Подлинная история авиаполка «Нормандия-Неман»

Сергей Дыбов, 2011

История создания и боевого пути легендарного авиаполка «Нормандия – Неман», ставшего символом союзничества, основана на французских и советских архивных документах, в том числе ставших доступными в последнее время, а также на мемуарах самих летчиков. Из книги С.В. Дыбова вы узнаете: – как было принято решение о создании французского воинского подразделения на советском фронте и как эскадрилья выросла до полка, а в дальнейшем до дивизии; – почему де Голль, ведя переговоры с Британией, тем не менее решил направить военные части «Свободной Франции» в Советский Союз; – почему из всех франко-советских проектов состоялся только проект посылки летчиков, а сформированная из французских пленных пехотная бригада так и не появилась на советском фронте; – почему СССР, приняв летчиков, отказался от французских механиков; – почему в авиаполк охотно брали выходцев из белоэмигрантских семей, в том числе из дворянских семей видных противников большевизма; – почему в СССР так и не прибыл авиаполк «Бретань» и был расформирован авиаполк «Париж»; – почему СССР отказался вооружать французские ВВС самолетами Як-3 и кто из прославленных летчиков после войны стал советским разведчиком; – почему Сталин настоял на фигуре де Голля даже после того, как союзники уже заменили его на генерала Жиро? Ранее книга выходила под названием «"Нормандия-Неман". Подлинная история легендарного авиаполка»

Оглавление

От автора

9 мая 1945 г. после подписания акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германией закончилась Вторая мировая война в Европе. Акт о капитуляции был подписан странами — союзниками по антигитлеровской коалиции: Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами Америки и Францией. Появление в числе стран-союзников Франции, оккупированной в 1940 г. и, по сути, в течение войны проводившей политику коллаборационизма с гитлеровской Германией, до сих пор вызывает удивление у некоторых лиц, слабо знакомых с историей Второй мировой войны, в частности с участием в этой войне Франции. Надо сказать, что эта история вообще плохо известна в России и изобилует разнообразными домыслами. Единственный момент, который не вызывает вопросов, — это участие в вооруженной борьбе с фашизмом французской авиационной части в составе Красной армии, вошедшей в историю под названием «Нормандия — Неман».

Знаменитое и легендарное подразделение — наиболее яркий и рельефный пример братства по оружию между нашими двумя странами, показывающий, что мы были вместе, что Франция, несмотря на поражение 1940 г., вела борьбу против общего врага, и более того, — бок о бок вместе с бойцами Красной армии, которые воевали за освобождение Европы.

В России всегда было особое отношение к Франции. Любовь. Невзирая ни на что. Поэтому для нас авиагруппа «Нормандия — Неман» не просто воинская часть, а нечто много большее.

Авиагруппа «Нормандия» была сформирована в 1942 г. и существует по сей день, пережив с нами вместе все: и славу Победы, и горечь холодной войны. Во Франции шесть авиабаз носят имена пилотов «Нормандия — Неман»: «Морис де Сейн» в г. Оранж, «Майор Тюлян» в г. Тур (была перенесена из г. Оран, Алжир), «Капитан Прециози» на Корсике, «Младший лейтенант Монье» в Истре, «Братья Маэ» в Таверни и база «Капитан Литольф», которая была закрыта в 1999 г. Еще одна авиабаза носит имя полковника Константина Розанова, командира эскадрильи «Лафайетт» и испытателя первого французского реактивного самолета, на которой с 2012 г. базируется авиаполк «Нормандия — Неман». Ныне «Нормандия — Неман» — самое титулованное, самое награжденное, самое современное, самое престижное воинское формирование, попасть на службу в которое считается честью, и для этого необходимо пройти громадный конкурс. Кроме того, на сегодня 5 бывших командиров полка служат в Генеральном штабе Франции.

Заметим, что «Нормандия» была не единственной и даже не первой авиачастью, сформированной в составе «Свободной Франции» генерала де Голля, но сегодня о таких авиагруппах, как «Эльзас», «Иль-де-Франс», «Лотарингия» и других, даже во Франции помнят в основном только специалисты-историки. Тогда как только после расформирования полка в 2009-м и воссоздания его в 2012-м во Франции было установлено около 10 новых памятников и памятных знаков, посвященных этому символу франко-российской дружбы (а, например, у франко-американской авиагруппы «Лафайетт» всего один мемориал, один памятник и одна мемориальная доска).

В июне 2015 г. в Музее авиации и космонавтики в Ле Бурже была открыта новая постоянно действующая экспозиция полка, перенесенная сюда из музея, ранее существовавшего в Лез Анделиз. Хотя в нее попали не все экспонаты из прежнего музея, ее посещаемость в десятки раз выше.

В мае 2016 г. впервые за последние десятилетия Москву в День Победы посетила большая делегация детей и внуков французских летчиков, которые прошли в составе колонны Бессмертного полка по Красной площади, возложили цветы к памятнику «Нормандии», к могиле Неизвестного Солдата и совершили поездку по местам боев полка.

В июне 2016 г. при содействии нашей ассоциации «Русская память во Франции» дочь одного из пилотов «Нормандии — Неман» Мориса Гидо передала Российской Федерации награды и архивы своего отца, которые будут представлены в Музее Российского военно-исторического общества. Дочь пилота была принята в Кремле Президентом РФ Владимиром Путиным. Возможно, это послужит к тому, что и в РФ появится полноценный музей этого полка, в котором появятся вещи советских ветеранов.

Все это говорит о том, что история полка живет и во Франции, и в России, и служит укреплению дружбы между нашими народами, несмотря на меняющиеся время от времени политические веяния.

Автор выражает благодарность ассоциации MEMORIAL NORMANDIE-NIEMEN за помощь в написании книги.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я