Все, что нужно знать и уметь для того, чтобы быстро и качественно записывать продающиеся аудиокниги. Какое железо купить для домашней аудиостудии, как решать проблему со звукоизоляцией, с какой программой работать, как качественно и, главное, быстро очистить аудиозапись, какие использовать плагины и настройки, все есть в этой книге. Я постарался выстроить единую технологическую цепочку, от самого начала, с записи деморолика, до самого конца, выпуска готовой аудиокниги. Это книга написана для чтецов аудиокниг и в первую очередь для них. Если вам не удается записать больше двух-трех книг в месяц, после прочтения этой книги, вооруженные новыми знаниями, вы сможете преодолеть этот порог и пойти дальше. Сам я, используя эту технологию, сумел записать 10 книг за один месяц, около 100 часов готового аудиоконтента. Благодаря этой технологии я долгое время вхожу в ТОП-лист ЛитРес и с радостью делюсь своим опытом с вами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Технология создания аудиокниг, или Как реально зарабатывать, записывая аудиокниги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Домашняя аудиостудия
Из чего же состоит бюджетная домашняя аудиостудия? Три кита, на которых она стоит:
1. Ну, конечно же, компьютер и достаточно мощный, т. к. обработка записанного аудиоконтента требует больших машинных мощностей. И желательно с большим монитором, а лучше двумя, т. к. на них вам необходимо будет разместить достаточно много информативных окон, но об этом мы еще поговорим, всему свое время.
2. Аудиокарта или аудиоинтерфейс. К сожалению, встроенной компьютерной звуковой карты будет недостаточно.
3. Ну и естественно — микрофон.
Аудиоинтерфейс
Итак, что это за зверь — аудиоинтерфейс (АИ)? Тут все просто!
Звук с вашего микрофона, прежде чем попасть в ваш секвенсор (программу для записи и обработки звука в компьютере, которой вы пользуетесь, то же, что и DAW), обязательно преобразуется из звука в цифру в аудиоинтерфейсе[7] и обратно из цифры в звук для вывода на наушники и/или колонки. Именно поэтому аудиоинтерфейс (АИ или звуковая карта) — это сердце вашего аудиоцентра. К нему подключается все остальное оборудование, компрессоры, экспандеры, лимитеры (это потом, на начальном этапе нам эти железки не нужны, ибо дорого и требует умелого обращения, как велосипед — кататься сначала надо научиться). Можно найти звуковые карты для домашних студий звукозаписи с любым количеством входных и выходных портов, вот только с увеличением их количества растет и стоимость таких звуковых карт. Для наших целей хватит по минимуму одного балансного входа для микрофона и одного выхода на наушники или колонки. Этого достаточно, чтобы подключить ваш микрофон и прослушать оцифрованный голос через наушники или колонки. Поскольку мы пишем только голос, без инструментов, постоянный контроль в наушниках единственного канала представляется мне на данном этапе избыточным, но тут у каждого есть свобода выбора[8]. Есть один нюанс. Одноканальные интерфейсы как правило совсем уж бюджетные, соответственно, сверхвысококачественный одноканальный усилитель вы вряд ли найдете.
Основным показателем для вас должна стать такая характеристика как соотношение сигнал/шум и наличие фантомного питания для вашего конденсаторного микрофона +48 в. Если, конечно, у вас не USB микрофон (ему фантомное питание не нужно).
Стоит обратить внимание на частоту дискретизации и разрядность. Сегодня требования большинства издательств к аудиокнигам 44,1 кГц и 24 бит, более высокие показатели можно получить программным путем. Но вообще-то считается, что требования выше — до 192 кГц и 32 бит нужны лишь при глубокой обработке аудиоконтента во избежание искажений. Не могу сказать, так это или нет, но для обработки голоса высокие разрядность и частота дискретизации точно не нужны и только перегрузят ваш процессор, а в общем и целом аудиокарты с показателями ниже 44,1 кГц и 24 бит брать точно не стоит. Хотя бы потому, что они морально устарели.
Определимся также со способом подключения АИ к вашему компьютеру. Здесь мои рекомендации однозначны — USB. Он наиболее универсален и проблем с подключением не испытывает. Thunderbolt или Firewire — лишняя головная боль[9]. Не буду вдаваться в подробности, но одни дружат больше с MAC, другие и с Windows и с MAC, зато USB, независимо USB2 это или USB3, дружат со всеми и стоят дешевле.
Обратите также внимание на поддерживаемые операционные системы и драйверы карты. Имеет смысл почитать отзывы о стабильности их работы. Это очень важный момент при выборе АИ. Представьте ситуацию, вы начитали полтора часа вашей книги и пытаетесь все это сохранить в аудиофайл. А карта наглым образом виснет и весь ваш труд улетает в космос или коту под хвост (кому как больше нравится). Ситуация повторяется с некоторым постоянством, но как правило, совершенно непредсказуемым образом. Вы пытаетесь переустановить драйверы карты, если умеете, но стабильных результатов это не дает, и после нескольких дней танцев с бубном вы несете свой АИ на помойку, на Авито, назад в магазин, нужное подчеркнуть. И никакие другие плюсы этого девайса не отвратят вас от этого печального итога.
Для меня решающим фактором при выборе своего первого аудиоинтерфейса, при прочих равных, стало наличие DSP-процессора или процессора эффектов[10]. DSP-процессор здорово экономит время при последующей доработке аудиоконтента.
Моим первым аудиоинтерфейсом был Tascam US32 — отличный одноканальный АИ, компактный, качественный, удобный и очень простой в эксплуатации. У него есть микрофонный комбовход (с подключаемым фантомным питанием +48 в), вход для смартфона, USB — выход на компьютер, выходы на наушники (я подключаю еще и мониторные колонки).
Есть еще и встроенный микрофон, но для меня это лишняя опция, качество не то, но для стриммера — что надо. А главное — встроенный и очень удобный DSP. Он реализован просто классно. Три кнопки, на которые я вешаю заранее подготовленные для конкретной аудиокниги музыкальные заставки или шумовые эффекты, ручка реверберации и кнопка включения дополнительных эффектов. При необходимости я вставляю в запись эти эффекты, просто нажав на кнопку или повертев ручку. Естественно, это не единственный АИ с DSP, но настолько элементарного и интуитивно понятного управления как у Tascam мне найти не удалось. Если мне необходимы какие-то более серьезные эффекты — для этого есть плагины, которые мне их обеспечивают, но их я применяю в DAW или аудиоредакторах, поэтому Tascam меня вполне устраивал, да и в поездку его брать не сложно: микрофон, ноутбук и АИ — вот вам и студия на колесах. Самый тяжелый — ноутбук. Есть еще один плюс — отдельная регулировка звука на выходе колонок. И ни разу у меня не слетал драйвер. Повторяю, есть более бюджетные решения или более дорогие, тут выбор за вами.
Подведем итоги.
Ваш АИ должен иметь:
1. Надежный драйвер (это самое главное. Обязательно почитайте отзывы в интернете о выбранном устройстве).
2. Подключение USB.
3. Частота дискретизации не ниже 44,1 кГц и разрядность 24 бит[11].
4. Хорошее соотношение сигнал/шум[12]. Желательно выше 90 дБ.
5. Выход на мониторы. Желательно с регулировкой уровня звука.
6. DSP. Желательно.
7. Loop Back. Желательно.
8. Фантомное питание микрофона +48 В. Обязательно.
9. Поддержка ASIO[13] и минимальная задержка в DAW. Желательно.
С приведенными рекомендациями, думаю, вам несложно будет подобрать себе АИ в пределах 10 000 — 20 000 рублей. Скорее всего, дешевле 8000 на день написания книги найти что-нибудь будет сложно.
И переходим к любимому вопросу всех начинающих чтецов — выбор микрофона.
Выбор микрофона
Бытует мнение, что при наличии классного микрофона успешная аудиозапись гарантирована. С учетом того, что было сказано ранее об аудиоинтерфейсе, можно утверждать, что это не совсем так. Но откровенно слабый микрофон, т. е. обладающий низкими техническими характеристиками, сведет на нет все ваши усилия по созданию качественной аудиокниги. Поскольку рынок микрофонов весьма обширен, давайте облегчим себе задачу и сузим диапазон выбираемых устройств. Примите на веру[14], что наиболее подходящими для записи голоса в условиях домашней студии являются конденсаторные микрофоны. Благодаря используемому принципу изменения емкости при воздействии звуковых волн на подвижную мембрану относительно неподвижной части конденсаторные микрофоны при большей чувствительности обеспечивают лучшую детализацию нежели их собратья — динамические микрофоны, в которых мембрана перемещается в электромагнитном поле. Хотя конструктивно в полевых условиях динамические микрофоны более надежны[15].
Для общего развития: ламповые конденсаторные микрофоны наиболее дорогие устройства в этом модельном ряду. Но покупка такого микрофона может быть обоснована при наличии остальных компонентов вашей звуковой студии соответствующего класса и четкого понимания результата, которого вы хотите достичь, приобретая микрофон такого класса. Например, улучшить тембр вашего голоса в диапазоне высоких частот. Есть еще ленточные микрофоны — весьма дорогая и потому здесь не рассматриваемая разновидность динамических микрофонов.
Продолжим сужать диапазон поиска. Для этого придется ознакомиться с некоторыми техническими характеристиками микрофонов:
— направленность;
— частотная характеристика
— диапазон частот;
— уровень шума;
— чувствительность;
Направленность
Направленность — это чувствительность микрофона в определенных направлениях. Для домашней звуковой студии с неидеальной звукоизоляцией наилучшим выбором был бы очевидно микрофон, записывающий полезный сигнал с фронта микрофона и игнорирующий паразитные сигналы с других сторон. Таким микрофоном является однонаправленный кардиоидный микрофон.
Разновидностями однонаправленного кардиоидного микрофона являются суперкардиоидный и гиперкардиоидный микрофоны.
У суперкардиоидных микрофонов более узкая зона захвата звука перед собой, но при этом они улавливают часть сигнала за собой. Гиперкардиоидные микрофоны имеют еще более узкую зону захвата звука с фронта и более широкую зону с тыла. По понятным причинам всенаправленные и полусферические микрофоны нам не подходят. Можно рассматривать также микрофоны с изменяемой направленностью, например кардиоида-суперкардиоида. Они более универсальны, позволяют лучше подстроиться к окружению, но и стоят они значительно дороже.
Микрофон с правильно подобранной диаграммой направленности ограничит попадание в вашу запись посторонних шумов, эффектов «бочки» и т. п.
АЧХ — амплитудно-частотная характеристика
У каждого микрофона своя АЧХ, то есть каждый микрофон по-своему передает ваш голос. Бывают микрофоны с АЧХ с подъемом или спадом в области верхних, средних или нижних частот.
Для наглядности производители прилагают к каждой модели АЧХ.
Например: АЧХ SE Electronic 2200A.
Как видите, АЧХ практически ровная, с небольшим завалом на низких частотах (НЧ) и небольшим подъемом в области высоких частот (ВЧ).
Рис. 1
В дальнейшем, по мере изучения этой темы самостоятельно, вы узнаете, что есть микрофоны, придающие чарующий ламповый окрас вашему голосу, воздушный верх, глубокий низ и т. д. Но именно микрофон с почти плоской АЧХ позволит наиболее точно передать уникальность вашего голоса. А далее, в процессе работы вам станет понятно, что стоит добавить, а что убрать в тембре вашего голоса (и надо ли это делать). И как вы думаете, при работе с каким микрофоном проще оптимизировать ваш голос, с тем, который «окрасил» ваш голос или который передал наиболее точно? Поэтому, если вы не знаете в деталях свой голос, его плюсы и минусы, подбирайте микрофон с плоской АЧХ. А изменить ее (АЧХ) вы сможете с помощью эквалайзеров, фильтров, компрессоров и прочая, прочая, прочая… Подбирать микрофон под голос задача сложная, дорогая и достаточно кропотливая. На запись вашего голоса влияет не только сам микрофон, но и АИ, у которого тоже своя АЧХ, преамп или другие устройства преобразования голоса, о которых речь пойдет позже, а также соединительные кабели и шлейфы. Так что одного знания своего голоса в данном случае недостаточно. И хорошая новость! Недавно я встретил описание плагина, изменяющего АЧХ вашего микрофона в соответствии с АЧХ микрофонов известных марок, типа Rode, Октавы, Shure, AKG и т. д. Так что перед покупкой дорогого микрофона известного бренда можно попробовать поиграть с таким плагином (о плагинах будем говорить чуть позже), чтобы сделать более точный выбор нужного именно вам микрофона.
Уровень шума микрофона
Уровень шума, он же Noise Floor, отражает уровень шума, который генерирует сам микрофон даже тогда, когда не ведется запись. Шум возникает по разным причинам: паразитные сигналы электросхемы, сетевые наводки, некачественные кабели. Чтобы оценить уровень шума эмпирически, достаточно прослушать его (шум) меняя усиление (громкость) сигнала с помощью АИ. Если у вас несколько микрофонов на тестировании, самый низкий уровень будет у того, у которого шум появляется на самой высокой громкости.
Уровень шума обычно оценивается в дБ или дБА[16]. У приведенного в качестве примера SE Electronic 2200А уровень шума 17 дБА. И это очень хороший показатель. Ну и понятно, что чем ниже этот уровень, тем чище будет ваша запись.
Чувствительность
Вы согласитесь со мной, что невозможно, да и не нужно, относительно долгое время сохранять неподвижность относительно микрофона, а соответственно громкость сигнала из-за движения чтеца тоже будет меняться. Чувствительность микрофона позволяет нивелировать изменения громкости звука при записи. Но здесь есть и свои нюансы (куда же без них). Слишком чувствительный микрофон предъявляет повышенные требования к звукоизоляции помещения, в котором вы ведете запись своего шедевра.
Внимание!
Все микрофоны подвержены такому явлению как «Эффект близости» (англ. Proximity Effect). Этот эффект характеризуется усилением низких частот с приближением к микрофону: чем ближе чтец (или другой источник звука) находится к микрофону, тем сильнее звучит низ. Это может как улучшить, так и испортить запись (голос будет звучать гулко, как в бочке), поэтому о нем стоит всегда помнить.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Технология создания аудиокниг, или Как реально зарабатывать, записывая аудиокниги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
7
АИ или звуковая карта — это та самая железка, которая преобразует аналоговый сигнал с вашего микрофона в цифровой и передает его в ваш секвенсор (то же, что и DAW). Там вы его (сигнал) обрабатываете или не обрабатываете, что мало вероятно, и сохраняете в аудиофайл, который потом передаете Заказчику. Почему мы сначала говорим об АИ, а не о микрофоне, что казалось бы более логичным? Тут тоже все просто. Если ваш АИ слаб, то толку от хорошего микрофона будет ноль. Ваша звуковая карта сведет на нет все его преимущества. В компьютере всегда присутствует звуковая карта, но обычная сборка подразумевает карту среднего качества. Если вам необходимо получить приемлемое качество записи, лучше приобрести внешний АИ, а не грейдить внутреннюю звуковую карту. Во-первых качественная карта обойдется вам весьма недешево, во-вторых, вы здорово разгрузите свой компьютер, внешний АИ не «ест» ресурсы компьютера, т. к. все необходимые действия со звуком выполняет сам. И в-третьих, имеет, как правило, собственный интерфейс.
8
Целесообразно использовать наушники, если у вашей карты есть функция LoopBack, тогда да, вы услышите голос так, как он будет звучать на выходе, а если вы используете плагины в реальном времени, то это просто необходимо. И опять же, чтобы это сработало, наушники ваши должны быть в ценовом диапазоне от 10 000 рублей.
9
Можно, конечно, использовать адаптер на USB, но тогда преимущества более дорогих Thunderbolt, Firewire будут нивелированы. Так стоит ли переплачивать? Тем более что для наших целей, производства аудиоконтента, производительности USB более чем достаточно.
11
При выборе аудиокарты обратите внимание на частоту дискретизации, по хорошему д.б.192 кГц, хотя нынешние требования у наших работодателей 44 кГц, но вот завтра они внезапно изменятся в сторону увеличения, а к этому все и идет, и что будете делать вы, поднимать ЧД аппаратно, да, это выход, но звучит сомнительно… и не ниже 24 бит PCM, как уже было сказано.
13
ASIO — Audio Stream Input/Output, «ввод-вывод потоковых аудиоданных» — это протокол передачи данных с малой задержкой иными словами — интерфейс передачи данных от секвенсора, который воспроизводит или принимает звуковой сигнал напрямую в драйвер звуковой карты, разгружая ОС компьютера.
14
Доказательство этого утверждения достаточно пространное, поэтому желающие могут ознакомиться с ним самостоятельно, используя ресурсы интернета.