалеко от Введенского монастыря, на территории Приоятья, и родился Александр Максимович Вындомский — русский дворянин из новгородского боярства, главный герой наших очерков.

Впоследствии он станет отцом Прасковьи Александровны Осиповой (в первом браке она была Вульф), одним из главных основателей усадьбы Тригорское в 1780—1790-е годы.

В межевой книге Опочецкого уезда Псковской губернии за 1784 год на 89 листах описываются владения А. М. Вындомского с центром в селе Егорьевское, Тригорское тож, в котором упоминается один господский двор, а при нем «мужеска 50, женска 30 душ»6. В это время началось активное строительство масштабного7 архитектурного ансамбля будущей полноценной усадьбы с фабрикой, заводами, плодовым садом и пейзажным парком. Ранее, в 1760-е годы, первые фундаменты построек заложил его отец — Максим Дмитриевич Вындомский8, комендант Шлиссельбургской крепости. За верную службу отечеству Максим Дмитриевич и получил вотчину в Псковской губернии — Егорьевскую губу размером более шести тысяч десятин9 земли, центром которой стало село Егорьевское. Название Тригорское появилось при Александре Вындомском, соответственно, в 1780-е, в первые годы обустройства, хотя постоянно он здесь еще не проживал. До 1780 года он служил в армии, затем перевелся в службу статскую.

Александр Максимович Вындомский был офицером 2-й роты лейб-гвардии Семеновского полка10 в должности квартирмейстера, вышел в отставку в чине полковника. Активный участник «Общества друзей словесных наук» в Санкт-Петербурге, сотрудник журнала «Беседующий гражданин» (1789), член масонской ложи Восходящего солнца. После пребывания в большом свете перебрался на постоянное жительство в Псковскую губернию по соседству с Ганнибалами, предками поэта А. С. Пушкина (усадьбы Михайловское, Петровское).

Построил при усадьбе Тригорское кирпичный и винокуренный заводы, где производил хлебное вино, французскую водку и красный кирпич; по контракту со Святогорским монастырем арендовал монастырскую водяную мельницу в деревне Бугрово, обеспечивая мукой Тригорское и монастырскую братию и имея при этом постоянный доход с помола муки для помещиков и крестьян из окрестных сел и деревень. Организовал крупнейшую в Псковской губернии полотняную фабрику по изготовлению парусины для кораблей и других льняных изделий, наладил международную торговлю распиленным на доски лесом; в разные годы числился предводителем Опочецкого уездного дворянства.

Параллельно с широкой предпринимательской деятельностью собирал богатую жанровым разнообразием домашнюю библиотеку, которой впоследствии пользовался А. С. Пушкин, работая в том числе над деревенскими главами романа «Евгений Онегин». Вместе с тем Вындомский коллекционировал живопись и дорогие гравюры, увлекался рисованием и сочинением стихов. Известны два его стихотворения под названиями «Молитва грешника кающегося» и «Сонет» — оба являются стихотворными переложениями псалмов (псалом 12 и 26 соответственно).

Сохранился альбом Александра Вындомского с выписками стихотворений из литературных журналов, в основном 1790-х годов.

Альбомная традиция пришла в Россию главным образом из Германии и Франции в середине XVIII века. Альбомы, или тетрадки, имели самое разнообразное жанровое содержание: они были с музыкальными нотами, с рисунками, с выписками из известных литературных сочинений, собственными стихотворениями, дружескими посланиями, мадригалами. Часто имели устойчивые записные формулы, как, например, упомянутая Александром Пушкиным в «Евгении Онегине»: «Кто любит более тебя, Пусть пишет далее меня». Из засушенных цветов, приклеенных к листкам, складывалась своя альбомная символика.

По типу они могли быть мужскими и женскими, содержать автографы известных поэтов, художников или музыкантов (такие альбомы сегодня представляют особую ценность), домашними, интимными или салонными, представляющими интересы какого-либо модного кружка, общества. Альбомы отражали повседневный литературный быт, семейные обычаи, направление общественной мысли, являясь частью российской культуры.

Автор выражает искреннюю благодарность музейным сотрудникам Пушкинского Заповедника «Михайловское», а также коллегам из Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук за дружеские советы и поддержку в исследованиях. Отдельный поклон Елене Викторовне Павловой, соратнику, учителю, и многим другим замечательным людям — преподавателям факультета русской филологии и иностранных языков Псковского государственного университета.

P. S. Стихотворения, представленные в книге, рекомендуется читать медленно и вдумчиво, дабы открылся дух восемнадцатого столетия.

Сокращения

ГАПО — Государственный архив Псковской области

ИРЛИ РАН — Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург

РГБ — Российская государственная библиотека, Москва

РНБ — Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

ЦГИА — Центральный государственный исторический архив, Санкт-Петербург

ЦИА — Центральный исторический архив, Москва

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тригорское до Пушкина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

С Имоченицким погостом связано летописное сказание о явлении Тихвинской Божьей Матери.

2

По материалам актов рода Вындомских из «Описи древних рукописей» составителя Дмитрия Ивановича Прозоровского, 1879 г.

3

Старое летоисчисление от сотворения мира и новое от Рождества Христова. Разница в 5508 лет.

4

Опись древних рукописей, хранящихся в музее Императорского русского археологического общества / Сост. Д. Прозоровский. СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1879. С. 148.

5

Кашкин Н. Н. Родословные разведки. В 2-х т., т. 1. СПб., 1912. С. 30—33.

6

ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 2268. Л. 85.

7

А. С. Пушкин однажды назвал усадьбу «Тригорский замок».

8

М. Д. Вындомский вскоре умер. Летом 1768 года его похоронили в Санкт-Петербурге в Ямской московской слободе при Церкви Воздвижения честного и животворящего креста Господня (ныне это Крестовоздви́женский казачий собор у пересечения Лиговского проспекта и Обводного канала). А при жизни похоронить свое тело Максим Дмитриевич Вындомский завещал во Введенском монастыре Новгородского уезда Обонежской пятины «в вотчине его», куда и перевез тело отца своего зимой 1769 года сержант лейб-гвардии Семеновского полка Александр Вындомский (см. подробнее: Пинчук С. П. Новые данные о погребении М. Д. Вындомского // Михайловская Пушкиниана. Сельцо Михайловское, 2019. Вып. 75. С. 117—121).

9

Десятина — русская мера земельной площади, около 1,09 га.

10

Принадлежность А. М. Вындомского ко 2-й роте подтверждает Исповедная ведомость полковой Введенской церкви от 1779 года: ЦГИА. Ф. 19. Оп. 121. Д. 114—1. Л. 25.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я