Учебник по «Русской Оздоровительной Системе» на основе адаптивной физкультуры. Специализация: тренер-преподаватель

Сергей Демин

Учебник предназначен для широкого круга людей, интересующихся методами оздоровления, основанными на знаниях наших предков. Описана теоретическая и практическая база упражнений и ряда практик. Сформулированы основные принципы построения простых, эффективных упражнений для здоровья. Белояр, Здрава, Русская Баня – вот далеко не полный список практик, вошедших в учебник. Также учебник предназначен для тех, кто хочет получить новую специальность и нести добро людям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебник по «Русской Оздоровительной Системе» на основе адаптивной физкультуры. Специализация: тренер-преподаватель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Чем мы занимаемся с точки зрения современных правовых вопросов нашего государства

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это мероприятия спортивно-оздоровительного характера, направленные на восстановление здоровья, функционального состояния, работоспособности организма и комфортному привыканию к активной и здоровой жизни в социальной среде.

Адаптация — это процесс, который предполагает, что мероприятия оздоровительного характера должны стимулировать позитивные физические качества и способности, направленные на развитие и совершенствование организма.

Умение приспосабливаться в ситуациях, в которых отсутствуют барьеры на пути к достижению успехов, осуществляется при помощи познавательных процессов, умения ставить и достигать цели. С одной стороны, адаптация посредством защитных механизмов личности помогает в проблемных ситуациях, насыщенных внешними, внутренними и психологическими барьерами, с другой стороны, благодаря защитным механизмам, человек может легче проявлять адекватную реакцию на различные изменения жизненных обстоятельств. В любом случае адаптация позитивно влияет на качество жизни человека

Специалистов по адаптивной физической культуре готовят на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения (2000 г.) по специальности 032102 — «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Специалист по адаптивной физической культуры может работать с людьми, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую профессиональную деятельность.

Мы готовим специалистов по системе «РОС — Русской Оздоровительной Системе» на основе Адаптивной физкультуры (АФК).

Понятие адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура — это направление физической культуры, изучающее влияние средств физического воспитания и спорта на способность людей с ограниченными возможностями приспосабливаться к изменившимся условиям существования.

Предметом Адаптивной физической культуры является развитие двигательных, физических и интеллектуальных способностей, коррекция и компенсация нарушенных функций, укрепление здоровья и социальная интеграция людей через занятия физической культурой и спортом.

Объекты — дети и взрослые, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера и нуждающиеся в создании особых условий для адаптации.

Цель Адаптивной физической культуры — создание возможностей для социальной интеграции людей через занятия адаптивным физическим воспитанием и спортом.

Адаптивное физическое воспитание является базовым видом адаптивной физической культуры.

Адаптивное физическое воспитание — это педагогический управляемый процесс, имеющий коррекционный и компенсирующий характер, организованный с учетом особенностей людей с отклонениями в состоянии здоровья и обеспечивающий условия для их психофизического развития и социальной адаптации.

Задачи адаптивного физического воспитания.

В адаптивном физическом воспитании существуют образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи

К образовательным задачам АФВ относятся те, которые направлены на формирование, закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков.

Образовательные задачи:

— Формирование понятия о здоровом образе жизни;

— Формирование навыков здорового образа жизни;

— Формирование представления о строении своего тела и его двигательных возможностях;

— Формирования понятия физической культуры как составляющей общей культуры человека;

— Формирование двигательной базы.

Оздоровительные задачи помогают оказывать влияние не только на общее состояние организма, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции.

Эти задачи включают в себя:

— физическое оздоровление;

— создание условий для правильного физического развития;

— закаливание;

— коррекцию особенностей соматического и психосоматического состояния.

Формирование положительных компенсаций

Коррекция дефектов развития

Задачи воспитательного характера обеспечивают выработку таких качеств характера как воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованность, активность, смелость и других. Они стимулируют психическое развитие и формирование личности человека. Улучшаются память, внимание, находчивость, ориентация, развивается интеллект.

До недавнего времени, воспитание таких основных физических качеств как сила, ловкость, быстрота, выносливость людей с ограниченными возможностями считалось нецелесообразным в связи с устоявшимся мнением о невозможности их полноценного приспособления к самостоятельной жизни.

АФВ ставит своей задачей работу с людьми с ограниченными возможностями, для них разработан целый ряд специальных тесно взаимосвязанных мероприятий, имеющих самостоятельное значение:

— Коррекция нарушений — это создание адекватной двигательной базы и развитие жизненно важных двигательных навыков.

— Формирование компенсаций — создание определенных двигательных стереотипов и аналогий, обеспечивающих возможность формирования базовых двигательных навыков.

— Социализация — создание условий для развития социально-бытовых навыков через формирование двигательного действия.

— Адаптация — задача развития основных физических качеств, формирование компенсаторных механизмов переносимости физической нагрузки.

— Интеграция — создание условий для эффективного взаимодействия с социумом.

Положения адаптивного физического воспитания

В основе педагогической системы адаптивного физического воспитания должен стоять принцип индивидуального подхода, который позволяет подобрать к каждому индивидууму адекватную его физическим возможностям программу, учитывающую сроки начала развития двигательной сферы с результатом формирования компенсационных навыков, а также сроки их смещения относительно возрастной нормы.

Объективная оценка функционального состояния организма индивидуума и резервных возможностей его функциональных систем: ЦНС, ССС, дыхательной, мышечной и т. д.

Вся система педагогических факторов: формы организации занятий физическими упражнениями, средства, методы, мощность физической нагрузки, её объём, направленность, время однократного воздействия, интервал и характер отдыха, в коррекционном процессе должны быть локально направлены на восстановление двигательной функции или развитие функциональной системы организма. В связи с этим объём применяемых физических нагрузок должен быть объективно оптимальным.

Общие дидактические принципы

Принцип активности и сознательности

Важной стороной АФВ является формирование понимания цели и пользы занятий физическими упражнениями, осознания жизненной потребности в них, стимулирования мотивов этой деятельности. Человека с ограниченными возможностями готовят к сознательному и активному использованию физических упражнений в жизни. В практической работе для этого нужно соблюдать следующие требования:

— Объяснять назначение каждого нового физического упражнения;

— Приспосабливать технику изучаемых упражнений к реальным возможностям занимающихся, с опорой на сохранные функции.

— Оказывать внимание каждому ученику, положительно оценивать и поощрять даже малейшие успехи занимающихся;

— Формировать умение анализировать свои мышечные ощущения;

— Основывать обучение на личном примере, быть оптимистичным и показывать профессиональную компетентность.

Принцип доступности

Принцип полагает соблюдения следующих правил:

— знать возрастные и психические особенности занимающихся;

— изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся;

— соблюдать принцип «от простого к сложному» («от известного к неизвестному»).

Принцип наглядности

В процессе обучения новым физическим упражнениям этот принцип имеет очень большое значение. В первую очередь наглядность обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений или техники отдельных элементов упражнения в более совершенном исполнении. Специфичным содержанием принципа наглядности является создание у занимающихся точных и полных представлений об изучаемых движениях.

Чтобы обеспечить наглядность в обучении, следует руководствоваться следующими правилами:

— — определить, какая задача должна быть решена средствами наглядности;

— — организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;

— — учитывать предыдущий двигательный опыт и знания занимающихся физическими упражнениями;

— — заранее продумать активное и сознательное восприятие нового учебного материала;

— — как средство исправления двигательных ошибок у занимающихся использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию упражнений.

Принцип систематичности

Системный подход обусловлен тем, что формирование двигательных навыков у людей с ограниченными возможностями происходит в соответствии с закономерностями условно-рефлекторной деятельности. Известно, что условные рефлексы носят характер временных связей. Когда не повторяются условия, породившие эти новые рефлексы, они угасают или даже совсем исчезают. Поэтому очень важна периодичность повторений, которая помогает закрепить вновь полученные навыки и рефлексы. Нерегулярность, перерывы в занятиях, а также недостаточная дозировка (повторность) упражнений, очень нежелательны, так как занимающиеся утрачивают способность чётко выполнять отдельные движения, хуже их согласовывают.

Систематические занятия индивидуумов представляют собой сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным качествам.

Принцип прочности

Прочность полученных навыков играет важную роль в дальнейшем изучении новых видов двигательной деятельности.

Необходимыми условиями выработки прочного навыка являются:

— сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навык формируется, тем прочнее он закрепляется);

— многократное систематическое повторение освоенного материала.

Реализуя в АФВ принцип прочности, следует руководствоваться следующими правилами:

— пока не будет основательно изучен текущий материал, не переходить к изучению новых упражнений;

— включать в занятия уже изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;

— повышать длительность и интенсивность выполнения освоенных упражнений;

— оценивать достижения занимающихся и систематически вести учёт успеваемости, проводить нормативные и разрядные испытания, соревнования и выступления.

Принцип дифференциально-интегральных оптимумов.

Optimum (от латинского) — наилучшее.

Соответственно в АФК, оптимумы — это совокупность наиболее благоприятных условий для возможно более полной реализации нарушенных функций.

Применение физических нагрузок в профилактических и коррекционных целях, должно строиться на основе знаний о функциональном состоянии нервно-мышечной системы.

Эффективность применения оптимального уровня воздействия реализуется в двух основных педагогических аспектах:

1-й аспект — компоненты физической нагрузки;

2-й аспект — качественные изменения в результате оптимальной мощности педагогических факторов

Существуют четыре основных метода, которые применяют с учётом роста оптимальных морфологических и функциональных сдвигов в организмах, занимающихся:

— Метод оптимального сочетания максимальной и около-максимальной мощности и полного объёма повторений;

— Метод оптимального сочетания субмаксимальной мощности и среднего (а также малого) объёма повторений;

— Метод оптимального сочетания большой и средней мощности и соответственно большого и субмаксимального объёма повторений;

— Метод оптимального сочетания малой мощности и максимального объёма повторений;

Механизм работы дифференциально-интегральных оптимумов подразумевает:

— Оптимальный уровень воздействия силы физических нагрузок различного содержания и воздействия.

— Формирование фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие функционального потенциала.

— Качественные изменения в организме человека.

Достижение функционального резерва организма формируется через развитие системы основных двигательных качеств. Таким образом, применение физических нагрузок в профилактических, коррекционных и тренировочных целях для людей с ограниченными возможностями должно реализовываться на основе руководства следующими закономерностями:

— глубокое знание функционального состояния нервно-мышечной системы индивидуумов;

— физические нагрузки различного характера в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными, с учётом функционального состояния нервно-мышечной системы и системы внутренних органов, занимающихся;

— вертикальный рост коррекционного эффекта должен строиться только при наличии оптимального уровня воздействия физических нагрузок различного содержания и силы, что обеспечивает формирование интегрального эффекта в двигательной подготовке индивидуумов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебник по «Русской Оздоровительной Системе» на основе адаптивной физкультуры. Специализация: тренер-преподаватель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я