Бешеная собака искусства

Светлана Сергеевна Волошина-Андрийчук, 2021

Книга «Бешеная собака искусства» посвящена возникшему в начале ХХ века творческому методу абстракции. В книге увлекательно рассказывается о главных положениях теории В.В. Кандинского, основоположника абстракционизма, а также приводятся примеры творческого прочтения абстрактных картин известного современного художника-абстракциониста Искана Ильязова. Внимание книги собрано вокруг новой по драматургической форме биографическо-философской пьесы. Сборник включает материалы драматургии, живописи, эссе. Книга предназначена для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бешеная собака искусства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ:

Драматургия (пьеса) — «БЕШЕНАЯ СОБАКА ИСКУССТВА»

Живопись (картины) — АБСТРАКТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Эссе (художественная критика) — «НЕУМОЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЭССЕ»

«В ИСКУССТВЕ НАДО БЫТЬ И СВЯТЫМ, И БЕШЕНОЙ СОБАКОЙ»

Эмиль Антуан Бурдель

Неумозаключительное эссе

Фантазия на тему абстракционизма Николая Прокофьева

(вступительное и заключительное слово в сборнике)

Поэт и писатель Н. Прокофьев

ПРОКОФЬЕВ Николай Сергеевич

Литературный работник, редактор.

Автор поэтических сборников, песенных текстов, произведений прозы и драматургии.

Член Союза писателей России.

Сотрудник Издательства «ЭКСМО».

Вступительное слово

Неумозаключительное Эссе (Часть 1)

Коллаж «Детские СНЫ под ЗОНТОМ Оле-Лукойе» (по композициям ИСКАНА)

Искания Искана

Много ли нужно человеку для счастья? А художнику? Вопросы, на первый взгляд, риторические. Ответить на них либо невозможно, либо делать это нужно с очень глубоким знанием дела, то есть, при близком знакомстве с самим человеком, художником.

Однако, есть один очень верный способ познать глубину удовлетворения художника самим собой, что, на мой взгляд, и есть определение счастья, во всяком случае, счастья творца. Ведь чем ближе задумка и конечный результат, тем точнее и желаннее цель творческого поиска, а, значит, тем выше удовлетворение конечным произведением. И вот оно — счастье. Пусть даже временное, пусть только до следующего акта созидания.

Что же это значит? А то, что практически все о художнике могут сказать его картины. Без привлечения его самого, что называется, с полной чистотой эксперимента. Абстрагируясь от ученых трактатов высоколобых специалистов — критиков и искусствоведов, не взирая на прессу и пересуды в кулуарах. Без всяких pro и contra. Не верите? Что ж, предлагаю убедиться в правоте моих суждений, заглянув на самый настоящий вернисаж художника-абстракциониста Искандера Ильязова.

Широко известный в России и за рубежом, Искандер был и остается певцом чистого искусства. Даже несмотря на то, что избрал для себя не самый популярный его вид — цветовую абстракцию. Мы не знаем, как долго он шел к этому выбору, но то, что выбор этот был правильным, вполне очевидно, ибо то, что мы видим в его работах, не просто привлекает внимание, как нечто заманчивое и необычное, эти картины заставляют задумываться и даже сопереживать. А это значит, что искания Искана продвигались по верному пути.

Хотя почему «продвигались»? Почему в прошедшем времени? Настоящий художник не перестает искать себя всю жизнь. Просто изначально он четко определяет для себя возможные границы, берега, которые в одном случае дают ему возможность пристать и перевести дух, в другом — служат очевидным ориентиром в широком пространстве современного искусства.

Так что же такое «счастье» применительно к творчеству Искана? Только ли его бесконечные искания (не отсюда ли такой звучный псевдоним самого художника?), что можно сказать, глядя на его в хорошем смысле художества? Даже чисто интуитивное восприятие непосвященного зрителя говорит о том, что перед ним что-то весьма значительно. Но что? И как определить степень этой непостижимости? Точного ответа нет и не будет. Видимо, все дело здесь во внутреннем человеческом коде, некоем пароле, соединяющем мир Вселенной и внутренний мир самого человека. Зритель видит и понимает, а высшие силы, как могут, трактуют для него увиденное доступным смертному языком.

Абстрактное искусство — наивно-великое направление, поскольку заключает в себе практически весь диапазон изобразительного творчества. Наивное — потому что, на первый взгляд, выглядит нелепым и непонятным для «всезнающего» зрителя. Тому, постигшему, как ему кажется, все законы самовыражения, видятся эти квадраты и линии не больше, чем хаосом. А, между тем, это огромный мир — внешний и внутренний, сокрытый в самой человеческой душе. Не случайно Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14). Художник-абстракционист просто следует этой заповеди, и оттого на фоне «всезнаек», пренебрегающих древними наставлениями, выглядит не как все. Но в этом-то и есть его величие. Неизвестно, сколько понадобится сил и времени простому «знатоку» от искусства достигнуть тех вершин понимания, которые уже подвластны абстракционисту.

Картины Искана в этом смысле — наглядный тому пример. Удивительно, как может взрослый, прошедший серьезную жизненную школу человек мыслить и видеть так чисто и по-детски ясно. Вот уж где действительно скрывается настоящий ребенок! Если выстроить самые известные его картины в один ряд, то получится длинный, очень интересный, наполненный волшебством и приключениями, радостный детский сон.

Словно добрый сказочник Оле-Лукойе открывает над нами свой разноцветный зонтик, и мир моментально преображается, а сон на какое-то время становится явью, так по-хорошему наивный художник Искан раскрывает перед нами свои видения. И начинается увлекательное путешествие.

Наверное, это счастье, что невозможно одному человеку с присущим только ему восприятием окружающего мира передать, а точнее, пересказать увиденное во сне. Нужно иметь особую лексику, свой специальный язык, чтобы собеседник понял и проникся теми же чувствами и переживаниями, которые испытываешь ты. У каждого свой сон.

Что самое интересное и увлекательное для ребенка в раннюю и чистую пору его жизни? Впечатление. Явление. Волшебство. Иными словами — цирк! Пусть не спорят со мной сторонники раннего развития и приверженцы разного рода цифровых технологий, все это будет для малыша потом. А сейчас — только радость и беззаботность с яркими красками и веселыми друзьями.

ИСКАН. Композиция № 140 MGU Clinic 100×70 belt compr

ИСКАН. Композиция № 116 ty 50×50 blue Center yellow

ИСКАН. Композиция № 186 100×100 past 1turk 2orange 2brown greens

Возможно, именно так рассуждал художник, выводя на свет свои шедевры. Я думаю, что не ошибаюсь, видя в картинах (186, 116, 140) воплощение сказочного неповторимого циркового аттракциона. Разве не купол — картина (148)?

А (318) — не острый луч, выхватывающий из закулисья динамичный фрагмент выступления?

Эти два самобытных мира — мир ребенка и мир художника — объединяет одно великое свойство души — фантазия.

ИСКАН. Композиция № 318 Vertic 80 × 60 red arrow on greens

ИСКАН. Композиция № 148 60×60 ty 3reds 3yellows 3oranges

Но сон, к счастью, на этом не заканчивается. Волшебство не имеет временных границ, оно не подвластно жесткой хронологии материального, вечно спешащего мира. Добряк Оле-Лукойе только посмеивается над скучными торопыгами, а над друзьями, понимающими его волшебный язык, открывает новый свой зонтик.

И вот мы уже за пределами искрометного шатра. А здесь новый мир — мир непрерывной сказки. Пришедшая из глубины веков, она снова и снова увлекает нас своей мудростью и добротой.

Катится по блюдечку наливное яблочко (172), размывает перед нами сонную явь, зовет в далекое путешествие. Мимо родного плетня (319), к берегу реки, где живет сказочная щука, добывшая для Ивана вожделенную кащееву иглу (121).

Добрый сказочник-живописец, толкователь снов и непревзойденный гид, не сомневается, что в этой сказке все, как и положено, закончится добром.

ИСКАН. Композиция № 172 30×40 golden apple

ИСКАН. Композиция № 319 70×120 copper

А нам надо идти дальше. Увлекателен и многообразен мир художника Искана. Все потому что сам он — человек с широкой душой, много знающий и много понимающий про нашу жизнь. И то, что удается передать через картины, — всего лишь отблеск и отзвук его переживаний и впечатлений.

ИСКАН. Композиция № 121 80×70 red-black arrow on yellow v green

Мир, увиденный его глазами, на время становится не просто пейзажем или натюрмортом, он в буквальном смысле преображается: понятное и обыденное становится прекрасным и неузнаваемым, скучное — веселым, серое — радостным и солнечным. К слову, именно солнце, его теплый свет преобладает на картинах Искана. И это не случайно — человек проецирует на мир то, что излучает его душа. А если так, то душа нашего художника — светлая, сказочная душа, сотканная из светлых мыслей и добрых чувств.

Говоря о мире художника, я имею в виду не только его внутреннее содержание, его душевный багаж чувств и красок. Я говорю и о самом настоящем мире — о пространстве, обозначенном границами и омываемом океанами. И все это, опять же, глядя на эти удивительные полотна. Искан, несомненно, повидал мир. Вот на его картине щит европейского рыцаря (247).

А откуда ему взяться в нашем сне, если бы автор не видел его в жизни? И это так: Искан долгое время жил и работал во Франции, он знает эту культуру изнутри. Вот вам и беспредметное искусство — абстракция. Есть о чем поспорить.

ИСКАН. Композиция № 247 100×120 vase

А вот узнаваемые африканские пейзажи и пирамиды (169 и 238). А это — перспектива уходящего вдаль побережья (178). Что это — еще один плод фантазии или творческий отчет об увиденном наяву? Давайте оставим этот вопрос без ответа, пусть в нашем сне хотя бы на время поселится загадка.

ИСКАН. Композиция № 169 100×120 violets + straight lines

ИСКАН. Композиция № 238 80×100 l-blue sun red-yellow sunset

ИСКАН. Композиция № 178 100×110 seascape 4verticals

Ах, как же не хочется просыпаться. Особенно в детстве. Но мы тешим себя надеждой, что, проснувшись, не расстанемся с увиденным чудом. Не случайно же в начале разговора мы назвали абстрактную живопись наивно-великим искусством. Пора наивности показать свое величие.

Детское подобие Богу не может оставить равнодушным никого из взрослых. Следуя нашему сказочному настроению, под «взрослыми» следует понимать людей серьезных, так же как Искан, причастных к миру искусства. И такой синтез случился.

Истинное искусство всегда привлекает к себе внимание. Его описывают, его пытаются понять, им восхищаются, его ругают. Но в нашем случае его еще и ставят на сцене. Случай уникальный: два равновеликих явления, театр и живопись, сошлись на одних подмостках, чтобы дополнить друг друга, рассказать друг о друге такое, что не сразу понятно обычному глазу. Случилось это в стенах Библиотеки имени М. Ю. Лермонтова, а режиссером-постановщиком оригинального спектакля выступила Светлана Волошина-Андрийчук, замечательный человек и театральный деятель.

Именно работы Искана Ильязова вдохновили этого тонкого и очень требовательного режиссера. А это значит, что, несмотря на кажущуюся наивность и простоту, есть в них что-то настоящее, волнующее душу, о чем хочется не только рассказать, но и показать современному думающему зрителю. На одну из ролей в этом спектакле приглашен сам Искан, наверное, до недавнего времени и не подозревавший, что его искания зайдут так далеко. В его жизни было, кажется, все: выставки, призы, почет и звания, а вот театральной постановки его картин не было. Ну что ж, возможно, мы присутствуем при рождении еще одного волшебства.

Так много ли нужно человеку для счастья? Художнику — возможность творить и показывать свои работы людям. Критику — искать в этих работах доселе неведомое. Режиссеру — ставить спектакли и заряжаться энергией от благодарной публики. Всем творцам — иметь возможность полноценно самовыражаться.

Но при этом каждому человеку необходимо оставаться внутри себя ребенком, способными воспринимать мир таким, каким его задумал Создатель. И тогда наши души и помыслы будут открыты для новых книг, уникальных спектаклей, необычных картин и многообещающих исканий…

Николай Прокофьев, литературный редактор, писатель, поэт, член московской городской организации Союза писателей РФ
Пёстрый Зонт Оле-Лукойе
(ВОЛШЕБСТВО — рис. 1, рис. 2)
(по композициям ИСКАНА)

ИСКАН. Композиция № 161 50×70 greens lylacs lyr abstr

ИСКАН. Композиция № 260 GONE 60×70 ty 4blue 4violet 4mic turq 1yellow

Сказочные картинки
(ВЕТЕР СНОВ ОЛЕ-ЛУКОЙЕ — рис. 1, рис. 2)
по композициям ИСКАНА

«Никто на свете не знает столько историй, сколько Оле-Лукойе. Вот мастер рассказывать-то! Под мышками у него по зонтику: один с картинками — его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки…»

Ганс Христиан Андерсен

Режиссёр и актриса С. Волошина-Андрийчук

Светлана Сергеевна ВОЛОШИНА-АНДРИЙЧУК

Автор сборника «УГОЛОК ВО ВРЕМЕНИ», состоящего из нескольких книг, куда вошли стихи и статьи по искусству. Постановщик культурно-просветительских литературно концертных программ и драматических спектаклей. Работы отмечены наградами театральных фестивалей и Московской писательской организации. Член Союза театральных деятелей России. Член Союза писателей России.

От старой-старой сказки к современной драматургии

(на странице композиции ИСКАНА: № 34 50×60 ETNA red ribbon black white peach l-blue; № 77 in FR ty12 1black 60×60; № 116 ty 50×50 blue Center yellow — коллаж «АЛМАЗНАЯ ГРАНЬ»)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бешеная собака искусства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я