Гомеостаз

Ромуил Цыраксон, 2022

Роман «Гомеостаз» раскрывает тему поиска внутреннего равновесия главного героя по имени Ян, который оказывается втянут в сложную партию, где основными игроками выступают ведущие державы мира, а шахматной доской становятся Афганистан и страны Каспийского бассейна, Иран и Ливия. Хронологические рамки сюжета охватывают лето 2011 года, когда в мире происходят кардинальные изменения глобальной архитектуры международных отношений: начинается очередной виток гражданской войны в Афганистане, развитие получают события Арабской весны на территории Ливии. Сюжет с оттенком шпионской драмы дополнен рассуждениями о современных международных отношениях, о роли отдельных личностей и государств. Ян становится свидетелем событий и заговоров, которые, решая проблемы власти в моменте, приводят к необратимым последствиям в наше время. «Если вы хотите разобраться в текущей ситуации в мире, вам стоит прочитать эту книгу. Мы признаем факт того, что политика влияет на все сферы нашей жизни. И даже если читатель профессионально далек от этой области, сам довод неоспорим. Трудно представить, что действия отдельных людей в Ливии или Афганистане через 10 лет все еще смогут в известной степени оказывать влияние на судьбы граждан других стран, находящихся на существенном удалении от их геополитической орбиты. Но это правда. И после прочтения романа «Гомеостаз» я готов полностью согласиться с таким утверждением». – Константин Валентинович Сивков, капитан первого ранга, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук, академик РАРАН.

Оглавление

Из серии: Коллекция современной прозы

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гомеостаз предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Вуаль Вероники

(15–16 июля 2011 г.)

Вероника. Какая же роль отведена ей во всей этой истории? Вероника… Или по-другому — Береника… Кто как привык. Очень интересным предстает символический образ Вероники в священных текстах, но уже не авестийских, а христианских. Существует сказание о Святой Веронике, согласно которому, видя мучения Иисуса Христа, шествующего на Голгофу, девушка протянула ему кусок ткани, который он приложил к своему лицу, чтобы отереть кровь. Этот сюжет о человеческом сострадании, присутствующий в евангельских текстах, где описаны последние часы перед распятием, и стал причиной признания святости девушки, проявившей его. Только имя Вероника не упоминается ни в одном из этих текстов в связи с событиями того дня. Позже, благодаря католическим богословам, возникла легенда, где добродетельная девушка была упомянута как Вероника. Наиболее распространенная версия, объясняющая данный факт, основана на том, что само имя проявилось при прочтении на латыни библейской фразы Vera Icon, что переводится как истинный или подлинный образ — истинный образ лика Иисуса Христа, отпечатавшийся на материи, которую девушка предложила ему, желая хотя бы чем-то облегчить страдания мученика. Так появилась одна из величайших христианских святынь — Плат, или Вуаль, Вероники. По правде сказать, известно о существовании по меньшей мере четырех аналогов этой реликвии, признаваемых верующими. Но данный факт ни в коей мере не принижает значения сакральной Вуали, Вероники и тем более самого эпизода, потому что любая истинная вера не научная гипотеза и не требует доказательств. Она облагораживает и направляет дух. А дух, как утверждает авестийская традиция, — это мысль, воплощенная в материальном мире в слове и деле.

Конечно же, Ян не шествовал на Голгофу и не был Мессией. Он обычный человек, который пребывал в отпуске и пытался отыскать путь к внутренней гармонии и целостности. Но именно в этот момент он повстречал свою Веронику.

Дорога была знакомой. Девушка вела машину по тому маршруту, по которому утром он уже ехал с паломнической группой в Сураханы. Ее автомобиль, небольшой седан серого цвета, был не новым, однако исправно функционировал и выглядел вполне аккуратно. Теперь Ян думал о том, что поведала ему недавно Вероника о гармонии с самим собой и внешним миром, о взаимосвязи духа и добрых мыслей с окружающей действительностью, об основах древней авестийской морали. Под впечатлением услышанного Ян рефлексировал и пытался организовать свое сознание по принципам древней, проверенной модели, которая, как он понял, стала прочной основой для большинства духовных и нравственных концепций современности и на Востоке, и на Западе, даже если их теоретики такой взаимосвязи и не признают по каким-то причинам.

Нарушая молчание спустя некоторое время с начала поездки, желая узнать своего спутника получше, девушка наконец начала светскую беседу:

— Когда мы только познакомились, ты сказал, что недавно был в командировке в Афганистане. Не часто можно повстречать людей, которые ездят в такие интересные, скажем так, командировки. Все хотела спросить, кем ты работаешь?

— Сейчас я внештатник в Департаменте общественной информации Организации Объединенных Наций в Казахстане, я всегда упрощаю, в пресс-службе, короче говоря. Мы отвечаем за страны Средней Азии. По этой причине и ездил с коллегами в Афганистан, — Ян изложил девушке общие сведения о своей деятельности и добавил: — А вообще я по образованию актер…

— Ничего себе!.. Ты в кино играл? — приятно удивилась Вероника.

— Нет. В кино не снимался. Не довелось, — продолжил Ян. — Я работал в театре в начале своей карьеры. В основном классические постановки: Шекспир, Мольер, Гёте. Но на этом много не заработаешь. И, сказать по правде, в такой среде высокая конкуренция, как и везде, наверное, у нас. Со временем в профессии остаются по трем причинам. Когда у тебя есть хороший продюсер, назовем это так, который планирует всю работу, обеспечивает участие в разных проектах в театре или на телевидении и при этом почти неважно, есть у тебя талант или нет. Главное, чтобы харизма была. Второй случай — когда ты абсолютно талантлив. Уже заработал себе имя, и за сотрудничество с тобой любой в этом бизнесе готов остальным глотку перегрызть, лишь бы заполучить такого актера. Ну, или третий вариант — когда ты умеешь только играть на сцене, делаешь это на четверочку, в лучшем случае, других способностей и интересов особенно у тебя и нет, а следовательно, нет и других вариантов заработать себе на жизнь. И ты играешь, уже без вдохновения, как машина, что ли, пытаясь себя обеспечить. По третьему сценарию, к сожалению, развивается карьера большинства людей, кто учился на актерском. Но и они нужны… Иначе не было бы ни исполнителей вторых ролей, ни массовки. А как без них. Только забавно: чем старше становятся такие персонажи, тем больше пафоса и напускного величия появляется в их характере. Как-то так, — описал Ян суровую правду жизни актеров.

— Ну, как я понимаю, к третьей категории ты себя не относишь, — с уверенностью, выслушав собеседника, заключила Вероника.

— Да вот, как раз не совсем это так. — растянув, как корабельный парус, фразу и стараясь быть до конца честным, возразил Ян. — Это сложно. — Подумал немного и продолжил свои объяснения. — Понимаешь, я где-то между первым вариантом и последним. Никак не второй. Не подумай. Двигатель-то у меня был при необходимости. В смысле тот человек, который мог сделать меня известным актером. Родственник. Хотя сейчас я понимаю, что и вправду на театральной сцене я не блистал. И дальше продолжать, двигаться на ТВ, например, ну, такое, знаешь ли, занятие. Сомнительно, конечно. Раньше бы я так и сделал. Не обращая внимания на сплетни и на смешки, пёр бы, как паровоз, изображая из себя жемчужину сцены или экрана, если бы и туда влез. Но сейчас я понимаю, что это стало бы утопией. Когда-нибудь обязательно уперся бы в стену или чего похуже. И тогда я это понимал, но таким я был человеком, что никогда даже сам себе в этом не признался бы. Потом меня тормознули. Так сложилось, что моя жизнь и восприятие всего вокруг полностью обесценились. Один мой товарищ пересадил меня в другую почву. Назовем это так. И прижилось растеньице. Чего-то делал. Правда, так же, как и до этого, не замечал ничего и никого вокруг, — Ян не все называл своими именами, в чем не было необходимости. Он рисовал схематичную картину своего бытия до отъезда в Казахстан, пытаясь ответить на вопрос девушки максимально развернуто и дать ей информацию о себе как о человеке. — Мне начинает казаться, что все хорошо. И в один момент из всей этой конструкции судьба забирает одну деталь. И строение одномоментно разрушается. Эта деталь в тот момент оказалась фундаментом всего. Разные мысли посещали в тот период. Не хочу об этом. Опять появился мой товарищ-садовод… Посмотрел на сухостой в комнатном горшке и делает заключение: климат сменить, пересадить в открытый грунт и лучше куда-нибудь подальше. Так я оказался в Казахстане в структуре международной организации.

— А еще ты говорил, что потерял близкого человека. Если не хочешь, конечно, мы можем не разговаривать на эту тему. Просто. — Веронику подталкивал чисто женский интерес, связанный с ответом на вопрос, женат ли Ян. Но воспитанная в традициях восточной культуры, она тактично остановилась, чувствуя, что вот-вот перейдет личную границу своего собеседника.

— Скажем, это событие и стало тем тормозом, который заставил меня остановиться и пересмотреть все устройство моей жизни. Ушла из жизни одна девушка, к которой у меня были чувства. Тогда я еще не понимал, что это были за чувства. Оказалось, самые высокие. Вслух даже о них не хочу. — скомкано Ян попытался удовлетворить интерес Вероники.

— Вы были женаты? — не услышав четкой информации, девушка все же рискнула спросить.

— Нет. Тогда до этого не дошло. Да и если бы она не погибла, я бы до сих пор оставался в том своем образе. Вряд ли бы и решился на такое, — Ян наконец осознал смысл повышенного интереса собеседницы к его семейному положению и, не меняя интонации, глядя все так же в лобовое стекло на дорогу, дал ей обратную связь. — Я не в браке. И никогда не был. Но теперь, после обновления по канонам Авесты… — слегка улыбнувшись, подчеркнул в разговоре значение того, что Вероника привнесла в его систему мироощущения, — возможно к этому приду.

В свою очередь девушка никак не отреагировала на слова Яна и продолжила управлять автомобилем, но слегка, по-доброму улыбнулась где-то внутри.

— А ты? — Ян решил продолжить разговор на личные темы. — Семья, работа?

— У меня не так все интересно, как у тебя, — сказала Вероника и сразу поправилась, чтобы избежать двусмысленного толкования этой фразы, которая могла показаться издевкой: — В смысле, не так насыщенно. Училась в университете на факультете востоковедения, персидское отделение. Изучала историю, культуру и литературу Персии, язык. Когда уже была на втором курсе, умер отец. Мы с мамой вдвоем остались. Я в семье один ребенок. После смерти папы было тяжело, конечно, и еще в университете я начала работать экскурсоводом в историческом музее. Помогала маме. Поэтому в магистратуру не пошла. Получила диплом бакалавра и осталась в музее, но уже на полной ставке. Там я работала до две тысячи седьмого. Когда закончилась реставрация храма Атешгях в Сураханах, моя руководительница отрекомендовала меня сюда на работу. Тут платят побольше, чем в музее. Этот комплекс внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Все думали и хотели, чтобы я замуж выскочила побыстрее, особенно мама. Но как-то это все мимо меня проходит. Мне нужен рядом достойный и сильный мужчина, каким был мой отец. Я пока таких не вижу возле себя. А растрачиваться я не хотела никогда и не хочу до сих пор. Или я королева для мужа, или… лучше сама… Сказывается папино воспитание, — улыбнулась Вероника, произнеся последнюю реплику.

За интересной беседой дорога показалась короче. Уже неподалеку от отеля, в конце или, если быть более точным, в начале широкого проспекта Ян обратил внимание на строительную площадку, расположенную между многоэтажками. На просторной территории возводилось необычное здание футуристичной формы. На самом деле конструкция была уже установлена и в тот момент к завершению близились внешние отделочные работы. Вдоль дороги оборудовали забор, ограждавший территорию. Такое яркое выражение творческих идей напомнило ему работы сюрреалистов. Внешним видом объект максимально выбивался из общей архитектурной концепции этого района города и, глядя на него, Ян не смог не поинтересоваться:

— Что это будет? Похоже на ракушку или даже на волну. По-моему, очень смелый образ для местной архитектуры.

— Да! Строят культурный центр. Кто-то из бывших коллег по бакинскому музею мне рассказывал, что здесь хотят сделать большой конгрессно-выставочный комплекс с этнокультурным музеем. Так говорят. Я только слышала, что руководство и эксперты исторического музея часто ходят на совещания по вопросу этого строительства. Знаешь, что самое интересное? — Вероника продолжила свой рассказ риторическим вопросом и, не дожидаясь ответа, поспешила раскрыть тайну: — Архитектурный проект этого здания делала известный британский архитектор мирового уровня Заха Хадид. Кстати, персиянка иракского происхождения. — мельком посмотрев на Яна, улыбнулась девушка, — ее называют Сальвадором Дали нашего времени.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Коллекция современной прозы

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гомеостаз предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я