1. книги
  2. Общая психология
  3. Рэм Владимирович Латыпов

Опереться на себя. Книга для людей, достигших некоторой психологической зрелости

Рэм Владимирович Латыпов
Обложка книги

Книга написана практиком духовного возрождения и ориентирована на читателя, слегка уставшего от чтения литературы в жанре «поп-психология» и ищущего более серьезного и глубокого понимания вещей, формирующих нашу личность и нашу судьбу.Основной посыл автора состоит в том, чтобы показать читателям как (чем и кем) формируется наша судьба, как именно происходит процесс управления нашей жизнью через бессознательное, какие моменты, факторы, структуры, шаблоны etc. определяют это управление.

Автор: Рэм Латыпов

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Опереться на себя. Книга для людей, достигших некоторой психологической зрелости» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. 7 Благородных истин

Человек воспринимает реальность через неосознаваемый «фильтр восприятия» разного рода идей, истин, установок, суждений, мнений etc. В силу чего вместо реального положения вещей — как есть — он видит то, что ему представляется «верным», «истинным», «правильным» и так далее.

Нижеизложенные истины, будучи принятыми как, своего рода, «точки обзора» (желательно с критическим, этих «точек», осмыслением) позволят начать видеть мир (в первую очередь мир людей и взаимосвязей между ними) в совершенно иной парадигме. Более близкой к реальности. То есть к тому, что есть (имеет место быть), а не к тому, что кажется.

Я не утверждаю, что эти истины абсолютны. Я утверждаю, что эти истины есть отражение моего видения тех механизмов и закономерностей, которые управляют процессами, происходящими с вами, в вашей жизни и частью которых вы являетесь.

В материальной реальности есть закономерность, согласно которой на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная объему жидкости, вытесненному той частью тела, которое в эту жидкость погрузилась. Эта закономерность является устойчивой, постоянно повторяющейся и отражает реальную связь между физическими величинами.

Носит она название «закон Архимеда».

Откуда взялась эта сила? Почему она действует так, а не иначе, почему равна объему, а не половине объема или не двум объемам? Эти и другие глубокие вопросы замечательны, но в практическом плане совершенно бесполезны. Конкретное значение имеет только понимание, что эта закономерность работает и как она работает.

Тоже самое и с жизненными закономерностями, обозначенными мною как «7 благородных истин». Какого-либо прикладного и практического смысла в поиске ответов на вопросы: почему именно так? откуда они взялись? и прочая — нет. Для нас важно, в первую очередь, что они работают и работают практически везде.

Повторюсь: эти истины не абсолютны, как не может быть абсолютной ни одна истина, заповедь, постулат, принцип, идея и т. д. Но они отражают достаточно адекватное видение реальности с точки зрения человека, осознающего, что он — самый главный источник изменений в своей жизни.

Глава 1. Истина первая «Ты нахрен никому не нужен»

На самом деле эта истина осознается уже в детстве, когда маленький ребенок начинает потихоньку даже не понимать, а ощущать, что такой какой он есть, со всем своим огромным и обширным внутренним миром, он своим родителям не нужен. Потому что подавляющее большинство родителей хотят другого ребенка:

— послушного, встающего «по струнке»

— реализующего мечты и желания родители

— вежливого со старшими и пр.

Даже если они сами себе в этом не признаются (врут себе).

Такой, какой вы есть на самом деле, вся ваша гигантская внутренняя вселенная, ваша боль, ваши страхи, ваши мечты, фантазии, надежды, идеи, мнения и прочая — НИКОМУ НЕ НУЖНЫ!

Другому (другим) нужны только ваши ресурсы и характеристики.

Нужно ваше тело.

Нужен ваш интеллект (знания, интеллектуальные способности)

Нужно то, чем ты владеете (имущество, деньги, патенты, права и пр.).

Нужны ваши способности что-то сделать, что-то создать

Нужны ваши навыки и умения

Нужен ваш жизненный опыт

Нужны ваши связи и знакомства

Нужны ваши личные качества (например, храбрость, смелость, отзывчивость)

Также, как и вам нужен не другой человек, а те ресурсы и свойства, которые с него можно поиметь, возможности, перспективы, ощущения, переживания etc. которые благодаря ему можно получить. Это правда в которой себе нужно спокойно признаться, чтобы не создавать себе в жизни всяческих лишних и ненужных проблем.

«Люди — это было ясно Тане еще с детского сада — имели товарную ценность, и даже в самых бескорыстных на первый взгляд дружеских отношениях как бы взаимно арендовали друг друга. Иногда они рассчитывались чем-то полезным, иногда собою.»

(Виктор Пелевин. «Тайные виды на гору Фудзи»)

Если другой (другие) видят, что с вас взять особо нечего (по причине того, что этого не видно или вы этого не показываете), то на вас не будут обращать внимания или же будут пытаться использовать так, как вы бы этого очень не хотели. Это хорошо проиллюстрировано в притче про ловкую обезьяну из книги Владимира Тарасова «Искусство управленческой борьбы»:

Князь со своей свитой приплыл на лодке к Обезьяньей горе. Как только обезьяны увидели людей, они попрятались. Все, кроме одной. А эта, похваляясь своей ловкостью, выставилась напоказ, раскачиваясь с ветки на ветку. Князь выпустил в нее стрелу, но она отпрыгнула в сторону и поймала стрелу на лету. Тогда князь приказал приближенным дать залп по обезьяне. Тут уж она не смогла увернуться и пала мертвой. Тогда князь обернулся к своему товарищу:

«Это животное рекламировало свой ум и верило в свое мастерство. Помни об этом! Никогда не полагайся на оригинальность и талант, когда имеешь дело с людьми!»

На товарища князя эта сцена произвела столь глубокое впечатление, что, вернувшись домой, он изменил свой образ жизни, изменился сам, и скоро никто в Поднебесной не умел его использовать.

Видя невозможность использования несомненных талантов обезьяны себе на пользу, люди просто нашпиговали её стрелами.

Поэтому, если вы хотите от других получить что-то нужное вам, то лучшая стратегия — это дать или показать, что вы можете дать им то, что нужно этим самым другим/другому. Это элементарный рыночный механизм, который, тем не менее, прекрасно функционирует и в некоммерческих сферах человеческих отношений. Просто потому, что Обмен — это один из фундаментальных принципов человеческого бытия.

Эквивалентный (равноценный) обмен — это, своего рода, «страховка» от разного рода проблем и деградации в отношениях. Неспособность отслеживать и регулировать равноценность обмена (энергией, ресурсами etc.) приводит к тому, что человек истощается в плане своих ресурсов или превращается в паразита.

Непонимание этих простых (казалось бы) вещей, помноженное на отсутствие самостоятельности и неумение жить приводит к тому, что человек начинает страдать «от невостребованности». Ему кажется, что в другой реальности (с другими людьми, другими обстоятельствами, другим общественным строем etc.) ему бы больше повезло и он бы обязательно оказался востребован.

На самом деле проблема не в «невостребованности», а в неумении или нежелании (которое может тщательно скрываться от самого себя за толстым слоем иллюзий, вранья, объяснений, оправданий и обоснований) выстраивать с другими отношения эквивалентного обмена.

Это называется одним словом — неадекватность.

Воспринимая реальность (в том числе реальность человеческих отношений) через призму (своего рода «фильтры бессознательного») иллюзий (вранья) о самом себе («я лучше других» или «я хуже других»), о других («с этим человеком мне будет клево, а с этим скучно», «эти люди заплатят мне достойно, а эти будут заставлять работать» etc.), об отношениях между людьми («люди должны помогать друг другу», «людям надо доверять», «все люди сволочи, им нельзя доверять» и пр.) вы получаете искаженную информацию, которая формирует аберрированную8 «картинку» реальности. Принимая, на основе этой «картинки», решения ум будет приводить вас к совершению ошибок разной степени грубости и критичности, а ошибки — создавать проблемы.

Глава 2. Истина вторая «Мир не таков, каким ты его видишь»

Про то, что наш мир иллюзия, морок, виртуальность, коллективная галлюцинация, матрица, сон и пр. не говорит только ленивый. Практической пользы от этих идей никакой нет, поскольку если вы в виртуальности, но не видите перед собой пользовательского интерфейса, то какая разница — будете вы считать сбившую вас машину реальной или виртуальной.

На самом деле мир не иллюзия. Или, если угодно, не совсем иллюзия. Иллюзия — это наше восприятие мира.

Глядя на себя, других людей, ситуации, обстоятельства, предметы вы видите не то, что есть на самом деле, а искаженное, через концепты в вашем сознании, выступающими своеобразными призмами, «фильтрами восприятия», отображение вашей картины мира.

Всё, что есть в вашей картине мира — вы видите. Всё, чего нет в вашей картине мира вы, соответственно, не замечаете.

Есть псевдоисторическая байка о том, что индейцы на берегах Америки не смогли увидеть корабли Колумба (которые спокойно плавали у них под носом) по причине того, что в их картине мира отсутствовали представления о том, что такие вещи могут вообще существовать. И только шаман по ряби на воде смог догадаться, что что-то там на самом деле на горизонте плавает, а затем и увидеть сами корабли.

Другой пример, более реальный, был связан с обнаружением академиком Лурией того факта, что у узбеков нет оптических иллюзий (это когда одинаковые предметы кажутся разными). Ибо оптические иллюзии обусловлены культурными кодами, которых у живущих в глухих кишлаках узбеков отродясь не было.

И таких примеров можно насобирать и приводить пачками. Танк, который часовой не видит, поскольку он настолько привык видеть пустую дорогу, что она буквально «прошилась» у него в нейронах. Вещь, которую ты никак не мог найти, а она преспокойно лежала на самом видном месте. И так далее и тому подобное. Касательно влияния «фильтров восприятия» на удачливость по жизни интересно исследование британского психолога, профессора Хердфордширского университета Ричарда Уайзмана, приведенное им в статье «Фактор удачи»9

В течение 10 долгих лет Уайзман следил за ходом жизни 400 испытуемых разных возрастов и профессий. Он нашел их по объявлению в газетах, в которых он просил обратиться к нему тем людям, которые считают себя либо баловнями судьбы, либо полными неудачниками. Они вели дневник и выполняли тесты, а также описывали Уайзману свою жизнь в интервью и отчетах. В одном исследовании Уайзман попросил испытуемых просмотреть газету и посчитать количество иллюстраций в ней.

Люди, которые сами себя считали неудачниками, потратили на это задание две минуты. Люди, которые считали себя везучими засранцами, в среднем потратили несколько секунд. На второй странице газеты Уайзман вставил блок текста, в котором огромными жирными буквами было написано: «Дальше не считай, тут 43 картинки».

Немножко дальше был вставлен второй кусок текста, который сообщал: «Скажи профессору, что видел меня, и получишь 250$». Люди, считавшие себя неудачниками, не заметили НИ ОДНОГО из этих посланий.

Уайзман утверждал, что то, что мы называем удачей, на самом деле просто паттерн действий, который объединяет стиль восприятия и обращения с событиями и людьми, встречающимися вам на жизненном пути. Он заметил, что у «неудачников» слишком узкий фокус внимания. Они помешаны на безопасности и очень тревожны: вместо того, чтобы резвиться, как дельфин, в море случайного выбора, они зацикливаются на контролировании происходящего, выискивая что-то конкретное. В результате они профукивают множество возможностей, мирно проплывающих мимо. «Везунчики» постоянно меняют ход своих обычных действий и высматривают что-то новое.

Некрасивая правда состоит в том, что вы видите вещи, которых в реальности нет («проделки полтергейста», «происки англичанки», «хитрый план» и etc.), а те, которые в реальности есть, вы видите не такими, какими они на самом деле являются — хрестоматийных пример про слепых, которые «обследовали» слона.

Допустим, вы видите одних людей как хороших, а других как плохих. В реальности «хорошие» и «плохие» — это ваша иллюзия, обусловленная длительной культурной и пропагандистской обработкой вашей хрупкой психики. А, на самом деле, есть просто люди, у которых есть свои (но чаще чужие) цели, задачи, интересы, приказы, мотивации и так далее. И действуют зачастую они не из какого-то злого умысла, а в силу тех или иных обстоятельств, запрограммированных реакций etc. Понимание этой нехитрой истины делает жизнь проще, а деятельность и решения эффективными.

Глава 3. Истина третья «Мысль изреченная — есть ложь»

Ещё с Фрейда (а если говорить о брахманских и эзотерических кругах, то и ранее) известно, что практически всё, что человек говорит, он говорит с единственной целью — скрыть истину (т.е. реальное положение вещей). В первую очередь от себя самого.

Причина такого несознательного поведения проста — это психологическая защита. Дело в том, что в глубинах бессознательного человека находится большое количество психотравм и разного рода тяжких переживаний, связанных с проигрышами, поражениями, неудачами, ошибками и etc. Поскольку принять всё это дело оказывается мучительно больно, человек закрывается («защищается») от того, что не смог принять, закрывая заодно и жизненные области в которых эти травмы, проигрыши, поражения и неудачи возникли (например, область научной карьеры, или бизнеса, или отношений).

На месте «закрытых областей» человек создает (а, вернее, погружается) соответствующие иллюзии, ложную, неадекватную картину мира, в которой он сильный, успешный, популярный, любимый и так далее. Или, по крайней мере, «не хуже всех». Не алкоголик, а «так, выпиваю». Не создатель проблем, а «жертва обстоятельств». Эти иллюзии («ложь себе о себе») человек (вернее его ум, управление которым человек давно потерял) поддерживает всеми силами (причем в ущерб своим реальным интересам), поскольку они защищают его от встречи с мучительной болью осознания реального положения вещей.

Это константа человеческого бытия, по поводу которой Фрейд сказал: «Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить» («Психология масс и анализ человеческого „Я“»).

Вранье себе, разного рода иллюзии неоднократно замечались разного рода исследователями:

Однажды кто-то сказал: «Средний американец не считает себя таковым». Психологи доказали это. Мы считаем себя лучшими, чем мы есть на самом деле. Когда исследователи попросили студентов оценить свою способность ладить с людьми, 60% опрошенных поставили себе оценку не ниже 9 баллов из 10 возможных, 94% университетских преподавателей утверждают, что они преподают лучше своего среднего коллеги. Большинство мужчин считают себя привлекательными.

Наша иллюзия собственного превосходства так широко распространена, что психологи придумали ей специальное название. Они называют ее «эффектом Лейк-Уобегон» — по названию вымышленного города из популярного радиоспектакля по сценарию Гаррисона Келлера. В Лейк-Уобегоне «женщины сильные, мужчины привлекательные, а все дети обладают способностями выше среднего уровня».

(Гарри Беквит. «Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг» — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004)

Другой пример — т.н. «феномен Ла Пьера», когда люди утверждают (более или менее искренне), что в определенной ситуации станут действовать определенным образом, а в реально сложившейся ситуации действуют иначе.

«Среди знакомых Ла Пьера была молодая супружеская пара китайской национальности (надо отметить, что активная ассимиляция китайцев в Америке началась еще в середине XIX в., и знакомые Ла Пьера были урожденными американцами не в первом поколении). Вместе с ними на личном автомобиле он отправился в многомесячное путешествие по дорогам Америки, каждую ночь останавливаясь в придорожных мотелях. Всего таких заведений Ла Пьер и его китайские друзья посетили две с половиной сотни. Не всюду их встречали гостеприимно, однако не было ни одного случая, чтобы перед ними захлопнули дверь. Возвратившись из путешествия, Ла Пьер разослал по всем адресам, которые посетил, письма с просьбой зарезервировать места для супружеской пары китайской национальности. Половина писем остались без ответа. Однако 128 владельцев мотелей прислали ответы, причем 90% из них содержали категорический отказ! (Можно предположить, что большинство не удосужившихся ответить подразумевали то же самое). До той поры исследователи даже не задумывались, насколько в поведении людей согласуются „слово“ и „дело“. Негласно подразумевалось — как человек говорит, так он и поступает. Ла Пьеру удалось продемонстрировать, что это далеко не всегда происходит так.»

(Степанов С. С., Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г.)

Понятно, что не всё, что говорит человек, является 100%-ным враньем. Всегда и везде есть разного рода большие и маленькие нюансы, зависящие от разного рода факторов и обстоятельств. Порой человек может говорить чистую правду. Порой в его словах истины может быть на 99%, а лжи на 1%. Умение это видеть и вычислять — искусство высочайшего полета.

Создание вранья себе — это процесс работы умственной механики. Ум способен обосновать, оправдать и объяснить всё что угодно. Эти объяснения-обоснования могут выглядеть очень логическими, очень рациональными, очень правильными и даже согласовываться с некоторыми фактами, но всегда основаны на неверных (ложных) посылах. Убери которые и вся правота и представления человека полетят к чертям собачьим.

Простым примером такого псевдологического посыла может быть убеждение «Если я умный (красивый, успешный etc.), то другие должны любить (принимать) меня».

Разница между хорошо и плохо работающим умом заключается тут в том, что первый создаёт враньё настолько высококлассно, что пробить его оказывается весьма нетривиальной задачей. Практика показывает, что если такой человек приходит в индивидуальную работу и не готов расстаться со своей правотой (т.е. признать ошибочность и ложность своих взглядов, мнений, решений, принципов etc.), то результаты у него будут самые плохие.

Глава 4. Истина четвертая «Первичны цели и интересы. Твои цели и твои интересы»

С точки зрения сложно устроенного организма каждая его часть должна думать только о работе в интересах более крупной системы. Это правило абсолютно верно для любого биологического организма. Представьте, если бы каждая клетка имела своё мнение и преследовала свои цели? Какой бы кошмар творился с нашим телом тогда?

Но уже за пределами отдельно взятого тела расклад меняется. Просто потому, что тело — это органическая часть целостной и изначальной системы «Человек», куда входят так же Дух, Индивидуальности (Роли), Ум (наш аналитический «суперкомпьютер»). А все остальные [социальные] системы (от семьи до общества) — это общности, которые сложились естественным путем либо были созданы искусственно ПОТОМ!

Отсюда вполне естественно прийти сначала к восприятию, потом к пониманию, а затем и осознанию того факта реальности, что Человек для самого себя ПЕРВИЧЕН, а всё остальное имеет для него значение только в той степени, в которой Человек хочет и готов за это отвечать. Так если человек хочет ездить на автомобиле, то он должен быть готов отвечать за последствия управления своим автотранспортом и если он не хочет отвечать, то попадает в ситуации, после которых его могут лишить права на официальное вождение. Если человек не хочет и не готов отвечать за семью (мужчина не хочет отвечать за женщину), то он не создаёт её (как поступил, например, спортивный комментатор Василий Уткин). А если всё же создает, то она, в силу некачественного управления, разваливается и человек остается у «разбитого корыта». Если человек не хочет и не готов отвечать за народ, в среде которого он родился, то либо эмигрирует, либо «выключается» из его общественной и культурной жизни. В случае же безответственного «включения» в судьбу народа человек рискует заработать себе тяжкую карму, которую придется нести до конца своих жизней.

Таким образом, не давая вовлечь себя на службу «чему-то большему» и избегая безответственного вовлечения в различных области жизни, Человек сохраняет свои ресурсы и свой потенциал, чтобы использовать их на самого себя и свои цели. Если цель Человека выходит за пределы его самого и требует вовлечения/включения в её достижение других людей и Человек берёт ответственность за это, то он тратит свои ресурсы и на них. На условиях взаимного эквивалентного обмена. Это можно ещё назвать «разумным (рациональным) эгоизмом». Правда «рулит» тут не эго (синтетический сплав ума и индивидуальности), а Дух Человека как высшая часть системы.

Разумеется, такая позиция не встречает одобрения у тех, чей «бизнес» — это выживать через доминирование (а значит и эксплуатацию) над другими. Для того, чтобы лишить Человека его ресурсов, возможностей, потенциала, а, зачастую, и жизни эти силы (Игроки) активно используют огромный пласт идей, основанных на принижении (обесценивании) человеком себя и отречении от себя самого.

Идеология «самопожертвования и самоотречения» — это типовая манипулятивная «разводка» для «вытаскивания каштанов из огня чужими руками» наиболее ярко проявлявшаяся там, где людей надо послать «на убой»:

Гитлер прекрасно сознает, что его философия самоотречения и жертвенности предназначена для тех, кого экономическое положение лишает всякой возможности счастья. Ему не нужен такой общественный строй, где каждому было бы доступно личное счастье; он хочет эксплуатировать саму бедность масс, чтобы заставить их уверовать в его проповедь самопожертвования. Он совершенно открыто заявляет: «Мы обращаемся к огромной армии людей, которые так бедны, что их личное существование отнюдь не является наивысшим в мире богатством…»

(Эрих Фромм. «Бегство от свободы», Минск, «Попурри», 1999 г.)

Если смотреть отстраненно и объективно, то добра и зла нет. Как нет хорошего и плохого. Есть то, ЧТО СЧИТАЕТСЯ (тем или иным человеком, той или иной человеческой культурой) добрым или злым, хорошим или плохим.

В реальности же есть Жизнь, которая стремится БЫТЬ (расти, развиваться, распространяться) и то (те), что (кто) мешает жизни Быть, стремясь превратить её в мертвую материю.

Жизнь — это, несомненно, самое богатое явление на поверхности этой планеты, как и во всей вселенной.

(Д. Стивенс. «Анализ ума»)

Жизнь и можно считать благом (добром), а уменьшение, ослабление, исчезновение жизни — злом.10

В здоровом, естественном состоянии цели и интересы человека — жизненные и не вступают в неразрешимый конфликт (противостояние) с жизненными целями других людей (групп).

Пути не пересекаются. Люди, имеющие путь, не могут помешать друг другу. Есть место для всех. Потому что путь, не сооружение и не плод фантазии. Он существует пока существует человек. Его увидеть и узнать. Его можно устрашиться, смутиться или обрадоваться. Но для каждого он только один. Не выбрать его — не значит, выбрать другой. Это значит — жить без пути.

Сначала мы выбираем путь, потом путь выбирает нас. И шагу не можем иначе, чем по нему.

И подобно тому как толпа интеллигентных людей способна не спеша пройти через узкие двери без конфликтов и напряжений, лишь испытывая удовольствие от взаимной изысканной вежливость, так и люди имеющие путь не могут помешать друг другу.

(Владимир Тарасов. «Технология жизни: книга для героев», М.: «Добрая книга», 2011 г.)

Читатель может возразить мне, что в рамках конкурентной борьбы люди и группы волею обстоятельств вынуждены вступать в порой весьма жесткие противостояния (самой тяжелой формой которых является война). Причиной которых являются не только и сколько злой умысел отдельной личности (личностей) сколько потребность в выживании — закон джунглей «или ты, или тебя». Количество ресурсов ограничено, а желающих много. И все хотят «кушать»

Если рассматривать человека как статичное явление и экстраполировать его стратегии выживания из настоящего в прошлое, из нескольких областей на все, то да, всё так. В таком случае конкурентная борьба за ресурсы (доступ к ресурсам, инструменты контроля ресурса и доступа к нему etc.) выступает чуть ли не как самая оптимальная форма существования, затмевая иные формы человеческого взаимодействия — сотрудничество, кооперация, союзничество и пр.

То есть те формы, что характерны для людей разумных, этичных (т.е. живущих по совести), зрелых, самоактуализирующихся, ответственных. Людей, которые выстраивают свою жизнь и деятельность таким образом, что им нет нужды воевать друг с другом за «место под солнцем» — как нет, например, такой нужды у талантливых ученых, ведущих важные исследования. Более того, такая форма взаимодействия как сотрудничество является СТРАТЕГИЧЕСКИ выгодной с точки зрения выживания:

В 1974 году философ и психолог Анатолий Рапапорт из университета Торонто сформулировал идею, согласно которой наиболее эффективным способом поведения в отношении другого человека являются: 1) сотрудничество; 2) взаимоуважение; 3) прощение. Другими словами, когда человек, или структура, или группа встречают другого человека, структуру или группу, они заинтересованы в том, чтобы предложить альянс, затем согласно правилу взаимоуважения дать другому то, что получил от него. Если другой помогает, ему тоже помогают, если другой агрессивен, он получает в ответ такую же агрессию. Затем необходимо простить и вновь предложить сотрудничество.

В 1979 году математик Роберт Аксельрод организовал турнир между автономными компьютерными программами, способными вести себя как живые люди. Единственное требование: каждая программа должна быть снабжена стандартным коммуникационным обеспечением, подпрограммой, позволяющей общаться с соседями.

Аксельрод получил четырнадцать дискет с программами своих ученых коллег, заинтересовавшихся соревнованием. У каждой программы были различные законы поведения (у самых простых код поведения умещался в две строчки, у самых сложных — в сотню строк). Целью было набрать как можно больше пунктов. У некоторых программ правилом было как можно скорее эксплуатировать другого, украсть его пункты, а потом сменить партнера. Другие пытались выкрутиться сами, охраняя свои пункты, избегая контактов со всеми, кто мог их обокрасть. Были и такие правила: «Если другой враждебен, его надо предупредить, чтобы он прекратил это, а потом наказать». Или: «Сотрудничать, а потом неожиданно предать».

Каждая программа была 200 раз противопоставлена каждому из конкурентов.

Всех победила программа Анатолия Рапапорта, оборудованная правилом поведения СВП (сотрудничество, взаимоуважение, прощение).

Более того. Программа СВП, помещенная наугад среди других программ, вначале проигрывала агрессивным программам, но в итоге побеждала и даже становилась «заразной», если ей давали достаточно времени. Соседние программы, видя, что она наиболее эффективна, в конце концов начинали применять тот же подход. Так что в долговременной перспективе правило СВП является наиболее рентабельным. Каждый может это проверить на собственном опыте. Это значит, что нужно забыть все неприятности, которые вам причиняет коллега по работе или конкурент, и продолжать предлагать ему работать совместно, как будто ничего не произошло. Со временем этот метод обязательно окупается. И это не вежливость, это в ваших собственных интересах. Что и было подтверждено с помощью компьютера.11

(Бернард Вебер, «Империя ангелов»)

Ценя и уважая жизнь, ставя перед собой жизненные цели, вы, тем самым, страхуете себя от того, чтобы попасть на удочку к мошенникам, демагогам, манипуляторам, доминаторам, придумывающим и использующим разного рода красивые идеи для того, чтобы заставить людей жертвовать собой и своими ресурсами.

Глава 5. Истина пятая «Ты находишься там, где находится твоё внимание»

То, на что вы направляете свое внимание, непосредственным образом влияет на вас и определяет ваше состояние. И, в конечном итоге, определяет контуры того места (пространства), в котором вы и оказываетесь.

Если вы смотрите на неудачи, вернее на одну сторону какого-то события или обстоятельства, связанную с какой-то материальной или моральной потерей для вас, недостижением или неполучением желаемого, то вам становится грустно, слабо, скучно, уныло и пр.

Если вы переводите внимание на другой аспект (сторону) события, который содержит в себе уже перспективы и возможности, и в состоянии их увидеть, то вы чувствуете совершенно другое.

Если выражаться очень утрированно, то можно сказать, что внимание работает по «принципу магнита» притягивая к вам (или притягивая вас) к тем или иным вещам, ситуациям, обстоятельствам, людям.. Как говорил по этому поводу доктор Фрейд «Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем бессознательном».

Или, по «принципу краски», делая виртуальные образы («картинки») реальными (материализуя).

Стоит всегда помнить, что ваше внимание — это ваша [духовная] энергия. Если вы направляете его на свою цель, на то состояние реальности, которое вы хотите создавать/получить, то вы это, рано или поздно, вы придёте к тому, что задумали/наметили. Если продолжаете удерживать внимание. И совершать необходимые шаги в этом направлении.

Из этой истины вытекает следующая «Ты — это, во что ты смотришь». А это значит, что Вы создаете своим собственным вниманием ту реальность, в которой живете (находитесь в тот или иной момент времени). Внимание создает и поддерживает [духовное] пространство12 в котором находится человек. А уж это пространство «распечатывается» в материальной реальности. В главе 8 это показано в виде метафорического примера.

Если ваше внимание «зависло» (зафиксировано) на областях поражения, слабости, отсутствия перспектив, безнадеги, то сталкиваясь с трудностями или неблагоприятными обстоятельствами, вы будете думать, что надо сдаться, «опустить руки», прекратить «биться лбом об стену» etc. И чем больше вы будете так думать — тем больше внимания будете вкладывать в идеи о том, что «всё плохо», «победить невозможно», «шансов нет» etc. Даже если вы сознательно (как говорят, «умом») понимаете, что всё не так плохо, как кажется.

В конечном итоге даже если вы сознательно не собираетесь сдаваться, неосознанно вы будете делать всё, чтобы проиграть (перестать бороться), то есть однажды обнаружите, что занимаетесь самосаботажем, ставите себе «палки в колеса». Что немудрено, поскольку перетягивает ВСЕГДА та «чаша весов», где больше внимания.

Прикол в том, что подавляющая часть вашего внимания (будем считать, что это что-то около 99%) намертво ЗАФИКСИРОВАНА на определенных областях. Эта фиксация13 приводит к тому, что человек перестает воспринимать и понимать эту область, буквально не видит её. И снять эту фиксацию без процессуальных действий нереально. А воспринимать реальность и свободно действовать (оперировать) в ней человек может только за счёт внимания, вернее, того количества единиц внимания, которые есть в его распоряжении.

В плане количества доступного (для произвольного оперирования) внимания людей в духовных практиках принято делить на 4 группы

Редкая. Это немногие люди, у которых всё в жизни, в принципе, хорошо, поскольку они обладают объемом внимания, позволяющим им более-менее ясно воспринимать реальность и делать в ней эффективные и удачные ходы. Как правило, такие люди не переживают из-за прошлого, не беспокоятся по поводу будущего, а все свои помыслы направляют на настоящее.

Стандартная. К этой, куда более многочисленной, группе относятся те, у кого большая часть единиц внимания зафиксирована в разных проигранных областях жизни. Но они все ещё могут относительно произвольно управлять тем объемом внимания, который у них ещё есть. За счет этого такие люди могут использовать различные техники и методики (духовные, психологические, эзотерические, магические etc.) позволяющие высвобождать фиксированное внимание и направлять его на доступную часть реальности (управлять реальностью).

Главная ошибка в этой группе — выбор «не того» инструментария, что приводит к отрыву от реальности и срыву в иллюзии.

Проблемная. Самая, на текущий момент деградации человечества, многочисленная группа людей. Несмотря на то, что эти люди всё ещё обладают достаточным объемом внимания, произвольно управлять им они уже не могут. Управление вниманием происходит автоматически, посредством триггеров, активирующих те или иные ассоциативные цепочки, запускающие в действие те или иные «программы» бессознательного. Жизненное поведение, по сути, реактивно, рефлексивно, шаблонно.

Главная проблема этой группы — низкая, практически нулевая способность к занятию процессингом бессознательного и иными практиками, способствующими высвобождению внимания. Прорабатываемые области слишком «вязкие» (эпизоды и ситуации «слипаются в клубок») и требуют поддержки извне, особенно на первых этапах

Безнадежная. К этой группе относятся люди, чье внимание полностью поглощено шаблонами и «программами» бессознательного и способно перемещаться только в их рамках. Занятие любыми серьезными [духовными, психологическими etc.] практика для таких людей — это «ломка», сопровождающаяся ухудшением состояния (которое постепенно улучшается по мере проработки). В случае же, если они попадают в сети шарлатанов и псевдодуховных «гуру», то через какое-то время «слетают с катушек» и перемещаются на койку в психиатрической лечебнице. Поскольку теряют любую возможность как-то перемещать внимание по реальности.

Понимание того, что внимание (жизненная энергия) — это главный личный «капитал» человека (его сила, возможности, способности) от [объема] которого зависит как его внутреннее состояние (эмоциональный тон, здоровье etc.), так и его внешнее окружение (материальное, социальное), позволяет избегать многих ошибок, ненужных рисков, трат и более оптимального выстраивать стратегию своей жизни (саморазвития).

Глава 6. Истина шестая «Все ограничения внутри тебя — твои»

Как сделать кого-то сильного, свободного и могущественного слабым, беспомощным и зависимым? Надо заставить его принять на себя ограничения (как это показано в фильме-антиутопии «Харрисон Бержерон» [в американской короткометражной версии — «2081»])

Ограничения, которые существуют внутри вас — это ограничения, существующие НА УРОВНЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Т.е. ограничения, которые вы не только, как стеклянную стену, не видите, но и толком не понимаете. Ограничения незаметные и, зачастую, не доступные для прямого рассмотрения. Ограничения, которые вы считаете естественной частью себя.

Обычному человеку удобно считать, что все эти ограничения, мешающие ему реализовать себя, вести себя более свободно и естественно, действовать произвольно, получать желаемое etc. на него наложил кто-то другой. Это удобно, поскольку снимает с человека необходимость что-то с этим самостоятельно делать («не я же это на себя наложил»). Подобная позиция является позицией жертвы и подробно будет разобрана далее в книге.

На деле же, человек ВСЕГДА добровольно соглашается с принятием того или иного ограничения, запрета (не быть, не проявлять себя, не воспринимать что-то, не взаимодействовать с кем-то/чем-то, не обладать etc.). Он может соглашаться по незнанию (неопытности, наивности), из-за страха наказания/негативных последствий, под влиянием авторитетов, общественного мнения, ситуации, обстоятельств etc.

Решение согласиться принять на себя ограничение могло быть принято в детском возрасте (и потом благополучно забыто), в пиковом эмоциональном состоянии, в полубессознательном состоянии, могло быть «притащено» из прошлой жизни и так далее.

Ограничение могло быть принято касательно какого-то частного случая, но потом стало «всеобъемлющим» и «накрыло» собой все сферы жизни человека (ну, или большую их часть).

Человек может «скопировать» ограничения вместе с вейлансом14 референтной15 личности.

Вариантов может быть масса.

Как бы то ни произошло, человек оказывается перед лицом того, что не может быть, действовать, обладать в силу того, что сам себе этого не разрешает. Сам подавляет и сам блокирует в себе свою способность что-либо делать, или получать то, что он хочет. Запрет может смутно осознаваться, но чаще всего воспринимается исключительно через ощущения.

Существует ошибочная точка зрения, что ЛЮБОЙ запрет можно, не особенно напрягаясь и достаточно быстро, проработать.

Это не так.

Запрет (ограничение) может быть частью жизненной парадигмы человека, которую он пересматривать не готов.

Запрет может быть частью, доминирующей в личности человека, индивидуальности, рассоздавать которую человек не готов.

Запрет может быть частью целой системы запретов, блокирующих рассмотрение области, воспринять которую по тем или иным причинам человек не готов или не в состоянии это сделать.

В конце концов, на запрете, ограничении могут «висеть» слишком тяжелые (заряженные) и вязкие ментальные массы, разгрести (с одного подхода) которые у человека может просто не хватить внимания и подготовки.

И для того, чтобы со всем этим разобраться могут потребоваться месяцы, а то и годы каждодневной напряженной работы. Реальная жизнь — это, всё-таки, не компьютерная игра, где результат достигается за счёт линейно-правильной стратегии, внимательности и вовремя нажатых клавиш.

Расчёт на быстрый результат является иллюзией, которая оказывается входом в ловушку, однажды попав в которую человек ходит кругами (от одного «спасительного средства» к другому) и выбирается оттуда, как правило, только в силу неблагоприятных стечений жизненных обстоятельств и с большими потерями для себя.

Глава 7. Истина седьмая «Люди не равны»

Люди не равны. И они не должны быть равны! Чем была бы любовь моя к Сверхчеловеку, если бы говорил я иначе?

© Ницше, Фридрих.

Люди очень разные. Они различаются по градусу осознания, уровню бытия, степени личной ответственности, объему и масштабу восприятия, личной историей, мотивациями, талантами (способностями), качествами, физическими характеристиками и много чем ещё.

Одни «схватывают всё на лету», другие корпят часами. Одни видят шансы, возможности, варианты, решения, другие — нет. Одни делают легко и быстро, другие возятся неделями. У одних нечто получается — у других нет. Одни могут что-то другие — нет. И так далее.

ЛЮДИ РАЗНЫЕ! И из этой истины логически вытекают следующие выводы:

1) Любое сравнение [людей друг с другом] некорректно

Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас.

(Зигмунд Фрейд)

2) Любые системы и отношения людей всегда несут в себе то или иное неравенство, игнорирование или недоучет которого ведёт к возникновению негативных последствий, особенного в долговременной перспективе (возвышение недостойных, упрощение сообществ до уровня самых примитивных его членов, замедление вплоть до стагнации любого прогресса etc.)

Более того — вся социальная жизнь людей ВСЕГДА и НЕИЗБЕЖНО ИЕРАРХИЧНА. Есть «старший» и есть «младший». Есть «ведущий» и есть «ведомый». Есть «главный» и есть «незначительный». Есть «основной» и «второстепенный». Есть «учитель» и есть «ученик». И так далее.

Эта иерархичность может быть явной или подспудной, адекватной (т.е. обусловленной реальными потенциалами людей) или искусственной (когда позиции в иерархии обусловлены родственными или иными факторами), формальной или неформальной, временной или постоянной, основанной на принуждении (насилии) или добровольном согласии участников. Но она есть ВСЕГДА и ВЕЗДЕ. Вся ткань человеческой жизни пронизана иерархичностью.

Отрицать или бороться против идеи иерархичности так же бессмысленно и бесполезно, как бороться против процесса дыхания организма. Однако важно различать здоровые и гнилые (нездоровые) иерархии. При здоровой иерархичности более высокий статус (положение в иерархии) имеют те, кто обладает более высоким потенциалом (компетенциями, способностями, возможностями etc.) и использует его для наилучшего функционирования системы и её развития — учителя, которые учат нужным вещам, ученые, которые реально исследуют, а не «пилят гранты», менеджеры, которые управляют, а не занимаются «очковтирательством», военные, которые эффективно сражаются, а не гробят вверенные им подразделения и так далее.

Принимая истину о неравенстве людей важно понимать, что помимо тех, кто [в чем-то] объективно хуже, слабее, глупее, неразвитее вас есть и те, кто объективно вас лучше, сильнее, умнее, развитее, храбрее etc.

Очевидно, что глупо комплексовать по поводу того, что кто-то бежит 100-метровку быстрее, чем вы. Равно как и глупо завидовать тому, кто лучше разбирается в той области, в которой вы чем-то занимаетесь. У последних следует учиться, чтобы выйти на их уровень.

О книге

Автор: Рэм Латыпов

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Опереться на себя. Книга для людей, достигших некоторой психологической зрелости» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

Т.е. искаженную, ошибочную, не соответствующую реальности, объективным данным

9

Оригинальный текст статьи доступен по ссылке: https://richardwiseman.files.wordpress.com/2011/09/the_luck_factor.pdf

10

Именитый христианский теолог и философ Фома Аквинский, исследуя проблему «зла», пришел к выводу, что зло как самостоятельное явление не существует. Что зло — это просто отсутствие [внутри человека] добра. И чем меньше в человеке добра, чем меньше в нем блага — тем, закономерно, больше в нём становится зла.

11

Желающие сами могут проверить это с помощью онлайн-симулятора «Эволюция доверия», расположенного по адресу https://notdotteam.github.io/trust/

12

Для простоты понимания грубо это можно назвать это виртуальным, «программным» пространством

13

Человек, сам того не замечая, неосознанно фиксирует своё внимание на тех моментах, когда он что-то не понял, или понял неверно, ошибочно

14

Вейланс (от лат. valēns «имеющий силу») — «шкура», «оболочка», «костюм», тождественность, чужая игровая роль, которую неосознанно или полуосознанно «копирует» индивид в надежде перенять вместе с ней также и могущество, успешность, выигрышность копируемой личности. Включает в себя в себя привычки, манеры, качества, взгляды на жизнь, идеи и иные характеристики копируемой личности

15

Референтная личность — человек, особенно значимый и ценный для другого человека как эталон, образец для подражания. Выступает источником основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я