«Лабиринты памяти» – пятая книга Сергея Духина, автора серии «Тайна Английского замка», «Длинноухий лисенок Джимми» и сказки «Золотая яма». На этот раз Сергей отходит от темы детской книги и фантастики и приоткрывает нам завесу тайны – сокровенного, личного, курьезного, значительного, душевного, остросюжетного… Истории из жизни, собранные в этой книге – результат многолетней работы и отбора. Жизнь каждого из нас – это, по сути, собрание ярких историй, впечатлений и сопутствующих им событий. Но как уже известный детский писатель Сергей Духин связан с руководителями офиса МММ, артистом Владимиром Высоцким и хищными акулами Дубая? Ответ кроется в автобиографической книге «Лабиринты памяти». Эта жизненная история достойна быть прочитанной. Вы хотели интересную захватывающую книгу, написанную полностью на основе реальных событий отечественным автором? Скорее читайте! Возможно, эти воспоминания приятным шлейфом возродятся и в вашей памяти!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лабиринты памяти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Извлечение первое. Грандиозный проект
К службе я относился ответственно и потому успешно двигался по карьерной лестнице. С высоким руководством главка, проще говоря, генералитетом, мы, простые офицеры-линейщики, общались редко — один-два раза в год, при завершении какой-нибудь большой стройки или на крупных партийных мероприятиях.
Мне с детства «везет» на всякие проблемы, «повезло» и в случае, о котором я сейчас расскажу. Не «повезло» бы в тот раз, не было бы и самого этого случая… или даже нескольких случаев.
Сейчас уже не помню, где и чем я отличился, но меня вдруг заметил и выделил главный инженер главка генерал Венедиктов. Сразу же приношу извинения его друзьям и близким за то, что не называю его по имени и отчеству. Просто не помню их за давностью лет…
Должность главного инженера была, как говорится, расстрельным местом. Этот человек отвечал за все на свете, не вылезал из командировок, работал день и ночь, подрывая здоровье и изматывая нервы и себе, и своим подчиненным.
Учитывая количество специальных строек, которые в то время велись Министерством обороны, таких главных инженеров требовалось как минимум двадцать, а то и больше, однако должность была одна, и занимал ее тот самый генерал Венедиктов. В общем, он решал — причем успешно решал — сложнейшие организационные и производственные государственные задачи.
Петр I построил великий город Санкт-Петербург на костях простых людей, в нашем случае костьми ложились солдаты, офицеры и служащие МО. Ради дела генерал не жалел ни себя, ни окружавших его людей. О его суровом нраве и жестких решениях ходили легенды. Отсюда и появилось у генерала Венедиктова соответствующее прозвище — Веня Дикий.
Вот с таким человеком меня и свела судьба… Посетив один из наших объектов, он собрался лететь в Омск и приказал моему начальству на время включить меня в свою свиту.
Проведя с главным инженером главка в той командировке всего четыре дня, я вымотался так, как не выматывался за месяц напряженной работы у себя на линии. После многочасовых объездов и обходов огромных строек проходили многолюдные производственные совещания, которые обычно длились с десяти вечера до четырех часов утра. На отдых отводилось три-четыре часа, и затем все возвращалось на круги своя, только уже на новой стройке.
В общем, вернувшись домой, я очень надеялся, что на этом все и закончится. Но не тут-то было… Я попал…
Я специально так подробно останавливаюсь на предыстории, чтобы вы поняли, как я влип, и по достоинству оценили все дальнейшие события.
Дальше пошло-поехало, командировка следовала за командировкой, стройка за стройкой, объект за объектом. На потоке.
В большинстве случаев это выглядело так: мы прилетаем в какую-нибудь тьмутаракань, обходим объект, потом сидим на совещании и получаем от генерала индивидуальные задания.
Затем он уезжает, а мы остаемся на месте и работаем, так как в соответствии с его приказом вернуться домой нам можно только после выполнения всех поставленных задач. Помните про Золушку и ее мачеху?
В общем, мои маленькие дочки росли без отца. Триста двадцать — триста тридцать командировочных дней за год!
Теперь перехожу к одной из курьезных историй, о которых хотел вам рассказать. Будет и смешно, и грустно одновременно.
Кажется, это был 1985 или 1986 год. Прибалтика, маленький латвийский поселок Скрунда, расположенный в ста пятидесяти километрах от Риги. Строительство уникального объекта, относящегося к СПРН (Система предупреждения о ракетном нападении), было в самом разгаре. На сорока пяти гектарах земли строилось более семидесяти зданий и сооружений, но основных, ради чего это все и затевалось, было всего два: здание приема электронных сигналов и здание их передачи.
Первое здание имело большие размеры в плане и высоту порядка девяноста метров. В разрезе по вертикали оно имело форму трапеции — одна сторона вертикальная, другая наклонная. Можно набить в любом поисковике слово «Скрунда» и посмотреть фото.
Все это строилось в болотистой местности посреди леса, в двух-трех километрах от латышского поселка, из центра которого исполинские здания казались какими-то нереальными космическими гигантами.
Рядом стояли два башенных крана, шел монтаж верхних этажей. Каркас из металла перекрывался железобетонными плитами и обвешивался керамзитобетонными панелями. Сроки поджимали, каждый час работы башенных кранов был на учете. Монтажники опаздывали.
Вот в это время в очередной раз в Скрунду и приехал Венедиктов. Объект особой важности приближался к сдаче, срыв графика работы был недопустим.
В процессе обхода объекта вырисовалась основная проблема. Не хватало кранов. На всех собранных этажах работают более шестисот человек. На десяти этажах уже выстроены внутренние помещения, заканчивается отделка, монтируется оборудование. Выше выкладываются стены и перегородки.
Монтажникам надо завершать сборку каркаса, а работающих на этажах нужно обеспечить огромным количеством материалов. Лифты отсутствуют, а несколько установленных в торце здания подъемников не справляются. В общем, за краны идет настоящая война.
И тут вдруг дополнительно выясняется, что проектировщики внесли серьезные изменения в технологические разделы проекта и, как результат, начали корректировать целиком вообще весь проект, в том числе и менять поэтажные планы помещений.
За этими сухими техническими терминами скрываются кувалда, лом, отбойный молоток и растущие на глазах огромные кучи мусора на всех этажах.
Подъемники перегружены, краны трогать нельзя. Как спустить десятки тонн мусора вниз хотя бы с первых десяти-пятнадцати этажей?
Кажется, делов-то… А как? Понятно, что нужен гигантский мусоропровод, но заводских из пластика, таких, как сейчас производят для строек, тогда и в помине не было.
Вы уже, наверное, поняли, что эту задачу на ночной планерке поручили молодому капитану, то есть мне.
— Сделаешь и можешь собираться домой, — напутствовал меня мой временный шеф перед отъездом. — Буду ровно через месяц, посмотрю, что у тебя получилось.
Сказано — сделано. Проводил начальника и сел проектировать трубопровод. Особенно долго изобретать ничего не пришлось. Съездил в Ригу, обмерил обычный мусоропровод нового жилого дома, а затем нашел на объекте подходящие материалы: металлическую трубу диаметром восемьсот двадцать миллиметров, целый ассортимент металлических листов и металлическую полосу.
Больше тянуть время не буду.
Спроектировал мусоропровод за четыре дня. Все, как в жилом доме, только гораздо больших размеров. Вертикальная труба, опрокидывающиеся приемные лотки внушительного размера на каждом этаже и огромный приемный бункер внизу. У бункера — наклонная виброполка с толстым слоем резины для гашения удара и последующего скатывания мусора в автосамосвал, который должен стоять внизу под загрузкой.
Сколотил звено сварщиков, сделали необходимые заготовки. На все про все потратил еще две недели. Много времени ушло на изготовление приемных лотков. Потом организовал бригаду монтажников и, ежедневно вымаливая кран, за неделю собрал с ними вертикальную конструкцию.
Примерно через месяц все работы были завершены, и черная стрела моего детища, взметнувшись ввысь, украсила вертикальный фасад исполинского здания. Мощный приемный бункер подчеркивал солидность сооружения, лотки для приема мусора, установленные на каждом этаже, были окрашены в приятный зеленый цвет.
Приближался день «Ч», ждали генерала Венедиктова.
Ждали и дождались, главный инженер ГУССа был пунктуален и всегда старался выдерживать намеченный график своей работы. Ура, приехал!
Не буду задерживать подробностями его очередных рабочих будней. Перейду сразу к курьезному событию.
Ночью шла планерка, все не выспались, но по команде начальника к семи часам утра уже собрались на строительной площадке и готовились к обходу объекта. Ожидающие стояли как раз у правого торца здания, рядом с моим мусоропроводом.
Венедиктов появился ровно в семь, поздоровался со всеми за руку и предложил, не теряя времени, начать обход. А так как на пути следования комиссии располагался мусоропровод, было предложено начать с демонстрации его работы.
Чтобы лучше прочувствовать момент, предлагаю погрузиться в атмосферу того дня.
Тихое прозрачное летнее утро. Первые лучи солнца, разгоняя легкие клубы тумана над болотистой местностью, оживляют прозрачные капельки росы на траве и зеленых листьях. Окружающую тишину начинают тревожить первые одиночные трели птиц. На опушке леса перед громадным многоэтажным зданием стоит большая группа людей в форме во главе с генералом.
В двух-трех километрах от нас в маленьком поселке Скрунда тоже спокойно. Утреннюю тишину нарушают только крики петухов, мычание еще не доенных коров и грохот ведер и садовых инструментов в исполнении привыкших рано вставать фермеров. Большинство людей еще сладко спит или только просыпается.
Представили эту идиллию?
Но тут у нас генерал хочет испытать мусоропровод, а молодой капитан жаждет поскорее продемонстрировать ему свое творение и уехать домой к своим маленьким детям.
Глухой латышский уголок последние минуты живет своей мирной спокойной жизнью и не догадывается о приближении апокалипсиса.
У меня все готово. Из-за цейтнота я так и не успел провести всесторонние испытания своего детища. Получилось сбросить только один лоток мусора, оставшегося после разборки перегородок вычислительного зала на втором этаже. Мусор с шумом упал на виброполку накопительного бункера и успешно сполз по резине прямо в кузов самосвала.
Теперь мне предстояло продемонстрировать свое изделие во всей красе и мощи. На пятнадцатом этаже уже был загружен полный лоток смешанного строительного мусора, а обученный солдат стоял у окна и, поглядывая вниз, ожидал от меня сигнала на его опрокидывание в приемник трубопровода. Под бункер подъехал самосвал, все было готово к премьерному показу.
Генерал внимательно осмотрел мусоропровод и коротко похвалил:
— Молодец, справился. Как работает, нормально? — спросил он местного начальника строительного управления, стоявшего в толпе сопровождающих.
— Так точно, отлично работает, — подтвердил тот, выскочив пред генеральские очи.
Мне показалось, что Венедиктов не собирается дальше тратить время на мое детище и сразу двинется ко входу в здание. Этого допустить я, конечно же, не мог. Душа творца жаждала признания, криков «браво» и аплодисментов.
Я посмотрел вверх и дал дежурившему у окна солдату отмашку приступать к сбросу мусора. Получив от меня команду, тот подошел к нагруженному лотку и опрокинул его внутрь этажного мусороприемника.
Пятнадцать этажей — это более шестидесяти метров. Полный лоток — это примерно треть куба мусора, который состоял в основном из обломков кирпича, кусков металлической арматуры, уголков, полос и тому подобного.
В начале ничто не предвещало большого конфуза, но по мере движения мусора вниз конфуз не только случился, но и быстро превратился в настоящую беду.
Оказалось, что по каким-то там физическим законам падающий с большой высоты мусор не хочет вертикально лететь по круглой трубе. По пути он почему-то вдруг закручивается по спирали и начинает обтирать ее внутреннюю поверхность.
Если вы когда-нибудь брали в руки похожие на колокола восточные поделки из металла и водили по их ободу эбонитовой палочкой, то возникающий при этом звук вам хорошо знаком. В нашем случае его можно было сравнить с воем сирены, извещающей местных жителей о воздушной тревоге.
В общем, это трудно передать словами, это надо слушать. После удара о толстую стенку трубы падающий мусор начинает издавать невыносимо высокие звуки, которые сменяются страшным грохотом в момент его столкновения с полкой приемного бункера. Завывания и остаточная вибрация трубы постепенно стихают и, кажется, что вот-вот снова должна наступить тишина.
Но не тут-то было — тишина не наступила. Моя задумка была куда более масштабной. Пятнадцатый этаж был только началом. Дождавшись падения мусора, свои наполненные лотки начали последовательно переворачивать солдаты, стоявшие на нижних этажах.
Звук усилился в разы, выдержать такие децибелы было просто невозможно. Потрясенные зрители, пытаясь хоть как-то защитить свои барабанные перепонки, зажимали уши руками. Что в это время творилось в маленькой Скрунде и ближайшей войсковой части — это отдельная история.
Конечно, рано или поздно все заканчивается, через некоторое время закончилась и эта звуковая вакханалия.
В результате никто не оглох и не умер. Я пополнил свой словарный запас дюжиной новых крепких русских слов, вместе с командиром части получил строгий выговор от командования и стал героем местных легенд и преданий.
Пришлось остаться на объекте еще на некоторое время, ведь теперь надо было демонтировать мусоропровод. Жена и дети снова вынуждены были жить ожиданием моего приезда.
Занимаясь этим важным делом, я услышал с десяток версий того, что происходило в Скрунде в момент испытаний моей новой военной разработки. Самой безобидной была история о разбежавшихся животных, переставших давать молоко коровах и ползающих между грядок фермерах.
В воинской части все прошло легче. Сильно испугаться не успели. Полежали под столами, посидели на корточках у окон, но врага не обнаружили и боевую тревогу объявлять не стали.
К счастью, эта история закончилась благополучно и не вышла на высокий уровень руководства Латвийской республики и Министерства обороны.
Через некоторое время выговор с меня сняли. Проектировщики помогли превратить остатки моего временного мусоропровода в стационарный. Его воткнули в глухую шахту, звукоизолировали и он больше никогда не объявлял тревогу жителям латышских поселков и не пугал бедных домашних животных.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лабиринты памяти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других