Мистики и сионисты

Светлана Сауловна Островская

О Хайфе 19-го века, Лоуренсе Олифанте, христианском сионисте, и его жене Алисе, их духовном наставнике и злом гении Харрисе. О Нафтали Имбере, еврейском менестреле, его увлечении мистикой и Каббалой, пророчествах и истории израильского гимна Атиква.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мистики и сионисты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Странная жизнь Лоуренса и Алисы Олифант

…мимо храмов и баров, мимо больших базаров,

мира и горя мимо, мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы, идут по земле пилигримы…

Иосиф Бродский

Авантюрист и путешественник

Лоуренс Олифант был успешным дипломатом, писателем, путешественником и журналистом. Ко времени знакомства с Алисой он был в зените славы. Его бессвязная и авантюрная карьера и личная жизнь дали ему много опыта. Он любил волнения, был всеобщим любимцем в обществе, побывал во всех уголках земного шара и описывал свои приключения в книгах. «Русские берега Черного моря» 1852 г. и «Путешествие по стране Донских казаков» 1853 г. были не первыми его книгами.

Олифант в Таганроге

Это был трезвомыслящий деловой человек, блестящий журналист, познавший тайны закулисья английского эстеблишмента. В 1865 году, как член Либеральной партии, Лоуренс, был избран в британский Парламент депутатом от округа Стерлинг Бургс в Шотландии.

Его книга «Пикадилли», впервые опубликованная в серийной форме в 1865 году, наделала много шума в обществе. Очень ярко написанная, она и по сей день является сатирой, направленной против различных лицемерий и испорченности викторианского общества. По его словам, он пришел к выводу, что мир в целом является «приютом для умалишенных». Проповеди священников казались ему пустыми шарадами в сумасшедшем мире, где люди убивали друг друга на полях сражений. Где был этот любящий Бог Отец, сотворивший человека по своему образу и обещавший небесное спасение?

«Мы все плохие, и я гораздо хуже любого из вас: — писал он в «Пикадилли» — но все же я могу показать, насколько плохи лучшие из нас. Живя здесь в раю для дураков, мы не подготовим себя для другого грядущего. Поверьте, нам всем слишком комфортно, чтобы быть в безопасности.

Единственный способ отличить суеверие от истинной религии — это исследование. Но где же плоды современного христианства? Если это абсолютно верно и вполне достаточно для целей возрождения, то как я могу объяснить тот исключительный факт, что в Лондоне в 1865 году нашей эры столько же зла, как было в Иерусалиме в 1 году до н.э.? Если целью последнего откровения было заменить предыдущее и преобразовать мир, то почему лучшие современные христиане, которых я знаю, не более святы, чем лучшие современные евреи, которых я имею честь знать

Несмотря на разоблачения «Пикадилли», было очень трудно понять, как человек, столь явно успешный во всем, к чему он прикасался, мог иметь такое сильное чувство неудовлетворенности, столько нетерпения и негодования своим нынешним образом жизни. Он заявил, что это нестерпимая жизнь, которую он больше не может выносить,

«что в ней не было ни целеустремленности, ни серьезности; что никто, кроме нескольких бесправных личностей, не заботится ни о стране, ни о реальной пользе народа, но каждая партия ради своего триумфа стремится выиграть у другой возможность обеспечить себе преимущество и свергнуть своих противников». [6]

В своей книге «Пикадили», написанной уже после знакомства с Харрисом, герой Олифанта осознает тщетность своей жизни, но «целитель» обещает внести в нее смысл. Чтобы быть принятым в сообщество «целителя», он должен отказаться от всех мирских желаний, включая парламентский успех.

И этот трезвомыслящий член британского парламента добровольно покинул его, полностью отдав себя во власть полусумасшедшего маньяка.

Как бы там ни было, Лоуренс Олифант, выросший в религиозной атмосфере евангелистского христианства, не был дисидентом в своей среде. Евангелизм был популярным протестантским движением и пользовался большим влиянием в викторианском обществе. К концу XIX столетия стало очевидно, что западное общество стремится дополнить или даже заменить традиционное христианство экзотическими формами религии. К середине девятнадцатого века приверженность евангелическому протестантизму ассоциировалась даже с респектабельностью. [4]

Роль женщин этого общества ограничивалась сферой дома, где они должны были вдохновлять мужчин своей нравственной «несексуальной» природой.

Спиритические мероприятия достигли поразительного размаха. Сеанс стал играть роль богослужения, а медиум заменил священника. Считалось, что женщины по своей природе вообще более чувствительны к сообщениям духов, особенно если они необразованные, а еще лучше — слегка помешанные. Недостаток интеллекта, утверждали медиумы, очищает духовный канал для сообщений и позволяет принимать информацию от духов на более глубинном уровне. [22]

Лоуренс много путешествовал и часто поддавался соблазну нетрадиционных религиозных начинаний, месмеризму, спиритизму, миллентаризму, также как и его мать, леди Мария Олифант.

Он родился Кейтауне, жил на Цейлоне, где его отец, знатный шотландец, был дипломатом, прокурором и судьей. [1] Лоуренс был единственным обожаемым ребенком своих родителей. В 1820 х годах Энтони Олифант, отец Лоуренса, попал под влияние Эдварда Ирвинга, шотландского евангелиста миллентариста. С детства Лоуренса заставляли заучивать библейские цитаты и обдумыват их содержание. Он был болезненным, балованным, смышленым мальчиком. Начальное образование он получил с помощью домашних наставников, избежав муштры в колледжах. Серьезного академическоо образования он тоже не получил. Страсть к путешествиям не оставляла места усидчивости.

Не доучившись на юриста, он отправился на юг России, посетил Таганрог, Новочеркасск, Одессу и Севостополь, и написал об этом книгу. Со свойственной ему скрупулезностью, иронией и занудством он описывает эти города и нравы их обитателей. [26]. Когда началась Крымская война, книга оказалась полезной британской разведке и он был призван на дипломатическую службу, по большей части, благодаря связям своего отца.

Вся его жизнь была серией невероятных приключений. Между 1854 и 1864 годами у Олифанта были официальные назначения в Китае и Японии, а затем он появлялся в любой точку Европы, где были проблемы: в Италии, Австро-Венгрии, Польше, Румынии, Шлезвиг-Гольштейн, Берлине. Он встречался с Гарибальди и Кавуром, Бисмарком и прусским наследным принцем Фридрихом-Вильгельмом. Он сблизился с принцем Уэльским и имел частную аудиенцию у королевы Виктории. Его биографы называют его в этот период британским «секретным агентом».

Еще в 1855 году, в Чечне, Олифант пытался убедить чеченцев встать на сторону англичан и турок против русских. В 1870 году в качестве военного корреспондента Times он собрирал информацию о военных действиях между Пруссией и Францией, рисковал жизнью на полях сражений под прицелом пушечных ядер. Он побывал в роли дипломата и шпиона пытаясь разрушить монополию первой трансатлантической подводной телеграфно-кабельной компании.

Удивительным было и то, что он рисковал жизнью и карьерой не по своей воле, а для пользы закрытого религиозного общества Томаса Лейк Харриса, Пророка Новой Веры, к которому он и его мать присоединились в религиозном экстазе. Идея простой общинной жизни с религиозной подоплекой, которую предлагал Харрис, привлекала обоих своим романтизмом и душевностью.

Олифант познакомился с Томасом Лейком Харрисом в Англии в 1860 году когда тот приехал из США в Англию с серией своих лекций. На одной из таких лекций его услышала леди Олифант и порекомендовала его сыну.

В этот переиод что-то пошло не так в ошеломительной карьере Лоуренса Олифанта. Умер его отец и в семье воцарилось уныние. Второе избрание в британский парламент было неудачным, его выступления стали тусклымии и порой неуместными. И Олифант, вслед за матерью, увлекся Харрисом и покинул Парламент.

Формальные причины такого решения описаны в романе Олифанта «Пикадилли», изданном в 1865 году — в тот период, когда Олифант находился на перепутье, но еще не окончательно пошел за Харрисом. Написанный в форме сатиры на великосветское общество, этот роман, по сути, является историей самого автора. Герой романа, лорд Фрэнк Ванкур, оправившись от странной болезни, порывает со своей возлюбленной и покидает высшее общество, чтобы начать новую жизнь в Америке, под руководством таинственного целителя — «того, чье имя не может быть обнародовано». [22]

Лоуренс был очень привязан к матери. С возрастом их общая вера все больше склонялась к мистицизму. Этот мистицизм был только формально христианским, а фактически культовым. В религии, также как и в браке, леди Одифант и ее сын видели не только эгоистическое счастье, не только ритуалы, но способ служения, где каждый может что-то сделать для Бога и на благо мира

.Итак, по протекции своей матери, Лоуренс Олифант познакомился с Алисой ле Стрендж. Девушка произвела на него сильное впечатление. Это произошло в Париже, в 1872 году и это, вопреки ожиданиям, была настоящая любовь, спонтанная и искренняя.

Влюбленный Лоуренс пишет своему другу: «Наконец пришло мое счастье, которое, я уверен, вы бы одобрили. Она самая милая и самая искренняя натура, которую я когда-либо встречал. Она относится с полным сочувствием ко всем моим капризам, полностью согласна со мной и понимает, со всей своей женской интуицей, мой интеллект. Она единственный человек, который был дан мне, чтобы я не мог ошибиться, и которую я не искал. Моя мать с первого раза почувствовала, что она за человек». [22]

Алиса Ле Стрендж (Alice Le Strange (1845—1886))

Мы воспитываем их как святых, а затем случаем, как кобылок

Жорж Санд

Ле Стрэндж — английская фамилия, которая встречается во всех частях Англии. На старо-английском языке она означает «яблоневый сад». Семейный девиз Ластренджей: «Благодарение Богу». Среди потомков этой семьи были знаменитости, в том числе Авраам Линкольн. В современном английском языке слово strange означает «стрнный, удивительный, необыкновенный». Такой и была Алиса Ла Стрендж.

Алиса ле Стрендж

Впервые фамилия «Ле Стрэндж» появляется в Норфолке, где они были лордами поместья Нокин. Их родословная восходит к 12 — му веку и окутана легендами. [3]

Алиса была дочерью Генри Ле Стрэнджа из Ханстентона в Норфолке, который был не только представителем длинной династии сельских джентльменов, но и человеком очень высоких художественных вкусов и знаний, имевшим отношение к возрождению церковного искусства. Его жена, мать Алисы, дочь Джона Стюарта из Друнина, Банфшир, блистала в обществе Лондона и Парижа.

Мистер Ле Стрэндж умер, когда Алиса была еще ребенком. Но ей выпала особая удача: ее мать вышла замуж за мистера Уинна Финча, с которым у девочки сложились чудесные отношения, полные заботы и понимания. Она выросла в великолепном доме и семье, которой обязана своим воспитанием. Со временем она превратилась в очаровательную молодую девушку с хорошими манерами, прекрасно подготовенную занять место среди английской знати, способной оценить ее ум и красоту. При этом она обладала ангельским характером и христианским благочестием.

Для женщин викторианской эпохи это означало строгий кодекс поведения и сексуальные ограничения. Сексуальность ханжески подавлялась, а целомудрие поощрялось. Молодые девушки выходили замуж, не имея понятия о том, как вести себя с мужем в постели. О чувствах и эмоциях писали и говорили в основном языком цветов. «Совсем не женщина ангел, один из самых совершенных цветов человечества, самое привлекательное и очаровательное из Божьих созданий» — говорили о ней в обществе. Она была музыкально одаренной, обладала мелодичным голосом и речью, была прекрасным, умным и оригинальнм собеседником.

Чем не блестящая партия для знатного джентельмена? Но ей было уже 26 лет, что для девушки с ее достоинствами, быть незамужней кажется, по меньшей мере, странным. Ей хотелось, «чего-то более великодушного, более требовательного и авторитетного, чем спокойное и снисходительное христианство, с которым она обычно сталкивалась. Ее женственные плечи жаждали, чтобы на них возложили крест, и ее нетерпеливое сердце желало чего-то великого, чтобы страдать или действовать» [6]

Cудьба поджидала ее в лице леди Марии Олифант, которая совсем не случайно пригласила Алису сопровождать ее в ежедневных дальних прогулках. По дороге они оживленно обсуждали свои религиозные взгляды и пожилая дама все больше убеждалась, что девушка идеально подходла ее единственному и любимому сыну.

Алиса немедленно была посвещена в подробности тайного сообщества Харриса и смиренно приняла все условия «Братства Новой Жизни». Было объявлено о помолвке.

Однако семья Алисы противилась ее браку с Олифантом не только из — за большой разницы в возрасте, но и из-за желания Алисы самой распорядится своим приданным.

Не только это остановливало влюбленных. Харрис, Пророк и Владыка своей непризнанной империи, не давал разрешение на брак. К этому времени Лоуренс и его мать находились от него в полной зависимости. Все их деньги и драгоценности леди Марии Олифант были отданы в распоряжение Харриса. Лишь только после того, как Алиса передала свое приданное в распоряжение Братства Новой Жизни и полностью приняла его «новое христианство», Пророк дал разрешение на брак. Лоуренсу было приказано выйти из Парламента и новобрачные присоединились к американскому сообществу в Броктон недалеко от Буффало, где было захвачено несколько крупных ферм.

О жизни Алисы в сообществе Пророка нам известно слишком мало, чтобы оценить степень ее вовлеченности в его идеи. По видимости, ее вовлеченность была нfмного больше, чем у мужа. Ведь не зря же она вдохновила Лоуренса на развитие идей Харриса и написание книги «Симпневматы». Мы знаем только то, что пройдя все испытания трудом и унижениями, которыми она подвергалась в коммуне, она не покинула ее даже после того, как ее покинул Лоуренс. Алиса уехала с Харисом в новую коммуну, обустроенную им в поместье Санта Розе в Калифорнии, чтобы стать его «Королевой Лилий». Таким термином Харрис, имея трех жен, называл своих женщин-двойников, с которыми он практиковал «божественное дыхание», обещающее выход в астрал.

Харрис был загадочным, харизматичным и властным персонажем и имел огромную власть над своими последователями. Он требовал от учеников полного послушания. Жизнь в сообществе была известна как «Использование» и включала суровость, бедность и покорность. Все имущество находилось в общем владении.

Два года, прожитые с Харрисом в коммуне Санта Роза, не пошли даром для душевного состояния Алисы. Но случилось необъяснимое. Алиса покинула владения Харриса по своей воле, не имея ни средств к существованию ни перспектив на будущее..

Вернувшись к мужу только через два года, она стала верной соратницей во всех его начинаниях и путешествиях по жизни. Ее ранняя смерть подкосила и сломила Олифанта. Об этом он красноречиво говорит в письме к ее матери, миссис Уин Финч:

«Я знаю вы поймете мое долгое молчание, когда я боялся повернуть кинжал в ране. Мне казалось совершенно невозможным, что я могу продолжать жить без нее. Первую неделю мне казалось, что я окружен непроницаемым мраком отчаяния и запустения. И вдруг однажды ночью словно ее Свет пролился от нее ко мне. Она подошла ко мне, такой сияющей и в то же время грустной, и как будто приложила усилие, чтобы рассеять мое горе. Мне показалось, что с души свалилась тяжелая ноша и я обязан ради нее бороться с тем болезненным состоянием, которое подкрадывается ко мне. С того момента я начал чувствовать себя все лучше, это восстановило мое здоровье и настроение. Она кажется сенсационно вторгается в мое тело, волнуя мои

нервы, когда наступает печальный приступ, и трясет меня время от времени наводняя мой мозг своими мыслями, чтобы я мог чувствовать, как она думает во мне и вдохновляет меня.

Конечно, я скучаю по ее приятному общению каждую минуту, потому что эти последние годы были наполнены беспримесным блаженстваом и я жалею о каждом мгновении, что я проводил вдали от ее любимого присутствия. И ее потеря казалась тем более невосполнимой, что дело, которому мы отдали свои жизни, и общая цель, ради которой мы трудились, и которые образовали связь, превосходящую любую, которая могла бы возникнуть из естественного брака, казались внезапно и безнадежно остановленными. Я чувствовал себя путешествующим кораблем в мире открытий, беременным самыми важными для мира результатами, который смертельно застрял и разбился.

Она показала, что с ее помощью и руководством работа может выполняться более эффективно, чем когда-либо были с нашими прежними ограниченными полномочиями. И я снова чувствую себя на плаву, с другим компасом чем когда-либо раньше. Отныне я живу в ней, как и она будет жить, если я буду верен своим самым высоким стремлениям, мы неразрывно связаны со всей вечностью, более крепко обручены теперь, чем когда-либо могли бы быть внизу; и моим величайшим желанием будет позволить ее любви течь через меня по тому каналу, по которому она хочет, чтобы она текла, и который, несомненно, будет направлен к тем, кого она так сильно любила.»

Жить ему оставалось немногим более двух лет и все же он успел опубликоать «Симпневматы» и написать свою последнюю книгу « Научная религия», в которой он завершил ту часть своей жизни которая, была связана с Томасом Харрисом.

Томас Лейк Харрис (1823—1906)

Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить.

Зигмунд Фрейд

Томас Лейк Харрис родился в Фенни Стратфорд в Англии. В возрасте пяти лет вместе с родителями он эмигрировал в Америку. Его отец, кальвинист-баптист, содержал продуктовый магазин. Мать умерла, когда ему было девять лет и, хотя его отец снова женился, Харрис считал себя сиротой. Он тяжело переживал смерть матери. Семья была очень бедной и мальчику приходилось зарабатывать на жизнь с юного возраста.

Томас Лей Харрис

В 21 год отроду он начал свою карьеру в качестве священника-универсалиста, затем присоединился к церкви, проповедовавшей учение шведского провидца восемнадцатого века Эммануэля Сведенборга. К 1851 году он уехал из Нью-Йорка в Вирджинию, где вместе с преподобным Дж. Л. Скоттом основал первое из своих общественных предприятий «Сообщество спиритуалистов Маунтин-Коув». Там предполагалось создать «город-убежище», из которого ангелы должны были спускаться и подниматься к небесам. Эксперимент был сорван из-за имущественных и личных ссор, и через два года коммуна в Вирджинии распалась. Харрис вернулся в Англию, где в течение нескольких лет проповедовал идеи Сведенборга в лондонской общине.

Сын шведского королевского священника Сведенборг, воспитанный в благочестивой протестантской атмосфере, посвятил тридцать лет жизни математике, философии и религии. Он основал первый в Швеции научный журнал, предвосхитил подводные лодки и самолеты, опубликовал трактаты по космологии, наблюдению Луны, химии, физике, кровообращению и чувственному восприятию. Ему принадлежит теория атомной структуры материи, также предвосхитившая современную, где материя описывается как система делимых до неопределенного предела частиц, сгруппированных в кружащиеся вихри.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мистики и сионисты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я