Всемирная история глазами кошек

Сергей Нечаев, 2021

Нельзя отрицать то великое влияние, какое имеет внешняя природа на человека, причем не только в его первобытном состоянии, но и на всех ступенях его исторического развития. Так почему бы не взглянуть на всемирную историю человечества со стороны – например, глазами котов и кошек? Почему именно кошек? Да потому что коты и кошки сопровождали людей, этих рабов своих страстей и властелинов (как они сами считают) над всеми земными творениями, с самых давних времен. Они разделяли с ними наиболее печальные последствия их эгоизма, невероятные взлеты и падения, и именно они оказали самое большое влияние на историю всего человечества. При этом коты и кошки всегда жили и живут по своим собственным законам, которые, возможно, куда мудрее человеческих. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Гораполлон и Плутарх о котах и кошках

В трактате Гораполлона, автора сочинения IV века о египетских иероглифах, дошедшего до нас в греческом переводе под названием «Иероглифика», сказано так:

Говорят, что зрачки кота сообразуются с движением солнца: на рассвете они вытягиваются вслед за восходом бога (то есть солнца-Ра), делаются круглыми в середине дня и кажутся совсем черными, когда солнце собирается садиться; по этой причине находящаяся в Гелиополе статуя бога имеет кошачий облик.

Древнегреческий писатель и философ Плутарх в своем трактате «Об Исиде и Осирисе» пишет следующее:

Систр является символом того, что все сущее по необходимости сотрясается и никогда не прекращает круговращения; напротив, все заснувшее и потухшее как бы расталкивается и пробуждается. Рассказывают, что с помощью систров отпугивают и отражают Тифона, и этим дают понять, что в то время как уничтожение связывает и подавляет природу, рождение вновь освобождает и воскрешает ее через движение. К тому же верхняя часть систра кругообразна, и дуга охватывает четыре сотрясаемых предмета; ведь и часть мира, подверженная рождению и смерти, объемлется лунной сферой и все в ней движется и изменяется через четыре стихии: огонь, землю, воду и воздух. На дуге систра, сверху, высекают кота с человеческим лицом, а внизу, под тем, что сотрясается, в одном месте лицо Исиды, в другом лицо Нефтиды, обозначая ликами рождение и смерть, ведь именно они суть перемещение и движение элементов. А под котом подразумевается луна из-за пестроты, ночных блужданий и плодовитости зверя. Говорят, что он рождает одного детеныша, потом двух, трех, четырех и пятерых; и так он прибавляет по одному до семи, причем всегда рождает двадцать восемь, а таково число лунных суток. Впрочем, это, пожалуй, слишком фантастично. И кажется, что зрачки в глазах кота наполняются и расширяются в полнолуние, а при убыли светила утончаются и слепнут. Человеческие же черты кота символизируют осмысленное и разумное начало в чередованиях луны.

Бронзовая голова кошки.

XXV–XXX династии, 716–311 гг. до н. э.

Мы видим, что Гораполлон отмечал связь зрачков кота с движением солнца, а Плутах говорил про те черты кота, что символизируют осмысленное и разумное начало в чередованиях луны. Благомыслящие были люди… И мы заметим, что Баст для древних египтян обладала двойственной природой, воплощавшей как солнце, так и луну. Ибо если коты и кошки отлично видят в темноте, то и солнце, проходя ночью по подземному миру, отлично видит свой путь. Ну а воплощением луны Баст была потому, что луна представлялась оком бога солнца в ночные часы.

Египтяне, считавшиеся самыми большими солнцепоклонниками из всех древних людей, верили в силу живой кошки. Они знали, что она может защитить от любого зла — как естественного, так и сверхъестественного. Даже от укуса ядовитого скорпиона. Поэтому рядом с телом покойника всегда располагали мраморные жезлы, украшенные головой кошки, и так душа покойного обретала возможность успешно сражаться со скорпионом Нижнего мира, совершая путешествие в Обитель Вечного Блаженства (Поле Тростника), где предназначалось жить умершим.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я