Исправлено: *Рюгён → рентген
Имя человека есть не только простой звук, оно обладает воздействием на строй нашей души и соединяет нас со святыми, в честь которых мы названы. Ценность книги «Святая Мария» в том, что здесь собраны воедино жизнеописания святых жен, угодивших Богу с именем Мария, а также сведения о храмах, обителях и лечебницах им посвященных и молитвословия, составленные в их честь. Жития подвижниц Божиих могут быть полезны всем ищущим спасения. Это – образцы, по которым возможно проверять свою жизнь и учиться добродетели и благочестию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святая Мария предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Святые Марии первых веков христианства
Жены-мироносицы
Пример безоглядной любви и верности
Священное Писание являет нам многочисленные примеры самых разных добродетелей, один из которых, служение Христу жен-мироносиц, есть пример безоглядной любви и верности. При жизни Христа эти женщины были помощницами апостолов и служили своему Учителю. А после смерти Спасителя были удостоены чести стать первыми благовестниками Воскресения Христова. За что им такая честь?
Спросим себя, почему не ученики оказались первыми в Пасхальное утро у Гроба Господня, не они (кроме апостола Иоанна) следовали за Ним на Голгофу и стояли у Креста до самой Его смерти? Почему ближайшие ученики, которых Он любил, как братьев, разбежались при Его пленении? А потому, что ни убеждения, ни трезвый расчет, ни уверенность в своих силах не могут пересилить страх смерти и позора.
Ученики ходили с Господом по Палестине, спорили о старшинстве, ожидали воцарения Иисуса на престоле Давида, думали и о том, кто сядет по правую и левую руку Его. Женам же, следовавшим за Иисусом, все это было ненужно. Они служили Учителю своей заботой и любовью. Их «иррациональные» чувства оказались сильнее в минуты испытания.
Петр трижды отрекся от Того, Кому накануне клялся в любви, а юный Марк бежал, завернувшись в покрывало. Евангелие умалчивает о том, что рассеялись в ночи и остальные. Когда народ злословил Иисуса, а первосвященники насмехались над Ним, только Матерь Его с апостолом Иоанном стояли у Креста. И женщины-мироносицы стояли и плакали…
Им сказал Господь Свои последние слова утешения. Назовем их имена:
Мария, из города Магдалы, из которой Господь изгнал семь бесов; еще одна Мария, знатная женщина; Саломия, мать апостолов Иоанна и Иакова Зеведеевых; Мария Клеопова, жена Клеопы, брата Иосифа Обручника; Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Марфа и Мария — сестры воскрешенного Лазаря; Мария Иосиева — мать Иосии и Иакова Алфеева. Апостол Лука называет и других жен-мироносиц, упоминает и Сусанну (см.: Лк. 8, 1–3). Христос не выбирал их и не звал их следовать за Собой, как апостолов, — они сами пошли за Ним, как за Спасителем, несмотря на Его видимую бедность и враждебность к Нему первосвященников и народных наставников.
Жены-мироносицы оставались с Сыном Божиим на Голгофе до самого конца, а когда Христос испустил дух, поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро. Не подавленные горем и испуганные ученики, а жены-мироносицы смотрели, где полагали Тело Иисусово во Гроб. И за эту преданность Господу до конца, за свое усердие, за решимость, воздаяние Ему почестей (а для этого надо было преодолеть страх) при погребении, за свою непоколебимую веру эти святые жены первыми получили удостоверение о Воскресении и были первыми проповедницами его.
Женам-мироносицам возвестил Ангел о Воскресении Христовом. Ученики же узнали о нем из их уст и… не поверили. Апостолы Иоанн и Петр, из двенадцати учеников Господа, поспешили ко Гробу. Мы не знаем, что испытал там Петр, но Иоанн написал о себе, что заглянул в пещеру, увидел лежащие пелены и уверовал. В числе жен-мироносиц в то утро у Гроба Господня была и Пресвятая Дева Мария. Святитель Григорий Палама, десять лет проживший затворником в пещере и сподобившийся откровений Божиих, писал: «Когда Иосиф и Никодим попросили и приняли от Пилата Владычнее Тело, и сняли с Креста и, обвив намащенными ароматами плащаницу, положили в каменном Гробе… то, согласно евангелисту Марку, при этом присутствовали, созерцая это, Мария Магдалина и другая Мария, сидя прямо против Гроба. Чрез изречение “и другая Мария” — он обозначил, конечно, Богородицу». — Когда на горизонте едва появился свет утренней зари, первая из всех пришла ко Гробу Сына и Бога Богородица, сопровождаемая Марией Магдалиной. «Этому мы научаемся… — писал святитель Григорий, — от евангелиста Матфея: “прииде”, говорит, “Мария Магдалина и другая Мария видети Гроб. И се трус был велий: Ангел бо Господень… приступль отвали камень от двери Гроба”», и бежала от страха охранявшая Гроб стража. Ради Нее, первой из мироносиц, был открыт Гроб, ради Нее послан Ангел, «чтобы он (т. е. Гроб) воссиял как молния… пока еще было темно, благодаря обильному свету Ангела, Она увидела не только пустой Гроб, но и плащаницы, положенные в порядке и многообразно свидетельствующие о Воскресении Погребенного».
Сопровождавшая Богородицу Мария Магдалина не разглядела пелен, и, придя к Петру и Иоанну, сказала: Взяша Господа от Гроба, и не вем, где положиша Его (Ин. 20, 2). Господь явится Ей отдельно, утешая, повелевая не прикасаться к Нему. После пришли другие женщины и увидели отваленный камень, и услышали Ангелов, и бежали, обрадованные, к апостолам, чтобы весть о Воскресении Сына Божия разошлась по свету и стала главной новостью человеческой истории на века.
По примеру жен-мироносиц многие христианские женщины впоследствии служили Христу и Святой Церкви, забыв свое знатное происхождение, земную славу, на свои средства строили храмы и монастыри, с великим мужеством и терпением распространяли учение Христово, предпочитая смерть отречению от Него. Святая Церковь Христова чтит память жен-мироносиц, вспоминая об их подвигах, редкой самоотверженности, несравненной преданности Христу, дабы наполнить сердца верующих той же любовью.
Равноапостольная Мария Магдалина
Мария Магдалина одна из самых почитаемых святых, ее имя навеки вошло в Евангельскую историю. Особо прославившаяся в Церкви пламенной и самоотверженной любовью ко Господу Иисусу Христу, Мария была родом из небольшого, богатого города Магд алы, который находился в Галилее, на берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой. По происхождению из Магдалы святую Марию и называют Магдалиной, чтобы отличить ее от других благочестивых жен, упоминаемых в Новом Завете с именем Мария. В Евангелие говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов, и с момента исцеления Мария стала верной ученицей Спасителя.
Святая Мария Магдалина была галилеянкой, а Галилея резко отличалась от Иудеи как природой, так и характером населения. Это была страна, небольшая по территории, но очень многолюдная по населению, в состав которой входили не только иудеи, но и финикияне, аравийцы и даже египтяне. Отличное плодородие этой страны всегда привлекало многочисленных переселенцев, которые составили один народ с местным населением. Господствующая вера была иудейская, хотя много там было и язычников, почему она и называлась «Галилеей язык». Все это было причиной, с одной стороны, большого религиозного невежества галилеян, с другой стороны, и большей их свободы от религиозных предрассудков иудеев, в частности, относительно учения о Мессии. Галилеяне оказались более восприимчивыми к проповеди Спасителя, чем гордые иудеи. Галилея стала родиной и колыбелью христианства: все апостолы, кроме Иуды-предателя, были галилеяне; большинство последователей Христовых были из Галилеи; Сам Спаситель с младенчества рос, воспитывался и затем много проповедовал в Галилее.
Иудею внутренне опустошили гордость и тщеславие фарисеев и саддукеев. Галилеяне же были пылки, отзывчивы, порывисты, благодарны, честны, храбры, откровенны и трудолюбивы; они с радостью слушали поучения о вере и Божественном Законе. Мария Магдалина, исцеленная Христом Спасителем, проявила в своей жизни много прекрасных свойств галилеян, которые стали первыми христианами.
Относительно первой части жизни святой Марии Магдалины известно только то, что она болела тяжелым, неизлечимым недугом, была по евангельским словам одержима семью бесами (ср.: Лк. 8, 2). Причина и обстоятельства ее несчастья — неизвестны, но святое Евангелие и отцы Церкви учат, что такие тяжкие страдания Промысл Божий допускает для того, чтобы «явились дела Божии», то есть для славы Божией, и для духовного просвещения и спасения самой Марии Магдалины. Ведь если бы она не страдала так тяжко и неизлечимо, то могла бы или остаться в стороне от Христа, или же относиться к Его чудесам с любопытством и удивлением, но без живой веры, и тогда не возвысилась бы до той степени любви ко Господу, за которую была утешена явлением Воскресшего Христа прежде Его ближайших учеников. Но Мария Магдалина, слыша о великом Чудотворце, Который проходил по ее родной Галилее, поспешила к Нему, прося исцеления, и по вере своей получила просимое: мучительная сила злых духов оставила ее, и благодарная галилеянка посвятила себя на служение Иисусу Христу. С тех пор она всюду следовала за Ним, слушая Его Божественные наставления.
Мария Магдалина была с Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами — Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (см.: Лк. 8, 1–3). Ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их (см.: Лк. 23, 26–31). Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.
Более всего сведений о ней в Евангелиях содержится при описании страданий Христа, когда проявилась ее верность и преданность Божественному Учителю. Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову (см.: Мф. 27, 55–56; Мк. 15, 40–41; Лк. 23, 49; Ин. 19, 35).
Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа (см.: Мф. 27, 57–61). На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное Тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни.
Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребывала весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником Пасхи. Но все же перед наступлением дня покоя женщины успели запасти благовония, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его Тело погребальными ароматами.
Можно предположить, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к Гробнице не совместно, а каждая из своего дома.
Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко Гробу на рассвете (Мф. 28, 1) или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца (Мк. 16, 2). Евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко Гробу настолько рано, что было еще темно (Ин. 20, 1). Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало Тело Господа.
Итак, Мария пришла ко Гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа — Петр и Иоанн. Апостолы немедленно пошли ко Гробу. Петр вошел первый и вышел изумленным, а Иоанн, увидя аккуратно сложенные пелены и лежащий отдельно головной плат, уверовал, что Христос воскрес. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в пещеру и плакала. Желая убедиться, что Гроб действительно пуст, она подошла к нему — и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено Тело Иисусово. Услышав вопрос: Жена! Что ты плачешь? — она ответила: Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около Гроба, но не узнала Его.
Он спросил Марию: Жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? Она же, думая, что видит садовника, отвечала: Господин! Если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его.
Но в этот момент Иисус Христос назвал ее по имени, и она услышала голос Господа, голос, который был знаком ей с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала и в те дни, когда вместе с другими женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где Он проповедовал. Мария узнала Его и радостно воскликнула: Раввуни! — что значит Учитель.
Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение к великому Учителю — все слилось в этом возгласе. Она упала к ногам Спасителя, желая, может быть убедиться, что действительно видит Христа, а не призрак. Но Господь сказал ей: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 1–17). «Верь не осязанию своему, а слову Моему», — как бы сказал Спаситель, — «оставь Меня, ибо тебе нельзя быть со Мной неотлучно, не удерживай Меня и себя, а иди и проповедуй Мое воскресение».
Она снова побежала к апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении апостолы, и возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.
Мария Магдалина идет и возвещает ученикам Христовым о явлении ей Спасителя, она утешает их скорбь дивными словами: «Христос воскрес!» Как первая, посланная от Самого Господа благовестница Христова Воскресения, Мария Магдалина именуется Церковью «равноапостольной».
Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам. И из этого малого семени — преданной горсточки учеников и учениц Христовых — выросло огромное древо Христовой Церкви, и по всей земле были пронесены торжественные слова благовестия Марии Магдалины: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина самоотверженно исполнила первую и самую главную заповедь Христа Спасителя — возлюбила Господа всем сердцем своим, всей душою своей, всем разумением своим и всей крепостью своей, и в этом она служит образцом истинной любви каждого христианина к Богу Спасителю нашему.
Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по Воскресении Христовом, но если в страшные минуты распятия Христа она находилась у подножия Его Креста с Пречистой Девой Марией и Иоанном, то несомненно, она пребывала с ними и все время по Воскресении и Вознесении Господа. Так, святой Лука в книге Деяний Апостольских пишет, что все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его (Деян. 1, 14).
Священное Предание говорит, что когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: «Я видела Господа». С этой проповедью она обошла всю Италию.
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14–37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос воскрес!» Император Тиверий был знаком с восточным обычаем преподносить в праздники или в знак почтения дары с символическим значением, но его удивило неслыханное приветствие. Пробудив любопытство императора, Мария Магдалина рассказала ему о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный перед Богом и всеми людьми и казнен по наветам иудейских первосвященников, а приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.
Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира, а яйцо стало символом Воскресения Христова, общего воскресения мертвых и нашего возрождения в жизнь вечную.
В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорил братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (см.: Рим. 16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, много трудилась для нас. Вместе с апостолами Мария Магдалина беззаветно служила Церкви и, подвергаясь опасностям, разделяла с апостолами труды проповедничества. По Церковному Преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.
Затем святая Мария отправилась в Эфес (Малая Азия), где на ниве Божией трудился Иоанн Богослов, здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну в его проповеди. С ее слов в Эфесе была написана апостолом 20 — я глава Евангелия от Иоанна. Там же она преставилась и была погребена. Святитель Димитрий Ростовский сообщает, что она «положена бысть у вертепнаго входа, в коем вертепе послежде святи седмь отроцы уснуша». Игумен Даниил, путешествовавший из Киевской Руси во Святую Землю в начале XII века посетил также и Эфес. Он пишет: «И ту есть близь пещера идеже лежат телеса 7-ми отроков <…> и гроб Магдалыни Марьи и глава ея». В IX веке при императоре Льве VI Философе (886–912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в столицу Византийской империи — Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. А неизвестный русский путешественник, посетивший Константинополь в конце XIII — начале XIV века, то есть уже после падения Латинской империи, так описывает святыни в обители праведного Лазаря: «Лазарь святый друг Божий в правом столпе запечатан, а сестра его Марфа по левой руце туто лежит; туто ж <…> в левом столпе Марья Магдалыни замурована». Последующие путешественники, посещавшие этот монастырь, о мощах святой Марии Магдалины ничего не говорят. В эпоху крестовых походов мощи благовестницы Христовой были увезены в Рим и положены под алтарем храма Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216–1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть мощей святой находится во Франции, близ Марселя, где воздвигнут великолепный храм, ей посвященный. Частицы святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются святыне.
Церковь причислила Марию Магдалину к лику равноапостольных святых. Православная Церковь свято чтит память святой мироносицы, которая, будучи призвана Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, показала пример всецелого обращения, начала новую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Она возлюбила Господа и оставалась при Нем как в чести, так и в бесчестии. Поэтому, зная ее верность, Он именно ей первой явился, восстав от Гроба, и именно ее сподобил быть первой проповедницей Своего Воскресения.
Память святой равноапостольной Марии Магдалины отмечается дважды: в Неделю третью по Пасхе, когда совершается память святых жен-мироносиц и 22 июля/4 августа.
Память святой равноапостольной Марии Магдалины отмечается как в Православной Церкви, так и в Римско-Католической, равно как и Англиканской.
Владыка Сергий (Спасский) отмечает имеющиеся в западной патристической историографии мнения о тождестве Марии Магдалины и грешницы, омывшей своими слезами стопы Христа Спасителя в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7, 38), а также о тождестве Марии Магдалины и Марии, сестры праведного Лазаря. Восточные же отцы чаще различают их. Это весьма важное различие в почитании святой мироносицы, так как за этим стоит разное осмысление ее жизненного пути и подвига. Западная традиция считает, что равноапостольная Мария Магдалина после своей проповеди в Риме подвизалась на юге Франции в Провансе и вместе с ней проповедовали Евангелие праведные Марфа, Лазарь и святой Максимин. Поэтому святая Мария Магдалина почитается как просветительница Марселя, обратившая его жителей в христианство. Пещера, сохранившаяся в местечке Ла Сент Бом, где, как считается, уединялась святая мироносица, стала в последующее время местом благочестивого паломничества и поклонения.
В храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Сент Максимин в центре северного нефа базилики находится вход в крипту, где были обретены мощи ученицы Христовой в 1279 году. Было обнаружено, что из уст праведницы произрастал побег растения. Богословская мысль объяснила это как свидетельство о ее особой миссии: она — «Апостол апостолов», так как именно она возвестила святым апостолам благую весть о Воскресении Христа Спасителя. Инициатором обретения святых мощей ученицы Христовой был принц Карл II Анжуйский (†1309), наследный граф Прованса. С этого времени Мария Магдалина становится покровительницей Анжуйской династии и Прованса, и ее почитание приобретает особый, имперский характер. Над ее мощами была воздвигнута базилика. В день ее памяти — 22 июля по григорианскому календарю — совершаются городские торжества.
Важно отметить мнение одного западного исследователя, который «пришел к выводу, что культ Марии Магдалины возник в Провансе не ранее середины одиннадцатого столетия», совершение Богослужений ей началось на Западе «только в одиннадцатом или двенадцатом веке». На латинском языке стали затем создаваться жития святой равноапостольной Марии Магдалины: отшельническая редакция, апостольская редакция, затем обе редакции были соединены вместе. Позднее ее житие вошло в состав западных агиографических и гомилетических сборников. Сподвижники и продолжатели трудов Иоанна Кассиана Римлянина содействовали распространению почитания святой равноапостольной Марии Магдалины в Европе.
Поскольку на Западе мироносицу отождествляли с грешницей, омывшей слезами стопы Спасителю, а семь мучивших ее бесов, которых изгнал затем Христос, воспринимались «как расплата за грехи», то в проповедях западного духовенства святая равноапостольная Мария Магдалина прославлялась как образец истинного покаяния. Восточная же традиция считает, что это были две разных женщины и на Марии Магдалине явились дела Божии (Ин. 9, 3). «Мария Магдалина была одержима бесами не по причине грехов ее или родителей ее, а Провидение Божие допустило это для того, чтобы Господь Иисус Христос явил дело Славы Божией, явил великое чудо исцеления Марии Магдалины, просветление ее ума, привлечение ее к вере во Христа Спасителя и к вечному спасению». Ее почитание на Западе было многогранным. «Проявление Марией Магдалиной заботы о Христе вдохновило верующих на добрые — от ее имени — дела». Поэтому в средневековье появляются странноприимные дома, находившиеся «под покровительством Марии Магдалины», а также больницы, лепрозории. В честь мироносицы основывались монастыри, причем «монастыри имени Марии Магдалины по своей численности уступали только названным в честь Девы Марии, что свидетельствует о большом почитании этой святой». Она является также покровительницей ремесленников различных специальностей.
На Руси Мария Магдалина начинает почитаться с принятием христианства. Значительна иконография последовательницы Христа. Ее изображение встречается на иконах Страстного цикла: среди предстоящих у распятия Спасителя, Снятия со Креста, Положения во Гроб, Не рыдай Мене Мати, а также в лике жен-мироносиц и др. На иконе XVII века святая держит в «правой руке — белый крест, в левой — золотой с чернью и цветными камнями алавастр». Написание святой Марии Магдалины на иконах избранных святых позволяет говорить, что ее имя носили Мария Годунова, супруга первого выборного на Руси царя Бориса Годунова, и Мария Долгорукова, первая супруга царя Михаила из династии Романовых. Строительство православных храмов также могло носить тезоименитый характер. До наших дней, например, сохранилась церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины в немецком Веймаре, построенная по завещанию дочери Павла I Марии Павловны (†1859), великой герцогини Саксен-Веймарской. Проповедники XIX века в конце проповедей в день памяти равноапостольной Марии Магдалины говорили об именинницах-государынях.
При жизни Божественного Учителя Мария Магдалина отличалась верностью и преданностью Ему. Последовавшие позднее перенесения мощей святой мироносицы способствовали распространению ее почитания в мире. Ныне ей возносят молитвы в разных странах и в разных Церквах. Ее имя и подвиги свидетельствуют о воскресшем Христе Спасителе. В Синаксаре в Неделю святых жен-мироносиц говорится: «Магдалина же и яко оградника мнящи, Того о Самом вопрошаше. Многи убо быша мироносицы, но Евангелиста о нарочитых точию сотворше поминание, другие оставша. Бяху же сия первая всех Магдалина Мариа, из неяже и демонов седьм изгна, яже и по Христове вознесении в Рим пришедши, яко словом новым, смерти Пилата и архиереа предает, яже о Спасе Христе Тиверию кесарю возвестивши. Последи же во Эфесе умирает, и от Богослова Иоанна погребается; от Премудраго же Льва в Константин град приносится». Один из проповедников говорит: «Какой величественный образ благодарной любви к Господу представляет собою святая равноапостольная Мария Магдалина! И ты, душа христианская, подобно ей должна быть проникнута таким же крепким и неизменным чувством к Господу Иисусу. Силою искупительных заслуг Его и ты в Таинстве Крещения освобождена, подобно Магдалине, от власти духов лукавых, нечистых, гнездящихся в тебе и со времени греха прародительского имеющих доступ к человекам».
В жизни и подвигах равноапостольной Марии Магдалины христиане находят множество душеспасительных примеров для подражания. Ее жизнь и поступки заставляют многих задуматься о самих себе.
Святая Мария, пребывая в тяжком недуге, просила помощи у Господа и получила от Него чудесное исцеление. Будем же и мы молитвенно прибегать к Нему во всех нуждах и непременно получим благовременную помощь.
В благодарность за великое благодеяние Мария совершенно посвятила себя на служение Господу. Будем же и мы верными Его рабами и посвятим свою жизнь Тому, кто даровал нам ее.
Святая Мария повсюду следовала за Господом и была усерднейшей Его ученицей. Будем же и мы неуклонно идти по следам Его (1 Пет. 2, 21), усердно внимать слову Его в храмах и домах, тщательно исполнять Его заповеди.
Мария помогала Господу имением и трудами своих рук. И мы можем делать то же, помогая Церкви и нашим ближним.
Мария Магдалина сопровождала Христа на Голгофу, взирала на Его страдания и как бы распиналась с Ним от скорби. Будем же и мы как можно чаще представлять себя у подножия Креста Христова и размышлять о том, что претерпел Сын Божий за грехи человеческие, оплакивая свои грехи и страшась вновь распинать ими Господа.
Святая Мария приходила ко Спасителю с благовониями, а не найдя Его во Гробе, усердно искала повсюду, пока не удостоилась узреть Его по Воскресении. Будем же и мы прибегать ко Господу с духовным фимиамом — святыми молитвами, искать Его мысленно повсюду: и в храмах, и в видимой природе, и в собственном сердце. И тогда мы сможем еще на земле иметь таинственное общение со… Христом (ср.: 1 Ин. 1, 3), а некогда узреть Его на Небесах.
Мария Магдалина открыто исповедовала себя ученицей Христовой, усердно защищала и проповедовала Его учение. Будем и мы поступать подобным образом. Не станем стыдиться показывать себя всегда и во всем истинными учениками Спасителя, не будем страшиться укоров и насмешек, но будем стараться распространять благочестие, внушать его своим детям, друзьям и знакомым. И за это получим великое воздаяние, ведь кто исполнит волю Божию и других научит творить ее, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5,19).
О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7, 36–50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: Вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 7, 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (см.: Лк. 8) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием (из которой вышли семь бесов), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.
Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей — Сирус и Евхария и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю — часть Иерусалима, а Марфе — Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (современный Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала Небесную пищу. Там она провела 30 лет. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее Причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. В качестве источника этой части Иаков представляет нам “какой-то трактат” Иосифа Флавия и “книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).
Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской (ок. 522). Это соединение двух личностей — святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, — из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из жития преподобной Марии Египетской, — «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477–1576), Эль Греко (1541–1614), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), Гвидо Рени (1575–1642), Орацио Джентилески (1563–1639), Симон Вуэ (1590–1649), Хосе де Рибера (1591–1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593–1652), Франческо Хайес (1791–1882); скульпторов Педро де Мена (1628–1688), Антонио Канова (1757–1822) и других.
Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается Евангельских свидетельств и достоверного церковного Предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к Римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас (Рим. 16, 6).
По просьбе Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II священная обитель Симонопетра (Святая Гора Афон), пожелав искренне содействовать духовному возрождению Русской Православной Церкви и ведая великое благоговение российского народа к мощам святых и величайшую любовь к саду Божией Матери — Святой Горе Афон — приняла решение торжественно доставить в Россию честные мощи святой Марии Магдалины, святого мученика Кирика и частицу Животворящего Креста Господня, дабы оказано было святыням сим достойное поклонение.
Этим решением монастырь также пожелал выразить благодарность благочестивому русскому народу, ибо благодаря его благородному содействию более столетия назад оказалось возможным восстановить монастырь после разрушительного пожара 1891 года.
Прибытие мощей в Россию 2 октября 2006 года осуществлено решением Внеочередного собрания Священного Кинота, то есть собрания с участием представителей всех монастырей Святой Горы Афон, и по благословению Его Святейшества Константинопольского и Вселенского Патриарха Варфоломея.
Письменное заверение о мерах безопасности при нахождении святынь на территории России было дано властями государства Российского в лице Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Георгия Сергеевича Полтавченко.
Священный монастырь Симонопетра, называемый «Новым Вифлеемом», ибо посвящен памяти Рождества Христова, был основан в 1257 году преподобным Симоном Мироточивым. Ктитором и строителем монастыря стал в середине XIV века благочестивейший царь Сербский Иоанн Углеша, а одним из духовных попечителей, начиная с 1762 года, явился возобновитель исихастского монашества в краях валашских и славянских преподобный Паисий Величковский.
Честнейшие мощи святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины почтили обитель своим присутствием после падениия Константинополя, престольного града Священной Византии (1455), куда они были перенесены в 890 году благочестивейшим императором Львом Мудрым.
Первое упоминание о пребывании честной длани мироносицы в обители Симонопетра относится к 1644 году. Явила длань сия реки чудес, духовные потоки благодати, оросившие скалу Симона. Святая Магдалина была поименована второй, после святого Мировлита (Мироточца), Небесной ктиториссой[1] обители Симонопетра. Благочестивый взор паломника непременно отметит в монастыре икону, которая написана в 1730 году. На ней изображены преподобный Симон Мироточивый и равноапостольная Мария Магдалина, поддерживающие на руках обитель нашу.
В 1747 году левая длань Марии Магдалины, сокровище Симонопетра, была похищена пиратами и доставлена ими на остров Кефаллонию. Позднее попала в Ливию, и ее, как многоценное сокровище, пришлось выкупать. Большую поддержку монастырю Симонопетра тогда оказала греческая община Венеции.
В конце 1888 года игумен обители Симонопетра архимандрит Неофит привез источающие благодать мощи в Россию. Посольство монастыря отправилось по городам Российской империи, перевозя с собой часть Честного Креста, длань святой мироносицы и частицы мощей святой Богородительницы Анны и святого великомученика Пантелеймона, вложенные в серебряный ковчежец. 10 декабря 1888 года пароход прибыл в Одессу, а 30 декабря мощи поездом через Киев и Москву прибыли в Санкт-Петербург. В столице Российской империи они были выставлены на поклонение сначала в Казанском, а затем в Исаакиевском соборах.
Пасхальную седмицу мощи встретили во граде Владимире, а затем отправились на три месяца в Нижний Новгород, после чего со множеством молебнов проследовали в Казань, Симбирск и Самару.
30 января 1890 года архимандрит Неофит получил разрешение Священнейшего Правительствующего Синода Российской Православной Церкви вновь обойти с мощами города Центральной России и Поволжья. Мощи снова побывали во Владимире, Нижнем Новгороде, Казани и достигли Астрахани.
28 мая 1891 года они прибыли в Ростов-на-Дону, а затем — в Одессу, где находились до 7 июля, а 19 июля вернулись в Санкт-Петербург. Братия монастыря Симонопетра получили разрешение совершать поездки со святыми мощами в течение еще одного года ради сбора средств на восстановление священной обители Симонопетра после пожара.
На этот раз мощи были выставлены для поклонения в соборах престольного града Санкт-Петербурга, а в начале февраля прибыли в Кронштадт, где великий светильник Церкви Российской святой и праведный Иоанн Кронштадтский служил молебны перед нетленной дланью любимой ученицы Христа и пожертвовал немалую сумму на восстановление монастыря Симона Мироточивого.
Затем святые мощи прибыли в Москву и по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия были поставлены для поклонениия на три недели в святом Храме Христа Спасителя. Святыни побывали в Серпухове, Ярославле, Костроме и наконец в Вологде.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святая Мария предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других