Иконопочитание. Путь ко спасению или идолопоклонство? Три беседы

Сергей Алексеев, 2000

Представьте себе человека, ранее владевшего несколькими языками, который в силу каких-то неведомых причин решил сократить свой словарный запас до тридцати слов, и уверенного в том, что этого ему вполне достаточно для общения со всем миром. Деградация налицо. Полностью отрицая Иконопочитание, противники священных изображений отсекают от себя и источник Откровения Божиего, и средство молитвенного общения. Поэтому можно сказать, что почитание Святых икон не просто одно из догматических требований церковной жизни это веха на многотрудном пути спасения. В настоящее время, несмотря на доступность серьезных изданий по богословию иконы и апологетике иконопочитания, среди православных христиан все же нередки случаи отношения к иконе как к талисману, который сам по себе, без участия воли Божией, имеет некие магические свойства. Это, естественно, дает повод противникам почитания святых икон обвинять православных якобы в «идолопоклонстве». И хотя сегодня вся Церковь – и клирики, и миряне – проводят активную работу по религиозному образованию и катехизации, по-прежнему существует необходимость в популярных изданиях как об основах богословия иконы, так и о защите иконопочитания. Автор искренне надеется, что предлагаемая брошюра поможет читателю найти ответы на некоторые актуальные вопросы по данной теме. А сами вопросы возникли в ходе лекций, которые читались для аудиторий с различной степенью воцерковленности и разным уровнем богословских знаний.

Оглавление

  • Беседа первая. О священных предметах и изображениях, о почитании святыни, а также об идолах и кумирах

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иконопочитание. Путь ко спасению или идолопоклонство? Три беседы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Одобрено к печати Издательским отделом Санкт-Петербургской Епархии

Председатель, игумен Николай (Парамонов)

На фронтисписе помещена прорись «Сооружение жертвенника в скинии» из лицевой Библии

«Скажите, какая икона действует сильнее — Казанская или Владимирская?»

«В каком кармане нужно носить икону для исцеления от пьянства — в боковом или в нагрудном?»

«Скажите, если освященную икону поместили в стеклянную рамку, то она уже потеряла свою силу?»

Подобные вопросы не смущают разве что видавших виды продавцов иконно-книжных лавок. Для многих же подобное отношение к православной иконе является определенным соблазном. И возникает в умах старая, но не забытая мысль о том, что так ли уж необходимо подобное иконопочитание? Эта мысль и сомнения, вызванные ею, будоражили целые поколения христиан не только в период иконоборчества VIII–IX веков, но и на протяжении всей истории становления Православной церкви. Проще всего единым махом разрубить гордиев узел — объявить, что неумеренное поклонение священным предметам и изображениям приводит к язычеству. Гораздо сложнее вдумчиво и терпеливо приводить людей к правильному пониманию роли и места священных изображений в литургической жизни Церкви.

В настоящее время, несмотря на доступность серьезных изданий по богословию иконы и апологетике иконопочитания, среди православных христиан все же нередки случаи отношения к иконе как к талисману, который сам по себе, без участия воли Божией, имеет некие магические свойства. Это, естественно, дает повод противникам почитания святых икон обвинять православных якобы в «идолопоклонстве». И хотя сегодня вся Церковь — и клирики, и миряне — проводят активную работу по религиозному образованию и катехизации, по-прежнему существует необходимость в популярных изданиях как об основах богословия иконы, так и о защите иконопочитания. Автор искренне надеется, что предлагаемая брошюра поможет читателю найти ответы на некоторые актуальные вопросы по данной теме. А сами вопросы возникли в ходе лекций, которые читались для аудиторий с различной степенью воцерковленности и разным уровнем богословских знаний.

Беседа первая

О священных предметах и изображениях, о почитании святыни, а также об идолах и кумирах

Слушатели. Как известно, православная икона — это не просто портрет святого или иллюстрация к событиям Священной и Церковной истории. Икона — изображение священное. Какой смысл вкладывают в это понятие православные христиане?

Лектор. Для начала откроем словарь и прочитаем следующее определение: «Священный — отделенный от обыкновенного, освященный; посвященный».1

Это определение применимо не только к священным изображениям, таким, как иконы или изображения креста Господня, но и к священным предметам, например — святому престолу, потиру, лжице.

Изображение или предмет, отделенный от обыкновенного… Что это значит? То, что они выполнены каким-нибудь особым образом и, вследствие этого, имеют большую ценность? А может быть, они наделены какими-то особыми свойствами? Или же эти предметы и изображения определены для какого-то особенного, отличающегося от повседневного, действия? Последнее является наиболее вероятным. Действительно, и священные изображения, и священные предметы предназначены для одного особого действия — общения Бога и человека, действия, которое выражается в Богослужении, совершении Таинств и молитве.

Изображение или предмет освященный… Освящение — это, можно сказать, благословение, которое дает от лица всей Церкви священнослужитель на использование предмета или изображения для Богообщения. Применительно к святым иконам освящение — это также критерий оценки их богословского содержания и, соответственно, разрешение на участие в литургической жизни Церкви. Сомнительные по содержанию и технике выполнения иконы благословения не получают.

Слово «освящение» тождественно славянскому глаголу «освятити»,2 что значит — посвящать, очищать. Очищать от чего? От реалий быта. Не давайте святыни псам… (Мф. 7,6) — это значит — не низводите до обыденного уровня то, что предназначено для мира духовного.

Не будем судить о том, происходят ли изменения в физической природе предмета в момент его освящения, но с точки зрения нравственной — эти изменения очевидны. Меняется не только статус предмета, но и отношение человека к нему. Да и сам священный предмет оказывает воздействие на духовную жизнь человека, потому что отношение к святыне — показатель духовного уровня человека. Представим себе человека, который неожиданно получил в подарок потир. Человек далекий от Церкви, скорее всего, поставит потир на видное место и будет любоваться виртуозностью его отделки. Человек же верующий поступит по-другому: священный сосуд, который раньше предназначался для Таинства пресуществления вина и хлеба в Пречистое

Тело и Честную Кровь Христовы, он возвратит в церковь.

И как не жалко было бы ему, по немощи человеческой, расставаться с этим предметом, несомненно, подобный поступок — серьезный шаг на пути нравственного усовершенствования.

Церковно-славянское слово «почитаю»3 означает — сопровождаю в торжественной процессии. Эта процессия — не что иное, как шествие в Царство Божие, а благоговейное отношение к священным предметам и изображениям — своеобразные вехи на этом непростом пути. Понимая это, Православная церковь на протяжении всей своей истории воспитывает у верных своих членов достойное отношение к святыням. Выражается это и в особых уставных формах почитания, таких как: воскурение фимиама перед вещественной святыней, преклонение колен и лобызание.

Слушатели. Разве подобное поклонение рукотворным предметам не противоречит второй заповеди Божией: Не сотвори себе кумира и всякого подобия… да не поклонишися им, ни послужиши им (Исх. 20, 4–5)?

Лектор. Говоря о второй заповеди, необходимо вспомнить и первую: Я Господь Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20,2–3).

Первой заповедью Господь указывает на Себя и повелевает человеку почитать только Единого Истинного Бога. Говоря по-другому, отныне людям (пока, правда, только небольшому избран ному народу) навсегда запрещается возврат к многобожию — политеизму. Для многобожия, или язычества, характерно поклонение богам, олицетворяющим как различные силы природы, так и явления общественной жизни. Подобный пантеон богов, находящихся в строгой иерархии, — плод человеческой фантазии, возникший в сознании людей, уклонившихся от веры в истинного Бога.

Основная причина возникновения язычества — утрата человечеством первоначального Божественного Откровения после Великого потопа. Этому способствовали и рассеяние людей по всей пригодной для обитания территории, и нравственная нечистота, и определенного рода невежество, отразившееся в желании выразить свойства Божии в обожествлении явлений природы и представителей флоры и фауны — животных, птиц, деревьев и т. и.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Беседа первая. О священных предметах и изображениях, о почитании святыни, а также об идолах и кумирах

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иконопочитание. Путь ко спасению или идолопоклонство? Три беседы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я