Angulus / Opticus. Третья книга стихотворений. 2009–2011 гг.

Сергей Магид

Сергей Магид (р. 1947 г., Ленинград) начал писать стихи в 1963 г. В 1970–80-е гг., не имея возможности официальных публикаций, печатался в ленинградских и рижских самиздатских журналах. В 1981–1988 гг. входил в ленинградское неформальное объединение поэтов, прозаиков и переводчиков «Клуб-81». В 1985–1990 гг. принимал участие в подготовке создания Ленинградского народного фронта. В 1990 г. уехал из СССР. Живет в Праге. Работает библиотекарем, пишет историософские и культурологические тексты. Первая официально изданная книга стихотворений «Зона служенья» (2003), включившая избранное с 1970 по 2000 г., вышла в издательстве «НЛО». Вторая книга стихотворений «В долине Элах» («Водолей», 2010) вошла в шорт-лист Премии им. Андрея Белого (2010) и Волошинской премии (2011). Философские заметки «За гранью этого пейзажа: Дневники 1997–2001 гг.» (2011) представили читателю С. Магида как глубокого оригинального мыслителя. Третью книгу стихотворений «Angulus / Opticus» составили стихи 2009–2011 гг.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Angulus / Opticus. Третья книга стихотворений. 2009–2011 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

20/09

2._ТЕ, ПЕРВЫЕ

когда моисей сошел с горы

в руках его были каменные скрижали

а на них — некий нарратив

моисей был страшно рад и предвкушал

как он покажет эти скрижали своему народу

и сомневался лишь в том

хватит ли евреям образования

чтобы прочесть то что написано Богом

но спускаясь с горы он услышал металл

и увидел что всюду рок шейк твист панк рэп

и народ поет и пляшет

перед золотым быком консьюмеризма

и поклоняется ему и любит его

увидев это моисей воспламенился гневом

и грохнул скрижалями о камень

и разбил их под горой

и спросил своего первого зама аарона

что происходит с этими дураками

аарон сказал да ты ведь сам знаешь

что евреи народ буйный

они мне сказали сделай нам бога

который шел бы перед нами

ибо с моисем с этим человеком

который вывел нас из земли египетской

не знаем что сделалось на этой горе

и моисей взял быка и сжег его в пламени

и стер в прах и рассыпал по воде

а воду дал пить сынам израилевым

проклиная тот день и час когда он связался

с этим этносом не желающим взрослеть

понимая что все придется начать сначала

а главное жалея что в гневе разбил скрижали

на которых было написан некий нарратив

поэтому мы так никогда и не узнаем

что же было написано

на этих первых скрижалях

разбитых моисеем

может быть там было написано убий

когда ненавидишь и не сдерживай себя

потому что сдерживание себя ведет к инфаркту

и поклоняйся всем духам силам и демонам

как завещали дон хуан матус и мадам блаватская

и не чти ни отца своего ни мать свою

потому что взгляды их устарели

и это они занесли сюда

жидо-болыневицкий коммунизм

и главное из всех вещей и людей сотворяй себе кумиры

и поклоняйся им и так делай свою жизнь

осмысленной то есть принесенной в жертву

чему либо неважно чему

но поскольку моисей вернулся к Богу и сказал

Господи прости им ибо не ведают что творят

а если не простишь то изгладь и меня

из книги Твоей которую Ты написал

то можно догадаться что в эту книгу

была вписана вся наша жизнь

и жизнь детей наших и детей детей наших

и может быть нас ждало совсем другое будущее

совсем совсем другая судьба

чем та которую мы сами себе приготовили

не дождавшись моисея

с горы синай

и может быть я бы сейчас

был совсем в другом месте

и не делал бы то что сейчас делаю

и это было бы ужасно

так что спасибо моисею за то

что он разбил те самые первые скрижали

и мы никогда ни от кого

не узнаем всей правды.

27 июля 2009

3._LOVE STORY

когда царь ирод услышал молву об иешуа

он сказал Боже мой это видимо иоханаан

воскрес из мертвых и делает теперь чудеса

а дело было так: ирод сделал своей любовницей

впрочем с ее согласия жену умершего брата своего

иродиаду под влиянием пьес Шекспира

иоханаан же выступил в роли гамлета и заявил протест

мол не должно тебе иметь ее а почему собственно

не объяснил но главное — стал в оппозицию к царю

ирод же оппозиции ненавидел всюду их видел

и страшно их боялся как всякий управленец

хорошо знающий что на самом деле

это не он а кадры решают все

была уже в его царстве и рабочая оппозиция

и правая и левая и уклонисты и старая гвардия

верных авраамовцев и заговор начальников колесниц

но он всегда от них удачно избавлялся

стравливая друг с другом так что один другому

подписывал смертный приговор а сам он

покуривал малабарскую травку

и усмехался себе в бороду колечками

поэтому он естественно и к иоханаану

хотел применить высшую меру

но пока решил этого не делать

да не потому что народ израильский любил

иоханаана а потому что сам ирод

видел в нем ясновидца и экстрасенса

Распутина и вольфа мессинга

и не хотел его лишаться чтобы всегда знать будущее

и дочь иродиады саломея влюбилась в иоханаана

и хотела с ним спать и хотела чтобы он вошел в нее

и заполнил ее чтобы ей жить с ощущением полноты

и удовлетворения и иоханаан тоже

очень хотел войти в нее

и избавиться от преследующей его постоянно эрекции

но понимал что надо сопротивляться

и сопротивлялся изо всех сил

и спасался от соблазна молитвой к Ягве

и даже начитавшись толстого отрубил себе

указательный палец но все это мало помогало

потому что главного источника спасения

молитвы иисусовой естественно

тогдашняя наука еще не знала

и ему по-прежнему приходилось изо всех сил

давить животное в себе

чтобы быть чистым перед Богом

и не тратить понапрасну энергию духа

на жалкий ущербный низкий секс

и саломея постепенно возненавидела иоханаана

как это всегда бывает в подобных случаях

когда женщина мучается от пустоты

а избранный ею мужчина отказывается ее заполнить

и пошла к ироду и сказала убери его ради Бога

с глаз моих долой потому что я не могу больше его видеть

и ушла к себе в комнату и рыдала и билась в истерике

и хотела снова бежать к ироду и просить его

не трогать иоханаана ну раз уж так сложилось

ну что делать ну пусть сам борется со своей эрекцией

под одеялом

но не двинулась с места

короче иоханаан получил десять лет в иудейской пустыне

без права переписки

и саломея обрадовалась что все-таки он останется жив

и не знала что этот приговор означает

простой как утренний завтрак выстрел в затылок

в подвале иродова дворца

и так иоханаан исчез

и место оппозиционера стало вакантным

а место это как хорошо известно

пусто не бывает

вот тогда-то бедняга ирод

и услышал об иенгуа.

1 августа 2009

4._нельзя решить проблему тем

нельзя решить проблему тем

что решить не решать ее

нельзя бросить ее на произвол судьбы

оставить ее в одиночестве

запереть в шкафу пока она не превратится там в скелет

потому что тогда вместо проблемы

которую надо и можно решить

потратив на это вполне определенную

часть живой жизни

вы будете иметь живой скелет в шкафу до вашей смерти

и после нее.

2 августа 2009

5._огромное число неудивленных дураков

огромное число неудивленных дураков

приходится на одного удивленного

неудивленные дураки просчитывают

прослушивают проглядывают просматривают

удивленный дурак пялит зенки

на этот мир

неудивленные дураки приобретают

прячут проклинают приветствуют

удивленный дурак пялит зенки

на этот мир

неудивленные дураки провозглашают

проносят продают прибарахляются

удивленный дурак пялит зенки

на этот мир

неудивленные дураки притворяются

пробегают прихорашиваются приканчивают

друг друга

удивленный дурак пялит зенки

на этот мир и пророчествует

неудивленным дуракам

что если они не начнут удивляться

то и им и удивленным дуракам придет абзац

но они не слышат.

3 августа 2009

6._БАЛЛАДА О СМЕШАННЫХ БРАКАХ

моисей был умнейший

из всех людей на земле

и вдруг женился на ефиоплянке

это в разгар-то становления

национального самосознания

ну и началось

кровь почва судьба раса

один фольк один израиль один вождь

а вождь вдруг женится на гойке

ну не трагедия ли

в национальном масштабе

мариам и аарон вызвали моисея

к себе в первый отдел

и вежливо попросили объяснить ситуацию

т. е. за сколько сребреников

он продался ефиопской разведке

и обвинили его в том

что он нарушил все заповеди

которые Бог дал

избранному еврейскому этносу

и что этнос ему этого простить не может

что об этносе надо думать в первую очередь

и что блаародный человек

должен жить этническими проблемами

во имя сохранения здорового этноса

от химер, гибридов

и развращающей деятельности

малых гойских народов

и что лучше пусть еврейский фольк

впадет в состояние гомеостаза

чем потерпит в своих рядах

смешанные браки

даже если это брак самого вождя

и трясли при этом над головой

цитатниками из произведений

льва Николаевича Гумилева

игоря Ростиславовича шафаревича

и альфреда александровича розенберга

и моисей не знал куда деваться

но тут Бог

вечно всех всюду подслушивающий

сказал внезапно сверху

мариам аарону и моисею

ну-ка вы все трое

пройдите-ка в ленинскую комнату[4]

и вошли все трое в ленинскую комнату

и сошел Бог в облачном столпе

и стал у входа в ленинскую комнату

и сказал слушайте слова мои

если бывает у вас евреев пророк Господень

то Я открываюсь ему в видениях

и говорю с ним во сне, так?

и они сказали: так, Господи

но не так с моисеем рабом Моим, сказал Господь

ибо устами к устам говорю Я с ним

и не в гаданиях а явно видит он образ Мой

вот какой степенью партийного доверия

он пользуется

и какой высокий уровень допуска дан ему

по сравнению со всеми вами

рядовыми работниками ягвагитпропа

как же вы не убоялись упрекать раба Моего?

и воспламенился гнев Господень на них

и Он отошел в Своем

достаточно уже потрепанном

и требующем хорошей стирки облаке

и в тот же миг мариам обнаружила

что страшный иммунодефицит

упал на нее как снег

и все ее прыщи

бородавки ногти с заусеницами

нарывы жировики экземы геморроиды

и вши в давно не мытых волосах

приняли устрашающие размеры

и сопли потекли у нее из носа

слюни изо рта

слезы из глаз

и моча из почек

и вот аарон взглянул на нее и видит

она вся в спиде

и нет ей спасения

и сказал аарон моисею господин мой

мы поступили глупо не попусти

чтобы она была

как мертворожденный младенец у которого

когда он выходит из чрева матери своей

истлела уже половина тела

и возопил моисей к Богу

говоря Боже черт с ней с глупой бабой

только избавь ее от спида

и Бог конечно услышал моисея

и в течение семи дней лечил

мариам от иммунодефицита

хотя еще семь дней она и помучилась

в полном одиночестве

потому что весь народ израильский

бежал от нее чтобы не дай Бог не заразиться

так оно было и так оно прошло

но никуда не делись КПРФ

(кровь почва раса фольк)

а также нация превыше всего

и прочая муть

оправдывающая превращение

неповторимой человеческой личности

созданной по образу

и подобию Бога

в стадного скота

верного своей закомплексованной нации

своей глупой родине

и принудительной коллективной судьбе

и вот я приехал в Вильнюс

поговорить с тамошними евреями

о судьбе израиля и один из них

самый старый и самый мудрый встал

и поднял руку и указал на меня и сказал

пророк эзра говорил

что мало вернуться в израиль

и восстановить храм

но прежде всего надо избавиться

от своих жен-гоек потому что они

не избранные винтики

а отвергнутые гайки

что делать

как и моисей

я выбрал себе в жены ефиоплянку

и вот я не прошу Бога поразить спидом

ханаанских хеттских и египетских патриотов

чистой крови

но смиренно жду когда жена моя

достигнет вместе со мной

земли обетованной которую я давно увидел

но до которой мы все еще не можем дойти

и вместо этого бродим с ней

в пустыне крови почвы расы и судьбы

где никто не помнит Господа

Который создал всех нас для себя

а не для этноса

даже если этот этнос самый отзывчивый

самый великодушный

и главное самый страдающий в мире

и никто не в состоянии понять его бедного

умом.

4 августа 2009

7._если хочешь написать что-нибудь путное

если хочешь написать что-нибудь путное

давай, начинай, возводи бетонную стену одиночества

скрепляй ее арматурой слов

бери на себя риск полностью утратить время

чтобы осталось только одно начинательное

снова и снова

с нуля и на пустом месте

вживайся в последний ледяной поход от «я» к «они»

где все личное теплое интимное твое

превратится в общепонятное

для каждого

кто умеет читать

а таких теперь десятки миллионов

и вот среди всех перед всеми от всех

еще и успей

остаться одиночеством

потому что иначе ничего не напишешь

ни за что

никогда

никому.

5 августа 2009

8._БАЛЛАДА ОБ АПОСТОЛАХ БЛИЖНЕГО БОЯ

между тем «народ в пути» совершил

ночной марш-бросок в пустыню фаран

и там Бог сказал моисею чтоб он послал

отряд на разведку

высмотреть землю ханаанскую

по одному человеку от каждого племени

всего двенадцать апостолов ближнего боя

и отобрал моисей двенадцать лучших

и послал их в дневной дозор и в ночной дозор

и пошли и через сорок дней и ночей вернулись

из той земли без потерь

принеся оттуда виноградные гроздья

гранатовые яблоки и смоквы

образцы почвы

сведения о полезных ископаемых

о стратегических запасах нефти и никеля

о дислокации гарнизонов и укрепрайонах

о линии мажино линии зигфрида

атлантическом вале и линии маннергейма

и сказали моисею и всему обществу израилеву

что хотя земля эта действительно

течет медом и молоком

но что через эти линии

израильским лыжникам не пройти

и вообще земля эта уже заселена другими

геополитически состоявшимися этносами

и поедает всех приходящих туда

поскольку люди живущие там

все высокого роста

голубоглазые блондины

и с пятым пунктом там неважные дела

и на евреев

как впрочем и на всех других чурок

косоглазых хохлов бульбаков чухну

татарву и грузин жопа резин

смотрят как на саранчу и как с саранчей

с ними и поступают

и подняло все общество вопль

и снова роптали на моисея и завели

старую свою песню говоря

что лучше бы они все перемерли еще в египте

и крикнул Бог да сколько же можно

ваал бы вас всех подрал?! и сказал моисею

передай им вот что: Я жив а вы падете

падут все тела ваши сколько вас тут ни есть

от двадцати лет и выше которые роптали на Меня

никто из вас не войдет в землю на которой Я

подняв руку свою клялся поселить вас

но по числу сорока дней

в которые вы осматривали землю

вы понесете наказание за неверие ваше сорок лет

год за день дабы вы познали

что значит быть оставленными Мною

Я Господь говорю это и так и сделаю со всем вашим

злым обществом восставшим против Меня

вот в этой пустыне все вы погибнете и перемрете

и моисей дрожащим голосом пересказал все

вышеуслышанное народу своему и вот с этого

все и началось

давно уже взята линия маннергейма

и хитроумно обойдена линия мажино

и сокрушен атлантический вал

и оставлены без боя бетонные доты и бункеры

на чехословацко-австрийской границе у цлабингса

и чехи сделали из них музей боевой славы вермахта

и собирают с туристов деньги за просмотр

своей трусости и убогости

а мы все ходим четвертую тысячу лет

вокруг земли обетованной

и без конца отвечаем на разные judenfrage

за что?

за то что те двенадцать апостолов разведки боем

наделали в штаны увидев пулеметные гнезда амалекитян

блиндажи евуссеев траншеи ханаанеян

и укрепленные высоты хеттеев?

нет не за это потому что все двенадцать

были испытанными бойцами группы алеф

и солдатами первого эшелона

а за естественное человеческое отвращение

к пролитию крови собственной и чужой

скажем честно земля обетованная была занята

земля обетованная была заселена

земля обетованная была давно

обетована для других

там жили местные

туземцы

аборигены

локальный субстрат

коренные

оседлые

короче там жили люди

и не нам кочевникам-овцеводам было туда соваться

даже если нас и провоцировал Сам

а надо было осесть и начать обрабатывать пустыню

и сделать из этой пустыни город-сад

и назвать его тель-авив что значит «врата весны»

вот что хотели сказать разведчики моисею

и Господу и вот та высшая мера

бесконечной бездомности

которую они за это

получили.

6 августа 2009

9._помогать начинают

помогать начинают

когда перестаешь просить о помощи

не люди а вещи условия обстоятельства случайности

как только замкнешься

как только останешься один на один с Неизбежным

обязательно придет помощь

хотя и в совершенно нелепом виде

который вызовет лишь недоумение

понимание сцеплений связей соединений переплетений

всего со всем

придет гораздо позже

может быть через много лет

или жизней

или не придет никогда

и никто ничего не узнает

так и бывает

чаще всего

но в тот раз ты остался жив

и все решили

что это чудо

в тот раз.

7 августа 2009

10._пророк Элиягу вошел в пустыню на день пути

«кто ждет победу? выстоять, вот все…»

(рильке)

пророк Элиягу вошел в пустыню на день пути

устал сел под можжевеловый куст

просил смерти, сказал: «можжевеловый куст

можжевеловый куст, остывающий лепет изменчивых уст,

довольно уже Господи

возьми душу мою ибо я не лучше отцов моих»

и заснул под можжевеловым кустом

Ангел коснулся его во сне сказал ему встань ешь

он проснулся взглянул у изголовья его печеная лепешка

кувшин воды он поел напился опять заснул

возвратился Ангел Господень во второй раз

коснулся его сказал встань ешь пей

ибо дальняя дорога перед тобою

встал он поел напился

подкрепившись этой пищей шел сорок дней сорок ночей

до горы Божьей Хорив

прошу Тебя Господи

дай мне эту пишу которую ты дал пророку Элиягу

чтобы мне хватило ее хотя бы на сорок дней

сорок ночей пока не дойду до горы Твоей

где получу указания Твои как мне жить дальше

потому что без Тебя я ничто Господи пустая букашка

мечущаяся по оконному стеклу не соображающая

как ей вылететь на волю в Твои пространства

пошли мне Ангела Твоего чтоб я узнал его в толпе

пусть коснется меня в метро

на трамвайной остановке

у входа в библиотеку

даст мне кусок хлеба стакан воды

скажет вдохновляющее слово

и пойду дальше

о подвиге ли речь?

нет лишь о том

чтобы услышать

понять

подняться

сделать шаг.

9 августа 2009

11._любой из тех что здесь летают вокруг меня

любой из ангелов жуток

(рильке)

любой из тех что здесь летают вокруг меня

так что звенит в ушах и я глохну

от их присутствия

с каждым днем

на правое ухо совсем уже оглох

теперь очередь за левым

вот уже ни черта не слышу, кроме ангелов

а те все путают (или я?):

вместо добра слышу зло

вместо целомудрия похоть

вместо смирения вызов

вместо любви отторжение

потому что любовь ужасна в своем эгоизме

добро за добро равняется кабале

добродетель лицемерна и ищет похвал

целомудрие целиком умудряется заполнить голову

не оставив в ней места для мысли

смирение преисполнено гордости за то что оно есть

покорность — затаенного гнева

послушание — застывшей ненависти

все что хорошо кончается плохо

а потом приходят посланцы Божий

один звонит в первый звонок

другой во второй

до тебя наконец начинает доходить что это больше не игра

что это давно уже всерьез

и выбирать можно было только из того

что осталось за спиной

в 10 часов сентябрьского вечера в подъезде

студенческого общежития в стрельне

сорок лет назад

а кроме этого было всего лишь все остальное

и вот тут приходит третий и ты наконец видишь

что в общем-то jeder engel

ist schrecklich.

13 августа 2009

12._где-то ревет бесконечный прибой

где-то ревет бесконечный прибой

кто-то не спит слыша грохот волн

разбивающихся о берег

а у меня в ушах полная тишина

окно настежь

недвижный черный воздух

жаркая ночь снаружи

беспокойство внутри

беззвездное небо сверху

ничего не происходит

четыре ноль три утра

ни побед ни поражений

одно стояние на столпе

бесконечное

и глухота в ушах от грохота жизни

разбивающейся о голову

каждый день.

20 августа 2009

13._слоняюсь ночью в кухнях одиночеств

слоняюсь ночью в кухнях одиночеств,

ищу вслепую смыслы снов,

но вяло в глубине пророчеств

колышет плавником улов,

а ночь стоит, в ней застревает небо,

над головой провисшее в пути,

и мечется язык, и все нелепо,

и слов для жизни не найти.

26 октября 2009

14._утром чувствую Христа

утром чувствую Христа

как рубашку на спине,

норму с чистого листа

начиная в полусне.

утром чувствую свой ум

исторически простым,

не изношенным от дум

и животно молодым.

утром чувствуется день

как ступенька в небеса,

как окошко в чудеса,

для которых жить не лень.

утром в город выхожу,

удивляясь каждый раз,

что вообще еще хожу,

открывая третий глаз.

26 октября 2009

15._предпочитать разнообразие формы

предпочитать разнообразие формы

политическим метаморфозам.

не стремиться к цели.

жить и зимой — собранным и тверезым,

подобно ели.

стоять в духе, смотреть непременно влево,

слушать покой вселенной,

тропе военной

предпочитая вечное древо,

уходящее корнями опыта и сознанья

в пространство меж облаком и травою,

там, где единственное заданье, —

быть собою.

17 декабря 2009

16._зима, рождественские дни

зима, рождественские дни.

уже замерзло пять бездомных,

уже замерзшие, они

в нечеловечески безмолвных

мирах летят как снег босой

снижаясь в пригород бесшумно,

срезая ледяной косой

всё, что греется разумно,

вдали от всех живых природ

природу веры поглощая

в домах, где молится, прощая

себя, рождественский народ.

20 декабря 2009

17._чистая слепая вера

чистая слепая вера

бросающая вызов здравому смыслу

чистая слепая вера

в яростном беспощадном бескрайнем

океане вселенной

где царят законы

безразличные к судьбам

крохотных разумных существ

чистая слепая вера

в человека

который поверит в тебя

не пройдет мимо

не бросит в беде

спасет

сам

всеми оставленный.

21 декабря 2009

18._по всей стране справляют Рождество

по всей стране справляют Рождество,

последних карпов мочат в ванне,

с Распятым беглое родство

отметив благостью желаний,

предчувствуя себя вполне

посланьем в Божеском конверте.

а рядом тут — морзянка смерти:

«Сменить радиста»[5], это мне.

21 декабря 2009

19–20._

I. боль — союзник, ally

боль — союзник, ally

боль — ангел-хранитель

боль связывает с людьми

чувствующими чужую боль

и отделяет от тех

кто ощущает

лишь собственную

вторых очень много

а первые

не любят подглядывающих.

II. да, священна душа

да, священна душа

и ее боль

но более священна плоть

такого я придерживаюсь постулата

(на нем должна была бы стоять вера

последних двадцати восьми поколений хомо сапиенсов)

но тело не стоит того чтобы его жалеть

говорят мудрые и человек прикосновенен

прикосновенны тела человеческие для воспитания душ

говорят мудрые и бьют инфарктами тело

и бьют его правдоподобным лганьём

подозреньями и нетерпимостью

глупостью невежеством и надменностью

пока не убьют в нем наконец его невоспитанную душу

и остается только прикосновенное тело

на тропе войны.

22 декабря 2009

21–22._

I. не хотелось брать на себя роль руководителя жизни

не хотелось брать на себя роль руководителя жизни

сидя в баре так легко было обрести ритм

всю ночь пить

ближе к утру когда бледнеют облака

слушать шум предрассветного дождя

потом покачиваясь брести в пустую квартиру

чтобы часа через четыре принять душ побриться

потащиться на работу

и когда от ночи останется только головная боль

вновь довериться ритму

как-нибудь прожить это утро

потом доверившись судьбе как-нибудь прожить день

после работы вернуться в бар

доверившись вину как-нибудь прожить ночь

и так доверившись сознанию своей незначительности

прожить жизнь.

II. хотелось уйти в паломничество

хотелось уйти в паломничество

долгое-долгое

далеко-далеко

чтобы снять с себя все

что налипает на человека в этих странах

на этих материках

в этих бесконечно тянущихся кошачьих жизнях

хотелось перестать быть кошкой

вечно падающей

на все четыре

хотелось стать каким угодно другим

но только так чтобы были дождь и рассвет

дождь и рассвет дождь и рассвет

без промежутка между ними

обычно заполняемого тем

что считают жизнью.

23 декабря 2009

23._я страдаю как животное

я страдаю как животное

не имеющее возможности спастись

потому что спасение идет изнутри

думал Витгенштейн во время брусиловского прорыва

и записал в свою фронтовую тетрадь

что это язык дает смысл всему что мы видим

присваивает ему качества оттенки тени отсветы

определяет его как «жизнь» «вера» «бог» «спасение»

с этим знанием о мире он отступал тридцать дней

вместе со всей седьмой армией

и именно потому что он знал об этом

брусиловский прорыв в конце концов захлебнулся

потому что язык не завалить[6]телами в серых шинелях

как и того единственного

кто знает об этом.

24 декабря 2009

24._на заправке у пскова

на заправке у пскова

помню ты сказал сам себе

что после дембеля

вернешься на свой тральщик

а мне — чтобы всегда и во всем

оставался самим собой

иначе из жизни

ни хрена не выйдет

ты был моим сержантом старый спиногрыз

я твоим преданным шулыгем[7]

но с хитринкой — никогда в жизни

я не был самим собой

всегда кем-то другим в сотнях

перевоплощений в сотнях жизней

которые я прожил лепя слова

роли личины

вышло ли что-нибудь судить тебе

но ты давно не помнишь меня

псков струги-красные рождественно

только декабрьский дождь толкающийся в карнизы

сводит нас вместе

ночь коротка и жизнь оказалась

еще короче.

26 декабря 2009

25._если этого не было

если этого не было

я сделаю так чтобы это было

вот все что надо уметь

чтобы быть

если это уже было

я сделаю вид что мне все равно

и сделаю это вновь

и по-своему

если то что я сделаю

окажется всем известным

никому не нужным

и давно потерявшим смысл

я найду этот потерянный смысл

посмотрю ему в глаза

мы помолчим друг с другом

день месяц год

и тогда быть может

он заговорит со мной о том

чего еще не было.

27 декабря 2009

26._в понедельник после Рождества

в понедельник после Рождества,

просветленный, пришел на службу.

первая книга, которую надо занести в каталог:

«Очерки современных казней», москва, 1906.

белостокский погром.

фотографии обезображенных трупов.

родные, молча сидящие рядом.

задранные к небу бороды.

открытые непонимающие глаза.

штаны спущены ниже пояса, рубашки задраны,

белые животы, потому что били по головам.

зимель цукерман, берель пат, мордхе левин,

ицхок гвирцман, шлема сшицкий,

блюма лапидус (была женщиной),

хаим фредкин, абрам махай,

семья айнштейн (три женщины, двое мужчин),

шимой эпштейн, трое неопознанных,

шлема пружанский, арон лапидус, зорах панде, ицхок небель

и двое сгоревших.

никто из них не канонизирован,

не признан мучеником, святым, блаженным,

хотя бы праведником,

ни о ком из них не написаны книги

отечественными и иностранными авторами,

никем не рассказаны трогательные истории их любовей,

дружб, надежд, вер, неизлечимых детских болезней,

никому из них не поставлен памятник,

увлеченные краеведы не собирают их телесные останки,

не проводят экспертиз, не исследуют дворы, чердаки, подвалы,

в которых они были убиты.

ставлю подпись, укладываю файл, закрываю книгу,

кладу к другим, тянусь за следующей.

«Царственные страстотерпцы», москва, 2006.

библиотекари — как врачи: им надо спасать всех,

чьи истории записаны.

даже когда дрожат руки

и слезы, невидимые миру,

стоят в глазах.

27 декабря 2009

27._в конце лета 68-го дежурил ночью

в конце лета 68-го дежурил ночью

на его восемнадцатой радиостанции.

слушал радио Люксембург

с клёвым джазом.

кажется, телониус монк это был или дэйв брубек, не помню.

но классная тема прокручивалась в квадрат,

когда рыжий сержант-сверхсрочник по кличке микадо

сунул голову в фургон и крикнул,

перекрывая ударные:

серега, в бога душу мать,

да лучше б я негром был в америке.

чем что, спросил я сверху.

как что, как что, крикнул микадо снизу,

наши же в праге, заткни свой гребаный Люксембург,

голоса давай.

пришлось вырубить телониуса монка

или дэйва брубека?

не помню.

28 декабря 2009

28._вот ты рядом

вот ты рядом.

кладешь мне ладони на плечи.

тяжесть рук твоих греет,

а там, за окном, в декабре

стылый мир пустотою отмечен

как дыра у Адама в ребре.

что же Богом дано

(и что жизнь отличает от ада)?

только то из всего, что давалось бессчетным другим, —

поздних листьев вкосую летящих бравада,

жухлый шепот обид,

страшноватое небо над ним,

только струйки дождя, что сбегают по диагонали

по стеклу,

только книга

в уже устающей руке,

только знанье всего, а особенно — светлой печали,

и горнист одинокий

и голос его вдалеке.

29 декабря 2009

29._из этноса перебираясь в дух

из этноса перебираясь в дух

(и так переходя из века в век), —

пока вокруг живет начальник мух

и в муках умирает всякий грек

у Фермопил, где сводник не пройдет

(но пасаран, князь воздуха и лжец!), —

я здесь, где поместил меня Отец,

Который песнь военную поет.

прощай, мой этнос, одолеть тебя

лишь значит одолеть в себе людей,

по местной родине естественно скорбя,

забыв тепло домашних сверхидей,

взлетев туда, где ястребок, балдея,

оставлен бродским вечно умирать,

чтоб элементом духа стать

в таблице дяди менделея…

30 декабря 2009

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Angulus / Opticus. Третья книга стихотворений. 2009–2011 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

«Ленинская комната» — помещение для информационных и культурных мероприятий в СА 1966–1969 гг.; равнозначно Храму как средоточию духовной жизни.

5

«Сменить радиста» (на армейском жаргоне 1966–1969 гг. «ща знак знак»; в азбуке Морзе — «щьь») — самое страшное, что мог услышать в своих наушниках радиотелеграфист. Это значило: «ты бездарен, никуда не годишься, не соответствуешь своей миссии, не имеешь права жить как радист, т. е. жить вообще».

6

«Завалить врага солдатами» — любимое выражение Брусилова.

7

«Спиногрыз» и «шульц» — на жаргоне военнослужащих Ракетных войск СА в 1960-гг. соответственно: сержант (старший сержант, старшина) срочной службы и рядовой (ефрейтор, младший сержант) срочной службы, в отличие от «куска» — сверхсрочника.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я