Люди живут в странах и государствах. Время сносит людей, страны и государства. Остаётся ненадолго память в рассказах, сказках и легендах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Время справедливости.» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 10. Военный совхоз.
Весной 1983 года устроился главным инженером военного совхоза"Михайловский"тыла КТОФ*. В Приморье таких совхозов было шесть и один на Камчатке. Совхозы обеспечивали корабли Тихоокеанского флота продуктами, картофелем и овощами. До этого я по распределению работал в ДВ МИС**, но меня обманули с жильём и я посчитал договор расторгнутым в одностороннем порядке. Правда через год в моей трудовой появилась запись, — Уволен по статье 33,пункт 4 — За невыход на работу. Но это мелочи в 24 года, когда весь мир перед тобой!
В совхозе было два отделения: в селе Зелёный Яр только растениеводство и картофелеводство, а в селе Песчаное уже были птичники и животноводческая ферма. Имелись мастерские и гараж. Котельная, баня и материальный склад. Неподалёку заасфальтированный ток и ряд складов: картофелехранилище и зернохранилище. В центре села магазин, контора совхоза в одном здании с клубом и столовая, все они отапливались небольшой котельной.
Было и третье отделение, так во всех совхозах называют кладбище.
Между птичниками и селом находилась пилорама. За речкой Раковка МТФ*** и скважина с Водонапорной башней. Кроме того ЛЭП-10 КВ длиной 14 км из подстанции села Осиновка, трансформаторы общей мощностью 630 КВА. Энергетика в наличии не было, был на все руки электромонтёр — Владимир Семёнович. В селе его уважали: свинью заколоть и освежевать, быка забить, телевизор починить, найти неисправность электропроводки хоть трактора, хоть мотоцикла — на все руки в общем. Одна беда — расплачивались в те времена бутылкой, жидкой валютой и Семёнович часто был на бровях.
Однажды зимой, часов в 12 ночи меня разбудил машинист из котельной.
— Света нет, насосы встали, авария на линии видно.
Семёнович жил неподалёку от меня. Достучался к ним, открыла супруга.
— Если сумеешь его разбудить, твоё счастье — сильно пьяный пришёл недавно.
Кое как растолкал электрического бога, сам я в то время не очень с электричеством дружил. Помог одеться и потащил его на мехдвор к котельной. На морозе Семёнович пришёл в себя и я ему обрисовал ситуацию. Он предположил, что один из шлейфов отгорел в трансформаторной подстанции с низкой стороны, где 380 вольт.
В небе светила луна, мы подошли к столбовой подстанции или СТП и отключили рубильник. Семёнович полез вверх проверять шлейфы, а у меня возникло дурное предчувствие, посмотрел на разъединитель и увидел, что один нож рубильника не вышел из губки, схватил пассатижи и ими вытянул нож из зацепления с губкой. Тут же раздался крик электрика. Спустился Семёнович, белый, как мел и трезвый, как стёклышко. Большой палец руки прожгло до кости.
— Вот я старый дурак, забыл про неисправный рубильник. Сейчас быстро всё починю. Ты только никому не рассказывай про ожог, а то мне стыдно будет.
По осени на уборку картофеля привозили матросов с экипажей кораблей или матросов с аэродромной обслуги морской авиации. Для них готовили два барака для проживания. Помогал Семёновичу с проводкой для освещения и розеток. Работал он не отключая напряжения:
— Да я 220 вольт не чувствую.
И поведал мне свою историю. На окраине села проходит ЛЭП-200 КВ. Неподалёку тянули линию связи и на деревянный столб из лиственницы гнули трубостойку для спуска кабеля. Видно не учли искровой промежуток и молния из ЛЭП ударила в трубостойку: напарник, что коленом упирался был убит, а Семёнович,который руками держал, потерял сознание.
Мимо шли женщины с обеденной дойки и окатили его молоком. Очнулся только кожу на ладонях спалило. С тех пор напряжение 220 вольт не чувствовал.
* КТОФ — Краснознамённый Тихоокеанский Флот.
**ДВМИС — Дальневосточная машино-испытательная станция.
*** МТФ — молочно — товарная ферма.
***
Весной в Приморье дуют сильные южные ветра. Под вечер один из птичников загорелся. Одноэтажное деревянное здание шириной 8 метров и длиной 90, горело минут 15, не больше.
Как паяльная лампа — разогреваясь горит ярче. Куры в здании от дыма полегли сразу, а те что на дворе во время пожара с квохтаньем прыгали в пламя, подчиняясь неведомому мне инстинкту. Прибывшие пожарные и наши рабочие тушили в основном соседний птичник и кормоцех.
Инспектор Госпожнадзора усмотрел причину пожара в провисе проводов ЛЭП-0.4 КВ с северной стороны здания птичника, хотя птичницы утверждали, что пожар начался с восточной стороны посередине птичьего двора. Две недели только отработал и вот крупная неприятность: птичник сгорел убыток совхозу — 50 000 рублей, военная прокуратура Уссурийска возбудилась.
Стали поднимать мои документы. Приказа о приёме на работу нет. Директор говорит прокурору:
— Он же главный специалист, его принимали на работу в отделе сельского хозяйства в тыле флота. Приказ вот-вот должен прийти. Прокурорский запрос показал: заявление о приёме на работу начальником отдела"кап-два"Зинуром Хасановичем Иштряковым подписано, а вот приказ умница секретарь запамятовала напечатать. Бинго. Виноватых ищите в другом месте. Стрелки перевели на директора: коммуниста, орденоносца и т.д.
Посидели главный бухгалтер и директор ночку в конторе и 50 тысяч убытка превратились в 2 тысячи пятьсот рублей. Здание птичника по возрасту свою стоимость с амортизировало, а вместо курей на бумаге оказался выбракованный молодняк. Строгим выговором и вычетом из зарплаты 20 % в течении полугода отделался. А меня бы точно посадили. Бог миловал.
Это мне был первый звоночек.
Так как основной упор в экономике хозяйства был на картофеле, то стал заниматься своей основной деятельностью, механизацией возделывания картофеля. Семена хранились в разборных контейнерах. Автопогрузчик складской в наличии имелся. Картофелесортировальная машина с большим приёмным бункером имелась. Автомобили ЗиЛ — ММЗ-554 с переоборудованными кузовами для загрузки картофелесажалок КСМ-4 и КСМ — 6 имелись. Две новые картофелесажалки с более ёмким бункером семян и гидравлическим механизмом подъёма и опускания бункера мы перед посевной получили из Сельхозтехники по заявке. Работая в ДВ МИС я их испытывал и в формуляре был мой график динамических усилий.
Что бы сделать непрерывную погрузку осталось сконструировать опору с наклонной плоскостью для опрокидывания контейнера с семенами в бункер картофеле сортировки и саму картофелесортировку модернизировать — оставив бункер и два ленточных транспортера для загрузки в кузова ЗиЛов.
Посадка картофеля на площади 400 га была проведена в рекордно короткий срок — две недели. Директор для механизаторов в награду устроил пикник на природе. С шашлыками, ухой и водкой конечно.
Забот в совхозе у меня было много — везде требовались технические решения и повседневная рутина отнимала не только рабочее время. Забыл про выходные и нормальный отдых. Практически первые пять лет работал без отпусков, летом сезон, зимой — ремонт. Бери компенсацию и Алга* комсомол. Как сказал директор:
— Ошибки молодости исправляют до старости — нечего было на механика сельского хозяйства учиться.
* Алга — вперёд, тюрк.
***
Пилорама.
Как нормальное советское хозяйство — совхоз строил объекты социальной инфра-стуктуры. Восьмилетняя школа. Двух-квартирные дома для работников. Мне довелось поучаствовать в строительстве детского сада. Любое строительство начиналось с денежного кредита в Госбанке. Госбанк не только кредитовал проект строительства, но и жёстко следил за сроками строительства.
Само здание быстро выстроили: фундамент, стены из силикатного кирпича. Остались столярные и плотницкие работы. И тут пилорама встала. Электрик докладывает:
— Сгорел вводной автомат 4-ой величины.
Делать нечего, еду в Михайловку в"Агропромэнерго", в надежде там отыскать искомое. Военные совхозы централизованно ничем не снабжались. Склады КТОФ в Смоляниново в основном комплектовали воинские части флота. А склады АБТС* КТОФ имели в наличии лишь запасные части к автомобилям. Поэтому надо было искать нестандартные ходы и комбинации для снабжения парка техники и строительства. Познакомился с мастером участка. Рассказал о наших нуждах и просил содействия. Владимир Николаевич из своих запасов выдал автомат и сказал адрес, куда привезти вечером два мешка овса для его уток. Тогда все сельские жители держали хозяйство — корма были дешёвые и доступные. Привёз автоматический выключатель на пилораму. Отдал заведующему Карасёву:
— Завтра электрика пришлю для установки.
Пилорама заработала и строительство садика закипело.
До окончания строительства оставался месяц, но мы нигде не могли найти просушенную половую реку. На нашей пилораме такого станка не было. Наконец пан директор нашёл производителя в селе Шумном или Увальном…? За давность лет запамятовал, где мы зимой лес заготовляли и вывозили своими лесовозами, а где сто кубов половой рейки обменяли на УАЗ-469Б на котором я ездил по служебным надобностям. Местный главный инженер захотел в личное пользование машину — вездеход с понижающим редуктором и ведущим передком.
УаЗ-469 Б, номер ВАИ 33-18 мц.
Детский садик мы достроили и перед Госбанком вовремя отчитались, а вот товарищ из леспромхоза попался на зубок ОБХСС** и присел за нетрудовые доходы, тогда не имел права советский человек иметь автомобиль военного производства. Тогда у советского человека с правами вообще туго было — просто мы этого точно не знали, но многие догадывались.
Встал вопрос как мне оперативно реагировать и действовать на два отделения: птичники, МТФ, да и за машинами и комбайнами в поле надзор нужен. Технической службы у нас своей не было: завгар Владимир Петрович, заведующий механическими мастерскими Николай Алексеевич и я — главный инженер и по совместительству энергетик и помощник электрика.
Директор дал распоряжение выдать мне со склада мотоцикл с коляской МВ-750М. Ирбитского завода, с задней скоростью и двумя турелями в коляске — под пулемёт.
МВ-750М у меня такой же был, но без пулемёта, а жаль — очень удобно что-нибудь просить, вряд ли откажут.
Летом на таком ездить одно удовольствие: нежарко — ветерок обдувает, везде-проходен — по любой грязи. В августе убирали озимую рожь в две смены, что бы до тайфунов успеть по сухому. Решил посмотреть работу бравых комбайнеров и часов в одиннадцать на мотоцикле зарулил на дальнее поле в районе, старой ещё царской постройки, железной дороги. Рельсов и шпал там давно нет, а насыпь использовалась в качестве дороги. Ночь. Темно. При свете фар комбайны подборщиками подбирают скошенные колосья в валках.
Подъехал ближе один комбайн выгружает зерно в грузовик.
— Как работается? — спрашиваю комбайнёра, — Поломок нет? — Запчасти никакие не нужны?
— Ты нас так больше не пугай, не надо ночами ездить, — отвечал комбайнёр.
Потом мне объяснили, по договорённости с управляющим отделением, главным агрономом и директором конечно, часть обмолоченного зерна комбайнёры и водители брали себе — на корм скоту, конечно не в ущерб урожайности. Это был ещё один бонус от советской власти труженикам села.
А испугались они не меня, а света фары — милиция на похожих"Уралах"ездила.
* АБТС КТОФ — Автомобильная и бронетанковая техническая служба Краснознамённого Тихоокеанского флота.
** ОБХСС — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности
***
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Время справедливости.» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других