Действие романа-продолжения «Братья Карамазовы 3 том 2 Книга» довершает череду событий не делая временного перерыва. Также и творческий метод автора получает развитие, начатый в 3 томе 1 Книги. На этот раз Алексей Карамазов отправляется из Швейцарии в Париж, а затем Лондон, где он продает свою душу Мефистофелю. В этом романе также получает развитие вопроса Достоевского о том, что же такое Карамазовщина, как национальная черта русского характера.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Братья Карамазовы. Том 3. Книга 2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ПЛОД ТАИНСТВА ДВОИХ, ЕСТЬ ТАИНСТВО ТРЕТЬЕГО
I
Небо разверзлось, грянул гром и сверкнула молния. Дождь глухой стеной обрушился на Алексея Федоровича, так что он был вынужден покинуть «балкон Женевы» и последовать в поселение «13 деревьев». И там найдя убежище от непогоды, скоротал оставшуюся ночь.
День православного Востока:
День православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень.
Но и Святой Руси пределом
Его призыва не стесняй,
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,
Своею дальнею волною
И ту долину захватив,
Где борется с немощью злою
Мое родимое дитя,
Тот светлый край, куда в изгнанье
Она судьбой увлечена,
Где неба южного дыханье
Как врачество лишь пьет она.
О, дай болящей исцеленье,
Отрадой в душу ей повей,
Чтобы в Христово воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней…
Федор Тютчев
Солнце заблистало в окно, когда он открыл глаза и встал с постели. Хозяева дома, оказались добрыми людьми и позволили ему остаться у них на некоторое время. Алексею Федоровичу просто жизненно важно была передышка после его контакта с непознанной силой и могуществом неведанного и произошедшего с ним. Понимаемым им, как Господь Вседержитель, у него дух перехватило от этой встречи, почувствовав обновление самого себя и потому в продолжении трех дней, он провалялся в постели, изредка вставая, чтобы испить воды и поесть хлеба.
По исходу сего времени Алексей Федорович, вышел на воздух и забыв о поезде, пошел в Женеву пешком. Через два с половиной часа он был у порога своей квартиры. Его внимание сразу привлек торчащий из дверной щели сложенный листок бумаги. Он вынул его и развернул:
«Уважаемый Алексей Федорович, приглашаем Вас принять участие в нашем брачном таинстве, которое пройдет в Крестовоздвиженском Кафедральном соборе, сегодня в 15.00».
Петр и Ева.
Алексей Федорович, прочитав приглашение остолбенел на минуту в замешательстве, но потом вспомнив, что все одно хотел идти в церковь, развернулся и пошел к извозчику, который и доставил его в намеченное им место.
Крестовоздвиженский храм русской православной церкви, находился в центре Женевы. Его возвели на месте арендованной вилле Жарглнан 14 сентября 1863 г., по проекту архитектора Давида Гримма при участии Жана Пьера Гильбо, а ровно через три года, день в день он был освящен в честь праздника Воздвижения Креста Господня.
Когда-то в IV веке после рождества Христова римской император Константин I перед началом грядущего сражения, он посмотрел наверх и увидел небесный образ креста. Поговаривали, что он появился после долгой мольбы императора и обращению его к Богу с просьбой помочь одержать важную и очень значимую для государства победу. И в ночь того же самого дня, Константина I, во снах посещает сам Господь Бог, который соглашается помочь императору при условии, что на военное форме, оружие и знамении у солдат будет высечен тот самый символ, образ которого был отчетливо представлен на небе.
Став впоследствии Святым Равноапостольным царём, Константин выполняет данное Богу обещание, и сразу после этого становится непобедимым, одерживая с успехом одну победу за другой.
Сразу после грандиозного завершения военной кампании, римский император Константин возвращается в Константинополь и поручает своей матери Елене отыскать и привести Животворящее Древо, на котором когда-то был распят Иисус.
Мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об обретении Креста Господня.
Первая гипотеза гласит: в 326 году Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения.
Вторая гипотеза, Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия I, а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.
Третий вариант предания, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Обретенную реликвию разделили на две части. Одну оставили в Иерусалиме, другую отправили в Константинополь. История иерусалимского фрагмента обрывается в 1187 году, когда крестоносцы взяли его с собой на битву с армией Саладина. Судьба константинопольской части тоже остается под вопросом. По одной из версий, ее во время разграбления византийской столицы в 1204 году выкрали венецианцы и затем перепродали. По другой — святыня хранилась в Константинополе до прихода турок в 1453 году. По третьей версии — Крест постоянно дробился, поэтому его частицы можно встретить в самых разных уголках Европы.
Возведению храма оказывала покровительство дочь Николая I великая княгиня Мария Николаевна. Другие члены императорской семьи также не остались в стороне: они пожертвовали личные средства на строительство храма. Построенный на одном из самых высоких мест в Женеве, храм архитектурно был решен в древне московском стиле: пятиглавый, обильно украшенный колоннами, кокошниками и другими декоративными деталями.
В качестве строительного материала строительства собора использовался местный белый камень. Внутреннее убранство было выполнено в древнерусском стиле с несомненным византийским влиянием (ветвевидный и лиственный орнамент, геометрические рисунки и греческая монограмма Христа «ХР») отражают гармонию красок. Своды над приделами усеяны золотыми звездами на синем фоне. Все эти украшения принадлежат кисти художника Жозефа Бенцони из Лугано.
На фреске центрального свода изображен на золотом фоне окруженный серафимами Господь Вседержитель, сложивший пальцы правой руки для благословения, а в левой руке держащий земной шар. На четырех углах парусов свода находятся изображения четырех евангелистов, сопровождаемые их символами из видения пророка Иезекииля: орлом, быком, львом и ангелом. Образы Спасителя, серафимов и евангелистов принадлежат кисти профессора Джакомо Донати из Лугано.
Две самые большие иконы иконостаса, по правую и левую сторону Царских врат, изображающие Христа и Богородицу, как и находящиеся в мраморных киотах у колонн иконы Воздвижения Животворящего Креста Господня и святых Кирилла и Мефодия, принадлежат кисти Николая Андреевича Кошелева, известного художника, члена Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Князь Сергей Михайлович и княгиня Анна Александровна Голицыны подарили мраморные киоты для икон Богородицы Скоропослушницы, и великомученика Пантелеимона; оба этих образа были пожертвованы храму русскими монахами с Афона.
В мае 1868 года в Русской церкви протоиерей Афанасий Петров крестил и через несколько месяцев отпевал Соню Достоевскую.
В 1896 году протоиерей Николай Апраксин венчал Михаила Врубеля с певицей мамонтовской оперы Надеждой Забела. Венчал он и будущего философа Николая Лосского.
В 1866 году ко дню освящения, Иерусалимский Патриарх Кирилл пожертвовал храму крест с частицей Животворящего Креста Господня.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Братья Карамазовы. Том 3. Книга 2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других