Антихрист и его храм

Роман Береснев

Книга предлагает больше, чем просто изучение библейского пророчества об антихристе. Кроме работы с библейским текстом, которая является основой исследования, в монографии уделяется внимание анализу развития богословия антихриста в контексте церковной и мировой истории. Обращаясь к самым разным традициям толкования, автор задает широкий круг вопросов, благодаря которому у читателя возникает целостное представление не только об антихристе, но и о стереотипах, с ним связанных.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антихрист и его храм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Юрий Кудряшов

Корректор Инна Харитонова

Корректор Ольга Рыбина

Верстка Вера Филатова

Дизайнер обложки Мария Бангерт

© Роман Береснев, 2021

© Мария Бангерт, дизайн обложки, 2021

ISBN 978-5-4496-8725-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Одной из загадок пророческих книг Даниила и Откровения является тайна антихриста. Постижение этой тайны, исследование самих пророчеств, а также того, как развивались и изменялись их толкования, обещает стать не просто откровением, а шокирующим откровением. В течение многих веков эта тема волновала исследователей библейских пророчеств, но по самым разным причинам найти ответы на некоторые ключевые вопросы не удавалось. Однако этому можно найти объяснение, так как сами пророчества предупреждали об этом. По словам ангела, Книга Даниила должна быть запечатана, то есть недоступна для понимания. Завершая свои наставления Даниилу, ангел сказал: «„А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение“ <…> И отвечал он: „иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют“» (Дан. 12: 4, 9—10).

Это означает, что, согласно Божьему плану, эту книгу нельзя было понять до определенного Им самим времени. То есть, чтобы весть книги стала понятной, должны быть выполнены как минимум два условия: 1) должно закончиться определенное Богом время и 2) Дух Святой должен дать мудрость и понимание, потому что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1: 20—21).

У нас может возникнуть закономерный вопрос: почему же эта книга должна была стать доступной для понимания только спустя какое-то время?

Ответ состоит из нескольких частей.

Во-первых, потому что сами пророчества касались событий последнего времени. По плану Божьему, именно в последнее время, как никогда раньше, люди будут нуждаться в свете истины. Сила обмана будет настолько велика, что Бог прольет свет, дабы развеять мрак заблуждения. Значит ли это, что до наступления указанного времени Бог хотел, чтобы люди находились в неведении? Нет, и как мы увидим, люди, сделавшие Библию основой своей веры, понимали истины, о которых говорил Даниил, но не связывали их с его книгой и не могли понять пророческих периодов или сроков исполнения пророчеств. Поэтому, по замыслу Божьему, в определенное Им самим время истина должна быть провозглашена с новой силой и новыми библейскими открытиями.

Во-вторых, пророчество могло смутить многих, пойми они временные сроки. Во все времена христиане ожидали второго пришествия Христа. Это было их надеждой и поддержкой. Тем не менее пророческие периоды указывали на сотни и тысячи лет ожидания. Такая перспектива могла сокрушить веру многих, особенно во времена гонений и преследований. Почему же Бог допускал это так долго? Да потому что Он не человек, Его любовь и терпение вызывают удивление даже у ангелов. Бог искал и ищет спасения не только для тех, кто был вынужден скрываться от преследований за верность своим убеждениям, но и тех, кто организовывал эти преследования, тех, кто бунтует против Него.

Апостол Петр убеждает нас в этом, говоря: «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3: 9).

Именно так Бог спас Савла, который преследовал первых христиан, и сделал из него апостола Павла.

В-третьих, с уверенностью истолковать это пророчество можно только после его исполнения. Оно было дано не столько для того, чтобы знать, что произойдет, сколько для того, чтобы поверить, когда это произойдет. Иисус сказал: «И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Ин. 14: 29).

Почему именно так? Прежде всего потому, что Бог должен передать то, чего еще не случилось, а это весьма непросто. Как бы вы предсказали появление радио, телевидения, интернета, скайпа и т. д.? Какие слова вы бы использовали, говоря с человеком, скажем, хотя бы XIX столетия? Задача не из легких, не правда ли? А Бог говорил Даниилу, что должно было случиться спустя сотни и тысячи лет после того, как его жизнь подойдет к концу. Поэтому Он использовал символы и образы, так же как мы использовали бы символы и образы, пытаясь объяснить, как будет выглядеть и функционировать компьютер, людям, живущим за сто лет до появления оного. Именно поэтому пророческие вести в большинстве своем переданы через символы и образы. В этом преимущество символов: с их помощью можно объяснить и описать то, чего еще не существует. С другой стороны, в этом и самая уязвимая их сторона. Слишком велика опасность не истолковать символ одним, единственно верным способом. Например, если бы мы описывали разговор со смартфоном человеку времен Пушкина, мы могли бы сказать, что наш вопрос «Окей, Google, скажи мне…» похож на разговор царицы с зеркальцем: «Свет мой, зеркальце! скажи…» Такой образ полезен, но несовершенен. Человек мог бы подумать, что зеркала в будущем смогут разговаривать. Однако на самом деле наличие стекла в сказке Пушкина и в современном смартфоне, пожалуй, единственное и только внешнее сходство этих «устройств», и истолкование данного «пророчества» только по одному этому признаку легко и часто приводило бы к неверным выводам. Поэтому Бог дает необходимое количество уточняющих деталей, и только складывая все их вместе, мы можем идентифицировать явление или персонажа из пророчества с минимальным риском ошибиться.

Конечно, Бог мог рассказать нам о многом из нашего будущего. Много такого, что на протяжении веков и тысячелетий заставило бы нас удивляться и восхищаться Его знанием законов Вселенной, человека или нашей истории. Но Бог Библии не фокусник, Он не артист, который развлекает зрителя своими талантами предсказывать будущее. Более того, даже напротив: для многих изучение Его пророчеств — весьма скучное и ненужное занятие. Бог Библии проходит мимо тысяч тем, столь волнующих сознание современного человека. Почему? Это может означать только одно: то, что Он говорит через Своих пророков, несравнимо по своему значению ни с чем, что может занимать наши умы, и именно это является самым важным знанием. Почему? Да потому что у спасенных будет вечность, чтобы постигнуть историю, политику, разобраться в конспирологии и науке, но сейчас важно правильно расставить приоритеты и прежде всего вникнуть в другую науку — план спасения. «Начало мудрости — страх Господень» (Притчи 1: 7), а это значит, что богопознание — главный шаг на пути к вершинам всяких знаний, которые без него лишь наполняют гордыней.

Поэтому в центре пророчеств всегда остается вопрос поклонения живому Богу, истина и ложь о жертве Его Сына за наши грехи, о которой мы вспоминаем всякий раз, приходя на вечерю Господню, а не то, что будет происходить с королями, президентами и прочими сильными мира сего. Бог проходит мимо политики и самых дерзких по своему размаху закулисных интриг, они могут удостоиться Его внимания ровно настолько, насколько влияют на судьбу Его народа на этой земле или бросают вызов Его плану спасения.

Непонимание этого основополагающего принципа привело к десяткам и сотням ошибочных толкований пророчеств. Порой они выглядят очень убедительно и правдоподобно. Однако при тщательном изучении вопроса обнаруживается внесение в библейский текст своих расовых, культурных, политических, гендерных и прочих предпочтений. Истолкование попросту эксплуатирует текст Библии в своих целях.

Но все же, если Даниил писал о нас и для нас, о нашем поклонении Богу и о событиях нашего времени — почему он не написал об этом предельно ясно? Почему Бог не называет вещи своими именами? Да просто потому, что этих имен и слов еще не существовало и эти названия ни о чем не говорили бы Даниилу. Тогда мы можем задать другой вопрос: почему пророк жил и говорил в прошлом? Ведь он мог бы жить среди нас, и тогда бы мы его поняли. Иными словами, разве не легче было Богу передать весть миру через человека, который был бы нашим современником и называл вещи своими именами, а не символами? Ответить тоже несложно.

Во-первых, Бог говорит не ко всем, а к пророкам. Грех внес разделение между Богом и человеком. В результате человек потерял способность общаться с Богом лицом к лицу. Но Бог не оставил нас в неведении. Он стал избирать пророков для сообщения своей воли людям. Они отличались от многих прежде всего тем, что желали творить Его волю большего всего на свете. Они искали света истины, исходящего от Него, как другие ищут серебра и золота. И Бог даровал им обещание: «Ищите, и найдете» (Мф. 7: 7). Вероятно, именно потому, что немногие сегодня ищут Бога, исследуют Писание и пророчества с таким же наслаждением, как это делал Даниил, Бог выбрал именно его, чтобы сообщить эту весть людям.

Во-вторых, ключевым вопросом является не то, передана ли весть через символы или на общедоступном языке. На самом деле это второстепенный вопрос. Первостепенным же вопросом является: будем ли мы верить, что эта весть и вестник были посланы Богом, особенно если это весть обличения? В Библии достаточно примеров того, как люди называли истинных пророков лжепророками. Пророчества и статус таких пророков не были признаны божественными на том простом основании, что они обличали заблуждения слушателей.

В-третьих, в истории был пример того, как величайший Пророк проповедовал своим современникам: это был Бог во плоти — Иисус. Какой же язык он выбрал? Язык притчей, образов и символов. Почему? Одна из причин — все та же неприязнь к Его проповеди и желание убить Его за истину, которая проливала свет на дела людей. Говоря притчами, Иисус проповедовал истину, не называя имен, человек мог увидеть себя со стороны прежде, чем ожесточилось его сердце, и таким образом прийти к покаянию. Однако понимание притчи, как и понимание пророчества, требует некоего труда. Слушатели Иисуса должны были понять, о чем или о ком Он говорит. Таким образом, быть современником пророка не всегда означает иметь преимущество слышать весть, не требующую истолкования. Также и изучающим пророчества сказано: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3: 22). И так же как и притчи Христа, пророчества проливают свет на дела людей, наше же дело — принять этот свет и не ожесточать своих сердец.

Понимание этих принципов является залогом правильного подхода к апокалиптическим пророчествам вообще и к пророчеству об антихристе в частности. Безусловно, важно изучать историю. Еще важнее исследовать и знать Библию. Однако самым главным фактором, помогающим исследователю проникнуть в тайны Божии, всегда будет не его светское или религиозное образование, а смирение сердца и покорность Святому Духу.

Книга пророка Даниила и Откровение обладают не только уникальной природой апокалиптических книг, но и в той или иной степени впитали в себя все другие книги Библии. Это требует от их читателя не только прекрасного понимания основополагающих концепций Священного Писания, но и умения исследовать историю и культуру народов древнего мира, опыта изучения книг различных жанров, навыка бережной работы с текстом1 и владения другими принципами герменевтики, но самое главное — исследователь должен покориться Святому Духу. Как невозможно изучать алгебру, не зная арифметики и таблицы умножения, так и изучение апокалиптических пророчеств не приведет к верным результатам без предварительного исследования всей Библии и личного духовного обращения.

Так же как и апокалиптические пророчества, эта книга рассчитана на широкий круг читателей, однако было бы неверно сказать, что она может быть в равной степени понятна всем. Подразумевается, что читатель знаком не только с остальными книгами Библии, но и достаточно хорошо разбирается в пророчествах и различных принципах их толкования2. Читатель должен хорошо понимать не только основные символы (например, женщина — символ церкви, Вавилон — отступившей церкви), но и более сложные концепции, например, видеть параллели между второй и седьмой главами Даниила, понимать, почему Антиох Епифан не может быть тем, кто исполнит пророчество восьмой главы об осквернении святилища, или понимать, как, где и когда работает принцип «день за год». Мы также подразумеваем, что читатель уже знает, что рождение Иисуса состоялось до начала исчисления нашей эры, а также знаком с другими основными датами библейских событий. На всех этих и некоторых других вопросах эта книга почти не останавливается. Причиной тому является желание не перегружать и без того нагруженную деталями историю и помочь читателю сосредоточиться на главном, то есть проследить развитие темы книги с самого начала до конца и не увязнуть в деталях.

Другая причина, по которой здесь нет полной аргументации каждому заявлению, не отсутствие таковой, а сам формат рукописи. Это не диссертация, а обычная книга, содержащая анализ и исследование библейских пророчеств. Между первым и вторым форматом было решено отдать предпочтение второму, так как рукопись предназначена для изучения не только и не столько богословами, сколько любым исследователем Библии, который, возможно, захотел бы сделать эту книгу еще проще.

Если же читатель никогда не исследовал апокалиптических пророчеств, но желал бы их изучить, то можно порекомендовать книги: «Тайны апокалипсиса» Ростислава Волкославского, «Евангелие в ветхозаветном святилище» Александра Болотникова, «Великие пророчества Библии» Марка Финли, а также познавательный обзор истории церкви Елены Уайт в книге «Великая борьба». Для более углубленного исследования можно обратиться к трехтомнику «Глубины пророчеств», который является переводом на русский язык избранных богословских статей из Daniel and Revelation Committee Series (семитомного издания исследований комитета по изучению книг Даниила и Откровения). Некоторые из вышеупомянутых материалов сегодня находятся в открытом доступе, и их можно найти онлайн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антихрист и его храм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Желательно на языке оригинала.

2

В зависимости от подхода принципы толкования обычно разделяют на четыре вида: претеризм, футуризм, идеализм и историцизм.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я