Завтрак юриста

Семен Ханин

Грань горизонта скрывает от нас мир чудес, в котором нет невозможного. В нем живут бесстрашные герои и ужасные чудовища, добрые волшебники и злобные бюрократы, отважные рыцари и невиданные красавицы. Как магнит, притягивая к себе сказочных персонажей, мы делаем их повседневной реальностью, нашей жизнью. Оглянитесь вокруг.

Оглавление

Гениальный чиновник Украины

Для власти власть ему нужна

И силой дух поправ,

Он славит мудрецом того,

Кто лжет ему: «Ты прав!»

/Редьярд Киплинг/

Спросите любого банкира о валютном регулировании в Украине, и Вы услышите грустную и занимательную историю. В разное время НБУ издал для этой цели более 500 нормативных документов. Все давно стало невообразимо запутано, и каждый последующий руководитель пытается переплюнуть предыдущего. Пока НБУ все тужится принять очередной валютный кодекс, который вмещал бы все изданное и неизданное и регулировал обращение валюты в стране, попробуем поговорить о том, зачем вообще это нужно.

Собственно говоря, валютное регулирование нужно только для того, чтобы в один прекрасный день все граждане и компании горячо любимой Украины не купили за свои гривни какой-нибудь доллар или евро. Возникает вопрос: почему такого регулирования нет ни в одной европейской стране или США? Почему в Америке не боятся, что все доллары будут обменяны на евро, не вводят контроль за покупкой валюты, не борются с непродуктивным оттоком капитала, не вводят 180 дней на поставку товара после оплаты, не регулируют возможность сделать предоплату и так далее?

Здесь важно сразу выделить 2 отдельных вопроса: налоговая нагрузка и валютная позиция. Что касается налоговой нагрузки, то увы и ах, но валютный контроль с ней никак не связан. Простейшим выходом для контроля за уплатой налогов был бы, наверное, переход на единый налог с оборота, чтобы снять разночтения. Но даже при текущей системе налогообложения, если Вы купили валюту и отправили ее, а товар за нее не зашел, налоговая может просто не засчитывать эту операцию в расходы, и налоги никак не пострадают. Казалось бы, вот выход. Но нет — громадная армия сотрудников НБУ и ДФС бережет каждый доллар в стране, не давая ему покинуть ее пределы.

А по сути, этот контроль вообще не нужен. Все равно все гривни на доллары или евро не поменяют, так как расчеты внутри страны и уплата налогов проводятся в национальной валюте. А для сглаживания валютных колебаний при повышенном спросе и предложении существуют валютные резервы государства. Совокупность всех этих факторов и должна, в конечном итоге, формировать рыночный курс национальной валюты. Так что приходя в банк с распоряжением на покупку валюты и получая в ответ миллион дополнительных требований, знайте, что это просто чиновничья возня, никак не связанная с реальной заботой о государстве. Если завтра НБУ со всей его нормативной базой переместится, скажем, на Луну, экономика страны только спокойно вздохнет. Бизнес уберет для себя одну из главных преград для внешнеэкономической деятельности и заработает на славу.

Чтобы хоть как-то оправдать свое существование, каждый глава НБУ рапортовал о победе над валютным кризисом и успехах в банковском контроле. Но помилуйте, зачем такой контроль, если при Гонтаревой закрылось более половины банков, а вкладчики и бизнес потеряли средства? В чем этот контроль проявляется? То же и с валютой. Курс должен определяться рынком с учетом валютных резервов государства, а не желаниями чиновников. Чем нам помогли их «хотелки» и что именно они удержали?

Что вызывает дополнительную тревогу, так это неуемное желание НБУ регулировать и обычные платежи в гривне. Вновь набранные при Гонтаревой сотрудники департамента финансового мониторинга забрасывают каждый банк миллионом запросов и дополнительных инструкций о порядке контроля за операциями клиентов. Вводят критерии риска операций и борются за чистые деньги. А зачем? Такой вопрос их не посещал. Меняется ли при этом база налогообложения? Нет, не меняется. Они это делают с целью контроля за легализацией средств, нажитых преступным путем — чтобы торговцы наркотиками, оружием и людьми не вкладывали свои денежки в экономику с целью легализовать их. Как в дурном сне, ты вынужден доказывать чиновнику НБУ через коммерческий банк рыночный смысл своей операции. На сегодня Нацбанк, к глубокому сожалению, превратился в один из главных тормозов экономического развития государства, к руководству которым зачастую приходят люди с ярко выраженным «комплексом Наполеона».

Теперь обратим наш взор на Уголовный кодекс. Во-первых, хотел бы сказать, что я никого из НБУ не хочу посадить. Я хочу разогнать их и сделать из чиновников бизнесменов. Пусть работают рядом с нами и учатся зарабатывать денежки, а не только получать их. Во-вторых, нет человека в нашей стране, который не слышал бы о 205, 209 и 212 статьях УК Украины — «Фиктивное предпринимательство», «Легализация доходов, полученных преступным путем» и «Уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей».

Я вот никак не возьму в толк, что такое фиктивное предпринимательство. Это когда фирма не платит налоги, а потом ее директор, чтобы уйти от более серьезной ответственности и реального срока, говорит, что был нанят за 300 грн на работу неизвестными лицами. Таким нехитрым образом он отделывается штрафом по 205 статье, чтобы не получить реальный срок по 212. Зато ко всем контрагентам этой фирмы приходит ДФС с доначислением налогов. Просто потому, они с ней работали. То есть я купил у фиктаря, скажем, масло и заплатил ему деньги. Вот масло, вот платежки. Какие ко мне вопросы? Но нет, тут закон со здравым смыслом не дружит.

А с 209 статьей (легализация) вообще все очень грустно. Ее сплошь и рядом возбуждают одновременно с 205 или 212 только для того, чтобы утяжелить состав преступления. Добавляют, просто чтобы перевести преступление в разряд тяжких и особо тяжких, что позволяет избрать задержанному меру пресечения в виде лишения свободы и пугать его большим сроком. Будет паинькой — пойдет по соглашению со штрафом по 205, нет — поймает на всю катушку. Вот так и живем, а ведь все это якобы направлено исключительно на борьбу с неуплатой налогов!

На практике чиновники своими репрессиями только загоняют действующий бизнес в подполье. Методы их работы направлены, в первую очередь, на обоснование собственной необходимости. Нежелание и неумение организовать рабочий процесс на должном уровне приводит к появлению Гениального Чиновника Украины (в дальнейшем ГЧУ). Он всегда спасает страну — от бандитов и воров, неплательщиков налогов и коррупционеров, предателей и коллаборационистов. Он всегда с пламенным взглядом на странице Facebook или экране телевизора. Он спасает, требует, наказывает и прощает. А страна стонет, захлебываясь в ненужных, вредных и бесполезных законах и инструкциях. И в конечном итоге все это ложится дополнительной ношей на плечи бизнеса и народа Украины.

В кинофильме «Семнадцать мгновений весны» один из героев говорит: «Фашизм возродится там, где Вы услышите „Хайль“ в чей-то персональный адрес». Перефразируя это на сегодняшний лад, можно сказать, что появление ГЧУ в любом ведомстве — верный признак народных несчастий. Настоящий руководитель и патриот должен бороться за такое изменение правил, чтобы они сделали невозможным совершение преступления (по крайней мере, экономического или коррупционного). При этом он должен быть скромным и помнить, что живет за народные деньги, за счет народа. Его задача — с утра до вечера делать жизнь людей легче, а не рапортовать о громких успехах.

Решая свою основную задачу — как минимум, удержать власть, которой уже обладает — ГЧУ становится крайне опасным. И излечить эту опасную болезнь можно только одним способом — не менять одних ГЧУ на других. Нужно забирать у государства все больше и больше полномочий и отдавать их рынку, рыночной экономике. Только убрав возможность и почву для появления ГЧУ, мы сможем победить основную болезнь Украины.

С уважением,адвокатСемен Ханин

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я