Великий канон на русском языке

Святой Преподобный Андрей Критский, 1915

Опубликованная незадолго до революционных перемен в России, Постная Триодь Синодального издания 1915 года стала первым, но впоследствии надолго забытым плодом деятельности Комиссии по исправлению богослужебных книг. Сегодня, как и сто лет назад, этот текст, не переставая быть церковнославянским, существенно легче для восприятия современным человеком, чем прежняя его редакция, доныне повсеместно распространенная. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов; 1929–1978) был не только выдающимся иерархом Русской Православной Церкви в непростой советский период нашей истории, но и большим знатоком и ценителем православного богослужебного наследия. Его перевод Великого канона Андрея Критского – один из ярких примеров литургического творчества, в котором чувствуется и глубокое проникновение в смысл церковного текста, и желание сохранить его богослужебную поэтику, и забота о том, чтобы смысл читаемого как можно лучше дошел до умов и сердец всех молящихся в храме.

Оглавление

  • В понедельник первой седмицы Великого поста на повечерии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великий канон на русском языке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Русский перевод митрополита Никодима (Ротова) в редакции протоиерея Александра Сорокина

Особенностью обоих вариантов является двуязычный текст Великого канона: по-церковнославянски согласно Триоди 1915 года и по-русски в переводе митрополита Никодима (Ротова) в редакции протоиерея Александра Сорокина.

В понедельник первой седмицы Великого поста на повечерии

Песнь 1-я

Ирмос:

Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Откуда начну оплакивать окаянной моей жизни деяния? Какое начало положу, Христе, нынешнему рыданию? Но, как милосердный, даруй мне прегрешений оставление.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Приди, окаянная душа, с плотию твоею, Cоздателю всех исповедайся, воздержись, наконец, от прежнего неразумия и принеси Богу в покаянии слёзы.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Первозданному Адаму в преступлении поревновав, познал я себя отчужденным от Бога, от вечного Царства и блаженства, грехов ради моих. (Быт. 3:6–7)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Увы мне, несчастная душа моя, что уподобилась ты первозданной Еве? Ибо видела ты зло и уязвилась ты горько, прикоснулась ты к древу и вкусила ты дерзостно пагубной пищи. (Быт. 3:6)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная, во плоти стрáстный помысл, на вид сладкий, при вкушении же всегда горьким напояющий.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Достойно из Эдема изгнан был Адам, не сохранивший единственную Твою заповедь, о Спаситель; я же что должен буду претерпеть, отметая всегда животворные Твои слова? (Быт. 3:23)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троичен:

Пресýщественная Троица во Еди́нице Поклоняемая, возьми от меня бремя тяжкое греховное и, как Милосердная, даруй мне слёзы умиления.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен:

Богородица, Надежда и Предстательство Тебя воспевающих, возьми от меня бремя тяжкое греховное и, как Владычица Чистая, кающегося прими меня.

Песнь 2-я

Ирмос:

Вонми небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внемли, небо, и возвещу; земля, слушай голос, кающийся Богу и воспевающий Его.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внемли мне, Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком, и прими моё пламенное исповедание.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред Тобою; но, как Бог, о Спаситель, помилуй создание Твоё. (1 Тим. 1:15)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Отобразив в себе страстей безобразия, любострастными стремлениями исказил я ума красоту.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Буря зол окружает меня, милосердный Господи, но, как Петру, и мне руку простри. (Мф.14:31)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Осквернил я одежду плоти моей, о Спаситель, и осквернил в себе Твой образ и подобие.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Помрачил я красоту души страстными удовольствиями, и всячески весь ум прахом сотворил.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Раздрал я одежду мою первую, которую в начале исткал мне Создатель, и оттого лежу наг.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Облёкся я в раздранную ризу, которую исткал мне змий коварством, и стыжуся.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Слёзы блудницы и я приношу, Щедрый, помилуй меня, о Спаситель, снисхождением Твоим. (Лк. 7:38)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Воззрел я на красоту древа в саду[1] и прельстился умом; и оттого лежу наг и стыжуся.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

На хребте моем поработали все виновники страстей, умножая на мне беззакония свои. (Пс. 128:3)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троичен:

Единого Тебя в трёх Лицах Бога всех пою — Отца и Сына и Духа Святого.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен:

Пречистая Богородица Дева, едина всепетая, моли прилежно, чтобы спастись нам.

Песнь 3-я

Ирмос:

На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Огнь от Господа некогда одождив, прежде землю содомскую Господь попалил. (Быт.19:24)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

На горé спасайся, душа, как Лот, и устремляйся в Сигор. (Быт. 19:23)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Беги, душа, от горения; беги от горящего Содома, беги от погубляющего божественного пламени.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Согрешил я один пред Тобою, согрешил более всех, о Христос Спаситель, не прéзри меня.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ты — Пастырь добрый; найди меня, агнца, и, заблудшего, не прéзри меня. (Ин. 10:11–14)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ты — вожделенный Иисус; Ты — Создатель мой; Тобою, о Спаситель, оправдаюся.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Исповедаюсь тебе, о Спаситель: согрешил я, согрешил пред Тобою; но разреши и прости меня, как милосердный.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троичен:

О, Троица, Еди́ница, Боже! Спаси нас от обольщения, от искушений и опасностей.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен:

Радуйся, Бога вместившее чрево; радуйся, престол Господень; радуйся, Матерь Жизни нашей.

Песнь 4-я

Ирмос:

Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся: яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся; слава силе Твоей, Господи.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Дел Твоих не прéзри, создания Твоего не оставь, Судия праведный; если и один я согрешил, как человек, более всякого человека, Ты, Человеколюбец, как Господь всех, имеешь власть отпускать грехи. (Мк. 2:10)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Приближается конец, душа, приближается, и не заботишься, не готовишься; время сокращается, восстань, близ при дверях Судия; как сновидение, как цветок, время жизни течёт; что суетимся напрасно? (Мф. 24:33; Пс. 38:7)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Пробудись, о душа моя, помышляй о делах твоих, которые соделала ты, и представь их пред лицем твоим, и пролей капли слёз твоих, поведай со дерзновением делá и помышления Христу и оправдайся.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

В жизни нет ни греха, ни деяния, ни злобы, которыми не погрешил я, о Спаситель, умом и словом, и желанием согрешив, и намерением, и мыслию, и делом, как никто другой никогда.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Потому и осуждён я, потому и побеждён собственною совестью, окаянный, которой строже в мире нет ничего; Судия и Избавитель мой всеведущий, пощади, избавь и спаси меня, раба Твоего.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Лествица, которую в древности видел великий в патриархах, изображает восхождение делами, возвышение разумом; душа моя, если хочешь жить деянием, разумением и созерцанием, — обновися. (Быт. 28:12)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Зной дневной претерпел в лишениях патриарх и холод ночной перенёс, всякий день ухищряясь в прибытке[2], пася стадо, труждаясь и работая, да две жены сочетает. (Быт.31:7–40)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Жены́ две разумей, душа, — деяние и разумение в созерцании: Лию — деяние как многочадную, Рахиль же — разумение как многотрудную, ибо без трудов ни деяние, ни созерцание не совершатся.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троичен:

Нераздельным по существу, неслитным по Лицам богослóвлю Тебя, Трóическое Единое Божество, соцарственное и сопрестольное, возглашаю Тебе песнь великую, в вышних троекратно песнословимую.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен:

И рождаешь, и девствуешь, и пребываешь вместе с естеством Дева: Рождённый Тобою обновляет законы естества, утроба же рождает неискусомужная; там, где хочет Бог, побеждается естества чин: ибо творит, что хочет.

Песнь 5-я

Ирмос:

От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

В ночи́ жизнь мою проходил постоянно, ибо тьмой и глубокой мглой была для меня ночь греха, но как сына дня, Спаситель, покажи меня. (Еф. 5:8)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Рувиму подражая, содеял я, окаянный, беззаконное и преступное дело пред Богом Всевышним, осквернив ложе моё, как отчее он. (Быт. 35:22; 49:4)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Исповедаюсь тебе, Христе Царю; согрешил я, согрешил, как прежде братья, продавшие Иосифа — плод чистоты и целомудрия. (Быт. 37:28)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Сродниками связана была праведная душа, возлюбленный продан в рабство, прообразуя Господа, ты же, душа, сама всю себя продала твоим порокам.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Подражай праведному Иосифу и его целомудренному нраву, несчастная и непотребная душа, не оскверняйся безрассудными стремлениями, всегда беззаконнуя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Иосиф, хотя и был некогда в рове, Владыка Господи, но как прообраз Твоего погребения и воскресения; а я когда что подобное Тебе принесу? (Быт. 37:20–24)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троичен:

Тебя, Троицу, славим, Единого Бога: Свят, Свят, Свят Ты, Отец, Сын и Дух, Прóстое Существо, Еди́ница, всегда поклоняемая.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен:

Из Тебя облечён в мой состав, непорочная, безмужная Матерь-Дева, Бог, создавший веки, и соединил с Собою человеческое естество.

Песнь 6-я

Ирмос:

Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Слёзы чистые очей моих и воздыхания из глубины сердца приношу Тебе, о Спаситель, взывая: Боже, согрешил я Тебе, очисти меня.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон; но воззови из глубины преисподней: «Пощади!» — да пропасть земная тебя не покроет. (Чис. 16:32)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Как телица рассвирепев, уподобилась ты, душа, Ефрему; как серна от сетей, спасай жизнь, окрылив ум деянием и созерцанием. (Ос. 10:11; Иер. 31:18)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Моисеева рука да уверит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокажённое житие, и не отчаивайся, хотя ты и прокажена. (Исх. 4:6–7)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троичен:

«Троица есмь прóстая, нераздельная, раздельная в Лицах и Еди́ница, естеством соединённая», — Отец вещает, и Сын, и Божественный Дух.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.:

Богородичен:

Утроба Твоя Бога нам родила, принявшего образ наш; Его, как Создателя всех, моли, Богородица, да молитвами Твоими оправдаемся.

Кондак, глас 6-й:

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде Сый и вся исполняяй.

Песнь 7-я

Ирмос:

Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам, но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Согрешил я, беззаконновал и отверг заповедь Твою, ибо во грехах рождён и к язвам приложил ещё раны себе, но Сам меня помилуй, как Милосердный, отцев Боже.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Тайны сердца моего открыл я Тебе, Судии моему; виждь смирение моё, виждь и скорбь мою, и внемли суду моему ныне, и Сам помилуй меня, как Милосердный, отцев Боже. (Пс. 24:18; 37:19; 34:23)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Саул в древности, когда потерял ослиц отца своего, внезапно получил на царство провозглашение, но ты храни себя, душа, и не забывайся, скотские вожделения свои предпочитая более Царства Христова. (1 Цар. 9:15–17)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Давид богоотец, хотя некогда и согрешил сугубо, быв устрелён стрелою прелюбодейства и пленён копьём желания убийства; но ты, душа моя, сама страдаешь тягчайшими сих дел недугами — своевольными стремлениями. (2 Цар. 11:4-17)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Присовокупил некогда Давид беззаконие к беззаконию, со убийством соединив прелюбодеяние, покаяние же сугубое показал тотчас; но ты, душа, бóльшие совершив грехи, не покаялась Богу. (2 Цар. 12:13)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Давид некогда, изобразив, как на иконе, составил песнь, которой обличает содеянное им, взывая: «Помилуй меня, ибо согрешил я пред Тобою единым, Богом всех; Сам очисти меня». (Пс. 50)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Троичен:

Троица Прóстая, Нераздельная, Единосущная, Еди́ница Святая, Свéты и Свет, Святые Три и Единое Святое поётся Бог Троица, но ты, душа, воспой, прославь Жизнь и Жизни, всех Бога.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен:

Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Единого от нераздельной Троицы родила Ты, Сына и Бога, и отверзла нам, сущим на земле, селения Небесные.

Песнь 8-я

Ирмос:

Егоже воинства небесная славят и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Согрешившего меня, о Спаситель, помилуй, воздвигни мой ум к обращению, прими меня кающегося, умилосердись к взывающему: согрешил Тебе — спаси, беззаконовал — помилуй меня.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Колесничник Илия, восшед на колесницу добродетелей, на небеса вознёсся некогда превыше земного; итак, потому о его восходе, душа моя, помышляй. (4 Цар. 2:11)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Елисей некогда, приняв милоть Илии, принял сугубую благодать от Господа; ты же, душа моя, не получила сей благодати за невоздержание. (4 Цар. 2:9)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Поток Иордана некогда милотью Илиинóй Елисей разделил на две стороны; ты же, душа моя, не получила сей благодати за невоздержание. (4 Цар. 2:14)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Соманитянка некогда праведника угостила с добрым усердием; ты же, о душа, не ввела в дом свой ни странника, ни путника; потому будешь извержена вон из брачного чертога в рыданиях. (4 Цар. 4:8; Мф.22:13)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Гиези́еву скверному нраву подражала ты, злосчастная душа; его всегдашнее сребролюбие отложи хотя на старости, избегай геенского огня, отступи от злых дел твоих. (4 Цар.5:20)

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • В понедельник первой седмицы Великого поста на повечерии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Великий канон на русском языке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В старой Триоди: «на садовную красоту», в Триоди 1915 г.: «на красоту древа». У МН: «на красоту сада», что буквально соответствует тексту старой Триоди. Однако же неслучайно в редакции 1915 г. уточняется «древа», иначе искажается смысл: грехопадение произошло от вкушения конкретного древа, а не вообще сада. «Древа в саду» хорошее уточнение (встречается во многих переводах), так как если оставить просто «древа», то возникнут другие недолжные ассоциации. К тому же остается упоминание сада, отсылающее к старой Триоди.

2

В переводе МН «ежедневно укрываясь», что неточно. В старой Триоди: «на всяк день снабдения творя»; в Триоди 1915 г.: «на всяк день ухищрения творя». Такому пониманию следует большинство современных переводов, а именно, что Иаков ежедневно увеличивал прибыток, или прибыль, т. е. приумножал стадо.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я