В первую очередь эта книга про отношения, без которых невозможно построить качественную сексуальную жизнь. И в то же время она поможет ответить на тревожные вопросы о сексе, которые иногда стыдно спросить даже у самых близких людей. Половое созревание – что происходит с телом, чувствами и мыслями? Как долго длится и что происходит с телом и психикой? Мастурбация – стыдно или нормально? Можно ли забеременеть, если секс был без презерватива? Этапы развития отношений от первой любви до первого поцелуя и секса. Как строить отношения? При чём тут самооценка? Границы – как защитить себя в отношениях и от агрессии окружающих? Первый секс – что делать, как поступить? А вдруг не получится? Ответы на свои вопросы в этой книге найдут все: подростки, едва ступившие на путь полового развития, юноши и девушки, делающие первые шаги в серьёзных отношениях и попытках заняться сексом, а так же семейные пары, когда оба чувствуют, что им нужна помощь в вопросах супружеского секса и построении семьи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Половое воспитание 18+. Всё о чём ты хочешь знать, но боишься спросить предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Что такое любовь
Юноши клянутся в любви, чтобы овладеть девушкой.
Девушки отдаются, чтобы завоевать любовь юноши.
Всему своё время — этот принцип отражает основной замысел природы. В детстве нам необходимо научиться ходить, разговаривать, играть разные роли и взаимодействовать с окружающим миром. В подростковом возрасте природа предусмотрела для нас этап развития, на котором мы учимся создавать пару.
Любовь — это поэтапное развитие крепкой эмоционально-психологической привязанности между мужчиной и женщиной, чтобы обеспечить выживание их потомства. Так, во всяком случае, задумала природа. Но замысел природы ни в коем случае не отменяет того факта, что любовь — это чувство единения и счастья, которое испытывают партнёры находясь в здоровых отношениях.
Понятие любви достаточно сложно и многогранно не только потому что это чувство включает в себя несколько других, но и потому что в его основе лежат детско-родительские отношения к которым в период полового созревания добавляется сексуальное влечение. Поэтому для лучшего понимания вначале будет дано описание этапов развития социальных навыков проявления любви с общими характеристиками, и уже после описание психологической природы любви и как в партнёрских отношениях научиться проявлять любовь с позиции взрослого, а не ребёнка.
Как правило ребенок испытывает её в период от 8 до 12 лет, но практически всегда до начала полового созревания. Она выражается в нежных и «чистых» чувствах к объекту обожания. Это могут быть как взрослые люди, так и погодки. Появляются мысли о будущем: свадьба, семейное счастье, дети и совместная старость. Эти мысли посещают как мальчиков, так и девочек.
В этот период важно бережно отнестись к своим чувствам. Ровесники могут использовать чувства и мечты для насмешек, поэтому юноши и девушки часто хранят свой секрет втайне от других. Вот только поведение ребенка и выражение лица выдаёт тайные желания и мысли. Поэтому бывает полезно поделиться своими чувствами с близким человеком, это может быть один из родителей или надёжные друг/подруга. Проговаривая свои чувства, человек даёт им выход и переживания, хоть и приятные, становятся менее томительными. Кроме того, когда мы проговариваем наши мысли вслух они обретают новый смысл и мы начинаем по-другому смотреть на объект обожания.
Период платонической любви необходимо прожить от начала до конца. Да, будет казаться, что только этот человек сделает тебя счастливым(ой) и, бывают случаи, когда вырастая, люди вступают в брак со своей первой любовью, но чаще бывает обратное, потому что первая влюблённость редко бывает разделённой. Когда любовь не взаимна, ты переживёшь сильное разочарование и боль при разрыве отношений, но она обязательно пройдёт.
Все помнят свою первую любовь — природа придумала это для того, чтобы в будущем чувство платонической любви служило ориентиром при создании пары и заботе о потомстве.
Этот вид любви появляется в период полового развития, когда в организме уже идут гормональные изменения. Она характеризуется желанием нежных прикосновений, поцелуев, объятий и вообще любого физического контакта. Как правило на этой фазе любви девушки и юноши начинают экспериментировать со своим телом. Эксперименты бывают с собственными руками, предметами или друзьями.
Сам процесс исследования своего тела на предмет удовольствия нормален. Прикасаясь к своему телу в разных местах, руками или предметами в поисках удовольствия, человек развивает нервные окончания в этих местах. В будущем это поможет испытывать более яркие ощущения во время близости.
На этом этапе чаще всего случается незапланированный секс и ранняя беременность. Оба участника близости жаждут нежных прикосновений и физического контакта, но кто-то из партнёров уже находится на стадии сексуальной любви и провоцирует своего, ещё неподготовленного партнёра, к сексу.
Обычно так происходит, когда парень чуть старше девушки. Девушка ещё на стадии эротической любви, ей нужны объятия и поцелуи, тогда как парню уже хочется секса. С этим связана боязнь родителей, что их дочь вступит в раннюю сексуальную связь по незнанию.
Страхи обоснованы — девушка или парень не хотят секса, им нужны прикосновения и природная потребность завершить этот этап. А ранняя сексуальная связь может сбить природную программу и вызвать психологические комплексы или отклонения — страх секса или наоборот сексоголизм. Поэтому возвращаясь к начальной фразе этой главы — всему своё время.
Если ты испытываешь трудности в определении этапа своего развития (хочется тебе просто ласки или секса) или ты боишься, что если не займёшься сексом с партнёром(шей), то он(а) тебя бросит — это первые признаки того, что у тебя нет ни психологической, ни физической готовности к сексу.
Как говорить «нет» так, чтобы тебя услышали, будет описано в главе «Границы». А для определения статуса твоих отношений с партнёром ты уже сейчас можешь пройти тесты в чек-листах «Путь к идеальным отношениям».
Так же необходимо помнить, что секс — это то, чем занимаются люди не состоящие в родственных отношениях и не входящие в понятие семья, даже если это отчим, мачеха, сводные брат, сестра, тётя, дядя и т. п. Это предусмотрено природой, чтобы разнообразить генофонд и психикой, т. к. родственники выполняют функцию безопасности и доверия, а секс — это акт агрессии с нарушением физических границ, из-за чего может сформироваться психологическая травма. Подробней об инцесте будет рассказано в главе «Сексуальное насилие».
В период эротической любви встречаются случаи, когда брат с сестрой или однополые сиблинги начинают экспериментировать друг с другом. И часто один из детей находится в том возрасте, в котором сознание ещё не понимает, что происходит, а подсознание воспринимает эти действия как насилие. Усугубляется ситуация тем, что это делается в тайне от родителей и с угрозой наказания, если ребёнок, над которым совершается насилие, расскажет что-то взрослым.
В том случае, если родители тебя любят, тогда они поймут тебя правильно и не будут считать грязным(ой), испорченным(ой) или как-то ещё думать плохо о тебе. Понимающие родители найдут способ, как защитить тебя от насилия брата или сестры и сохранить мир в семье.
Если же у тебя токсичные родители — тест и описание таких родителей в главе «Родительское влияние» — следует найти человека, которому ты можешь доверять и поделиться своей проблемой. Потому что любой человек какого бы возраста он(а) не был(а) имеет право на неприкосновенность своего тела и психики. Тем более, когда они ещё не до конца сформированы.
Поэтому так важно выбирать партнёра, которому ты можешь доверять. Такой партнёр(ша) поможет тебе извлечь максимум возможностей из этапа эротической любви и поможет психике сформировать правильное отношение к физическому контакту.
Всё, что касается непосредственно полового акта: оральные, мануальные ласки и непосредственное проникновение пениса в вульву, относится к этапу сексуальной любви.
Природой сам половой акт предусмотрен для зачатия потомства. Но так как иметь детей в дикой природе — это дополнительная нагрузка для обоих партнёров, природа придумала, как стимулировать людей заниматься сексом — она сделала процесс очень приятным.
И чем умнее становился человек, тем больше он получал удовольствия от секса и, меньше становилась вероятность появления потомства. О способах контрацепции будет подробно описано в главе «Контрацепция. Беременность. Мифы и реальность».
Поэтому этап сексуальной любви для психики человека крайне важен, потому что из чисто биологической функции с развитием общества он превратился в психолого-социальную. Появилось осознание, что через секс можно доставить партнёру удовольствие и получить удовольствие в ответ. А вместе с этим появилось желание исследовать новые способы достижения оргазма и изменилось понимание его значения для каждого из партнёров и т. д.
Полноценно пройти этот этап возможно только после того, как пройдены предыдущие два: платоническая и эротическая любовь, т. к. благодаря им формируется устойчивая психолого-эмоциональная связь между партнёрами.
Эта связь обеспечивает комфортное пребывание партнёров на самом близком уровне границ общения — физическом контакте. И чем качественнее эта связь, тем больше открытость и возможность получать удовольствие от секса. И наоборот, если где-то есть конфликт или несовпадение в развитии, проблемы в сексе будут возникать и накапливаться.
В этом заключается сложность описания сексуальной любви — если возникли проблемы с сексом — слабая эрекция, сухость вульвы, отсутствие возбуждения и т. п. — то причины чаще всего в отношениях между партнёрами, а не в физиологии.
Поэтому большая часть книги посвящена формированию и развитию отношений — они сами по себе формируют у партнёров здоровую сексуальную любовь. Если границы и личность партнёров уважаются, то в сексе у таких людей практически не возникает проблем. Если же границы нарушаются, партнёры не уважают друг друга или копят обиды, а секс используется как способ примирения, в конечном итоге это приведёт к проблемам в сексе, а позже к разрыву отношений.
Если девушка или парень перепрыгивает через этап платонической любви сразу к сексуальной — это может помешать в будущем создать долгие и гармоничные отношения. Любые знаки внимания со стороны противоположного пола будут расцениваться, как сигналы заняться сексом. Это может вызывать неловкие ситуации, а иногда и скандалы.
Например, в институте одногруппница хочет помочь подтянуть предмет своему другу, он же думает, что раз она оказала ему знак внимания, значит, она согласна на секс. Он предпринимает шаги, чтобы начать за ней ухаживать, и она его отвергает. Будет много злости и обиды на неё, хотя девушка пыталась помочь, а парень в силу своей сексуальной неразвитости неправильно считал её сигналы.
То же может произойти и с девушками. Парни любят помогать девушкам просто так, а не только потому, что хотят заняться сексом. Девушка же будет считать себя обязанной отдаться каждому, кто хоть как-то ей помог. В итоге, такая девушка отказывается от любой помощи, потому что будет считать себя обязанной удовлетворить потребность мужчины, хотя на самом деле секс — это не потребность, а мотивационно-поощрительная система — подробней об этом в главе «Первый половой акт».
Либо занятие сексом может перерасти в нечто обыденное и парень/девушка будут готовы заняться сексом уже на первом свидании. Помимо риска получить венерическое заболевание, такое поведение может травмировать психику человека и помешать устанавливать прочные доверительные отношения с окружающими. Если человек не умеет держать дистанцию с окружающими, ему(ей) будет сложнее отказываться от сомнительных предложений или контролировать собственные импульсивные желания.
Такие модели поведения формируются не только потому, что подростком человек осознанно не прошёл один из этапов развития любви, но и потому, что родительское воспитание так же этому помешало. Например, мама говорит, что мужчинам от девушек нужно только одно — и дочь такой матери, чтобы быть послушной, заблокирует всякие физические контакты с парнями и не станет связывать себя обязательствами, либо наоборот будет стремиться скорее заняться сексом — зависит от того, близкие отношения между матерью и дочерью, либо конфликтные.
Та же ситуация может возникнуть в семье мальчика. Вообще, из-за конфликтов в родительской семье, гиперконтроля или гиперопеки, может сформироваться не только отказ вступать в сексуальные отношения с партнёрами противоположного пола, но и гомосексуальность. Подробнее об этом в главе «Гомосексуальность. Бисексуальность. Трансгендеризм».
Чтобы этого избежать, не стоит стремиться в подростковом возрасте к сексу, но так же не стоит воспринимать его как нечто непристойное или грязное. Секс — это предусмотренный природой механизм, которым занимаются ВСЕ люди. Без секса не было бы ни тебя, ни родителей, ни бабушек с дедушками и т. д.
Секс обязательно случится в твоей жизни и в твоей власти решать, произойдёт это в здоровых отношениях или деструктивных.
Эти понятия часто путают, поэтому стоит остановиться на них подробней. Чувственность — это чувство удовлетворения собой, любовь и нежность к себе. Сексуальность — это сигнал о необходимости снять сексуальное напряжение.
Чувственность ощущается, как нечто приятное, будоражащее, дающее энергию и силы, когда ты думаешь о любимом человеке и наполняешься счастьем. Сексуальность больше напоминает дискомфорт, как будто у тебя чешется в том месте, где ты пока не можешь почесать.
Чувственность это красивое нижнее бельё, едва уловимый аромат парфюма, томный взгляд, ощущение внутренней силы и умиротворения. Сексуальность это яркие наряды, бьющие в нос одеколоны, агрессивные взгляды/поведение и чувство крайней неудовлетворённости.
Путают эти состояния из-за того, что при удовлетворении они дают схожий результат — человеку становится хорошо. Вот только, если ты удовлетворяешь свою чувственность, после удовлетворения ты полон(а) сил, а вот после снятия сексуального напряжения ты себя чувствуешь скорее опустошённым(ой).
Поэтому очень важно пройти этапы любви в определённые для них природой периоды развития. Научиться любить себя и своё тело в российском обществе достаточно тяжело. Требование от человека скромности и заботы о чувствах других, транслируют ребёнку с малых лет. Детям внушают, что чувства другого человека (родителей, близких, знакомых семьи, друзей и т. д.) намного важнее чувств самого ребёнка.
Из-за этих установок ребёнок, а позже взрослый человек не понимает сигналов своего тела и вместо удовольствия от прикосновения одежды к своему телу, такой человек испытывает дискомфорт. Подавленная любовь к себе трансформируется в сексуальное напряжение, которое вызывая дискомфорт, толкает человека снять его любым доступным способом.
Ярким примером разницы между чувственностью и сексуальностью может служить одежда или нижнее бельё. Чувственный человек наслаждается качественной одеждой/бельём и выбирает его с расчётом подчеркнуть свой природный облик и испытывает удовольствие, глядя на своё отражение в зеркале с мыслью: «Я себя люблю, поэтому я достоин(на)». Человек пытающийся снять сексуальное напряжение глядя на себя в зеркале испытывает недовольство своим природным обликом и старается его скрыть за одеждой, макияжем и пр. При этом разглядывает себя такой человек с мыслью: «Я неотразим(а), поэтому вы все мне должны».
Именно от внутренних ощущений человека о нём судят окружающие. Ещё это называют природным магнетизмом, которому многих искусственно пытаются научить на тренингах. Девушкам советуют приоткрыть рот и опустить голову, чтобы взгляд был из-под бровей, а парням лёгкую небритость и тот же взгляд из-под бровей. Вот только человек чувственный делает это естественно и неосознанно, вызывая восхищение, тогда как натасканный на тренингах человек выглядит скорее карикатурно, чем привлекательно.
Каждый из нас говорит о своей любви по-разному, кто-то словами, а кто-то действиями. Например, человек считает, что показать свою любовь партнеру можно, выполнив за него неприятную работу: помыть посуду, погулять с собакой или купить подарок, чем сказать три слова: «Я тебя люблю», тогда как та или тот, для кого это всё делается, ждёт только этих трёх слов. Из-за подобных недосказанностей отношения заканчиваются, едва начавшись.
Язык любви — это то, как ты показываешь свою любовь партнёру и в то же время ждёшь, что партнёр будет показывать свою любовь так же, как и ты. Если вы в этом похожи, тогда вы слышите и видите друг друга, если нет, начинаются проблемы в общении.
Например, девушка считает, что влюблённый в неё юноша, должен писать ей по 3 смс в день, тогда как юноша считает, что свою любовь он должен показать, приглашая её на свидания в интересные места. Смски не приходят — девушка расстраивается и думает, что юноша её не любит. Он предлагает сходить в кино, но она отказывается (потому что не было 3-х смс). Юноша думает, что нашёл недостаточно интересное место и пытается исправиться — он начинает новый поиск и перестаёт не только писать, но и звонить. В результате скандал, девушка обвиняет юношу в том, что он её не любит, а юноша искреннее возмущается, говоря о том, что он из кожи вон лез, чтобы поразить её ресторанами или кафе. Хорошо, если в результате этого спора они всё же догадаются сказать друг другу: Девушка: «Я ждала, что ты будешь писать мне по 3 смс в день. Я считаю, что так ты показываешь мне свою любовь» Юноша: «Я не знал, что для тебя так важны смс. Я думал, что мне нужно искать интересные места, чтобы показать, как я люблю тебя. Теперь я понял и буду писать тебе по 3 смс в день».
Понятно, что такие отношения, где каждый предполагает, что партнёр самостоятельно догадается на что ты обиделся(сь), обречены на разрыв. Если в твоих отношениях много недопонимания, полезно вспомнить басню «Лиса и журавль», где каждый хотел угостить дорого гостя изысканным блюдом, подав его в удобной для себя, а не для гостя посуде, что вызвало негативную реакцию гостя.
В здоровых отношениях язык любви включает в себя слова: «Мне нравится, когда ты делаешь…», «Мне приятно, когда ты говоришь…» или «Мне хотелось бы, чтобы ты…» и т. д. Так мы даём нашему партнёру обратную связь о том, каких действий или слов ждём от неё/него, чтобы почувствовать себя любимыми.
Любовь включает в себя заботу, поддержку и сочувствие. Когда они находятся в балансе — развиваются здоровые отношения. В том случае, когда одна из ролей выходит на первый план: мы постоянно спасаем своего партнёра, агрессируем или жертвуем ради неё/него — происходит замещение чувств на социальные роли, которые каждый из нас усвоил в родительской семье.
Треугольник Карпмана — это распространённая модель взаимодействия между людьми в которой понятия о заботе и взаимовыручке работают в искажённом виде. Эти отношения нездоровые потому, что в них играя роль Жертвы, Преследователя или Спасателя человек отказываясь от своей личности, играет роль и не говорит открыто о своих желаниях, а своим поведением пытается манипулировать партнером, чтобы удовлетворить собственные, искажённые подсознанием потребности.
В доказательство своей любви многие готовы чем-то пожертвовать ради своего партнёра, считая, что жертва красноречивей всего говорит о любви к человеку. Это первая и самая непростительная ошибка для обоих партнёров. Тот, кто жертвует, обычно не предупреждает об этом своего партнёра и когда он(а) не получает ожидаемый результат за свою жертву, у него/неё формируется обида. Предъявляются претензии к партнёру, а он(а) даже не знали о том, что партнёр ради них принёс жертву.
Если же партнёр знает об этом, на него накладываются обязательства или чувство долга, вины за то, что партнёр так поступил ради неё/него и человек сначала раздражается, а затем злится и старается избавиться от такого партнёрства. Никто не любит иметь за собой неоплаченные долги, особенно те, которые на них повесили другие люди без их согласия.
Поэтому принесённые жертвы в союзе двух людей превращаются в первые шаги к деструктивным и нездоровым отношениям.
Многие путают жертвенность с ограничениями. Так, отказаться от общения с друзьями или родственниками из-за партнёра — это жертва. Перестать сидеть в соцсетях, когда рядом находится партнёр — это ограничение. Первое относится к жертве своими связями и отношениями с другими людьми, второе к уважению личности и границ партнёра. Это разные вещи и важно их различать.
Вторая распространённая ошибка в построении отношений — стараться спасти своего партнёра. От зависимости, от мнения толпы, родителей, учёбы, работы и т. п. Поведение чем-то схоже с Жертвой, но если жертва несчастна в своих отказах от чего-либо, то Спасатель испытывает удовольствие от собственных лишений, т. к. считает, что тем самым вытаскивает своего партнёра из пучины безысходности.
Беда в том, что как только партнёр будет подавать признаки улучшения Спасатель начнёт паниковать — если партнёр вылечится/спасётся/станет успешным, кого же тогда он(а) будет спасать? И неосознанно такой человек провоцирует спасаемого на новое падение и с удвоенной силой начинает оттуда спасать.
Чаще всего такие отношения начинаются с мыслей: «Я сделаю из него/неё человека», «Моя любовь исцелит его/её» и т. п. Здесь важно запомнить простую истину: «Человек не изменится, пока сам того не захочет». Поэтому, если ты хочешь изменить человека, заставляя или умоляя его что-то сделать — он не изменится или станет ещё хуже. Если же ты начинаешь изменять себя, твоё отношение к партнёру меняется автоматически и уже чтобы сохранить эти отношения или разорвать их партнёр начинает меняться сам.
Обычно в него превращается Жертва, которую Спасатель уже замучил своей заботой, либо Спасатель, когда Жертва начинает выбираться из кризиса и становиться успешной.
В чистом виде Преследователя скорее выбирает Жертва или отчаявшийся Спасатель. Обычно такие отношения построены на критике или агрессии со стороны Преследователя на своего партнёра. Жертва принимает эту критику и разрушает свою самооценку, Спасатель стойко терпит в надежде, что Преследователь примет эту стойкость за силу и изменится. Заранее отвечу на ожидания таких Спасателей: НЕ ИЗМЕНИТСЯ. Это деструктивные отношения под названием «Треугольник Карпмана». Единственная надежда на здоровые отношения появляется тогда, когда один из участников снимает с себя принятую роль и разрушает «треугольник».
Жертва, Преследователь и Спасатель — это роли, которые один и тот же человек может примерять на себя в отношениях с партнёром.
Так, муж пришёл домой пьяный и накинулся с критикой на жену — он Преследователь, она Жертва. Жена уходит к подругам и те начинают её жалеть — они Спасатели. Утром, когда муж протрезвел, жена начинает ругаться с мужем — теперь она Преследователь, а муж принимает на себя вину и соглашается с критикой — теперь он Жертва. После этого муж идёт к друзьям и те начинают его жалеть — теперь они Спасатели.
Ещё чаще в роли Спасателей выступают дети, когда они по очереди спасают то маму, то папу в ситуациях не только с алкоголизмом, но и с разводом, изменами и т. п. Надо ли говорить, что такие ситуации формируют поведение таких детей во взрослой жизни и тогда уже будучи взрослыми, такие дети ищут похожие отношения, чтобы отрабатывать усвоенные в детстве принципы общения, что кто-то обязательно должен быть виноват, кто-то должен обвинять и опять же кто-то должен спасать.
Особенность таких отношений в том, что они цикличны и повторяются через определённые промежутки времени. Если ты посмотришь на свои отношения и выявишь подобную зависимость, можно спросить себя, какие роли и в какие моменты ты начинаешь играть. Как только ты определишься с этими ролями, спроси себя, насколько эти ситуации похожи на те, что ты видел(а) в своей родительской семье. Или в семье близких тебе людей в том случае, если тебя воспитывали бабушка с дедушкой или тётя с дядей.
Тебя ждёт много озарений. Главное, когда они к тебе придут, просто начать замечать, когда ты включаешься в ту или иную роль в повседневной жизни и говорить себе: «Стоп». Через какое-то время тебе удастся вырваться из треугольника и начать строить осознанные отношения.
Любовь не исключает отказа от чего-то, заботы о человеке или даже критики в адрес партнёра, наоборот, всё это присутствует в здоровых отношениях, но происходит это без ущерба для их участников и отвечает самому главному вопросу: «Зачем?»
Зачем ты критикуешь партнёра? Чтобы снять собственное раздражение? Повысить свою самооценку? Помочь ему/ей найти свою ошибку? Помочь исправиться? Заставить чувствовать себя виновато? Эти и подобные им вопросы следует задавать себе перед тем, как дать обратную связь своему партнёру.
Особенность этих вопросов в том, что нет единственно правильного ответа, есть правильное направление. Если ответ в духе: поставить на место или снять раздражение — тогда критика будет острая и скорее всего с оскорблением личности партнёра. Если же ответ в духе: я хочу помочь партнёру не допускать подобных ошибок, то критика будет касаться только произошедшего события и предложением вариантов помощи в поиске альтернативного решения.
Так как же научиться здоровой любви в отношениях?
Первый шаг — научиться любить себя. Это относится к выбору еды, условий жизни, круга общения и т. п. вещей. Если человек себя любит, он(а) не станет подвергать себя излишнему стрессу — общению с неприятным человеком или опасности — выбирая вредные продукты питания или малоактивный образ жизни.
Второй шаг — научить этому своего партнёра. Вы два разных человека, многое вам может нравиться одинаково, но ещё больше разного. И как твой партнёр узнает о твоих предпочтениях, если ты сам(а) не знаешь о них?
Третий шаг — разговаривать. Только через проговаривание того, что тебе нравится или не нравится, твой партнёр/родственник/коллега смогут узнать об этом.
Приведу пример. Партнер считает, что подкрадываться со спины и внезапно пугать свою партнёршу это смешно и когда она в ответ кричит на него, это всего лишь часть игры и на самом деле она не злится, а ей весело. Шаг в сторону здоровых отношений будет выглядеть следующим образом: Партнёр напугал партнёршу и вместо криков, партнёрша говорит ему: «Мне очень не нравится, когда ты пугаешь меня. После этого я плохо себя чувствуют. Мне было бы приятней, если бы ты не пугал меня, а нежно обнимал и целовал».
Обрати внимание на эту схему, т. к. в трёх предложениях может содержаться счастье в вашей паре. Первые два предложения дают обратную связь партнёру на его действия, не затрагивая его личность: произошло такое-то событие, и я почувствовала себя плохо. После чего партнёрша даёт ответ на невысказанный вопрос, как нужно поступать по-другому: не пугать, а обнимать и целовать.
Понятное дело, что с первого раза фраза не сработает, но как минимум партнёр задумается над своим поведением. А когда партнёрша повторит это два или три раза, результат не заставит себя ждать.
Это явление связано с особенностями нашей психики. Наш мозг создаёт в воображении проекции (образы) всего, что когда-либо видел. Так устроена наша память — с закрытыми глазами ты можешь повторить свой путь от дома до магазина или учебного заведения. Подобный механизм удобен и требует меньше энергии от мозга, чем каждый раз воспринимать мир заново.
Вот только как и в любой системе, в нашем мозгу существуют сбои и неточности. Наш мозг не может запечатлеть все детали объектов и тем более живых существ, поэтому он выхватывает основные. Опять же, что считать основным, решает наш мозг.
Познакомившись с новым человеком мозг автоматически создаёт внутри твоего сознания его образ (проекцию). Реальный человек, пообщавшись с нами, уходит, а его слепок (проекция) остаётся в твоём воображении и начинает жить своей жизнью. Ты можешь вести с ним внутренние диалоги, ссориться, мириться, договариваться, каждый раз стараясь догадаться, как отреагирует собеседник на те или иные действия или слова. Вот только реально существующий человек и проекции в голове сильно отличаются друг от друга.
В процессе платонической любви ты будешь наделять проекцию любимого человека благородными или «чистыми» качествами, которых нет у реального человека. В эротической любви ожидания нежных и тёплых прикосновений в твоих фантазиях, могут резко контрастировать с грубостью или холодностью реального человека.
Основной признак того, что проекция в твоей голове отличается от реального человека — связанное с человеком раздражение, когда вы общаетесь вживую. Чем оно сильнее, тем больше реальный человек отличается от проекции.
На этом фоне возникают конфликты. Чаще всего звучат фразы: «Я думал(а), что ты не такой(ая)!» Правильно. Ключевое слово: «думал(а)», т. е. наделял(а) воображаемого человека качествами, которых нет у реального человека. И это нормально. Главное, вовремя разобраться, где твой вымысел, а где реальность и тогда ты заново начнёшь открывать для себя партнёра.
Как выявлять проекции и начать видеть реального человека будет показано в упражнении в конце главы.
Чтобы преодолеть роли жертвы, спасателя или любую другую — требуется не только время, но иногда и психологическая помощь. На этот шаг пойдёт не каждый, поэтому для самостоятельной работы достаточно понаблюдать за собой.
Первое, на что следует обратить внимание, когда в твоей голове появляются мысли: «Не ожидал(а) от неё/него такого». Это первый звоночек. Образ человека у тебя в голове сильно отличается от реального человека. Здесь поможет указанное ниже упражнение — сесть и написать список твоих ожиданий и реалий. Если где-то есть несовпадения, стоит задать себе вопрос: «С чем связано это отличие?» и «Откуда появились твои ожидания?»
Второе, когда ты считаешь, что из кожи вон лезешь, чтобы партнёр знал(а) степень твоей любви и тебе кажется, что он(а) этого не замечает или даже наоборот, не ценит или считает навязчивостью. В этом случае вы говорите на разных языках любви и чаще всего это связано с различиями в родительских семьях. Например, в твоей семье любовь проявляли делами, а в его только на словах, отсюда и ощущение что все твои усилия тщетны или остались незамеченными, потому что по сути так и есть.
Так, у детей трудоголиков «любовь» проявляется в ещё большей работе для получения денег. Родители считают, что так они проявляют любовь к детям и их дети потом будут так же убиваться на двух работах искренне не понимая, почему их партнёр отдаляется. А отдаляется партнёр потому что его учили, что любовь — это когда вы проводите всё своё свободное время вместе. Такие пары часто ругаются не видя сути проблемы — они не говорят, как они хотят, чтобы их любили, а если и говорят, то партнёр их просто не понимает, потому что его учили любить по-другому.
Поэтому здесь поможет простой диалог, который следует начать с фразы: «Я очень тебя люблю и стараюсь проявлять свою любовь к тебе так-то и так-то — описываешь, что ты делаешь. Правильно ли я поступаю или тебе хочется чего-то другого?»
Фразу можно варьировать по-своему, главное, сохранить смысл: указать на свои действия или слова, которыми ты пытаешься проявить свою любовь и получить на это честную обратную связь — так ли хочет твой партнёр, чтобы его/её любили или как-то по-другому.
И самое главное ВНИМАНИЕ: приготовься услышать нечто неприятное. Будь готов(а), что партнёр скажет, что всё, что ты делаешь лично для него/неё не имеет ценности, а имеет что-то другое. Пока ты этого не примешь, разговор будет бесполезным: твой партнёр будет честно отвечать, чего хочет, а ты будешь считать это мелочью и не воспринимать всерьёз, думая, что партнёр на самом деле не знает, чего хочет.
Это самая большая ошибка, которую только можно допустить!
Если партнёр на твой вопрос: «Как ты хочешь, чтобы я проявлял свою любовь к тебе?» говорит: «Почаще говори мне, что любишь меня» — это ответ на твой вопрос и тебе остаётся только записать в напоминания в телефоне: «Сказать партнеру(ше) Я тебя люблю».
На начальном этапе это может показаться мелочью или глупостью, но как только партнер убедится, что ты его/её слышишь и делаешь то о чём тебя попросили, тогда партнёр почувствует себя в безопасности и сможет более откровенно говорить с тобой и попросить о чём-то действительно важном или сокровенном.
Так же важно помнить, что эта схема работает в обе стороны. Ты тоже имеешь право говорить о том, как тебе хочется, чтобы тебя любили и ожидать от партнёра(ши), что тебя услышат и выполнят твою просьбу. Просто кто-то должен сделать первый шаг.
Мы все любим по-разному и поиск единого языка любви в паре — это то, ради чего создаются любые отношения.
Человек существо уникальное, поэтому некоторые природные механизмы изменялись под влиянием человеческого сознания и создаваемой им культуры. Любовь относится к одному из таких природных явлений, которые человек перестроил под себя, но сделал это до того неумело, что каждому из нас сложно понять — любовь это, привязанность или зависимость.
Чтобы было понятней, разделим понятие любви на две составляющие. Есть детская любовь — чувство ребёнка к своим родителям и партнёрская любовь — те самые здоровые отношения, которые формируются в паре. Беда в том, что часто в паре люди любят своего партнёра детской любовью и из-за этого возникают проблемы во взаимоотношениях и попадание в созависимые отношения или треугольник Карпмана.
Детская любовь — вынужденная. Ребёнок вынужден искать расположения своих родителей на ранних годах жизни, чтобы элементарно выжить. Нужды и желания родителя ставятся ребёнком на первое место и мнение родителя всегда более значимо, чем мнение ребёнка. Это чувство заложено в нас генетически, чтобы родителям легче было воспитывать своё потомство и делать его удобным для себя, а ребёнку проще воспринимать основные модели поведения взрослых людей, чтобы применять их в своей взрослой жизни. Так формируются родительские предписания, о которых подробно будет рассказано в главе «Родительское влияние».
Партнёрская любовь — свободная. Когда полноценная личность живёт в согласии с собой и принимает решение вступить в отношения с другой здоровой личностью, рождаются партнёрские отношения, где каждый относится друг к другу, как к равному. Несмотря на взаимозависимость таких отношений, каждый участник воспринимает партнёра как самостоятельную личность со своими желаниями и потребностями, поэтому в таком виде любви партнёры часто договариваются друг с другом, а не подстраиваются под желания кого-то одного.
Основное отличие детской любви от партнёрской в том, что в детской позиции кто-то из партнёров всегда находится в подчинённом положении: вынужден(а) уступать желаниям партнёра или предугадывать настроение, чувства и т. п. — т. е. при принятии большинства решений, даже тех, что касаются личных интересов партнера, он(а) ориентируется не на себя и свои желания, а на партнёра(шу). Часто это происходит неосознанно и без обсуждения с партнёром(шей) в ущерб своим желаниям и чувствам.
В партнёрской же любви каждый участник отношений понимает, что он(а) не несёт ответственности за чувства и желания своего партнёра, поэтому тактично и открыто выражает своё мнение и желание партнёру(ше), чтобы в процессе диалога прийти к консенсусу (решению, которое полностью устраивает обоих партнёров).
Распознать детскую позицию в отношениях просто. Если ты считаешь, что во всех неудачах или проблемах в отношениях виноват кто-то один, ты или партнёр; считаешь, что отношения или твоё настроение от тебя не зависят; по твоему мнению настроение/самочувствие партнёра зависит от тебя и твоих действий или бездействий; ориентируешься на желания своего партнёра(ши), не зная чего хочешь или считаешь, что желания и нужды партнёра(ши) важнее твоих — значит в твоих отношениях присутствует детская позиция.
Это не хорошо и не плохо, большинство людей живёт в таких отношениях всю жизнь и передают эту модель своим детям, но… В таких отношениях нет свободы выбора и развития личности. Любое внешнее событие или настроение партнёра, даже пробка на дороге могут нарушить «мир» в паре и вызвать скандалы, ссоры и даже разрыв отношений. В детской позиции человек считает, что не может влиять на обстоятельства, а потому подчиняется им, в партнёрских отношениях наоборот, каждый понимает, что он(а) создаёт своё окружение и может повлиять на отношения и окружающих людей.
К сожалению, самостоятельно выйти из детской позиции достаточно сложно, необходимы: жизненный опыт, чтение развивающей литературы и постоянная практика в жизни на предмет принятия решений, несения ответственности за свои поступки и т. п.
Данная книга частично выполняет эту функцию, делая акцент на самооценке, границах и правилах построения отношений в паре и всё же работа с грамотным психологом в случае серьёзного личностного роста неизбежна.
Все мы уникальны и для каждого из нас в слове «любовь» заключён свой собственный смысл. Поэтому представленные ниже условия могут служить лишь ориентиром, но не призывом к действию, потому что «чувство безопасности» мы можем испытывать, находясь в деструктивных отношениях и не чувствовать его в здоровых, — причиной всему могут служить непроработанные психологические травмы и родительские установки.
Например, если родители постоянно были недовольны тобой, то партнёр(ша) будут вести себя точно так же и несмотря на ссоры и недовольство в таких отношениях ты будешь чувствовать себя более комфортно чем в тех, где партнёр(ша) не будут тебя критиковать. В этом случае у тебя будет ощущение гнетущего ожидания, что в какой-то момент сказка рассыплется и перед тобой предстанет суровая реальность. И чтобы избежать этого гнетущего ожидания ты начнёшь провоцировать скандалы. Так работают психологические травмы или родительские установки — создают дискомфорт, который толкает тебя на необдуманные и часто деструктивные поступки. К счастью их можно исправить или убрать с помощью работы с грамотным психологом.
Итак, из чего же состоит чувство любви?
1. Доверие или ощущение безопасности — когда даже во время самой сильной ссоры ты понимаешь, что это не конец отношений, а всего лишь недопонимание с которым вам двоим предстоит разобраться.
2. Оба партнёра умеют брать и давать в отношениях в примерном соотношении 50/50 — если один из участников отношений постоянно даёт, а второй берёт — это признак детской любви у одного или обоих партнёров.
Чтобы обнаружить разницу, между проекцией и реальным человеком, достаточно записать на листочке 5–6 качеств партнёра или твоих ожиданий и затем сравнить их с реальными действиями и словами человека. Например, ты считаешь его добрым — найди подтверждение в его действиях, что доброго он сделал, и почему ты решила, что это проявление доброты? Или ты считаешь её хрупкой и нежной — какие её действия говорят о хрупкости? Как ты понял, что она нежная?
Если совпали все пункты — ты воспринимаешь партнёра, как реально существующего человека. Но если не совпал хотя бы один пункт или несколько — это серьёзный повод задуматься над тем, с кем у тебя отношения: с реальным человеком или его образом у тебя в голове?
Ведение дневника эмоций. Этот дневник отличается от обычного тем, что в него ты будешь записывать события и те чувства и эмоции, которые ты испытал(а) в этот момент.
Подробное описание, что ты чувствовал(а) в теле и эмоционально, помогут тебе разобраться с тем, что с тобой происходит. Кроме того, через описание своих чувств, в скором времени ты научишься их распознавать, и не подпадать под их влияние, а использовать в свою пользу.
Пример: Сегодня я разговаривал(а) с О. Он(а) меня разозлил(а)/обрадовал(а)/обидел(а). Я почувствовал(а) жжение в районе живота и мне захотелось сказать грубость. Весь день после этого я был(а) взвинчен(а) и не мог(ла) ни на чём сосредоточиться.
Чем более полно ты будешь описывать, что происходило с твоими чувствами, тем эффективней ты будешь взаимодействовать со своим телом и тем реже эмоции будут брать над тобой верх.
Важно помнить, что этот дневник не стоит никому не показывать. В нём ты будешь обнажать свои чувства и лучше, если они останутся только для тебя.
Это упражнение особенно важно выполнять в том случае, если ты стремишься к аскетизму. Аскетизм возникает в том случае, если твои сознание и подсознание не могут распознать сигналы тела (эмоции, чувства) и чтобы не испытывать по этому поводу дискомфорт, подсознание заставляет тебя обеднять сенсорную среду: вести спартанский образ жизни, излишне ограничивать себя во всём и т. д.
На начальном этапе аскетизма может показаться, что это помогает тебе собраться и увеличить силу воли, но в долгосрочной перспективе это может стать причиной атрофированности эмоций и чувств, что в дальнейшем приведёт к депрессии, не понимаю собственных желаний — когда ничего не хочется — и потере смысла жизни.
ВаняУже вторую неделю Ваня испытывал двоякие чувства. С одной стороны ему нравилась Елена Алексеевна, с другой ему очень уж хотелось заняться сексом со старшеклассницей Аллой. Раздираемый этими чувствами он каждый раз краснел и начинал потеть, когда та или другая оказывались возле него.
С Аллой как-то было просто и понятно, да и пересекались они редко. Но с Еленой Алексеевной всё обстояло гораздо сложнее. Она была его учительницей по физике, а физика была два раза в неделю. Каждый раз он с замиранием сердца входил в класс и иногда не мог отвести от неё взгляда.
Основные сомнения мучили его из-за сексуальных фантазий с Аллой. У него складывалось впечатление, что так он изменяет чистой любви к Елене Алексеевне. С другой стороны, фантазии становились всё более навязчивыми и откровенными.
Чтобы не сойти с ума от напряжения, Ваня начал поиски возможности его снять. Самый очевидный был заговорить с ними. Но не может же он просто так подойти и начать разговор.
С Еленой Алексеевной, на удивление, оказалось проще — он стал готовиться к её урокам и к концу четверти стал отличником по физике. То внимание, что она ему уделяла и как ставила в пример, ему вполне хватало.
С Аллой же всё обстояло по-прежнему плохо. Он не знал, чем привлечь её внимание. Они были в разных классах и компаниях. Да и не подойдёт же он к ней и не скажет: «Я хочу заняться с тобой сексом». Это было бы грубо и его вся школа поднимет на смех.
Нужно было что-то другое.
Однажды, он крутился возле их класса, чтобы украдкой подсмотреть или подслушать их разговоры. Так получилось, что он узнал о её любви к поэзии и Бунину. Стихи с детства вызывали у него отвращение из-за зубрёжки в первых классах. Ваня понятия не имел, что в них может нравиться. Но чтобы хоть как-то начать разговор с Аллой, он поискал в интернете Бунина и прочитал несколько из его стихов.
Затем поискал определения слов «креп» и «зарница». Стихотворение понятней не стало, но что-то внутри него шевельнулось. Какое-то смутно приятное чувство. Увлёкшись чтением, Ваня решил проявить себя в составлении стихотворений. Где-то он слышал, что посвящённые девушкам стихи действуют безотказно. Вот только писать он их не умел.
Так прошло три месяца. Из обычного троечника, Ваня превратился в отличника. Он заметил, что этот статус даёт ему привилегии не только в школе, но и в общении с одноклассниками. Прочитав не одну книгу стихов и обычной художественной литературы, он уже чувствовал себя гораздо уверенней с девушками. Если раньше он не мог и двух слов связать, то теперь ему было легче общаться с девочками, т. к. ему стало легче выражать свои мысли.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Половое воспитание 18+. Всё о чём ты хочешь знать, но боишься спросить предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других