Сексуальное формирование, как оно есть
Половое развитие начинается, как известно, уже в утробе матери и продолжается до наступления половой зрелости. Оно происходит в двух тесно связанных между собой направлениях — психосексуальном и соматосексуальном.
Психосексуальное развитие ребенка во многом определяется социально-психологическими воздействиями — воспитанием, взаимоотношениями с родителями, с другими детьми и т. д. Особенности психосексуального развития мужчины и женщины связаны с половыми различиями и поляризацией (разделением) мужской и женской ролей. Принято выделять следующие этапы развития и проявлений сексуальности:
1. Дородовой (пренатальный) период, в который происходит дифференциация генов, половых органов и структур мозга, ответственных за половое поведение.
2. От 1 года до 7 лет (парапубертатный период), когда ребенок осознает свою половую принадлежность и ее необратимость, т. е. формируется половое самосознание. В этом возрасте возникает любопытство, направленное на половые признаки.
3. От 7 до 13 лет — препубертатный период, характеризующийся выработкой, в основном в играх, стереотипов и приобретением навыков полоролевого поведения — мальчики обычно избирают «военные» игры, девочки играют в куклы.
4. Для пубертатного периода (12-18 лет) характерны платонические мечты и фантазии, ухаживание, платоническое общение, затем эротические фантазии, эротические ласки и игры — формирование платонического и эротического либидо.
5. В переходный период (18-26 лет) фантазии приобретают сексуальный характер, наблюдаются первые сексуальные эксцессы — происходит формирование сексуального либидо.
6. С 26 до 55 лет длится период зрелой сексуальности, который представляет собой полосу условно-физиологического ритма, период регулярной половой жизни.
7. Примерно с 55 лет наступает инволюционный период, длящийся до 70 лет и характеризующийся снижением половой активности и либидо до уровня эротического и платонического.
Существуют определенные критические, наиболее уязвимые для тех или иных отрицательных влияний периоды сексуального развития:
— это 6 — 32-я недели внутриутробной жизни;
— 2 — 4 года;
— 7 — 8 лет;
— 12 — 15 лет;
— 16 лет — 24 года;
— 51 год — 60 лет.
В период внутриутробной жизни вредное влияние на половое развитие плода могут оказывать неблагоприятные внутренние факторы, например, прием гормонов матерью, в следующие три периода действуют факторы внешние, прежде всего социальные и психологические. Индивидуальное психосексуальное развитие в целом происходит в условиях постоянного воздействия общественных норм сознания и поведения, семьи, школы, коллектива (детского и юношеского), друзей, окружения в свободное время и т. д., большую роль в этом отношении играют также средства массовой информации (телевидение, кино, литература).
Соматополовое развитие (развитие наружных и внутренних половых органов) также имеет определенную периодичность, которая характеризуется последовательным появлением вторичных половых признаков, формирующих облик зрелых мужчины и женщины.
Средние возрастные показатели этих периодов для мальчиков:
— 10 — 11 лет — начало роста яичек и полового члена;
— 11 — 13 лет — активность предстательной железы, рост волос на лобке;
–13 — 14 лет — быстрый рост яичек и полового члена, уплотнение околососковой области;
–14 — 15 лет — рост волос в подмышечных впадинах, появление пушка на верхней губе, начало изменения голоса;
–15 — 16 лет — зрелые сперматозоиды;
–16 — 17 лет — рост волос на лице и туловище, мужской тип растительности на лобке;
— 21 год — остановка роста скелета.
Показатели для девочек:
— 9 — 10 лет — рост костей таза, округление ягодиц;
— 10 — 11 лет — начало роста молочных желез, рост волос на лобке;
— 11 — 13 лет — рост и развитие наружных и внутренних гениталий, гормонально обусловленные изменения слизистой оболочки влагалища, пигментация сосков, увеличение молочных желез;
— 13 — 14 лет — рост волос в подмышечных впадинах, начало менструаций;
— 14 — 15 лет — возможность самой ранней нормальной беременности;
— 15 — 16 лет — регулярные менструации;
— 16 — 17 лет — остановка роста скелета.
Однако с окончанием полового развития не заканчивается становление сексуальности как некой застывшей, определившейся функции. Сексуальность человека динамична, подвержена различным отключениям и отклонениям, связанным чаще всего с действием психологических и социальных факторов.
Из множества частей мозга, различного назначения, можно выделить три органа, работающие в тесной связке друг с дружкой, то есть те основные отделы и зоны головного мозга, которые задействованы в проявлении психосексуальных реакций: гипофиз, гипоталамус и эпифиз. Все три этих органа, занимают довольно небольшой объём (по сравнению с общим объёмом мозга) — однако несут очень важную функцию: они синтезируют гормоны. Эти органы являются одними из главных желёз секреции эндокринной системы. Не менее важными железами эндокринной секреции являются надпочечники.