Профильный класс – «сборная солянка» из разных классов. Коллектива нет. Дети совершенно не воспитаны, грубы, ленивы, развязны, нахальны, вульгарны. У классного руководителя есть 2 года, чтобы… полюбить их. С помощью оригинальных педагогических методик удаётся сделать класс образцовым. Но тут выясняется, что проблема не в детях, а в их учителях.Все события и лица реальные. Все записи сделаны «по горячим следам».Для классных руководителей, школьных учителей, студентов педвузов и всех, кто не боится узнать, есть ли у него призвание педагога.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Держись, классный руководитель! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Класс начали хвалить, и мне стало страшно
Вчера, 5-го, собрались гулять, решили кататься на санках. Где? Денег нет. Решили устроить прогулку в сквер на Миусской площади. Многие пришли. 14 человек. Играли в снежки, возились, смеялись… Сквер огласился звонкими срывающимися юношескими голосами (из девочек были Марина и Лида).
Играли в «салочки», в «разрывные цепи». Я порядком замерзла. Леня Лобанов и здесь не мог слиться с «массой». Сидел на скамейке, молчал, сердился, когда кто-нибудь случайно попадал в него снежком. Но в конце, когда шла игра в «разрывные цепи», не выдержал и стал в одну из команд. Ребята сразу же это заметили и начали кричать: «К нам Лёню!», и другая команда: «К нам Лёню!». Не рассердились на то, что он «воображал» так долго, а сразу же приняли его в игру радушно, как полагается друзьям. Думаю, что это оценил и сам «герой» и в следующий раз «воображение» займет у него меньше времени.
На сквер за мной пришла сестра Мила и Володя Р. с Колей Х. Оказывается Коля Х. уезжает из Москвы на работу в Тулу, он пожелал отпраздновать свой отъезд со мной. Его жена в командировке, а отметить такое событие необходимо. Коля Х. — мой воспитанник, очень хороший парень, любимец школы.
Я ушла. Попрощалась. Честно сказала причину «дезертирства». Что было дальше? Не знаю.
Знаю твердо, что успех дела зависит и от того, сколько я смогу мерзнуть на скверах, бегать в «салочки» и смеяться.
День прошел неважно. Двойки по географии, двойки по истории. Как поступить. Собрать совет. Вчера провела совещание о походе в «Турист».
Когда загорелись у ребят глаза, сказала, что если в классе будет хоть одна четвертная итоговая двойка, то весь класс лишается похода. «Один — за всех, все — за одного». Таким образом формула будет в действии. Я объяснила, что эту меру коллективной ответственности я применяю впервые, что в прежних классах я так не поступала, а теперь… теперь класс-то наш особенный…
Класс начали хвалить, и мне стало страшно. Люблю похвалу и боюсь, что она преувеличивает истинные достоинства.
Ничего особенного не произошло как будто, и в то же время что-то есть новое, приятное. Ну, во первых, я полюбила дни, когда «мои» в школе. По-хозяйски уже иду на урок к своим. Что-то в них есть родное и близкое. В ком, в чем? Не знаю. Во всяком случае нет этой настороженности в них, хитринки, желания обойти меня подальше, скрыть что-то свое, чего и скрывать не надо.
Двойки есть. Всклоченная прическа Титова, Лисицына, Симонова есть. Грубости Салосина, тщетно делающего из себя «самостоятельного» юношу, есть. Лень Меренкова, Титова, Смирнова и Божинского — при них. Но… На прошлой среде:
— Может быть, нам сегодня сделать собрание?
— Нет, Серафима Григорьевна, мы сегодня вместе на каток(!). А Вы с нами?
— Я не умею бегать на коньках.
— Мы научим. Поедемте. От масс отрываетесь?
Это разговор с Лобановым. Тон просительный, чуть-чуть грубовато-шутливый.
В классе нет прогулов. Момент, определяющий намечающуюся близость, желание быть в школе, с товарищами.
Пропустил Симонов, Кочерыгина. Принесли справки. Только заикнулась — несут к моему столу. И, как мне показалось, несут с достоинством, дескать не прогуливали, честно проболели. А я и сама знаю, что это так. Методика борьбы с прогулами у меня очень проста. Не пришел кто-то в школу, обращаюсь к классу, в голосе тревога: «Нужно навестить! Отнести заданные уроки, спросить о здоровье, гостинец принести». Так раз и два и три. А рядом с тревогой металл в голосе: «Ты справку от врача принес? Записка от мамы? А мама врач? Ты можешь надолго разболеться, можешь заразить других, обязательно обратись к врачу».
Но это пустяк по сравнению с общением их вне школы, с хорошо проведенным вечером на улице, в театре, в походе, где можно даже сиронизировать по поводу «болезней», где (и это самое главное) рождаются те дружественные нити, которые заставляют человека делать то, чего хочет от него коллектив.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Держись, классный руководитель! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других