«Они все разные – герои этой книги. Автор – тот человек, кто связывает и объединяет всех их под одной „обложкой“». Из предисловия.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разные судьбы. Встречи с земляками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
РУКОПОЖАТИЕ «ПАТРИАРХА»
Изломы судьбы «уходящей натуры» Леонида Оболенского
Московский киновед и лауреат уральской премии «Светлое прошлое» Вячеслав Шмыров заметил как-то, вспоминая Оболенского:
— Когда-то модной была теория рукопожатий. То есть все мы можем быть знакомы с кем-то из великих через определенное число рукопожатий. Я был среди тех людей, кто мог общаться с патриархом советского кино Леонидом Леонидовичем Оболенским. Встречались и общались мы в течение десяти лет. Через него я через одно рукопожатие был знаком с Маяковским, Мейерхольдом, Эйзенштейном, с Мэрлин Дитрих. А через еще одно рукопожатие — через деда Леонида Оболенского — с Львом Толстым и Федором Достоевским.
Эти слова могу отнести и к себе — через отца познакомился с Леонидом Леонидовичем, когда работал в молодежной газете «Комсомолец».
Изломы судьбы «уходящей натуры» Леонида Оболенского: на всех жизненных поворотах судьба сталкивала Оболенского с цветом отечественной интеллигенции.
Леонид Леонидович Оболенский родился 21 января 1902 года. Его не стало 19 ноября 1991-го года.
В архиве моего отца фотографа Владимира Белковского есть пленка с его похорон в Миассе. Но не помню, чтобы отец с нее что-то печатал.
Она просто есть. Оживают кадры с других пленок, где запечатлены живые встречи с патриархом советского кино. Он родился в начале века и ушел из жизни в конце советской эпохи.
Ездил к нему в Миасс, там сделал несколько снимков, которые «живут» до сих пор. Снимал его и отец, Владимир Белковский. Одну из своих книжек в миниатюрной серии «Душа и тело» посвятил Оболенскому. Книжки эти сразу стали редкостью, разошлись по коллекционеров по всей стране.
Оболенский с семейной фотографией. Фото Владимира Белковского.
Судьба Оболенского действительно состояла из изломов. А самого его в последние годы жизни и кинокарьеры называли «уходящей натурой».
Есть люди, которые не забываются. Есть лица, которые остаются в памяти надолго. Поэтому если смотрели фильмы «Чисто английское убийство», «Забытые вещи», «Вид на жительство», многосерийный «Подросток», то без труда вспомните этого старейшего актера.
Хотя и роли его там эпизодические, но, сыгранные им, способны они стать «изюминкой» картины: как афоризмы — яркие и емкие. Их автор — Леонид Леонидович Оболенский.
Как — то спросил, есть ли у него, как актера кино, какие-то заповеди?
— Пожалуй, что есть, — ответил он. — Заповедь моего учителя Гардина. Однажды он сказал: ты молод, красив, но вид у тебя не для главных героев. Но к старости ты будешь успешно играть эпизоды. Только запомни: играть их нужно не из картины, а из своей жизни, Поэтому не читай сценариев. Так я и делал. Как-то даже сыграл себя — Леонида Леонидовича, старого кинорежиссера. Если помните, это в фильме «Чужая», снятом по одноименному рассказу Юрия Нагибина.
И все же одну большую роль он сыграл — и вновь самого себя, только уже в документальном фильме, который так и называется «Ваш „уходящий объект“ Леонид Оболенский». Авторы сценария Евгения Тирдатова и Петр Черняев, режиссер Юрий Захаров. А еще о нем был снят полнометражный документальный фильм «Таинство брака» Сергея Мирошниченко.
Из энциклопедического кинословаря: сов. актер, режиссер, звукооператор. Учился в Первой госкиношколе (1919) в мастерской Л.В.Кулешова. Снимался в первых его ф. («На красном фронте», 1920, «Необычные приключения мистера Беста в стране большевиков». 1924).
Это — про Оболенского.
…В начале 30-х в Берлине, куда он был послан перенять опыт звукового кино и раздобыть аппаратуру, танцевал с Марлен Дитрих, а двадцать лет спустя, в ссылке в Минусинске, расписывал туалет «под мрамор» начальнику шахты Черногорки.
В конце 30-х во ВГИКе учил Михаила Швейцера основам профессии режиссера, а через несколько лет в лагере для военнопленных строил планы побега. В середине 40-х в монастыре близ молдавского города Бендеры был пострижен в монахи и нес службу, а позже, в Воркуте, в сталинском лагере, бил кайлом лед.
И не случайно, наверное, на всех жизненных поворотах судьба сталкивала Оболенского с цветом отечественной интеллигенции, людьми такими же необыкновенными, как он сам, испытывавшими те же страдания, бедствия и лишения, что и он.
В сборнике воспоминаний об Эйзенштейне можно прочитать, что он подарил 0боленскому альбом рисунков Домье, на котором написал: «Другу, соблазнившему меня в кино».
— Сохранился этот альбом? — спросил у Леонида Леонидовича.
— Только в памяти. Домье для нас в ту пору был любимым художником. По его произведениям мы учились пластике, он строил фигуру в момент слома, перехода из одного состояния в другое. Это свойство ценю и в фотографии.
Его дед был редактором-издателем журнала «Русское богатство», где печатался Лев Толстой и другие писатели, ставшие классиками русской литературы. Отец — дипломат, потом работал в Эрмитаже. Оболенский последние годы жизни провел в уральском городе Миассе, в однокомнатной квартире.
Иногда появлялись здесь столичные журналисты — в гости к патриарху кинематографа. Хоть и далеко добираться, да понимали, что таких людей единицы.
Леонид Оболенский. Фото Владимира Белковского
Узнав, что собираюсь сделать публикацию к очередному юбилею Оболенского, один уважаемый мной коллега посоветовал: от истории, произошедшей с Оболенским в годы войны, тоже не уйти. Оболенский — яркая и легендарная личность. Это часть его биографии, не стоит ее замазывать.
Давайте скажем и об этом. В июле 1945 года Оболенский был арестован НКВД Молдавии, осужден по статье измена Родине, приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях.
Помню, как в молодежной газете «Комсомолец» в середине 80-х хотел напечатать интервью с Оболенским, фрагменты из которого вошли в эту публикацию, но в редакции появился человек из «органов» и сказал: не надо.
Уже тогда поговаривали, что осужден Оболенский был за то, что служил у «власовцев», но какие были тому доказательства, мы не знали. Говорили, что сам он в таком сотрудничестве на следствии признался. О том, каким образом многие в те годы становились изменниками и шпионами, как сами в этом признавались, с начала 90-х стало известно широкой общественности.
В июне 1941 года Оболенский ушёл в ополчение. В октябре 1941 года оказался в окружении и был взят в плен. Осенью 1944 года бежал из плена и постригся в монахи под именем Лаврентия (по другим данным — Иннокентия) в Кицканском монастыре Бендерского уезда Молдавии.
В июле 1945 года был арестован. После ареста был приговорен к 10 годам лишения свободы с поражением в правах сроком на 5 лет и с конфискацией имущества. Был сослан в Сибирь, сначала в лагерь, затем на поселение под Минусинском.
В феврале 1952 года был освобождён.
Реабилитирован в октябре 2005 года определением Уголовной коллегии Высшей судебной палаты Республики Молдова.
Цитирую из «Книги о Леониде Оболенском»: генеральная прокуратура РФ подтвердила: в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» документы о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданные в государствах, бывших республиках СССР, или бывшими государственными органами СССР, имеют силу на территории Российской Федерации.
То есть — где репрессировали, там и реабилитируют.
Стоит отметить, что книга эта была издана на грант Президента России для поддержания творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Кому интересно, может взять эту книгу и прочитать историю о следственном деле Оболенского подробнее.
Оболенского называли «уходящей натурой» и «свидетелем и участником эволюции русской культуры». Думаю, этим он был интересен тем, кто с ним встречался и общался. Этим он будет интересен и впредь.
Приведу еще одну цитату из упоминавшейся книги: «Леонид Леонидович Оболенский — пионер советского кинематографа, приведший в мир кино великого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, режиссер, актер, звукооператор, фотограф, педагог, теоретик искусства, он до последних дней оставался учителем для многих из нас. Я имею счастье гордиться тем, что снимался с ним в фильме „Перекличка“ Даниила Храбровицкого и навсегда запомнил наши короткие и такие важные для меня встречи». Этими словами Никиты Михалкова начинается эта книга.
Свой век Оболенский доживал на Южном Урале, иногда уезжая на киносъемки.
С 1962 года работал режиссёром Челябинской студии телевидения.
Народный артист РСФСР (1991).
Похоронен на кладбище в северной части города Миасса, за Машгородком.
В январе те, кто встречался и был знаком с Леонидом Оболенским, вспоминают этого человека, в судьбе которого отразилась целая эпоха жизни страны и развития отечественного кино.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разные судьбы. Встречи с земляками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других