Самому себе не лгите. Том 2

Сборник, 2021

Сборник прозы и стихов современных авторов посвящён 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского, являя дань уважения непревзойдённому таланту классика русской литературы. Мир Достоевского имеет бесценное свойство: чем дальше продвигаешься в знакомстве с ним, тем бóльшие дали открываются перед нашим разумом. И сегодня, спустя два века, произведения великого романиста, мыслителя и публициста по-прежнему влекут и волнуют читателей. Достоевский изображает душевные терзания, сомнения и тайные желания своих героев. По его мнению, у людей есть только два пути совершенствования: один ведёт в бездну и бесчеловечность, другой – к вере и любви. Современные писатели во многом развивают те же вечные темы, ведь порывы человеческой души, обретая в каждую эпоху новые черты и приметы, на самом деле остаются почти неизменными…

Оглавление

Сборник прозы и стихов, подготовленный издательством «Четыре», посвящается великому писателю Фёдору Михайловичу Достоевскому: в этом году мы отмечаем 200 лет со дня его рождения.

Мир Достоевского имеет неоценимое свойство: чем дальше продвигаешься в знакомстве с ним, тем бóльшие дали открываются перед нашим разумом. Как сказал когда-то философ и литератор Лев Шестов, книги Фёдора Михайловича «притягивают к себе всех тех, кому нужно выпытывать от жизни её тайны». И сегодня, спустя два века, в этом отношении мало что изменилось — произведения великого романиста, мыслителя и публициста по-прежнему влекут и волнуют людей, которые продолжают открывать для себя новые грани его гения.

Достоевский сосредоточен на внутренних сторонах человека: он изображает душевные терзания, сомнения и тайные желания своих персонажей. По мнению писателя, у людей есть только два пути совершенствования: один ведёт в бездну и бесчеловечность, другой — к вере и любви. Его герои — зачастую люди сомневающиеся, они мечутся от одной крайности к другой.

Всё это характерно и для нынешней жизни, а следовательно, и для литературы. Современные писатели во многом развивают те же вечные темы, ведь порывы человеческой души, обретая в каждую эпоху новые черты и приметы, на самом деле остаются почти неизменными.

Будущий классик появился на свет 30 октября (11 ноября) 1821 года в Санкт-Петербурге. Первые шаги в сочинительстве сделал уже в ранней юности, а опубликовав роман «Бедные люди», стал родоначальником жанра психологической прозы. Творчество Достоевского оказало заметное воздействие на мировую литературу. Его романы «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», написанные в период 1860–1880 гг., прославились как великое пятикнижие.

«…Не любить Достоевского можно, ибо сам Достоевский всегда утверждал ценность только свободной любви, но не читать Достоевского можно, только если тебя совершенно не интересуют ни смысл собственного существования, ни судьба твоего народа, ни судьба человечества». Эти слова принадлежат литературоведу, критику, доктору филологических наук Карену Степаняну.

Актуальны ли произведения Достоевского сегодня? Влияют ли его книги на творчество современных авторов? Продолжены ли традиции писателя?

Право окончательного ответа мы предоставляем читателям этого сборника. Но с уверенностью можно сказать одно: дух великого классика продолжает витать в нашей вселенной, питая лучшие умы и встречаясь с музами…

Ирина Авраменко

Родилась в Крыму, в Симферополе. Больше двадцати лет живёт в Израиле, в городе Нетания. Пишет стихи.

Член Союза русскоязычных писателей Израиля. Автор трёх поэтических книг: «Зелёный дождь», «Музыка воспоминаний», «Птица в поднебесье». Публикуется в различных печатных и электронных альманахах в Израиле, России, Беларуси, Болгарии, Америке.

Размешаю коктейль…

Размешаю коктейль из застенчивых звёзд,

Сверху горку насыплю забытых признаний.

Моей памяти сад безнадёжно зарос

Чередой нескончаемых воспоминаний.

Буду в зеркало тёмное долго глядеть,

Зябко кутая в шаль одинокие плечи.

Я хотела шелка расставаний надеть,

Но мне больше к лицу бархат будущей встречи.

Статуэтка

Она заразительно звонко

Смеётся в приветствии дня,

Ручкой фаянсовой тонкой

Юбки слегка приподняв.

Волною спадает оборка,

На туфельке бант голубой.

Так будет обидно и горько

Разбиться совсем молодой.

На окраине весны…

На окраине яркой короткой весны

Поцелует любовь мне упавшие руки,

А потом улетит, на постель бросив сны

О мечте, о надежде, о странной разлуке.

Сквозняком занесёт в серый контур окна

Россыпь сказанных слов, потускневших от света.

Как же я невозможно была влюблена

На пороге тягучего душного лета…

Маски сорваны…

Маски сорваны, сыграна пьеса,

Обошлось без особых потерь.

И теперь уже без интереса

Смотрим мы на закрытую дверь.

Тот, кого называла любимым,

Без кого не могла и дышать,

Вновь проходит безжалостно мимо,

Каждый раз ускоряя свой шаг.

Те, кого я считала друзьями,

С кем делила и смех, и печаль,

Не задумавшись, бросили камень,

Притворившись, что всё невзначай.

Не сложилось, не вышло, не спелось…

И горит обнажённость лица.

Маски сорваны! Как же хотелось

Доиграть свою роль до конца…

Я позволю себе влюбиться…

Я позволю себе влюбиться,

Не дождавшись ветров апреля,

И метаться бескрылой птицей,

Обгоняя дни и недели.

Я для всех на время исчезну,

Лунным светом стекая с крыши.

И среди звонков бесполезных

Лишь один я голос услышу.

Не стремясь убежать на волю,

Стану снова такой наивной.

Только б не захлебнуться болью,

Замерев от выстрела в спину…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я