Автор, опытный физик и страстный поклонник хоккея, увлекательно объясняет, как законы физики определяют каждый аспект игры. От механики катания на коньках до аэродинамики шайбы — каждая глава раскрывает новые грани взаимодействия науки и спорта. Книга будет интересна как фанатам хоккея, желающим углубить свое понимание игры, так и любителям науки, стремящимся увидеть практическое применение физических законов. Откройте для себя хоккей с научной точки зрения и взгляните на любимую игру по-новому!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Скорость, масса, энергия. Физические основы хоккея» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5: Трение на льду — сила, помогающая и мешающая игре
Привет, мой дорогой друг-физик! Ну что, соскучился по хоккейным загадкам и парадоксам? Тогда приготовься — сегодня мы с тобой погрузимся в самую скользкую и неоднозначную тему нашей книги. Нет-нет, речь не о судействе и не о допинг-контроле (хотя и там физики хватает). Мы будем говорить о силе, которая незримо присутствует на льду в каждый момент игры — о трении!
Да-да, то самое трение, которое мы обычно воспринимаем как досадную помеху, мешающую нам двигаться. Но в хоккее все не так просто! Здесь трение — это и друг, и враг одновременно. С одной стороны, именно благодаря трению шайба не улетает с поля при каждом броске. С другой — из-за трения шайба постепенно замедляется, а игрокам приходится тратить силы на преодоление сопротивления льда. Прямо как в жизни — без трудностей было бы скучно, но и с ними иногда бывает чересчур интересно!
Но давай по порядку. Что вообще такое трение с точки зрения физики? По сути, это сила сопротивления, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Природа этой силы — в молекулярном взаимодействии соприкасающихся поверхностей. Даже на идеально гладком льду есть микроскопические неровности, в которые цепляются полозья коньков и шайба. На преодоление этого сцепления и уходит часть энергии движения.
Интересный факт — сила трения зависит от силы нормального давления, то есть, от того, как сильно тело прижимается к поверхности. Чем больше давление, тем больше трение. Но, как ни парадоксально, сила трения не зависит от площади соприкосновения! Вот почему конек скользит по льду так же легко, как и шайба, хотя площадь контакта у них отличается в десятки раз.
Кстати, о коньках. Ты когда-нибудь задумывался, почему лезвия коньков не плоские, а слегка вогнутые? Это не просто дань моде или эстетике. Вогнутый профиль лезвия позволяет уменьшить площадь контакта со льдом, а значит — снизить трение. При этом края лезвия остаются острыми и хорошо цепляются за лед при отталкивании. Вот такая вот хитрая геометрия!
Но погоди, это еще не все сюрпризы, которые нам преподносит трение в хоккее. Ты ведь наверняка замечал, что по ходу матча качество льда меняется. В начале игры лед гладкий и скользкий, шайба летит, как по маслу. А к третьему периоду покрытие становится рыхлым, изрезанным коньками, шайба то и дело подпрыгивает на выбоинах. И все это — последствия трения!
Дело в том, что при движении конька по льду возникает не только сила трения скольжения, но и сила трения покоя. Это та сила, которая удерживает конек на месте, когда он неподвижен. При отталкивании конек как бы «прилипает» ко льду. И в этот момент лед под коньком подплавляется и деформируется. Остаются характерные следы — «насечки», которые и портят гладкость покрытия.
Но, как говорится, нет худа без добра. Те же самые «насечки» помогают хоккеистам маневрировать и тормозить. На идеально гладком льду это было бы гораздо сложнее! Так что хоккеисты, сами того не зная, постоянно балансируют на грани между скольжением и сцеплением, между скоростью и маневренностью. И все это — благодаря трению!
Кстати, о балансе. Знаешь ли ты, что в физике есть такое понятие — коэффициент трения? Это безразмерная величина, характеризующая «цепкость» двух соприкасающихся поверхностей. Чем больше коэффициент, тем сильнее трение. Так вот, для пары «сталь-лед» коэффициент трения скольжения — около 0,005—0,02. Это очень мало! Для сравнения — у пары «резина-асфальт» (по которой ездят автомобили) коэффициент трения — около 0,7—0,8. Вот почему шайбе так легко скользить по льду, а вот внезапно затормозить — очень сложно.
Но не будем забывать, что хоккей — это не только скольжение, но и броски, удары, столкновения. А при каждом таком контакте возникает особый вид трения — трение качения. Это когда одно тело катится по поверхности другого (как, например, шайба по льду после броска). И вот тут коэффициент трения уже гораздо выше — около 0,1—0,3. Именно поэтому после броска шайба довольно быстро останавливается, если ее не подхватить клюшкой.
А теперь, когда мы разобрались с теорией, давай перейдем к практике. Вспомни легендарный гол Марио Лемье в матче против сборной СССР на Кубке Канады 1987 года. Помнишь, как он, обыграв всю советскую оборону, на немыслимой скорости влетел в ворота вместе с шайбой? Вот где трение сыграло ключевую роль! Лемье так разогнался, что даже не успел затормозить — его коньки просто потеряли сцепление со льдом. А вот шайба, благодаря трению качения, осталась во вратарской зоне — гол!
Или другой пример — знаменитый «гол-призрак» Бретта Халла в финале Кубка Стэнли 1999 года. Тот самый гол, который принес «Далласу» победу над «Баффало», но вызвал массу споров из-за положения ноги Халла в площади ворот. Так вот, с точки зрения физики, этот гол — яркая иллюстрация роли трения в игре. Если бы не сила трения между коньком Халла и льдом, он бы просто уехал за ворота вместе с шайбой. А если бы не трение качения шайбы о лед, она бы мгновенно остановилась после контакта с конькомвратаря. Но в реальности все сложилось иначе — и привело к одному из самых спорных голов в истории хоккея.
Впрочем, давай оставим споры историкам и болельщикам. А сами лучше подумаем вот о чем — как наши знания о трении могут помочь нам в реальной игре или тренировке? Ну, например, мы теперь точно знаем, что перед матчем нужно как следует наточить коньки — чтобы уменьшить трение скольжения, но сохранить хорошее сцепление при торможении и маневрировании. Или что шайбу лучше бросать с «подкруткой», закручивая ее — так она дальше пролетит за счет меньшего трения качения. Вроде бы мелочи, а в игре могут стать решающими!
Ну что, друг мой, не утомил ли я тебя своими рассуждениями о скользком и липком? Надеюсь, теперь ты будешь смотреть на лед не просто как на площадку для игры, а как на настоящий физический полигон, где в каждый момент времени разыгрываются маленькие драмы притяжения и отталкивания, скольжения и сцепления. Поверь, если однажды начнешь замечать эти нюансы — хоккей для тебя заиграет новыми красками!
Ну а мы с тобой на этом пока остановимся. Впереди у нас еще много интересного — и про аэродинамику шайбы, и про упругость клюшек, и даже про термодинамику ледовой арены. Но сегодня мы сделали большой шаг — от абстрактной теории к реальным хоккейным ситуациям. И я надеюсь, что после этой главы ты начнешь воспринимать физику не как сухую науку из учебников, а как живой и увлекательный мир, который буквально у нас под ногами — стоит лишь присмотреться!
Так что до новых встреч, мой пытливый читатель! И помни — трением можно пренебречь только в идеальных задачах, а в реальной игре оно всегда с нами. Но теперь-то мы знаем, как заставить его работать на нас, правда? Ну, или хотя бы не позволить ему слишком сильно мешать. И это уже немало!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Скорость, масса, энергия. Физические основы хоккея» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других