Бансэнсюкай. Настольная книга ниндзя

Самудзи Фудзибаяси, 2023

Бансэнсюкай – древнейшее из сохранившихся пособий по ниндзюцу, составленное в XVII веке выдающимся ниндзя Самудзи Фудзибаяси. Вскоре после публикации книга стала главным учебным пособием для большинства кланов ниндзя и оставалась им вплоть до конца XIX века. Эта книга и поныне используется для подготовки бойцов японского спецназа. В книге подробно описаны философия и моральный кодекс ниндзя, основные приёмы, методы рукопашного боя, правила конспирации, способы вербовки агентов и добычи информации, рассказывается о правильном нападении, о приготовлении ядов и организации покушений. Книга представляет собой кладезь специальных знаний и Восточной мудрости. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Мысли великих

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бансэнсюкай. Настольная книга ниндзя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Книга первая

Вступительные замечания

Эта книга в дальнейшем называется «Бансэнсюкай», и от начала до конца она соответствует важным пунктам, содержащимся в руководстве по Канринсейо. Этот Бансэнсюкай относится к ниндзюцу и инструментам ниндзя, которые одиннадцать ниндзя Ига и Кога держали в секрете. Наряду с этим я отбросил негатив и включил только положительные элементы из различных школ, которые присутствуют по сей день. Кроме того, я собрал все стратегии ниндзюцу, разработанные превосходными генералами как в Японии, так и в Китае, и я осмеливаюсь обнародовать то, о чем раньше не было известно.

Раскрывая моральные принципы, стремясь к праведности и не скрывая несправедливости, мы приходим к крайним секретам ниндзюцу и таким образом выражаем все в надлежащем порядке. Таким образом, все реки в мире впадают в океан, во что-то чрезвычайно глубокое и обширное, и именно поэтому я озаглавил все это сочинение «Бансэнсюкай» — «Мириады рек, впадающих в океан» (или «Десять тысяч рек, впадающих в море»).

Эта коллекция томов [является истинным путем ниндзя] и далека от любых меньших построек, созданных другими ниндзя, которые, будучи из другого места, научились только одной или двум вещам, но утверждают, что они люди из Ига. Наряду с этим, существует множество экспертных навыков, которыми следует овладеть полностью для каждого отдельного плана или достижения, и люди в мире не должны знать, насколько глубоки эти навыки. Как бы то ни было, здесь я решил упростить описания, но не настолько, чтобы их можно было легко понять только из этого текста. Намерение, стоящее за этим, состоит в том, чтобы помешать непрофессионалам говорить об этих навыках без уважения и относиться к ним как к объекту легкого развлечения. Только когда ученик прилагает усилия к углублению своих знаний в течение значительного периода времени, обучаясь устно у своего учителя, он сам узнает, насколько глубоко это искусство на самом деле. Если учитель не обучает вас устно и вы пытаетесь учиться только с помощью этого письма, вы не сможете постичь глубочайший смысл его секретов.

Эта рукопись состоит из шести частей: Правильный разум; Руководство для командиров; Йо-нин; Ин-нин; Возможности, дарованные Небесами (астрономия и астрология); и инструменты ниндзя. Из них глава «Правильный ум» занимает первостепенное место, потому что правильный ум должен быть основой для всего и каждого поступка. На первый взгляд искусство нинзюцу кажется близким к искусству воровства, поскольку в рамках его тактики и стратегии вам нужно перелезть через забор или каменную стену или подобрать различные виды навесных замков, засовов, крючков и колец или запирающих палочек. Следовательно, если мерзкий человек, который не питает почтения к божественной справедливости, овладеет этими навыками и совершит все зло, описанное в этой книге, конечным результатом будет то, что я научил его искусству грабежа. Чтобы избежать такого риска, я ставлю главу о правильном мышлении на первое место.[В этой главе] в первую очередь будет обсуждаться путь верности, затем причина вашей жизни и смерти, которые вместе помогут вам обрести правильный склад ума. Хотя стремление посвятить себя искренности и мудрости может навлечь на себя насмешки, выполнение чего-либо с правильным намерением в конечном итоге поможет вам. Однако простой новичок должен использовать эту главу в качестве руководства и все время держать ее учения близко к сердцу, даже когда отдыхает, сидит или спит, воспитывая таким образом смелый и бесстрашный ум, твердо ориентированный на лояльность и с целью продолжать практиковать эти навыки в течение длительного времени. Достигнув этого, он естественным образом станет просветленным и узнает, что означает правильный ум. Если вы будете владеть этим навыком во всех отношениях, мягкий и слабый человек станет жестким и сильным, злонамеренный человек станет лояльным, а глупый человек станет мудрым. Обладая справедливостью, мужеством и мудростью, вы никак не сможете «прокрасться внутрь». Однако, если у вас злой ум, глубокая тактика не увенчается успехом. Независимо от того, попытаетесь ли вы осуществить заговор, ваш заговор рано или поздно будет выдан врагу. Независимо от того, насколько вы смелы, вы не сможете выполнить трудную миссию. Это потому, что правильный ум должен быть на первом месте.

В качестве второго по важности элемента следует выделить руководство для командиров. Когда ниндзя овладеет всеми аспектами верности, мужества, тактики и достижений, если его господин не использует его, любая тактика вряд ли сможет увенчаться успехом. Если тактика не может быть успешно реализована, упомянутый командир не понимает, насколько на самом деле полезно ниндзюцу. Если лорд не обладает хорошим пониманием этого искусства, в его сознании сформируется подозрение [об искусствах ниндзя], что помешает ему принять эти искусства во внимание и, таким образом, помешает ему отправить ниндзя на позицию врага. Если он не собирается посылать ниндзя, у него нет возможности узнать секретную тактику врага.

Более того, если он не может знать секретную тактику врага, он не сможет решить, как развернуть свою армию или какой тактикой ему следует пользоваться. Если он не сможет решиться на эти вещи, это повлечет за собой ужасные последствия. Кроме того, если он разрабатывает тактику или принимает решение о размещении своих сил, только предполагая статус врага, без использования шиноби, это будет сродни метанию камня в темноте ночью, который не попадет в цель, и, следовательно, стратегия и развертывание, которые он выберет, не будут удачными…

Поэтому часто бывает так, что если командир готовится в ожидании атаки с востока, враг нападет с запада, и тогда он будет опрокинут. Если он готовится к нападению с юга, то подвергнется нападению с севера и будет повергнут в замешательство и поражение. Наряду с этим, в случае, когда генерал не знает, как использовать шиноби, и даже если этот шиноби проникнет в замок или позицию противника, ничего не подозревающий командир не сможет добиться синхронной атаки с ниндзя, который находится внутри замка, в то время как он, командир, находится снаружи и таким образом, он не сможет реализовать свой желаемый результат. В этом случае он не выиграет битву и /или ниндзя может умереть безвременной смертью. Вот почему я поставил Руководство для командиров на второе место по рангу и важности.

Во втором разделе этого тома я упоминаю методы предотвращения попадания вражеского ниндзя на вашу позицию; это было помещено здесь для того, чтобы лорд ознакомился с этой тактикой защиты. С помощью этих последних приемов я также опишу, как вывести вашего ниндзя на позицию противника.

Йо-нин или «открытая маскировка» ставится перед ин-нин, что означает «скрытое проникновение». Это соответствует тому факту, что йо (ян) означает рождение, в то время как ин (инь) означает смерть или конец. Даже находчивый человек не станет хорошим исполнителем йо-нин без регулярных тренировок, особенно если он овладевает этим навыком на словах. Любой, кто хочет овладеть этим навыком маскировки, должен всегда тренироваться с максимальными усилиями.

В третьем разделе «йо-нин» я пишу о навыках «видения», «наблюдения» и «умозаключения», потому что не должно быть ничего, чего бы вы не видели или не слышали о враге — это задача шиноби но моно. Те, кто изучает это искусство, не должны думать, что эти навыки наблюдения и слушания не являются навыками шиноби, и должны помнить, что нельзя ничем пренебрегать.

В пятом разделе in-nin я пишу о ночных нападениях шиноби, ограблениях и т. д. Вам также не следует легкомысленно относиться к этим заданиям, так как вы можете подумать, что это не то, что должен делать шиноби. Ночная атака — это работа шиноби во всех отношениях. Поэтому ночные атаки без знания ниндзюцу не будут эффективными. Также ниндзя, не знающий, как атаковать ночью, не может постичь истинную суть ниндзюцу.

Захватывать кого-то в плен или преследовать преступные цели изначально не было путем ниндзя. Однако, похоже, в наши дни это считается работой ниндзя, и поэтому я пишу краткое описание техник, которые применялись с древних времен. Первоначально это не было бы включено в «Путь ниндзя», потому что это задача не ниндзя, а людей низшего класса.

Тома, посвященные гаданию [время небес] и астрономии и астрологии, находятся на пятом месте и основаны на философии мудрецов древности. Они говорят, что время небес не так важно, как благо земли, и, в свою очередь, благо земли не так важно, как [гармония человека]. Однако в этих томах есть довольно много важных вещей для ниндзюцу, и вы не должны пренебрегать их изучением, но затем будьте осторожны, чтобы не уделять им слишком много внимания.

Использование инструментов ниндзя — это мера, необходимая для овладения искусством ин-нин, но тома, посвященные инструментам, учат, как их использовать и производить, но они не содержат принципов шиноби. Таким образом, они находятся на шестой и последней позиции.

Вы должны попытаться самостоятельно научиться пользоваться этими инструментами, чтобы решить, хороши они или нет. Пока вы сами не докажете их ценность, вам не следует их использовать. Вам полезно сосредоточиться на создании как можно более простого инструмента, чтобы он мог использоваться различными способами. Способ изготовления каждого инструмента подробно описан в указанном томе.

Вопрос: В какой период появилось ниндзюцу?

Ответ: Первоначально искусство войны [включая ниндзюцу] появилось в период правления императора Фу Си, а затем стало более процветающим в период правления Желтого императора. С тех пор это передавалось из поколения в поколение, и не было человека благоразумного и осмотрительного, который бы не ценил это очень высоко. Таким образом, ниндзюцу является ключом к военному делу. Несмотря на то, что оно существовало в периоды Фу Си и Желтого императора, ни в каких письменных документах нет прямого упоминания о ниндзюцу. Там была только его суть. В этом смысле вы можете найти это в некоторых древних писаниях.

Вопрос: Почему вы говорите, что ниндзюцу — это ключ к военному делу?

Ответ: В томе о найме шпионов, который находится в тринадцати томах «Искусства войны», написанного Сунь-цзы, упоминается ниндзюцу. Помимо этого, почти все военные рукописи всех периодов в Китае, а также в нашей стране, содержат ссылку на ниндзюцу в своем тексте. Если ниндзюцу не было важнейшим ключом к стратегии, почему случилось так, что эти мудрые мудрецы в истории записали это искусство для будущих поколений, или вы этого не слышали? В некоторых военных манускриптах говорится: «Военное искусство заключается в дисциплине внутри и знании внешнего». Короче говоря, вы должны знать секретную тактику вашего врага и получать точную информацию о них.

Чтобы точно знать состояние врага, вам следует использовать следующие навыки: [Обычные] воины-разведчики должны быстро вести разведку на расстоянии, чтобы получить такую информацию, как топография, продвигается ли враг или отступает, насколько велики силы противника, как далеко они находятся и т. д. И доложите об этом господу.

С другой стороны, ниндзюцу позволяет вам скрытно подобраться очень близко ко рву или ограде вражеского замка или позиции, наблюдать за ситуацией, проникнуть в замок или позицию, собрать любую информацию, такую как то, что внутри, вражеские уловки, секреты, и т. д., внимательно наблюдая и слушая и возвращая их господу, чтобы он мог решить, какой вид развертывания следует предпринять, а также следует ли использовать обычные стратегии или стратегии внезапности, чтобы победить врага. Если бы не этот навык ниндзюцу, было бы трудно узнать тактику противника и обеспечить себе победу над страной. Имея это в виду, вы должны знать, что ниндзюцу — это ключ к военному делу.

Вопрос: В Китае это искусство тоже называется шиноби?

Ответ: Шиноби — это имя, которое было придумано в нашей стране. В штате У он назывался кан; в весенне-осенний период — чо; а в период [китайских] воюющих государств и после него — сайсаку, ютэй, кансай и так далее. Все эти названия относятся к ниндзюцу. Наряду с этим, в «Шести тайных учениях» он упоминается как юши («играющий воин»), а в руководстве по Инь Цзин, написанном Ли Цюанем, он известен как кодзин. Как видно из этих руководств, она называлась многими разными именами в зависимости от периода или намерения господа. Это очень похоже на нашу страну, поскольку мы называем это синоби, ято, суппа, нокизару, мицумоно, кьоудан и т. д.

Вопрос: Есть ли какая-либо причина, по которой ниндзюцу называют канчо, ютэй, сайсаку, кансай, юши, кодзин и т. д.?

Ответ: В главе о применении шпионов в военном искусстве иероглиф «кан» снабжен комментариями и означает «брешь» или «отверстие» и предназначен для того, чтобы заставить человека проникнуть в брешь внутри врага с целью получения информации об их состоянии. Таким образом, кан означает «промежуток». Это отправка человека на поиски вражеской бреши, чтобы воспользоваться ею и проникнуть во вражеский замок или позицию, чтобы он собрал информацию о вражеском заговоре или секретных планах в полном объеме и сообщил о них вам. В противном случае, это означает воспользоваться преимуществом вражеской бреши, проникнуть в замок или позицию, поджечь или провести ночную атаку.

Иероглиф, обозначающий кан, имеет второе значение «отчуждение». Аналогично, ниндзюцу включает в себя навык «отстраняться». Ниндзя отдаляют вражеского лорда от его слуг, выдвигая ложные обвинения, нарушая соглашения, заключенные между врагом и лордом соседней провинции, чтобы они не могли ожидать подкрепления, или отдаляя вражеского лорда от его слуг, чтобы они были оскорблены друг другом. С древних времен как в Китае, так и в Японии было множество примеров, когда победа достигалась путем создания замешательства среди противника. Теория гласит, что поскольку иероглиф кан состоит из двух частей «ворота» и «солнце», то, следовательно, суть этого искусства заключается в том, чтобы проникнуть в замок и позицию противника без промедления, даже через самую маленькую щель, что аналогично солнечному свету, немедленно проникающему через открытую дверь. ворота. Этот принцип настолько глубок и неуловим, что обычные люди с трудом могут его понять, а также иероглифы для cho и tei означают «обнаруживать». Как правило, искусство шиноби похоже на игру в прятки, в то время как работа шпиона состоит в том, чтобы искать брешь во враге, проникать внутрь и наблюдать за его состоянием. Вот почему их также называли ютэй, или «играющие детекторы».

В ниндзюцу Кусуноки Масасигэ был навык, при котором он делил сорок восемь ниндзя на троих и всегда оставлял одну из групп из шестнадцати человек в Киото. Они наблюдали за ситуацией там, используя различные секретные планы, и держали Кусуноки в курсе. Это именно то, что имеет в виду ютэй. Кроме того, saisaku означает, что ниндзя переходят на сторону врага, полностью наблюдают за их состоянием и докладывают своему господину, чтобы господин мог точно разработать свою стратегию. [Ниндзюцу] также называется кансай, потому что кан означает «злой», поскольку оно используется в канкеку («злонамеренный») или мокан («ложь») Следовательно, даже при том, что ниндзюцу внешне выглядит нормально, под поверхностью оно всегда имеет чрезвычайно искаженную и глубоко продуманную тактику. Несмотря на то, что [шиноби] находится на праведном пути верности, в его методах есть несправедливость и они изворотливы внутри, поэтому также использовалось негативное слово кансай.

Юши возникает из-за того, что кажется, будто кто-то «играет», но на самом деле задуман глубокий сюжет. Это также называется kojin, потому что [шиноби] идут между врагом и союзниками. Ко также имеет другое значение «передавать» или «подавлять»; именно по этой причине они были названы кодзин.

Вопрос: Почему в Китае это называлось такими разными именами?

Ответ: В «Искусстве войны» это было названо «кан», и с тех пор тех, кто занимается этой работой, называют канджа, и, услышав слово «кан», люди явно имели представление о том, что они делают. Изначально, как гласит глубочайший путь этого искусства, вам не разрешается, чтобы ваше имя, навык или искусство были известны людям, это делается для того, чтобы вы могли выполнить свою цель, не будучи обнаруженными другими. Таким образом, очень важно хранить это искусство в глубокой тайне.

По этой причине, похоже, что в Китае из поколения в поколение меняли названия этого навыка, чтобы сохранить в секрете тот факт, что они занимались ниндзюцу.

Вопрос: Хотя в Китае он сменил названия, в нашей стране он называется shinobi. Почему это происходит?

Ответ: Все названия в Китае, такие как канчо, ютэй, сайсаку, кансай, юши, кодзин и т. д., как упоминалось выше, были обозначены потому, что их задача состоит в том, чтобы обнаружить брешь во враге или отдалить повелителя врага от его вассалов или врага из соседних стран. То есть названия возникли из-за последствий цели для используемого ниндзюцу.

С другой стороны, в нашей стране мы называем его синоби, потому что этот персонаж означает «клинок» и «сердце». Он назван так потому, что относится к сущности, которая является фундаментальной для всех разделов ниндзюцу. Не принимая во внимание это значение, вы вряд ли сможете узнать истинное происхождение этого искусства.

Вопрос: Если возможно, я хотел бы узнать подробности приведенного выше заявления.

Ответ: Сущность [их характера], которая позволяет [ниндзя совершать такие поступки] и обнаруживать пробелы во враге, и даже «подкрадываться», принимая на себя все риски, связанные с такими действиями, показывает, что у них [ниндзя] твердое и добродетельное сердце., точно так же, как лезвие, которое является твердым и острым. Если сердце не такое острое или твердое, а вместо этого тупое и мягкое, даже самый искусный план не может быть выполнен, поскольку такой агент будет малодушен, когда приблизится к врагу. Даже если им удастся подобраться поближе к врагу, они будут нервничать, волноваться и так много болтать, что выдадут заговор и в конечном итоге попадут в плен, что приведет не только к их гибели, но и, очевидно, к нанесению ущерба их господину. Поэтому вы можете проникнуть внутрь через брешь во враге, только если у вас твердое и преданное сердце, закаленное, как клинок. Вот почему мы изменили названия из Китая и ссылаемся на это искусство, используя этот иероглиф, который означает «сердце, подобное лезвию». Для шиноби важно подобраться поближе к врагу, есть стихотворение, найденное в «Ста стихотворениях Исэ но Сабуро Есимори»:

Хотя есть так много вещей, о которых шиноби должен помнить,

Первое, что нужно знать, — это как подобраться поближе к врагу.

Вопрос: Только что упомянутое имя синоби было изменено различными способами, такими как ято, суппа, нокизару, мицумоно, киодан и т. д. Суппа и ято долгое время широко использовались в Ига и Кога, и они очевидны. Но имя nokizaru используется вместо shinobi только потому, что это их работа — смотреть на врага изнутри и его позицию. Тогда по какой причине шиноби называются мицумоно или киодан?

Ответ: Сюго («провинциальный правитель») Кая, которого звали Такэда Сингэн Харунобу, был превосходный военачальник. У него было специальное подразделение под названием мицумоно, состоящее из тридцати преданных храбрых людей, которые были компетентны очень умело применять его тактику. Он давал им хорошую стипендию, достаточно вознаграждал их, держал их рядом с собой и использовал их как ключ к военной службе. Подразделение было разделено на три: Шпионаж, стратегия и контрразведка, поэтому оно называлось мицумоно — «люди трех дел».

Из стихотворений Сингэна есть некоторые, в которых есть слово мицумоно:

Если бы не Мицумоно,

Господин покончил бы с собой,

Прыгнув в глубокую воду с камнем в руках.

Что касается битвы,

Отложите гадание на дату или направление

И отправьте мицумоно,

Прежде чем составлять какой-либо

План и все обдумывать.

Лорд Ода Нобунага назвал синоби киоданом и использовал их. Он одержал удивительную победу над великой силой клана Имагава и завоевал множество неприступных замков, таких как замок Инуяма в Бишу и замок Удоно в Саншу. Также он побеждал сильных врагов в различных провинциях без какого-либо серьезного ущерба для своих собственных сил, и все благодаря услугам киодана.

Говорят, Уэсуги Кеншин из провинции Этиго придавал им большое значение, думая, что добился полной победы благодаря их работе.

Как и в вышесказанном, великие командиры нанимали шиноби под разными именами, чтобы они служили им, потому что они могли привнести в бой очень тонкие преимущества. Для любого лорда важно добиться многого от шиноби.

Вопрос: Вышесказанное говорит о том, что путь шиноби возник в период Фу Си и стал процветающим в период Желтого императора. После Желтого императора, как это передавалось до сих пор?

Ответ: Поскольку я не образован и не талантлив и не разбираюсь в деталях, все, что я могу сказать, это то, что, насколько нам известно, то есть в целом, было всего несколько человек, которые знали ниндзюцу со времен Желтого императора. Хотя мало кто воспользовался бы этим путем, еще в период Инь человек по имени И Инь освоил этот путь и служил королю Тану. Он прокрался в жилище короля Цзе из династии Ся и убил его.

В древние времена расцвет династии Инь был связан с И Инем, который служил при династии Ся. Считалось, что тиран отослал его к династии Сун. Пять раз он принимал сторону Цзе и пять раз сторону Тана; однако люди не знали, что Йи работал шпионом. Впоследствии традиция была передана Цзян Цзыя, и он написал трактат по ниндзюцу, состоящий из семидесяти одной главы, и представил его миру. Доказательство этого содержится в вопросе и ответе между Тан Тай-Чжуном и Ли Цзином, в которых говорится: «Ли Цзин говорит, что с помощью семидесяти одной главы Тайгуна войска не могут быть исчерпаны». Согласно сноске [в этом древнем руководстве], это высказывание означает «искусство шпионажа», что здесь означает синоби.

Это сочинение [Цзян Цзыя] не было привезено сюда, в нашу страну. Однако, согласно «Ивэнь Чжи», «все три элемента стратегии, речи и сражения записаны в Шести секретных стратегических учениях». Следовательно, мы должны заключить, что, поскольку в «Шести тайных учениях» также говорится о вещах, связанных с шиноби, семьдесят одна глава о шпионаже содержится в трудах «Шести тайных учений».

Наряду с этим, «Искусство войны» упоминает в своей главе об использовании шпионов, что Цзян Цзыя проник во вражеские ряды короля Цзе и погубил его. Согласно главе, «Чжоу Роуз и Лу Цзыя помогли врагу». Согласно аннотации, Чжоу было именем династии, когда король Ву завоевал страну, а Лу Цзыя на самом деле был Цзян Цзыя, а его врагом был король Цзе. Люди знают только о битве при Му-е, но не знают, что [Цзян Цзыя] перешел к врагу, предложил им женщин и взятки, а затем беспрепятственно осуществил заговор. Эта цитата объясняет реальность того, что происходило за этой битвой.

Впоследствии [эти искусства] были переданы Сунь-цзы, и он придумал пять типов шпионов, которые называются гокан, и написал о них в главе об использовании шпионов. С тех пор не было ни одного великого полководца, который не использовал бы ниндзюцу, на протяжении всего весеннего и осеннего периодов, периода [Китайских] воюющих государств, периода Троецарствия, периода Тан, периода Пяти династий, Северного и Южного периодов Сун и всего по настоящее время. Однако, похоже, что искусство шиноби Цзян Цзыи и Сунь Цзы было передано Чжан Ляну (?-1898 до н. э.) из ранней династии Хань, а также Хань Синю (?-196 до н. э.). Этот факт подтверждается Диалогом Тай-Цзуна, в котором Ли Тин (571–649) говорит:

«Чжан Лян изучил Шесть секретных стратегических учений и Три стратегии Хуан Шигуна, написанные Цзян Цзыей. Также Хань Синь изучал Сыма Ранджу и Сунь цзы».

Однако это было ограничено Тремя направлениями и четырьмя школами. Один из этих трех фокусов посвящен ниндзюцу.

Вопрос: Когда этот способ вошел в обиход в нашей стране?

Ответ: Братом тридцать восьмого императора Тенчи, 50 лет, был император Тэмму. В этот период, когда принц Сейко замышлял против него измену и скрывался в замке, который он построил в Атаго провинции Ямасиро, у императора Тэмму был шиноби по имени Такоя, и он проник в крепость. Такоя проник в замок и поджег его, и в унисон с этим император проник в его оборону снаружи, и замок пал без труда. Это первый случай, когда ниндзюцу было использовано в нашей стране. Об этом написано в хрониках Японии. С тех пор ни один генерал не использовал этот навык. Генералами, которые в полной мере использовали ниндзюцу, являются: Исэ-но Сабуро Есимори; Кусуноки Масасигэ и его сын; Такэда Сингэн; Мори Мотонари; Кеншин из Этиго; и лорд Ода Нобунага. Из них Есимори сочинил сотню стихотворений о шиноби, и они передаются по сей день.

Кусуноки Масасигэ записал секреты военного дела и шиноби-но-дзюцу в шести разделах, а затем объединил их в один том. Он держал это в секрете, и когда он был убит в битве в Хего, это было передано Ончи Сакон Таро, чтобы передать его сыну Масацуре, так что это было оставлено потомкам. Это сочинение называется «Иккан но Се» Кусуноки («однотомное сочинение»).

Каждый из великих полководцев нашей страны, таких как Есимори, Кусуноки и его сын Синген, Мотонари, господин Нобунага и господин Хидэеси, добились победы благодаря использованию ниндзюцу, и есть слишком много примеров этого, чтобы сосчитать их все.

Вопрос: Я слышал, что это искусство широко использовалось по всей стране. Но в чем причина того, что Ига и Кога являются самыми известными из всех различных провинций для шиноби?

Ответ: В древние времена, после того как страной правил сегун Асикага Такаудзи, его потомки последовательно наследовали сегунат, но двор не мог управлять очень хорошо, и система рангов стала запутанной. Чиновники уже были коррумпированы, и существовало постоянное состояние войны. Вдобавок ко всему, один за другим лорды или чиновники выходили, чтобы подчинить друг друга, и в то время в нашей стране не было мира. Это продолжалось вплоть до правления тринадцатого сегуна после господина Такаудзи, которого называли господином Когэн-ин Еситэру, и в этот момент политические отношения становились все более запутанными, что привело к полному разрушению [трех] путей морали, [которые являются путями «господина и вассал», «отца и сына», а также «мужа и жены»], а также разрушение добродетели.

По всей стране, поскольку все были в состоянии войны, все племена находились в крайнем замешательстве, все места были предметом споров. Однако, помимо жителей Ига и Кога, в каждой провинции был свой военный губернатор провинции шуго, и они управляли тамошним населением.

У жителей Ига и Кога никогда не было губернатора шуго, и каждый клан был самоуправляемым; они независимо строили небольшие замки в каждом поместье и имели полную свободу действий. Поскольку у них не было шуго или лорда, не было губернатора, который наблюдал бы за ними. Было множество случаев, когда они сражались друг с другом, чтобы отнять чужую землю. Поэтому их основное внимание было сосредоточено на сражениях, каждое утро и каждый вечер, и их жизнь вращалась вокруг вооружения и обороны. Они искали бы брешь друг в друге, посылали шиноби проникать в замки друг друга и поджигать их, добывали внутреннюю информацию о враге, вмешивались в планы вражеского альянса путем дезинформации, проводили рейды или ночные атаки и проводили стратегию с бесчисленными изменениями, чтобы поймать врага застигнутый врасплох. Таким образом, они всегда держали своих лошадей оседланными, даже те, кто занимал более низкое положение, надевали свои соломенные сандалии на ножны своих мечей и никогда не теряли бдительности.

Таким образом, результатом было то, что они подумали, что для того, чтобы победить большие силы врага, используя лишь небольшое количество людей и побеждая упорных и сильных, лучше всего использовать гибких и податливых, и нет ничего лучше, чем использовать шиноби для этого. Поэтому они заставили каждого самурая оттачивать себя с помощью мастерства шиноби, а низших людей или генинов изучать техники ин-нин или «скрытности». Таким образом, оказалось, что одиннадцать людей из низшего класса отличились как искусные исполнители ин-нин. Для этих людей, в их собственных провинциях или в других, проникнуть в места, чтобы завладеть чужим имуществом, захватить замок и добиться победы было так же просто, как «покатать предмет в ладонях».

Из-за этого, хотя в соседних провинциях было несколько могущественных дайме с большими силами, ни один из них не смог завладеть Игой. Даже такой грозный могущественный лорд, как лорд Нобунага, однажды потерпел поражение в Иге. Таким образом, было еще менее вероятно, что у других лордов возникнут амбиции захватить эту землю. Просто не было возможности захватить эту провинцию. Несмотря на то, что [Iga] был небольшим доменом с небольшим количество людей, не имело лорда и представляло собой нагромождение мелких кланов и не выглядело решительным по положению, оно не поддалось большим силам, возглавляемым могущественными лордами в соседних провинциях. Почему это было возможно? Это можно отнести только к достижениям ниндзюцу. Таким образом, Ига становится родиной шиноби.

Вопрос: Я хотел бы знать имена одиннадцати мастеров ин-нин.

Ответ:

1. Номура но Одаки Магодаю

2. Синдо но Котаро

3. Татеока но Додзюн

4. Симоцуге-но Кизару

5. [Симоцуге но] Козару

6. Уэно но Хидари

7. Ямада-но Хатиемон

8. Камбе но Конан

9. Отова но Кидо

10. Кабутояма Таро Сиро

11. Кабутояма Тародзаэмон

Эти люди были чрезвычайно важны, но когда дело доходит до современных шиноби, учения [рю] Додзюна разделены на сорок восемь отдельных школ, таким образом, в Ига и Кога насчитывается сорок девять школ шиноби.

Вопрос: По какой причине Додзюн-рю породило еще сорок восемь школ?

Ответ: Религиозное имя Сасаки Есикаты было Баккансай Дзотей, и он был политическим губернатором сюго домена Оми. В его низших воинах был человек, которого звали Додо. Он поднял восстание и укрылся в замке Саваяма во владениях Оми. Джотеи атаковали его в течение нескольких дней, но замок окружала такая непроходимая местность, что казалось трудным взять его штурмом. Затем, продумав план нанять какого-нибудь мастера-шиноби из Ига, чтобы он попал туда, он позвал к себе опытного ниндзя по имени Додзюн и попросил его помочь в его проникновении. По его просьбе Додзюн собрал сорок четыре человека из Ига и четырех из Кога и отправился с сорока восемью людьми в замок Морияма Дзотэя. По дороге они остановились в храме под названием Хэйсендзи в Юфунэ в Иге, где жил прорицатель по имени Миясуги. Доджун добился аудиенции у него и попросил его предсказать судьбу для их миссии шиноби. Прорицатель сказал, что это будет удачная миссия. Вдобавок ко всему, он сочинил и подарил Доджуну стихотворение, чтобы отпраздновать их отъезд.

Раскаты грома — это Додо, и они раздаются над горой Саваяма, но они обрушатся, когда ударит молния.

Молния здесь — это игра слов. Оно имеет двойное значение молнии и фамилии Доджун, и поэтому Доджун был очень доволен этим стихотворением и дал прорицателю сто монет хики. Затем он отправился в Джотей и заранее подготовил знаки и обещания, необходимые для проникновения. Вскоре после этого он проник в замок Саваяма с помощью навыка маскировки, который называется бакемоно дзюцу, а затем поджег замок внутри, в то время как Джотей провел быструю атаку снаружи. Отряду Додо, пытаясь потушить пожар, пришлось справляться с вторгшимся врагом, одновременно пытаясь защититься от врага, атакующего снаружи; огонь бушевал все яростнее, и они ничего не могли поделать и в конце концов были уничтожены.

Впоследствии сорок восемь мужчин основали школы и назвали их независимо друг от друга. Таким образом, говорят, что школа Доджуна породила сорок восемь школ.

Вопрос: Можно ли сказать, что на протяжении веков эти одиннадцать и сорок восемь человек из Ига и Кога были великими шиноби?

Ответ: На других путях и в других навыках имена тех, кто хорош в своих собственных навыках, становятся известны людям. Однако этот путь шиноби отличается от других искусств; те, кто известен как хороший, являются ниндзя лишь среднего уровня и не так совершенны, как шиноби но моно. Если люди не знают, насколько они хороши, и если они искусны в этом искусстве, то они считаются дзо-но синоби, или ниндзя высокого уровня. Древняя поговорка гласит, что вода издает звук, когда она мелкая, в то время как глубокая вода не издает ни звука. Точно так же, как горный ручей издает звук, когда он неглубокий. Если поразмыслить над этой концепцией, ниндзя среднего уровня, у которых нет глубокой стратегии, как правило, знамениты по разным причинам. Это потому, что те превосходные ниндзя, у которых есть глубокая стратегия, обычно не выдают себя за ниндзя, а глубоко прячут это и притворяются обычным самураем, отшельником или самураем без хозяина. Они не подали бы ни малейшего признака того, что знают ниндзюцу, но выглядят как обычные люди. Когда представится возможность, не сообщая об этом даже старшим советникам или главным слугам, они будут давать только такие обещания, как необходимые сигналы самому лорду, и тайно, затем они отправятся проникать во вражеский замок и осуществлять глубокие и тонкие стратегии, чтобы враг был подавлен и разорен.

Даже после того, как враг, о котором говорилось выше, пал в руинах, ниндзя не стали бы говорить о том, что они сделали, о том, что они прокрались внутрь и раскрыли свой заговор. По этой причине люди не знают, что враг был разорен из-за его достижений, но верят, что он потерпел крах как нечто само собой разумеющееся, как будто врагу не повезло.

Как и в приведенном выше случае, компетентные ниндзя, даже если они совершили экстраординарное, не издают ни звука, не оставляют запаха и не получают славы или почестей за свою храбрость. Результаты, к которым они привели, выглядят так естественно, как если бы они были созданы самой природой. Повсеместно весной здесь красиво, растут деревья и растения, распускаются цветы. Летом здесь жарко, и деревья и растения пышно разрастаются. Осенью здесь прохладно, деревья и растения меняют свой цвет и опадают листья. Зимой здесь холодно, снежно и морозно. Деревья теряют опавшие листья, а растения возвращаются под землю. Так же, как и четыре времени года, в течение одного дня происходит так много различных [и естественных] вещей, но никто не знает, кто это делает.

Точно так же мудрость компетентного ниндзя безгранична, как небеса, так что ни одно человеческое существо не может знать ее точно. Ниндзя должен выглядеть глупо, в то время как их стратегии столь же глубоки, как земля или бездна, и находятся за пределами простого человеческого знания.

В заключение, корни ниндзюцу уходят далеко за пределы вышеупомянутых одиннадцати квалифицированных шиноби и сорока восьми человек [которые были под началом Додзюна]. Эти пятьдесят девять человек знамениты, потому что они поверхностны. Несмотря на то, что их мастера не были известны миру, они знали ниндзюцу настолько глубоко, что не оставили нам своих имен, чтобы прославить их.

Вопрос: Наш замок надежно охраняется, в безупречной обороне принимает правильное построение в соответствии с любой из ряда хорошо известных формул и остается неуязвимым. Заранее составлены пароли или опознавательные знаки, ночью должным образом разведены сторожевые костры, караульные помещения и ворота строго охраняются, ночные патрули выполняются одно за другим, и любой подозрительный человек тщательно допрашивается, так что почти любой исполнитель ниндзюцу будет исключен. Как он может успешно проникнуть внутрь при таких обстоятельствах?

Ответ: Независимо от того, насколько прочно лорд укрепляет свой замок, независимо от того, какой строй он принимает для обороны, независимо от того, насколько строго он организует свои силы и охрану с целью держать врага на расстоянии, все эти меры недостаточны и тривиальны. Начнем с того, что ниндзюцу должны быть подготовлены в мирное время, они должны наблюдать за политикой всей страны, видеть, насколько хороши или плохи лорды, правы ли слуги или самураи до самых низов уважают своего лорда или нет, и так далее. Когда дела идут срочно, у ниндзя уже будет наготове удивительная и тонкая стратегия, и он легко сможет занять позицию без какого-либо намека на свой план еще до того, как враг начнет готовиться. Только после того, как они это сделают, у них будет такой идеальный контроль над всеми стратегиями без каких-либо перерывов, точно так же, как у кольца нет концов.

Искусство войны гласит: «Будьте хитры, будьте изощренны, и вы сможете использовать шпионов где угодно». Инь-цзин говорит:

«Если вы выстрелите в сокола, и он спрячется в густом лесу, если рыба плавает вокруг и попадает в глубокую пропасть, у вас не останется никаких следов, по которым вы могли бы следовать. Следовательно, если Ли Лоу не мог видеть, наклонив голову, а Куан не мог услышать тонкий звук, не прислушиваясь к нему, как может храбрый генерал, который ничего не думает о своей жизни, настолько, что он выбросил бы ее, как пыль, как мог даже такой великий человек, как этот, возможно обнаружить шпиона кодзина?».

Вопрос: Как было указано выше, если трудно заблокировать ниндзя, есть ли уверенность, что вражеские шиноби проникнут в наш замок или позицию, или есть какой-либо способ предотвратить их проникновение?

Ответ: Этот навык чрезвычайно развит. Независимо от того, насколько хорош ниндзя в защите от вражеских шиноби, [его усилия] будут бесплодны, если господин не находится на праведном пути как правитель. Поэтому господин должен сначала научить справедливости своих слуг, а затем любить весь свой народ, что заставило бы его солдат даже в ситуации неминуемой смерти ни в малейшей степени не ослушаться его приказов. Это возможно, потому что он всегда учит их правильному пути и любит их. Если господин понимает праведный путь, как указано выше, то, если возникнет срочная ситуация, генерал будет использовать крупномасштабную тактику и будет использовать ниндзюцу, чтобы предотвратить тактику противника и укрепить свой замок или позицию, и таким образом он может создать идеальную защиту. Вдобавок ко всему, высококвалифицированные ниндзя также должны защищаться от менее эффективных тактик, используемых вражескими шиноби, они должны помогать устанавливать военную политику, допрашивать старых и новых солдат, разделять их на группы, развертывать их, устанавливать пароль или опознавательные знаки в каждом необходимом случае, должным образом поддерживать сторожевые огни ночью назначьте их для ночного патрулирования и поиска слепых зон, возведите фальшивые стены, разбросайте кальтропы или устройте засаду там, где должен появиться враг, и держите строгую охрану у всех ворот. Тогда, если это будет сделано, вражеские шиноби не смогут проникнуть внутрь. В подобном случае, когда лорд и шиноби вместе работают на правильном пути, было бы легко проникнуть в силы противника, но врагу трудно найти брешь в вашей обороне.

Вопрос: В мирное время, как сегодня, предположим, что ниндзя хочет служить господину в какой-то стране, и поэтому господин говорит ему: «Вот испытание. Я соберу своих солдат в своем замке, заставлю их крепко охранять все ворота и буду держать их в строгой боевой готовности, как если бы они защищались от вражеских шиноби в реальном бою, так что вы не сможете проникнуть внутрь. Сможете ли вы быстро проникнуть в наш замок, если он так строго охраняется? Если ты сможешь это сделать, я выделю тебе столько стипендии, сколько ты захочешь.» Что он должен делать в такой ситуации?

Ответ: Изначально ниндзюцу — это стратегия, которая должна корениться в верности и честности, и нет никакого умения обманывать своего господина. Как указано в главе «Правильный разум, часть II», те, кто находится на пути ниндзюцу, ни при каких обстоятельствах не должны использовать его во благо своего собственного желания. Также они не должны обманывать господа, который идет против разума. Однако это не значит, что нет никакого способа проникнуть в замок вашего лорда в такое мирное время, как описано. Как указывает Цзян Цзыя, вы должны быть очень внимательны при составлении стратегий. В мирное время совсем неуместно стремиться к славе ниндзя, выполняя тонкие приемы ниндзюцу. Если лорд хочет узнать что-то о внутренней части замка в другой провинции, он мог бы послать шиноби для этой цели. Однако, зачем [ниндзя] обманывать своих союзников, которые не добьются славы, но потеряют истинные преимущества ниндзюцу? Даже если вы продемонстрируете Господу свою способность проникать через ваше крайнее понимание и с легкостью продемонстрируете свои навыки, это будет бесполезно, поскольку господин увидит только прямой результат ваших действий, но не поймет, каковы истинные основополагающие принципы. Поэтому вам не следует служить глупому господу, который с самого начала не выбрал правильный путь. Это принцип для всех нинси или шиноби [но] самураев.

Искусство войны гласит: «Если ты не мудрец, ты не сможешь должным образом использовать шпионов. Если у вас нет ни справедливости, ни доброжелательности, опять же, вы не сможете должным образом управлять шпионами. Если вы не утонченны, вы не сможете узнать правду из информации, которую приносят вам шпионы».

Имея в виду эти моменты, вы должны думать и осознавать, что ниндзюцу не следует показывать в мирное время, но если истинные принципы [ниндзюцу] будут реализованы, это позволит вам чтобы помочь господу управлять страной во времена турбулентности. Кроме того, ниндзя непременно добьется удивительных достижений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бансэнсюкай. Настольная книга ниндзя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я