Будущее за креативностью…Кто выбирает этот путь – находит надежную дорогу самореализации и успеха на долгие годы! Книга – краткий навигатор по креативности. Она знакомит читателей с современными научными представлениями о креативности. Предлагает ряд практических советов о том, как превратить креативность в инструмент публичного признания и успеха. Рекомендуется для самообразования и как дополнительное пособие для студентов-психологов, будущих предпринимателей, менеджеров, маркетологов, специалистов креативных индустрий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 17 заповедей креативщика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Заповедь 5. Лучше быть идейным, чем богатым!
Весьма неожиданная заповедь для нашего стремящегося к преуспеванию мира, где каждый с самого детства знает, что наивысшая точка смысла человеческой жизни — это Forbes, Bentley, Ferretti, Louis Vuitton, Gulfstream, Cartier, Patek Philippe, Christian Dior, Richard Hennessy, Wakaya Club и прочие атрибуты благополучия и богатства.
Сегодня мы существуем в бесконечном потоке рекламы, фильмов, передач, пользовательского видео — и фото-контента, демонстрирующего образы безукоризненных мужчин и женщин в элегантных костюмах на фоне дорогих ресторанов, машин, самолетов, замков, яхт, шикарных мест для отдыха.
Поддавшись навязываемым соблазнам, в мире становится все больше людей, жертвующих всем, даже собственным здоровьем, ради бесконечного соответствия идеалу денег, карьерного роста или успеха…
О, этот желанный и притягательный успех! Как много страждущих его достичь! Успех стал главным эталоном оценки личности. Весь мир повернут на нем. Любят и ценят успешных.
Нас постоянно призывают: «Будь успешным! Будь лучше всех!». Везде и повсюду нам предлагают атрибуты успеха. Сегодня он отлично продается как ценность и товар. Целая армия спецов раскидывает широкие «инфосети» и отлавливает миллионы повернутых на успехе «рыбок». Использует для этого надежную «прикормку» страха несостоятельности и бедности. Подсаживает на «наживку» постоянного роста и личных достижений!
А когда «рыбки» пойманы, начинается их бесконечное плавание в аквариумах личного роста, консультаций, коуч-сессий, прочих странных местах под непрестанным контролем гуру, наставников, тренеров, коучей и других рыбачков, беззастенчиво отщипывающих лакомые денежные кусочки под личиной преображателя и созидателя…
Как тут не вспомнить героев знаменитого советского фильма «Буратино» лису Алису и кота Базилио, певших про поле Чудес в стране сами знаете кого и про «Пока живут на свете хвастуны, мы прославлять судьбу должны…На хвастуна не нужен нож. Ему немного подпоешь и делай с ним, что хошь!» И несут «наивные» денежки таким Алисам и Базилио, надеясь получить быстрые барыши на поле Чудес и Личностного Роста. Но крекс-пекс-фрекс и прочие аффирмации оборачиваются часто пустыми иллюзиями и надеждами, не давая ожидаемых всходов материального роста и благополучия. Увы! Не вырастают деревья с золотыми монетами! А успех так и остается миражом за экраном телевизора или стеклом планшета, продолжая навязчиво мерцать тысячами возможностей и соблазнов…
И мы снова не можем оторваться. Вновь откликаемся на призывы: «Будь успешным! Будь лучше всех!». Опять ищем легкие рецепты «заэкранного» счастья… Вот только успех предлагается чисто внешний — вещный, материальный, денежный и потребительский. А внутренний мир, душа, таланты человека становятся только средством для его приобретения. Мы стремимся заложить талант и душу в обмен на эфемерные материальные блага, призрачные вершины успеха.
Но становимся ли мы от этого более счастливыми?
М. Чиксентмихайи в своей книге «Поток» отмечает: «Богатство, власть, положение в обществе в нашей культуре стали общепринятыми символами счастья. При виде знаменитых, хорошо выглядящих и состоятельных людей мы автоматически заключаем, что жизнь приносит удовольствие, невзирая на свидетельства того, что это может быть далеко до действительности. И нам кажется, что и мы достигаем счастья, как только станем обладателями подобных символов» [10].
В погоне за внешним благополучием и материальным счастьем нужно помнить, что вершина, достигнутая вами, может оказаться, хоть и временно явным, но миражом, который, исчезнув, будет призывать вас штурмовать новые «воздушные замки» материальности и внешнего успеха, загоняя вашу душу и тело в «жестокие оковы» зависимости от потребительского общества и насаждаемых им идеалов…
Как показывает реальная жизнь и наука, ощущение счастья — величина, не зависящая от размера кошелька. Э. Динер, проведя специальные исследования, обнаружил, что состоятельные люди считают себя счастливыми в среднем 77% времени. У людей со средним достатком этот показатель оказался равен 62%. Разница, как видим, не очень значительная — всего в 15%. Аналогичные исследования Н. Брадбери выявили расхождение в ощущениях счастья между богатыми и бедными всего в 25%. При этом большинство опрошенных отметили, что «деньги могут увеличить или уменьшить счастье в зависимости от того, как их использовать».
Следует помнить и заветы предков, доносящих до нас в пословицах и поговорках важные мысли о вреде чрезмерной «зацикленности» на богатстве:
чем больше имеешь, тем больше хочешь;
чем больше хочешь, тем больше теряешь;
легче обрести богатство, чем его удержать;
деньги — это хороши слуга, но плохой хозяин;
большое богатство — большое рабство;
господь взирает на чистые, а не полные руки;
что сети для птицы, то деньги для человека.
Все это помогает нам сделать один важный вывод — материальное благополучие человека — только один из факторов, влияющих на общую удовлетворенность жизнью, ощущение счастливо прожитых лет.
Не вдаваясь далее в излишнее мудрствование и поучительность, приведу цитату М. Чиксентмихайи, который очень четко расставляет акценты в вопросах материальности и удовлетворенности жизнью: «Конечно, нельзя утверждать, что слава, деньги или физическое здоровье вообще не имеют ничего общего с понятием счастья, но лишь в том случае, если оно гармонично включается в уже имеющуюся позитивную картину мира. Иначе эти символы в лучшем случае не будут играть никакой роли, а то и помешают достичь удовлетворения….Важнее то, что мы сами думаем о себе и происходящем с нами. Чтобы улучшить жизнь, необходимо изменить качество получаемого нами опыта».
И в этом смысле есть хорошие новости…Мир начинает меняться. Р. Инглхарт отмечает, в качестве объективно наметившихся мировых тенденций, снижение относительной значимости ценностей экономического роста и материальных достижений, усиление акцента на субъективном благополучии и качестве жизни как более высоких приоритетах человека. Происходит переход от мотивации с максимилизацией получаемого дохода и обеспеченностью работой на интересную и осмысленную деятельность. Наметившийся сдвиг внушает оптимизм, заставляя верить в новые перспективы развития общества и отдельного человека…
В 5 заповеди я посвятила много времени раскрытию мысли об относительной ценности денег и богатства для людей, живущих так называемой обычной жизнью. Но представьте себе, как многократно она усиливается применительно к креативной личности, существующей в совершенно другой системе координат, практически, иной реальности.
Суть креативной личности — бесконечное производство идей, открытий, смыслов, преодоление несовершенства этого мира, выявление проблем и их решение, постановка новых задач, стратегическое видение.
Ей не до материальных ценностей и атрибутов. Она охвачена состоянием преобразований, подлинного развития и внутреннего роста, поиском таинственного и взаимодействия с ним. Это ее драйв, ее экстремальность, зашкаливающий адреналин, получение которого зависит только от нее, ее талантов, мотивации и ресурсов. У. Эко афористично указывает, в этом смысле, на важное условие креативности: «Нужно сковывать себя ограничениями, чтобы свободно творить».
Чтобы понять, как ограничения и иной вектор ценностей влияет на создание новаций и шедевров, обратимся к раскрытию важных свойств креативного класса — социальной группы или сообщества творческих личностей.
В России креативный класс воспринимается весьма неоднозначно. В представлении обычных людей креативщики — «интеллектуальные паразиты», занимающиеся неизвестно чем за весьма приличные деньги. Люди, привыкшие от 9 до 18 исполнять четко обозначенные задачи и добиваться конкретных результатов, слабо понимают творческую специфику. Зачем трудиться в режиме (!) 24/7 и создавать продукты странной и даже сомнительной полезности? Что это за результаты, которые не измерить объемами, процентами или намотанным километражем?
Между тем, креативный класс — это люди, которые уже сейчас вносят существенный вклад в ВВП России. Не нужно забывать, что открытия, инновации, технические разработки и фундаментальные преобразования — важные направления развития нашей страны, существенную роль в которых играют именно креативные личности. Они помогают создавать новую реальность России — реальность, способную достойно ответить на все экономические, культурные и социально-политические вызовы современности.
Производство, наука, образование, IT-технологии, финансы, архитектура, искусство, масс-медиа, мода, дизайн, реклама, pr-продвижение, индустрия развлечений — примеры креативных областей и индустрий, в которых творческая личность — основной субъект деятельности и главная их составляющая.
Сегодня вклад креативных отраслей в мировую экономику становится все значительнее. На долю креативных областей приходится уже 6,1% глобального ВВП. Планируемый рост в ближайшие годы — 10%. Ежегодный прирост экономики в странах OECD (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Швеция и т.д.) за счет «креативной включенности» составляет от 5% до 29%. В России доля креативных индустрий достигла 5% и планируется к дальнейшему существенному росту.
Возможности креативных индустрий практически безграничны:
генерирование прибыли;
создание новых рабочих мест, новых индустрий;
рост выпуска традиционных видов продукции;
модернизация промышленных процессов;
содействие реструктуризации производства;
создание новых рынков и «мягких» инфраструктур для культурного туризма;
улучшение промышленной инфраструктуры и инвестиционного окружения, возрождение пришедших в упадок городских районов;
усиление конкуренции и стимулирование инновационного роста;
обеспечение роста торговли;
увеличение производительности труда и количества высококвалифицированных человеческих ресурсов.
Порожденная креативным классом индустрия инноваций ставит своими целями модернизацию и развитие всех отраслей экономики и сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоемкости, качества труда и производства во всех отраслях экономики, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках
Поэтому креативщики — не «паразитирующая прослойка», а новый класс трудящихся с высокой интеллектуальной составляющей. Класс, который, опираясь на собственную талантливость, социальные идеи, мотивацию преобразований, меняет мир к лучшему, несет каждому, даже простому человеку, возможность свободы, поиска собственного смысла жизни, общественного приложения данных ему способностей. Класс, раскрывающий и мотивирующий людей на насыщенную нематериальными смыслами жизнь.
Все исследователи отмечают, в качестве отличительных черт креативного класса, меритократизм — снижение значимости материальных факторов при повышенной значимости в социальной и профессиональной сферах нематериальных факторов — интеллектуально насыщенной работы, автономии, ответственности, творческой стимуляции, невещественной мотивации.
У. Мак Дугалл выделяет в качестве генетически первичных мотивационных импульсов креативности инстинкт созидания, а Г. Мерфи, С. Томкинс и К. Изард — интерес, который связывается со «стремлением к открытию».
А. Маслоу, А. Адлер, К. Роджерс выделяют как ведущую мотивацию креативного человека мотивацию личностного роста, самоактуализации — стремление человека реализовывать свой креативный потенциал.
Важнейшим мотивационным источником является и сам творческий процесс, созидание, функционирующее по типу «положительной обратной связи».
Креативная личность рассматривает творчество как важнейшую ценность, испытывает острейшую потребность в творческой деятельности, креативно относится к себе и окружающему миру, постоянно проявляет потребность в преобразовании, стремится к продуктивным результатам и творческим достижениям
Таким образом, заповедь 5 подводит нас к ясной мысли о том, что для креативного человека важны, прежде всего, идеи (!)… Они и есть его основное богатство, привлекающее людей, создающее творческие команды, являющееся основой для создания новых проектов, индустрий, сфер, глобальных решений. Идеи сегодня притягивают деньги, нужных людей, условия, удачу и успех!
Нужно просто уметь все совмещать, не растрачиваясь на паразитов, мошенников, воров идей, открытий и проектов, плагиаторов, ложных креативщиков, который мертвой хваткой цепляются за вас, пытаясь присвоить и «нагреть руки» на том, что им не принадлежит.
Культура защиты авторских прав, патентования, лицензирования, официальных публикаций, хорошие юридические знания и персональные консультанты позволят вам надежно защитить себя от вредоносного воздействия плагиаторов и приспособленцев!…
И снова, в конце заповеди, традиционные авторские «мудрости»:
Мир гораздо шире и интереснее, чем нам его пытаются представить!
Будь Человеком, а не Потребителем!
Материальное счастье ограничено, счастье познания и открытий бесконечно!
Материальные ресурсы дают основу жизни, духовные — основу счастья!
Идея как плод, который питает всех ее принимающих!
Деньги без идеи — дождь в пустыне…
Будь богатым идейно!
Идея — главный двигатель, порождающий все в этом мире.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 17 заповедей креативщика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других