«Паримийник» – собрание богослужебных чтений (паримий или паремий), как правило, из Ветхого Завета, которые читаются на Вечерне великих праздников, дней памяти чтимых святых, а также на великопостных службах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский Паримийник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Собор Фео́доровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор)
Неподвижные праздники
Рождество Пресвятой Богородицы
(8/21 сентября)
Паримии — общие Богородице
Воздвижение Креста Господня
(14/27 сентября)
I
Исхода чтение
Повёл Моисей израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды.
Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра.
И возроптал народ на Моисея, говоря: «Что нам пить?» Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою.
Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его. И сказал: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навёл Я на Египет, ибо Я Господь Бог твой, целитель твой».
И пришли в Элим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах.
И двинулись из Элима, и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Элимом и между Синаем. (Исх. 15:22–16:1)
II
Притчей чтение
Сын мой! Наказания Господня не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум, — потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем приближающимся к ней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.
Долгоденствие — в правой руке её, а в левой у неё — богатство и слава; из уст её выходит правда; закон и милость она на языке носит; пути её — пути приятные, и все стези её — мирные.
Она — древо жизни для тех, которые приобретают её, — и блаженны, которые сохраняют её! (Притч. 3:11–18)
III
Пророчества Исаиина чтение
Так говорит Господь: «Будут всегда отверсты врата твои, Иерусалим, не будут затворяться ни днём ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, — погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.
И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь — Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев». (Ис. 60:11–16)
Преподобного Сергия Радонежского
(25/8 октября)
I
Притчей чтение
Память праведника — с похвалами, и благословение Господне — на главе его.
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум, — потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие — в правой руке её, а в левой у неё — богатство и слава; из уст её выходит правда; закон и милость она на языке носит. Премудрость возвышает голос свой: «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня.
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашёл меня, тот нашёл жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
(Притч. 10: 7А, 6А; 3: 13–16; 4:1–2; 8: 4, 14–17, 32–26)
II
Притчей чтение
Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращённое. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными — мудрость.
Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасёт от смерти. Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падёт от нечестия своего. Правда прямодушных спасёт их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в неё нечестивый.
Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; разумный же человек в безмолвии пребывает. (Притч. 10:31–32; 11:1–2, 4, 3, 5-12)
III
Премудрости Соломони чтение
Души праведных — в руке Божией, и мучение не коснётся их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением. Но они пребывают в мире, ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия и, немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашёл их достойными Его.
Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю, будут судить племена и владычествовать над народами — а над ними будет Господь царствовать во веки. Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него, ибо благодать и милость — со святыми Его и промышление — об избранных Его. (Прем. 3:1–9)
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
(26/9 октября)
I
Соборнаго послания Иоаннова чтение
Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире.
Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения[1]. (1 Ин 3:21–4:6)
II
Соборнаго послания Иоаннова чтение
Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. (1 Ин 4:11–16)
III
Соборнаго послания Иоаннова чтение
Возлюбленные! Если кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? (1 Ин 4:20–5:5)
Покров Пресвятой Богородицы
(1/14 октября)
Паримии — общие Богородице
Великомученика Димитрия Солунского
(27/8 ноября)
I
Пророчества Исаиина чтение
Призри с небес, Господи, и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твоё? — Благоутробие Твоё и милости Твои ко мне удержаны.
Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твоё: «Искупитель наш». Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? Обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего. Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали святилище Твоё. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твоё.
О, если бы Ты расторг небеса и сошёл! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твоё сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы.
Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, — горы таяли от лица Твоего. Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?
Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблёкли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. И нет призывающего имя Твоё, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твоё и оставил нас погибать от беззаконий наших.
Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой. (Ис. 63:15–64:9)
II
Пророчества Иеремиина чтение
Так говорит Господь: «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их», — говорит Господь.
Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева! Так говорит Господь: «Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: “Где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вёл нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?”
И Я ввёл вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами её и добром её; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Моё сделали мерзостью.
Священники не говорили: “Где Господь?”, и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили вослед тех, которые не помогают. Поэтому Я ещё буду судиться с вами, — говорит Господь, — и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? А Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь», — говорит Господь. (Иер.2:2-12)
III
Премудрости Соломони чтение
Праведник, если и рановременно умрёт, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется. Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его или коварство не прельстило души его, ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый.
Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета, ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия, а люди видели это — и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость — со святыми Его, и промышление — об избранных Его.
(Прем. 4: 7-15)
Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
(8/21 ноября)
Паримии — общие Ангелам
Введение во храм Пресвятой Богородицы
(21/4 декабря)
I
Исхода чтение
Сказал Господь Моисею, говоря: «В первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и внеси стол и расставь на нём все вещи его, и внеси светильник и поставь на нём лампады его; и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию собрания. И возьми елея помазания, и помажь скинию и всё, что в ней, и освяти её и все принадлежности её, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая».
И сделал Моисей всё, как повелел ему Господь, так и сделал. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло её облако, и слава Господня наполняла скинию. (Исх. 40:1–5, 9-10, 16, 34–35)
II
Царств Третиих чтение
В те дни, когда Соломон завершил строительство Храма Господня, тогда созвал старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона.
И подняли священники ковчег, и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты.
А царь Соломон и с ним всё общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом. И внесли священники ковчеѓ завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов. Ибо херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его. В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.
Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо исполнился славы дом Господа Бога Вседержителя. (3 Цар. 7:51; 8:1.3–7.9-11)
III
Пророчества Иезекиилева чтение
Так говорит Господь: «В восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам», — говорит Господь Бог.
И привёл он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращённым лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошёл ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдёт путём притвора этих ворот и тем же путём выйдет».
Потом привёл меня путём ворот северных перед лице храма, и я видел, и се, исполнен был славы храм Господень.
(Иез. 43:27–44, 4)
Благоверного великого князя Александра Невского
(23/6 декабря)
Паримии — общие преподобным
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских
(6/19 декабря)
I
Притчей чтение
Память праведника — с похвалами, и благословение Господне — на главе его. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум, — потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие — в правой руке её, а в левой у неё — богатство и слава; из уст её выходит правда; закон и милость она на языке носит.
Премудрость возвышает голос свой: «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня.
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашёл меня, тот нашёл жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
(Притч. 10: 7А, 6А; 3: 13–16; 4:1–2; 8: 4, 14–17, 32–26)
II
Притчей чтение
Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращённое. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными — мудрость. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасёт от смерти. Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падёт от нечестия своего. Правда прямодушных спасёт их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в неё нечестивый.
Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; разумный же человек в безмолвии пребывает. (Притч. 10:31–32; 11:1–2, 4, 3, 5-12)
III
Премудрости Соломони чтение
Праведник, если и рановременно умрёт, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется. Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его или коварство не прельстило души его, ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета, ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия, а люди видели это — и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость — со святыми Его, и промышление — об избранных Его. (Прем. 4: 7-15)
Сочельник Рождества Христова
(24/6 января)
На Царских часах
На 1-м часе
Прокимен, глас 4: Господь рече ко Мне: / Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.
Стих: Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.
Пророчества Михеина чтение
Так говорит Господь: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краёв земли. (Мих. 4: 6–7; 5:2–4)
На 3-м часе
Прокимен, глас 4: Отроча родися нам, / Сын, и дадеся нам.
Стих: Егоже начальство бысть на раме Его.
Пророчества Иеремиина чтение
Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашёл все пути премудрости и даровал её рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все держащиеся её будут жить, а оставляющие её умрут. Обратись, Иаков, и возьми её, ходи при сиянии света её. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя — чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу. (Вар. 3:36 — 4:4)
На 6-м часе
Прокимен, глас 4: Из чрева прежде денницы родих Тя, / клятся Господь и не раскается.
Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене.
Пророчества Исаиина чтение
Продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: «Проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте». И сказал Ахаз: «Не буду просить и не буду искушать Господа».
Тогда сказал Исаия: «Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе».
И сказал мне Господь: «Возьми себе большой свиток и начертай на нём человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз».
И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, — и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: «Нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить “отец мой”, “мать моя”, — богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царём Ассирийским».
С нами Бог, разумейте народы и покоряйтесь. Услышите даже до краёв земли. Могущественные, покоряйтесь: если даже и одолеете, вновь будете побеждены. И если замышляете замыслы, их разрушит Господь. И если скажете слово, оно не состоится, ибо с нами Бог!
(Ис. 7:10–15; 8:1–4, 8-10)
На 9-м часе
Прокимен, глас 4: Мати Сион речет: / Человек, и Человек родися в нем.
Стих: Основания Его на горах святых.
Пророчества Исаиина чтение
Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. (Ис. 9: 6–7)
На вечерне
I
Бытия чтение
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды». И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: «Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле». И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле.
И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. (Быт. 1:1-13)
II
Числ чтение
Был Дух Божий на Валааме, и произнёс он притчу свою и сказал: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они, как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насаждённые Господом, как кедры при водах. Польётся вода из вёдр его, и семя его будет как великие воды, произойдёт человек от семени его и будет обладать многими народами, и возвысится царство его и возрастёт.
Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врага. Преклонился, лежит, как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!
Восходит звезда от Иакова, и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Эдом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою». (Числ. 24:2–3, 5–9, 17–18)
III
Пророчества Михеина чтение
«В те дни, — говорит Господь, — соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навёл бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краёв земли». (Мих. 4: 6–7; 5:2–4)
Тропарь пророчества, глас 6:
Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста звезду предлагая, Спасе, и волхвы ти приведе, верою покланяющияся Тебе: (поёт) с нимиже помилуй нас!
Хоры попеременно поют: С нимиже помилуй нас!
Чтец читает Псалом 86.
По-церковнославянски:
Основания его на горах святых, любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих.
Преславная глаголашася о Тебе, граде Божий.
Помяну Раав и Вавилона, ведущим мя.
И се иноплеменницы, и Тир, и людие Эфиопстии, сии быша тамо.
Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем, и той основá его, Вышний.
Господь повесть в писании людей, и князей сих бывших в нем, яко веселящихся всех жилище в Тебе.
По-русски:
Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.
Славное возвещается о тебе, град Божий!
Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне.
Вот филистимляне и Тир с Эфиопиею скажут: «Такой-то родился там».
О Сионе же будут говорить: «Такой-то и такой-то муж родился в нём, и Сам Всевышний укрепил его».
Господь в переписи народов напишет: «Такой-то родился там».
И поющие и играющие, — все источники мои в тебе.
Когда хор замолкает, чтец:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста звезду предлагая, Спасе, и волхвы ти приведе верою, покланяющияся Тебе: (поёт) с нимиже помилуй нас!
IV
Пророчества Исаиина чтение
Так говорит Господь: «И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бёдр Его — истина.
Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава». (Ис. 11:1-10)
V
Пророчества Иеремиина чтение
Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашёл все пути премудрости и даровал её рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все держащиеся её будут жить, а оставляющие её умрут. Обратись, Иаков, и возьми её, ходи при сиянии света её. Не отдавай другому славы твоей и полезного для тебя — чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу. (Вар. 3:36 — 4:4)
VI
Пророчества Даниилова чтение
Сказал Даниил Навуходоносору: «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бёдра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон!
Скажем пред царём и значение его.
Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!»
(Дан. 2:31–36, 44–45)
Тропарь пророчества, глас 6:
Воссиял еси, Христе, от Девы, Разумное Солнце Правды: и звезда Тя показа, в вертепе вмещающася, Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже величаем Тя: (поёт) Жизнодавче, слава Тебе!
Хоры попеременно поют: Жизнодавче, слава Тебе!
Чтец читает Псалом 92.
По-церковнославянски:
Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Облечеся Господь в силу, и пропоясася.
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси.
Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя.
Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих.
Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь.
Свидения Твоя уверишася зело.
Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
По-русски:
Господь царствует; Он облечён величием.
Облечён Господь могуществом и препоясан
Ппотому вселенная тверда, не подвигнется.
Престол Твой утверждён искони: Ты — от века.
Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.
Откровения Твои несомненно верны.
Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.
Когда хор замолкает, чтец:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Воссиял еси, Христе, от Девы, Разумное Солнце Правды: и звезда Тя показа, в вертепе вмещающася, Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже величаем Тя: (поёт) Жизнодавче, слава Тебе!
VII
Пророчества Исаиина чтение
Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. (Ис. 9: 6–7)
VIII
Пророчества Исаиина чтение
Продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: «Проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте». И сказал Ахаз: «Не буду просить и не буду искушать Господа».
Тогда сказал Исаия: «Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил. Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе».
И сказал мне Господь: «Возьми себе большой свиток и начертай на нём человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз». И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, — и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: «Нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз, ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить “отец мой”, “мать моя”, — богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царём Ассирийским».
С нами Бог, разумейте народы и покоряйтесь. Услышите даже до краёв земли. Могущественные, покоряйтесь: если даже и одолеете, вновь будете побеждены. И если замышляете замыслы, их разрушит Господь. И если скажете слово, оно не состоится, ибо с нами Бог!
(Ис. 7:10–15; 8:1–4, 8-10)
Обрезание Господне; святителя Василия Великого
(1/14 января)
I
Бытия чтение
Господь явился Авраму и сказал ему: «Я — Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом».
И пал Аврам на лице своё. И сказал Бог Аврааму: «Ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя в роды их: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой». (Быт. 17:1–2, 4–8, 3, 9-12, 14)
II
Притчей чтение
Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда Я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время. (Притч. 8:22–30)
III
Притчей чтение
Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращённое. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными — мудрость.
Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. Не поможет богатство в день гнева, правда же спасёт от смерти.
Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падёт от нечестия своего. Правда прямодушных спасёт их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в неё нечестивый.
Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; разумный же человек в безмолвии пребывает.
(Притч. 10:31–32; 11:1–2, 4, 3, 5-12)
Сочельник Богоявления
(5/18 января)
На Царских часах
На 1-м часе
Прокимен, глас 4: И возгреме с Небесе Господь, / и Вышний даде глас Свой.
Стих: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое.
Пророчества Исаиина чтение
Так говорит Господь: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветёт как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего.
Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душою: будьте твёрды, не бойтесь; вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас.
Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки.
И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша.
И будет там большая дорога, и путь по ней назовётся путём святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путём, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдёт на него; его не найдётся там, а будут ходить искуплённые».
И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а удалятся болезнь, печаль и воздыхание. (Ис. 35)
На 3-м часе
Прокимен, глас 6: Видеша Тя воды, Боже, / видеша Тя воды и убояшася.
Стих: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми.
Пророчества Исаиина чтение
Так говорит Господь: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
Тогда придите и рассудим, — говорит Господь. — Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас: ибо уста Господни говорят». (Ис. 1:16–20)
На 6-м часе
Прокимен, глас 4: В мори путие Твои, / и стези Твоя в водах многих.
Стих: Глас грома Твоего в колеси.
Пророчества Исаиина чтение
Так говорит Господь: «Почерпите воду с веселием из источников спасения. И скажете в тот день: “Славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле”. Радуйтесь и веселитесь, живущие в Сионе, ибо велик Святый Израилев посреди его». (Ис. 12:3–6)
На 9-м часе
Прокимен, глас 3: Господь просвещение мое и Спаситель мой, / кого убоюся?
Стих: Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?
Пророчества Исаиина чтение
Так говорит Господь: «Во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошённые, сказать узникам: “выходите”, и тем, которые во тьме: “покажитесь”.
Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их; не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведёт их к источникам вод. И все горы Мои сделаю путём, и дороги Мои будут подняты.
Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим. Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих.
А Сион говорил: “Оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!” Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», — говорит Господь. (Ис. 49: 8-15)
На вечерне
I
Бытия чтение
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды». И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: «Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле». И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. (Быт. 1:1-13)
II
Исхода чтение
Сказал Господь Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце фараона и всех египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всём войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают все египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его». И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский Паримийник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других