Особенности экономической политики государства в условиях кризиса

Сергей Каледин, 2023

Проблемы развития малого предпринимательства России представляется необходимым рассматривать через призму налогообложения и построения концепции налоговой политики в сфере малого бизнеса. Существующее состояние российского малого бизнеса обусловливается непоследовательной политикой государства в сфере налогообложения, чрезмерным администрированием субъектов малого бизнеса и заурегулированностью этой сферы. В этой публикации рассмотрен один из актуальных вопросов данной проблематики, а именно: «Особенности экономической политики государства в условиях кризиса». В ней доступно, в лаконичной форме с привязкой к нормативным документам, изложена тема, раскрыты основные положения данной проблематики. Практические примеры и рекомендации представляют особый интерес для выстраивания финансово-правовых отношений с государственными, налоговыми органами с позиции их оптимизации.Адресовано экономистам, юристам, специалистам в сфере налогообложения, студентам экономических специальностей вузов.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности экономической политики государства в условиях кризиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В развитых странах, а также в развивающихся странами экономическое развитие характеризуется циклическими процессами роста и спада. Спады характеризуются кризисными явлениями в экономики, снижением собственного производства, финансовыми кризисами, обесценением национальной валюты, повышением цен, а также увеличением угроз социальной безопасности. Одновременно кризисные явления оказывают сильное влияние на малые предприятия и предпринимателей, которые не могут конкурировать с большими фирмами и вынуждены либо закрывать бизнес, либо продавать его. Кризисные явления оказывают негативное влияние не только на малый бизнес, но и на целые отрасли экономики, вызывают безработицу, снижение государственных гарантий со стороны государства.

По данным Евростата1, кризисные явления явились причиной снижения количества новых предприятий, и в целом, данная тенденция продолжается. В некоторых странах, таких как Италия, Корея, Португалия и США можно наблюдать снижение предпринимательской активности на треть. При этом практически во всех странах количество новых предприятий в секторе строительства и сфере услуг превышают показатели сферы промышленности и производство, что связано с более низкими первоначальными затратами, связанными с созданием предприятий малого бизнеса. Даже в условиях кризиса во всех странах наибольшее количество стартапов наблюдается от 1 до 4 человек, что связано с возможностью снижения расходов на заработную плату, аренду, а также иных расходов, таких как социальные налоги. При этом в некоторых странах во время мирового кризиса 2008-2009 года не наблюдалось создание новых предприятий, к таким странам относятся, например, Норвегия, Польша, Швеция, Великобритания. Напротив, в условиях стабильности можно констатировать большое развитие новых компаний. Значительные показатели роста открытия новых предприятий можно наблюдать в 2012 году в Польше, Испании, Великобритании.

Создание новых компаний, в том числе в сфере малого бизнеса является одним из ключевых показателей динамического развития экономики, отображает развитие предпринимательства в стране, поскольку предпринимательство выступает в качестве движущей силы для создания рабочих мест, инноваций, увеличения уплаты налогов в стране. Снижение же деловой активности приводит к сокращению персонала, уменьшению производства, снижению уплаты налогов. Например, в качестве стран с высокими показателями ликвидации компаний можно назвать такие страны, как Португалия, Венгрия, Бразилия. Вместе с тем, существует группа стран, в которых показатели ликвидации компаний находятся на стабильно низком уровне, к таким странам можно отнести США, Израиль, Люксембург, где малые предприятия традиционно развиваются достаточно стабильно вне зависимости от кризисных явлений. Это связано и с политикой государства в отношении малого бизнеса, и с поддержкой, в том числе в части предоставления льгот и субсидий для отдельных отраслей экономики, и развитием культуры малого и среднего бизнеса.

Показатели ликвидации компаний характеризуют, в том числе негативные кризисные явления в экономике, влияние негативных реформ, налогообложения, неустойчивости финансовой системы на бизнес. Показатели, характеризующие число ликвидированных предприятий, увеличиваются в кризис и снижаются в период устойчивого развития экономики страны.

В ряде стран с течением времени можно наблюдать как тенденцию к снижению количества новых компаний, так и тенденцию к снижению ликвидации малых предприятий в период с 2007 по 2010 годы, что свидетельствует о том, что на рынке осуществляют деятельность, в основном стабильные компании, снижаются случаи открытия компаний без инвестиций и фирм-однодневок. Если говорить о количестве ликвидируемых компаний, то коэффициенты, свидетельствующие о количестве ликвидируемых компаний выше в отношении промышленных предприятий. Это обусловлено большими затратами на производственные запасы, обновление машин и оборудования, необходимостью выплаты заработной платы и иными большими расходами. Самые высокие показатели в отношении ликвидации компаний имеют компании численностью от 1 до 4 человек, что обусловлено низкой устойчивостью на рынке, невозможность адаптироваться к кризисным условиям, а также отсутствием финансовых ресурсов, достаточных для того, чтобы пережить кризисные явления в экономике. Ликвидация компаний является неотъемлемой частью феномена предпринимательской деятельности, связанного с экономическими циклами. При этом данные о ликвидации компаний обычно могут быть несколько недостоверными, поскольку компания может числиться в реестре, вместе с тем в компании могут отсутствовать сотрудники, и может не вестись никакая деятельность, но при этом фактически компания будет существовать. Некоторые учредители, предприниматели в течение двух лет после ликвидации компании предпринимают попытки возобновления ведения бизнеса, открывают новые предприятия, ведущие аналогичный вид деятельности, что непосредственно влияет на другой показатель — показатель создания компаний. Таким образом, показатели создания и ликвидации компаний взаимоувязаны, на ликвидацию компаний большое влияние оказывают такие факторы как инфляция, налоговая и бюджетная политика, которые меняются с течением времени.

Отдельным трендом ликвидации компаний выступает банкротство компаний. В последние годы показатели банкротств в таких странах как Канада, Япония, Соединенные Штаты Америки и Южная Африка были значительно ниже докризисного уровня. Вместе с тем, наблюдается увеличение банкротств в Италии. Вместе с тем, данные о банкротствах предприятий могут отражаться неодинаково в статистических данных стран из-за различий законодательства о банкротстве. В некоторых странах заявление о банкротстве уже означает прекращение деятельности, в других же странах банкротство предполагает длительную процедуру, включающую возможность введения оперативного внешнего управления, а также реорганизации компании.

Создание и ликвидация предприятий как нельзя лучше показывают влияние кризисных явлений в экономике на развитие и снижение предпринимательской способности. В этой связи политика государства в условиях экономического кризиса должна учитывать тенденции в отношении создания и ликвидации компаний.

В настоящее время кризисы имеют системный характер, сменяют друг друга и являются легко прогнозируемым явлением. Если во время Великой Депрессии 1929 года кризис фактически начался с развала банковской системы и был не предсказуем, то последние кризисы достаточно предсказуемы, например, с введением санкций зарубежными странами связаны кризисные явления в российской экономике и в малом бизнесе, в частности. Примеры предсказуемых кризисных экономических явлений возможно увидеть и в европейских странах, в частности, в качестве примера Быков А.Н.2 приводит Грецию, в которой причины кризисных явлений видит в большой внешней задолженности, массовых иностранных инвестициях, коррупции и бюрократических явлениях. При этом выход из кризисной ситуации, по мнению Быкова А.Н., представляется медленным и затруднительным, сопровождающимся непопулярными мерами по повышению налогов.

На практике экономическая политика в условиях экономического кризиса существуют две разновекторные тенденции проведения государственной политики:

Повышение налогов с целью повышения собираемости налогов в бюджет

Фальшина Н.А.3 отмечает, что «любые кризисные тенденции, в частности, сопровождающиеся повышением налоговых ставок, сказываются в первую очередь на малом и среднем бизнесе», вместе с тем, в ряде стран наблюдаются значительные налоговые изъятия, которые не отражаются на развитии производства. К таким странам, в частности, относятся Франция, Швеция, Бельгия.

Однако с подобной точкой зрения о развитии производства при одновременном существовании высоких ставок налогов можно не согласиться, поскольку в настоящее время страны с высокими ставками налогов активно реформируют систему налогообложения, в качестве примера можно назвать Великобританию.

Климкович Е.П. видит причину увеличения налоговых издержек в другом, ведь требуется обеспечение ликвидностью, которое не требует разового финансирования со стороны Международного фонда, и поэтому страны прибегают к повышению налогов в кризисный период4.

Куликова О.Н. отмечает, что собираемость налогов в условиях кризиса «является важной гарантией стабильности экономики»5, при этом в кризис увеличиваются случаи уклонения от уплаты налогов. Поэтому государство больше усилий тратит на повышение собираемости налогов. Уменьшение поступлений доходов в бюджет при одновременном увеличении расходов, многие компании вынуждены утаивать часть доходов, не отражать доходы в учете и увеличивать расходы для того, чтобы уплачивать меньше налогов, это может быть увеличение расходов, не поименованных в налоговом законодательстве в качестве расходов, снижающих налогооблагаемую базу, это может быть уклонение от налогов путем использования незаконных схем налогообложения, фирм-однодневок. В этой связи государство вынуждено усиливать противодействие подобным негативным тенденциям увеличения случаев ухода от налогов. Во многих других странах, в качестве антикризисных мер также можно наблюдать усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов, основанное на неотвратимости наказания налоговых преступлений, в качестве примера реализации данного принципа можно назвать привлечение к ответственности членов королевских семей, отречение от престола королей (Испания) в связи с подозрениями в налоговых правонарушениях, привлечение к ответственности высших чиновников государства (Италия), расследование случаев ухода от налогов частных лиц, имеющих мировую известность в шоу-бизнесе, спорте, культуре (США).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности экономической политики государства в условиях кризиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/3015021ec013.pdf?expires=1457256363&id=id&accname=guest&checksum=5CC1610D88C3A32B23CCC564AE21580B

2

Быков А.Н. Российский внешнеэкономический вестник. 2010 (4):3-12, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2010, http://elibrary.ru/item.asp?id=15289612

3

Фальшина Н.А. К вопросу о принципах налогового права // Налоги. 2015. N 5. С. 5 — 8.

4

Климкович Е.П., Вестник Академии. 2011 (2):99-106, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, http://elibrary.ru/item.asp?id=16496982

5

Куликова О.Н. Проблемные вопросы при рассмотрении сообщений о налоговых преступлениях и расследовании уголовных дел данной категории // Российский следователь. 2015. N 1. С. 3 — 5.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я