В этой книге повествуется о святых мужах, носящих сколь древнее, столь и красивое имя – Николай, которое восходит к древнегреческому «Николаос» и переводится как «победитель народов». В числе носителей этого имени рабы Божии разных сословий и происхождений, из древних родов и простолюдины, деятели Церкви и миряне, жившие много веков назад и по историческим меркам совсем недавно. Одни приняли мученическую смерть, другие же – мирно отошли в вечное Царствие Небесное. Жизни их были различны, но все они воистину стали победителями народов. Чем и каким образом была явлена полнота их славного имени? К совместному размышлению над книгой и призывают вас издатели этого сборника.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святые угодники Божии Николаи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС Р22-204-3069
© Издательство Сибирская Благозвонница, составление, оформление, 2016
Вместо предисловия
На Руси святитель Николай Мирликийский славится со времен княгини Ольги. В преданиях повествуется о том, что к молитвам за Русь Владычицы Небесной и избранников Божиих присоединил свое ходатайство и этот великий Чудотворец.
В «Повести временных лет», в пояснениях преподобного Нестора к событиям 882 года, сообщается о том, что в Киеве, матери городов русских, над Днепром, над могилой убитого в том году Аскольда, была построена церковь во имя святого Николая[1]. Предание объясняет и причину: Аскольд, бывший язычник, приняв Святое Крещение, был назван Николаем в честь Чудотворца.
А в начале XI века, по свидетельству того же преподобного Нестора, на днепровском берегу уже существует и монастырь в честь святого Чудотворца. В житии преподобного Феодосия мы читаем, что преподобный Антоний Печерский, услышав от преподобного Феодосия о желании его матери принять иноческий чин, «пусти ю в манастырь женьскыи, именуем святаго Николы»[2].
Помогал святитель Николай православным русичам и в борьбе с половцами, и во времена татаро-монгольского ига, благословлял московских князей и царей в деле становления, расширения и укрепления Русского государства. Наглядным свидетельством этому служит Николаевская Угрешская обитель.
В России Николай Чудотворец олицетворяется тремя главными образами. Первый из них: Никола Зарайскиий — крылатый Чудотворец с простертыми руками. Он представляет Николу в рост, в епископском облачении, держащим Евангелие в левой руке и благословляющим правой. Второй образ: грозный архангел — Никола Можайский, который в обиду Русскую землю не даст, правого помилует, а виноватого накажет. В одной руке архангела меч, в другой — церковка в ограде — кремль. И, конечно же, милостивый Никола Великорецкий (поясной образ), благословляющий и с Евангелием, которого не страшатся, но перед которым совестно. Он не прогонит от себя и самого последнего, всех примет и успокоит.
Конечно, все эти качества присуствуют в личности архипастыря Мир Ликийских. Но несомненно и другое — полнота этих качеств была явлена (а лучше сказать — является, ведь история Церкви продолжается) уже собором тезоименитых ему святых. Жизни их различны, но все они воистину — победители народов.
Чем и каким образом открывается нам полнота их славного имени? К совместному размышлению над книгой и призывают вас ее издатели.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святые угодники Божии Николаи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других