Рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением в кредитных организациях работы, направленной на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Приведен международный опыт развитых стран в области правового обеспечения данного направления деятельности в банковском бизнесе. Даны рекомендации для специалистов риск-подразделений и служб внутреннего контроля по проведению проверок, связанных с контролем качества мероприятий, направленных на минимизацию рисков отмывания денег. Для банковских специалистов, практикующих консультантов и аудиторов, а также преподавателей, аспирантов и студентов, обучающихся финансовым специальностям в вузах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Опыт по противодействию отмыванию денег других стран
Все хорошо лишь на своем месте и в свое время.
3.1. Великобритания
Великобритания стала первой европейской страной, ратифицировавшей в 1990 г. Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации преступных доходов.
В 1993 году в Великобритании был принят Закон об уголовной ответственности за действия по легализации доходов, полученных в результате совершения любого преступления, и Положение о противодействии ОД, которое определило процедуры внутреннего контроля, включающие идентификацию клиентов, учет сомнительных операций клиентов, внутреннее информирование уполномоченных сотрудников о сомнительных операциях клиентов, обмен информацией в целях выявления и предупреждения ОД. В соответствии с данными документами сотрудник учреждения финансово-кредитной системы обязан сообщить в компетентные органы о совершаемой клиентом операции, если у данного сотрудника есть подозрения, что операция клиента направлена на легализацию средств, приобретенных преступным путем, или сумма по ней превышает установленное пороговое значение.
Эффективность системы противодействия легализации незаконных доходов Великобритании обусловлена обязанностью учреждений финансово-кредитной системы информировать о сомнительных операциях своих клиентов уполномоченные государственные органы (данная обязанность возлагается на инспекторов по противодействию ОД (money laundering reporting officer).
Более того, неинформирование уполномоченных государственных органов или какое-либо иное бездействие финансовых учреждений, вследствие которого стала возможной легализация незаконно полученных средств, является в Великобритании уголовным преступлением.
В том случае, если физические лица знают или подозревают, что денежные средства являются доходом от уголовных преступлений, и не сообщают об этом в соответствующие государственные органы, данные физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности. Так, за недонесение о ставших известными операциях по ОД предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
3.2. Италия
В Италии борьба с преступлениями в финансовой сфере была начата раньше, чем во многих других европейских странах.
Так, в 1982 г. был принят Закон № 646 «О борьбе с мафией», который разрешал проверку банковских счетов лиц, подозреваемых в причастности к преступным группировкам, и расследование произведенных ими операций по продаже недвижимости. Правоохранительные органы Италии наделены правом вести изучение образа жизни, материального положения, источников доходов граждан, подозреваемых в принадлежности к преступным синдикатам, и членов их семей (жен, детей), а также физических и юридических лиц, чьим имуществом и средствами подозреваемые могут прямо или косвенно воспользоваться.
В 1990 году был принят Закон № 55 «О деятельности финансово-кредитных институтов страны», содержащий рекомендованный международными организациями и соглашениями комплекс мер по борьбе с ОД. В частности, была введена регистрация всех операций, превышающих сумму 20 млн лир.
Закон Гамма — Вассали, принятый в 1990 г., установил уголовную ответственность за операции по отмыванию и переводам на сумму свыше 20 млн лир и впервые в мировой правовой практике ввел понятие «преступная организация типа мафия».
Кроме того, Уголовный кодекс Италии предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет и крупный денежный штраф в отношении лиц, занятых легализацией доходов и имущества, добытого преступным путем. При этом наказание может быть увеличено, если такие же действия совершают должностные лица, используя при этом свое служебное положение.
Закон № 197, принятый в 1991 г., вводит систему контроля, которая поставила Италию в первые ряды борцов с отмыванием незаконных доходов и включает:
• запрет оборота ценных бумаг на предъявителя;
• обязанность указывать бенефициара крупной операции;
• ограничение суммы денежных средств на счетах на предъявителя (не более 20 млн лир).
Финансовые организации Италии должны сообщать обо всех подозрительных операциях в специальный орган Банка Италии, выполняющий функции финансовой разведки — UIC[19].
В функции UIC входят:
• статистический учет и оперативный анализ платежного баланса страны;
• управление валютными резервами;
• предупреждение и противодействие отмыванию и финансированию терроризма средствами финансового анализа и финансовой разведки.
UIC тесно взаимодействует с подразделениями Финансовой гвардии, которые ведут специальное расследование по обнаруженным UIC подозрительным финансовым операциям. Целью расследования является выявление источников доходов и определение состава имущества обвиняемых и подозреваемых.
Если специальным расследованием устанавливаются факты нарушения закона, об этом ставится в известность Главный прокурор, который принимает решение о начале уголовного расследования.
Финансовая гвардия в административном плане подчинена Министерству финансов, в оперативной работе — начальнику Генерального штаба Вооруженных сил Италии, а в некоторых случаях напрямую подотчетна премьер-министру.
Основными задачами Финансовой гвардии являются:
• следственные действия по выявлению финансовых и налоговых нарушений;
• борьба с отмыванием «грязных» денег силовыми методами;
• участие в военных операциях в случае политических и военных конфликтов, в том числе на границе;
• участие в охране порядка и поддержании общественной безопасности и др.
Финансовая гвардия осуществляет оперативно-розыскную деятельность в области ОД, в то время как функции UIC ограничиваются информационно-аналитической работой в этой сфере. Кроме того, в сферу ответственности Финансовой гвардии попадают контрабанда и организованная преступность в налоговой и финансовой сферах.
3.3. Швейцария
В Швейцарии финансовой разведкой занимаются три структуры:
• специальный отдел Министерства финансов;
• финансовая полиция, действующая в составе Министерства внутренних дел Швейцарии;
• служба по борьбе с ОД, являющаяся автономным подразделением федеральной полиции.
Одной из мер, на которые пошли власти Швейцарии для пресечения попыток граждан других стран по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, можно назвать введение в 2001 г. запрета счетов, которые открывались и функционировали без появления их владельцев. Ранее такие счета открывались, в частности, швейцарским адвокатом на основании его заявления о том, что он открывает счет для своего клиента, при этом не называя его имени. В настоящее время возможно открыть счет только при указании владельца счета и суммы денежных средств, размещенных на нем. При этом данная информация является доступной исключительно для директора банка и старшего банковского клерка.
Законодательство Швейцарии не содержит строгих требований, обязывающих банковских служащих сообщать правоохранительным органам о сделках, в отношении которых есть основания полагать, что они совершаются в целях легализации незаконных доходов.
Клиент швейцарского банка имеет возможность укрывать находящиеся на счете денежные средства от налогообложения. Причиной тому служит особенность законодательства Швейцарии, состоящая в том, что налоговые органы по собственной инициативе не вправе возбудить дело об уклонении от налогообложения. Основанием для контролирующих органов получить информацию о денежных средствах на счете физического лица может являться только наличие уголовного преступления, совершенного данным физическим лицом — владельцем счета в целях сокрытия своего дохода. При этом владелец счета вправе в судебном порядке обжаловать решение прокуратуры о выдаче информации о денежных средствах, размещенных на его счете в банке.
3.4. Австрия
В Австрии в последнее время были изданы нормативные акты, направленные на создание «барьера» на пути денежных средств, полученных преступным путем, и условий для противодействия использованию банковской системы страны для легализации преступных доходов, улучшения действующей системы выявления и привлечения к ответственности лиц, занимающихся легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем.
Среди нормативных актов, изданных для достижения названных целей, можно назвать:
• новый Закон о валютных операциях;
• Закон о банковском деле;
• Дополнения к Уголовному кодексу об ответственности юридических и физических лиц за ОД.
Коротко о нововведениях указанных нормативных актов можно сказать следующее.
Новый Закон о валютных операциях предписывает кредитным организациям и финансовым институтам при установлении отношений с клиентом, при открытии и закрытии счетов, получении кредитов выяснять правовой статус и подробные данные об иностранном клиенте. Нарушение некоторых из предписаний влечет теперь уголовную ответственность. Так, умалчивание о том, что клиент действует по поручению другого лица, т.е. в качестве посредника, влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок до одного года и (или) крупного штрафа.
Согласно Закону о банковском деле, кредитные и финансовые институты обязаны теперь установить личность и иметь сведения не только о своем постоянном клиенте, но и об осуществлении клиентом разовой операции на сумму, превышающую установленный лимит. При этом если проводимые клиентом операции вызывают у служащих банка подозрения в том, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) преступных доходов, то такой клиент берется на особый внутренний учет. Закон о банковском деле предписывает кредитным и финансовым институтам Австрии создавать информационные и контрольные системы, позволяющие выявлять операции, проводимые с целью легализации (отмывания) преступных доходов, и препятствующие их проведению.
Дополнения к Уголовному кодексу, действующему с 1 октября 1993 г., называют легализацию незаконных доходов уголовным преступлением при условии, что это деяние совершается умышленно и сумма операции по легализации превышает установленный лимит. Дополнения к Уголовному кодексу предусматривают более суровое наказание для тех лиц, которые осуществляют операции, направленные на легализацию преступных доходов, в особо крупных размерах, а также в том случае, если лица занимаются такой противоправной деятельностью в составе преступной организации.
Деятельность по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов в Австрии уполномочено осуществлять специальное подразделение, созданное в рамках Группы борьбы с организованной преступностью. Данное специальное подразделение рассматривает поступающие сообщения о всех подозрительных операциях, направляемые кредитно-финансовыми институтами Австрии. Результатом рассмотрения сообщения о «подозрительной операции» может быть решение об отсрочке такой операции или ее прекращении. Кроме этого, проверяется информация, изложенная в сообщении, и в случае ее подтверждения материалы направляются в прокуратуру, которая получает в суде санкцию на замораживание счета и дает поручение на проведение расследования.
3.5. Германия
В Германии в сфере ПОД/ФТ действует Закон о выявлении доходов, полученных преступным путем, а также Закон о борьбе с торговлей наркотиками и другими формами организованной преступности, внесший в Уголовный кодекс ФРГ поправки, в соответствии с которыми ОД названо преступлением.
Согласно законодательным актам, преступлением, называемым «легализация незаконно полученных доходов», является укрытие или попытка создания ложных источников происхождения материальных ценностей, таких как: денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы или камни, полученные в результате совершения преступлений, которые караются лишением свободы на срок более одного года, а также препятствие или прямое противодействие розыску, изъятию и конфискации таких материальных ценностей.
Закон о выявлении доходов, полученных преступным путем, установил требования обязательной идентификации клиентов, хранения соответствующей информации в архивах организаций, сообщения о подозрительных операциях в правоохранительные органы и организации внутреннего контроля во всех институтах кредитно-финансовой сферы страны.
Выполнение данных обязанностей возложено на определенный круг субъектов, который законодательно разделен на две группы. В первую группу входят банки и небанковские финансовые институты, а также Федеральная почтовая служба, во вторую группу включены другие предприятия и учреждения, а также компетентные физические лица, к которым относятся юристы (адвокаты, законные представители, нотариусы), доверительные управляющие, бухгалтеры, налоговые консультанты.
Большие полномочия предоставлены Федеральному ведомству уголовной полиции (BKA)[20]. Оно имеет право на проведение за рубежом расследований фактов, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств. Прежде проведение данным ведомством расследований за рубежом было возможно только в случае, если речь шла о незаконной международной организованной торговле оружием, боеприпасами и наркотиками. Более того, прокуратура по согласованию с Федеральным ведомством уголовной полиции может поручить расследование таких дел не только полиции, но и другим специальным службам. Существующие таможенные розыскные службы, сотрудники которых имеют те же права, что и сотрудники полиции, занимаются выявлением и пресечением операций, связанных с международной деятельностью, направленной на легализацию незаконных денежных средств.
В целом положения указанных законодательных актов Германии обеспечивают выполнение основных европейских требований по ПОД/ФТ, в частности таких, как идентификация кредитными организациями личности клиентов и хранение сведений об идентификации, выяснение личности истинного заказчика проводимой операции с денежными средствами, представление кредитными организациями информации о «подозрительных» операциях в контролирующие органы, возможность приостановления операций с денежными средствами, вызывающих подозрение в том, что они совершаются в целях легализации (отмывания) денежных средств.
3.6. Франция
Согласно законодательству Франции, финансовые учреждения, включая Банк Франции, в целях ПОД/ФТ должны:
• осуществлять практику «Знай своего клиента»;
• разработать систему внутреннего контроля, предназначенную для выявления подозрительных или нетипичных операций, в особенности необычных или сложных сделок и сделок с отсутствием экономического обоснования;
• внедрять механизмы принятия решений, необходимых для информирования надзорных органов о ситуациях, вызывающих подозрение;
• сохранять учетные документы по операциям в течение пяти лет;
• обеспечивать подготовку всех служащих банка в данной области на непрерывной основе;
• назначать сотрудника банка, ответственного за поддержание взаимодействия с подразделением финансовой разведки;
• информировать подразделение финансовой разведки обо всех подозрительных сделках.
Каждой кредитной организацией во Франции должна быть разработана программа «Знай своего клиента», предназначенная для выявления нетипичных и подозрительных сделок.
Кредитная организация у своих клиентов — физических лиц должна проверять:
• наличие у владельцев счетов и доверенных лиц документов с фотографиями, удостоверяющими личность;
• наличие справки о постоянном месте жительства;
• данные о характере коммерческой деятельности.
Кредитная организация должна уделять особое внимание следующим случаям:
• третья сторона по необоснованным причинам указывает несколько адресов или мест постоянного пребывания;
• отсутствует явная связь между владельцем счета и агентом, управляющим счетом.
Кредитная организация у своих клиентов — юридических лиц должна проверять:
• наличие официального свидетельства о регистрации или документа, его заменяющего, с указанием наименования компании, ее организационно-правового статуса и юридического адреса головного офиса. Указанный документ должен быть выдан не ранее чем за три месяца до даты представления;
• физических лиц, которые юридически и фактически являются главными партнерами или управляющими юридического лица;
• документы, удостоверяющие личность и полномочия агентов, выступающих от имени юридического лица;
• фактический характер коммерческой деятельности, а также его соответствие заявленным целям деятельности и последним данным финансовой отчетности.
При этом кредитная организация должна особенно досконально осуществлять проверку своего клиента — юридического лица в случаях, когда:
• адрес филиала не совпадает с юридическим адресом головного офиса компании;
• в качестве юридического адреса головного офиса компании указывается адрес агента;
• головной офис компании находится в другой стране, в особенности если эта страна отказывается от международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ.
Кроме этого, кредитная организация должна уделять особое внимание операциям клиентов, не являющихся ее постоянными клиентами; повышенного внимания со стороны кредитной организации требуют также сделки на сумму свыше 8000 евро.
Во Франции деятельность по ПОД/ФТ осуществляют такие государственные органы, как Банк Франции, подразделение финансовой разведки Франции TRACFIN[21] и Банковская комиссия Франции.
При Главном операционном управлении Банка Франции создан Отдел контроля за операционными рисками, обеспечивающий централизованный сбор информации по сомнительным сделкам. В рамках Главного управления по обращению банкнот и монет аналогичная задача осуществляется подразделением внутреннего контроля. Если кредитная организация имеет сеть отделений, централизованный сбор информации по сомнительным сделкам, направляемой региональными корреспондентами, осуществляется Генеральным секретариатом. В структуре Банка Франции исполнение обязанностей должностного лица, ответственного за поддержание взаимодействия с финансовой разведкой, возложено на его Генеральный секретариат.
Подразделение финансовой разведки Франции TRACFIN было создано в 1990 г. Оно находится в подчинении Министерства экономики, финансов и бюджета Франции. TRACFIN собирает информацию в интересах установления источников происхождения денежных средств или характера поднадзорных операций, а также дает объективную оценку проводимых операций.
В своей деятельности TRACFIN сотрудничает со специальными службами, включая таможенное ведомство, полицию и другие службы финансового мониторинга, а также координирует свои действия с судебными инстанциями и компетентными органами иностранных государств, выполняющими аналогичные функции. TRACFIN возглавляет Координационный комитет по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и обеспечивает вмешательство органов правосудия, если собранная информация свидетельствует о правонарушении. Органы правосудия также информируют TRACFIN о вынесении окончательного решения на основании изучения деклараций о подозрительных операциях.
Банковская комиссия Франции контролирует деятельность кредитных организаций по ПОД/ФТ и применяет штрафные санкции к банкам, не выполняющим требование по выявлению подозрительных клиентов и сомнительных финансовых операций и не исполняющим требование по представлению в TRACFIN деклараций о подозрительных операциях. Банковская комиссия осуществляет контроль за всеми финансовыми учреждениями (банками, инвестиционными компаниями, пунктами обмена валюты).
В обязанности Банковской комиссии также входят инспекторские проверки кредитных учреждений и инвестиционных компаний, которые подразделяются на общие и тематические. Общие анализируют систему противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в ходе любой обычной проверки кредитной организации. Тематические проверки проводятся по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, или по вопросам противодействия финансированию терроризма.
3.7. Бельгия
В настоящее время в Бельгии одним из основных нормативных актов, действующих в сфере ПОД/ФТ, является Закон «О предупреждении использования финансовой системы в целях „отмывания капиталов“». Согласно данному Закону, деятельностью, связанной с легализацией (отмыванием) капиталов, является изменение формы или трансферт капиталов или другого имущества в целях:
• сокрытия или маскировки их незаконного происхождения или оказания помощи лицу, которое участвует в реализации правонарушения, результатом которого являются преступные капиталы или имущество, а также иные действия, позволяющие избежать юридических последствий противоправных финансовых операций;
• сокрытия или маскировки природы происхождения, местонахождения, владения, перемещения или собственности капиталов или имущества, преступное происхождение которых известно;
• приобретения, владения или использования капиталов или имущества, преступное происхождение которых известно;
• участия в одном из деяний, указанных в трех предыдущих положениях;
• а также объединение нескольких лиц для совершения указанных деяний, оказание помощи, подстрекательство или советы кому-либо в области конкретного финансового преступления или оказание содействия в его осуществлении.
Законом «О предупреждении использования финансовой системы в целях „отмывания капиталов”», исходя из тематики профессиональной деятельности, установлен перечень юридических и физических лиц, которые обязаны оказывать помощь в выявлении фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. В этот перечень входят:
• Национальный банк Бельгии;
• финансово-кредитные учреждения;
• биржевые агентства;
• страховые общества;
• почта;
• бюро по обмену валюты и депозитарии;
• касса депозитов и консигнаций;
• общества по управлению капиталами и недвижимостью;
• консалтинговые фирмы по капиталовложениям;
• физические и юридические лица, которые в рамках профессиональной деятельности покупают за наличные деньги иностранную валюту, валютные чеки или производят операции с кредитными и платежными картами;
• предприятия ипотечного кредита;
• компании-эмитенты кредитных карт;
• предприятия, занимающиеся финансовым лизингом.
Перечисленные юридические и физические лица при проведении в рамках своей профессиональной деятельности операций обязаны идентифицировать клиентов в том случае, если объем операций эквивалентен сумме, превышающей 10 тыс. дол. США, вне зависимости от того, совершается такая операция единовременно или состоит из ряда операций.
В Бельгии в целях усиления борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств создан административный орган — Центр обработки финансовой информации, в задачи которого входит обработка информации, получаемой из самых разных источников. Он контролируется Министерством финансов и Министерством юстиции Бельгии.
Центр обработки финансовой информации вправе для целей исполнения возложенных на него задач запросить необходимую информацию у физических лиц и любых финансово-кредитных организаций страны. Информацию, которой он располагает, Центр может при наличии соответствующих соглашений и с санкции определенных должностных лиц передавать аналогичным органам зарубежных стран.
Центр обработки финансовой информации поддерживает деловые контакты с Интерполом, Европолом, финансовыми учреждениями и правоохранительными органами США и некоторых европейских стран, а также с аналогичными органами Норвегии, Франции, Нидерландов, Италии и США.
В настоящее время в соответствии с действующим порядком финансовые учреждения Бельгии должны информировать Центр обработки финансовой информации обо всех вызывающих у них подозрения операциях с наличной валютой и международными переводами на суммы, превышающие эквивалент в 5 тыс. дол. США.
3.8. Испания
В соответствии с действующим в Испании законодательством кредитные организации обязаны ежемесячно направлять в Центральный банк Испании информацию об операциях, в отношении которых есть основания полагать, что они связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Для облегчения работы банков по выявлению операций, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов, разработан перечень характерных признаков, дающих основание полагать, что осуществляемая операция связана с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Данный перечень направлен для использования в работе в Испанскую ассоциацию банков и Испанскую конфедерацию сберегательных касс, в него, в частности, включены такие признаки, как:
• неоднократно повторяющиеся операции физических и юридических лиц по осуществлению вкладов на свои счета и снятию с них наличных сумм, превышающих эквивалент в 8 тыс. дол. США;
• получение физическими и юридическими лицами банковских чеков и векселей на денежные суммы, превышающие эквивалент в 8 тыс. дол. США за одну операцию;
• неоднократный обмен физическими и юридическими лицами мелких денежных знаков на купюры крупного достоинства;
• неоднократный обмен крупных сумм в национальной валюте на иностранную валюту и наоборот;
• переводы крупных денежных сумм в страны с благоприятным налоговым режимом через небольшие или малоизвестные банки.
В Испании существует Комиссия по предотвращению отмывания капиталов, целью этой комиссии является контроль за деятельностью кредитно-финансовых институтов Испании по вопросам противодействия легализации (отмывания) преступных доходов. В составе данной Комиссии представители Центрального банка, Главного казначейского управления, Национальной комиссии рынка ценных бумаг, полиции, гражданской гвардии, налоговой и таможенной служб.
Также в Испании деятельностью, направленной против легализации (отмывания) преступных доходов, занимаются Финансовый департамент гражданской гвардии, Генеральное управление финансовой и налоговой инспекции, Центральное национальное бюро при Генеральном секретариате уголовной полиции.
3.9. США
Соединенные Штаты Америки, являясь страной с одной из ведущих экономик мира, первыми в Новом Свете столкнулись с проблемой отмывания незаконных доходов. Это подтолкнуло финансовые власти страны начать активную законотворческую деятельность, направленную на создание правового барьера на пути выстраивания различного рода схем, направленных на легализацию преступных доходов.
Ниже приведены наиболее заметные законодательные и подзаконные нормативные акты, принятые для достижения указанной цели.
1. Bank Secrecy Act, BSA (1970) — данный Закон был принят для противодействия осуществлению преступных финансовых операций по легализации незаконных доходов с использованием секретных банковских счетов в иностранных банках. Закон предусматривает осуществление контроля за любыми переводами денежных средств на сумму, превышающую 10 тыс. дол. США, определяет стандарты и требования, за нарушение которых установлена гражданская или уголовная ответственность.
2. Money Laundering Control Act (1986) — дополнил перечень уголовных преступлений деянием, которое можно обозначить как действие, направленное на ОД. При этом данный нормативный акт классифицировал три новых вида уголовных преступлений, связанных с ОД, а именно:
• умышленное оказание банковскими служащими помощи при отмывании преступных доходов;
• умышленное вовлечение третьих лиц в легализацию крупных сумм (свыше 100 тыс. дол. США), полученных при осуществлении незаконной деятельности;
• умышленное дробление переводов, позволяющее избежать соответствующих требований BSA.
Наказанием за указанные уголовные преступления является штраф, сумма которого может доходить до 500 тыс. дол. США, или двойной размер суммы отмытых денег с конфискацией имущества, а также лишение свободы сроком до 20 лет.
3. Comprehensive Money Laundering Act (1986) — Закон установил обязанность банков вести учет всех документов о безналичных расчетах в сфере торговли и обслуживания, почтовых и телеграфных денежных переводов, а также банковских, кассовых и туристических дорожных чеков на сумму свыше 3 тыс. дол. США.
4. Anti-Drug Abuse Act (1988) — Закон усилил гражданскую и уголовную ответственность, включая конфискацию собственности, использовавшейся при незаконных операциях, связанных с нарушением порядка осуществления денежных переводов, дроблением денежных переводов, вовлечением в осуществление таких операций третьих лиц.
Данный закон предоставил Министерству финансов США право получать у кредитно-финансовых институтов дополнительную информацию о клиентах и проводимых ими операциях, а также наделил Министерство финансов США правом заключать двусторонние международные соглашения, позволяющие отслеживать подозрительные финансовые операции за рубежом.
5. Crime Central Act. Par. 2532 (1990) — этот нормативный документ предоставил право Office of the Controller of the Currency (OCC) привлекать к проведению финансовых проверок и расследований иностранные банки, а также оказывать помощь иностранным банкам при расследовании незаконной деятельности, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.
6. Federal Deposit Insuranse Corporation Improvement Act, FDICIA (1991) — наделил OCC правом предоставлять имеющуюся у него информацию, полученную им в результате осуществления расследований операций, связанных с легализацией незаконных доходов, руководству иностранных кредитно-финансовых институтов при условии, что предоставление такой информации не нанесет вреда экономической безопасности США.
7. Housing and Community Development Act (1992) — усилил ответственность кредитно-финансовых институтов за проведение операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, а также в нарушение требований BSA принимающих от местных и зарубежных клиентов во вклады денежные средства, в отношении которых есть основания полагать, что они получены от осуществления незаконной деятельности.
За нарушения требований данного нормативного акта может быть приостановлена деятельность головного кредитно-финансового института, его филиалов и отделений вплоть до их временного ареста или закрытия.
8. Presidential Decision Directive (PDD) № 42 (1995) — нормативный акт назвал деятельность, направленную на легализацию (отмывание) незаконных доходов, опасной для национальной безопасности США, а также других стран и регионов. В целях минимизации опасности выстраивания разного рода схем, направленных на ОД, данный документ предлагает в качестве превентивных мер проводить с правительствами ряда государств — членов ООН переговоры о закрытии расположенных на их территории финансовых учреждений, используемых для легализации (отмывания) незаконных денежных средств. В виде санкции за несогласие закрыть подобные финансовые учреждения предлагается лишать эти финансовые учреждения доступа к финансовой системе США.
Кроме того, данный нормативный акт в целях противодействия осуществлению деятельности, направленной на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, предлагает следующие меры:
• отказ в предоставлении въездных виз установленным и подозреваемым членам преступных группировок и их родственникам;
• подготовку законопроекта «Об организованной преступности», призванного способствовать расширению возможностей правительства США по сбору доказательств и уголовному преследованию лиц, вовлеченных в международную организованную преступность;
• применение санкций в отношении правительств иностранных государств, которые сотрудничают с международной преступностью или не создают необходимые препятствия для ее деятельности.
В структуре Минюста США существует Постоянная рабочая группа по отслеживанию подозрительных финансовых операций с наличностью. Данной Рабочей группой разработана форма единого для кредитно-финансовых учреждений США бланка-заявления о подозрительных операциях и создана система представления таких сведений и их проверки.
Управления полиции штатов также задействованы в деятельности, направленной на противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов.
В банковской сфере США деятельностью, направленной на противодействие легализации преступных доходов, занимаются федеральные органы контроля за банками, а именно:
• Аппарат ревизора по денежному обращению;
• Федеральная корпорация по страхованию вкладов;
• Правление Федеральной резервной системы;
• Управление по контролю за соблюдением законности;
• Национальная администрация кредитного союза.
Эти организации в целях реализации указанной задачи разработали специальные процедуры экспертизы для выявления как отдельных нарушений, так и признаков осуществления на постоянной основе преступной деятельности в сфере финансов.
В системе противодействия легализации преступных доходов, существующей в США на сегодняшний день, создана многопрофильная, сотрудничающая со многими правоохранительными организациями США организация, имеющая название Управление по борьбе с финансовыми преступлениями — FinCEN (Financial Crimes Enforcement Network).
Основной функцией, для осуществления которой была создана FinCEN, является оказание правоохранительным органам США помощи в их деятельности, направленной на ПОД/ФТ как на территории США, так и на международном уровне. FinCEN занимается деятельностью по сбору, обработке, классификации финансовой информации для последующей ее передачи компетентным органам США. Самостоятельно FinCEN не осуществляет расследований преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, а лишь оказывает информационную поддержку специальным службам и правоохранительным органам при расследовании ими финансовых преступлений.
FinCEN не остается в стороне при расследовании дел, связанных с деятельностью преступных сообществ, представляющих угрозу национальной безопасности США. С этой целью FinCEN взаимодействует с рядом федеральных ведомств США: Центральным разведывательным управлением, Федеральным бюро расследований, Разведывательным управлением Министерства обороны.
При этом FinCEN получил доступ к базам данных ЦРУ, военной разведки и Агентства национальной безопасности[22] (АНБ). Наличие доступа к информации АНБ имеет для деятельности FinCEN особое значение, потому что одной из функций АНБ является перехват информации, передающейся по электронным каналам связи как на территории США, так и за ее пределами.
Таким образом, FinCEN имеет возможность оперировать огромным объемом информации.
В основе аналитической деятельности FinCEN лежат следующие источники информации:
• база данных финансовой информации;
• база коммерческих данных (содержит сведения о корпоративной и частной собственности);
• информация специализированных служб, а также таможенной службы и службы внутренних доходов США;
• картотека судебных дел правоохранительных органов и информации, поступающей от федеральных разведывательных служб США, включая базы данных:
а) по источникам,
б) расследованиям случаев ОД,
в) передаче дел на рассмотрение органов уголовной юрисдикции.
В базе данных финансовой информации находится финансовая отчетность, которую банки и финансовые учреждения США предоставляют в государственные контрольные органы. В основной массе это следующие документы:
• декларации о проведенных операциях с наличными суммами, превышающими 5 тыс. дол. США;
• декларации о финансовых сделках в казино на сумму свыше 3 тыс. дол. США;
• декларации о банковских и других финансовых счетах, открытых за границей[23];
• декларации о денежных поступлениях[24].
Также в базе данных финансовой информации содержатся отчеты о подозрительных международных переводах в национальной или иностранной валюте и формы о передаче дел на рассмотрение уголовной полиции или FinCEN, которые FinCEN заполняет в том случае, когда подтверждается информация о незаконности действий финансовых учреждений.
FinCEN представляет собой довольно разветвленную организационную структуру, состоящую из разного уровня подразделений, наделенных теми или иными функциями в зависимости от стоящих перед ними задач.
Системообразующими являются отделы, в свою очередь состоящие из секторов.
Ниже приведен перечень отделов, входящих в структуру FinCEN:
• отдел стратегического анализа (подразделяется на Сектор обработки данных и Международный сектор);
• отдел обеспечения операций по наркотикам (подразделяется на Сектор по наркотикам и Сектор по оказанию помощи расследованию);
• отдел пресечения финансовых преступлений (подразделяется на Сектор «беловоротничковой» преступности и Сектор контроля за развитием дел);
• отдел развития информационных систем[25];
• отдел управления ресурсами и административного управления.
Далее рассмотрим основные функции вышеназванных отделов и секторов.
1. Отдел стратегического анализа изучает виды финансовых преступлений, подготавливает аналитические материалы по вопросам методики выявления финансовых преступлений. В сферу деятельности отдела входит редактирование аналитических публикаций, организация проводимых как в США, так и в других странах конференций, семинаров и других мероприятии по вопросам, связанным с ПОД/ФТ. Отдел также оказывает консультативную помощь законодательным, правоохранительным и правительственным органам США.
Входящий в его состав Сектор обработки данных анализирует данные об осуществленных операциях с наличными денежными средствами, выявляет предпосылки к возникновению новых видов и направлений преступлений в финансовой сфере.
Международный сектор исследует декларации о международных денежных переводах и на их основании выявляет общие сложившиеся правила движения наличных денежных средств, а также ведет досье по различным странам на предмет существующих в них систем ПОД/ФТ.
2. Отдел обеспечения операций по наркотикам представляет правоохранительным и контрольным органам США аналитические материалы, а также осуществляет информационное обеспечение операций, которые проводят эти органы. Сектор по наркотикам осуществляет деятельность по расследованию особенно сложных дел, связанных с незаконным распространением наркотиков. Сектор по оказанию помощи расследованию занимается всеми другими делами, связанными с незаконным распространением наркотиков, не относящимися к категории особо сложных.
3. Отдел пресечения финансовых преступлений, так же как и Отдел обеспечения операций по наркотикам, представляет правоохранительным и контрольным органам аналитические материалы.
Сектор «беловоротничковой преступности» оказывает правоохранительным органам помощь в расследовании дел о банковском, почтовом и других видах мошенничества. Входящий в данный отдел Сектор контроля за развитием дел сам дополнительно подразделяется на отделение по изучению подозреваемых объектов с помощью системы искусственного интеллекта и на отделение по разработке специальных проектов.
Первое из данных отделений занимается выявлением финансовых учреждений и лиц, причастных к операциям, связанным с легализацией (отмыванием) преступных доходов, коррупцией, нарушением налогового и таможенного законодательств.
Второе отделение оказывает правоохранительным и контрольным органам помощь в подготовке программ или планов расследований по делам, связанным с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Также данное отделение собирает и обрабатывает информацию для представления ее по запросам различных организаций.
4. Отдел развития информационных систем занимается техническим обслуживанием используемых в FinCEN электронных систем, баз данных и средств связи. Отдел разработал ряд автоматизированных информационных систем, в частности внедрил «систему искусственного интеллекта», которая сканирует государственные и коммерческие базы данных на предмет получения информации о каком-либо одном объекте (физическом или юридическом лице), вызывающем интерес у специальных ведомств. Данная система ведет поиск лиц, осуществивших платежи наличными на сумму более 5 тыс. дол. США, отслеживает движения по счетам в банках и операции с наличными средствами, превышающими указанную сумму.
5. Отдел управления ресурсами и административного управления осуществляет руководство различными подразделениями FinCEN, такими как: финансовая часть, отдел кадров, отдел по закупкам, отдел материально-технического обеспечения и т.п.
В целом на сегодня в США создана одна из самых эффективных систем ПОД/ФТ. Это обусловлено, на наш взгляд, прежде всего тем, что США являются ведущей экономикой мира, имеют широкую сеть кредитных организаций как международного уровня, так и работающих на внутреннем рынке, на территории какого-либо штата (штатов). Кредитные организации США ежедневно осуществляют миллионы операций по поручению своих клиентов, являющихся как гражданами Америки, так и гражданами многих других стран мира, оперируют суммами денежных средств, исчисляемыми миллиардами долларов США. Столь масштабная деятельность кредитных организаций Америки для эффективного ее осуществления должна быть подчинена универсальным общим правилам, распространяющимся на все кредитные организации. Должен быть установлен жесткий контроль со стороны государственных органов за проводимыми банками операциями.
Для реализации указанных целей в США разработана соответствующая нормативная база и создана широкая сеть контролирующих организаций, наделенных обширными функциями.
Рассмотрев устройство и правила функционирования системы ПОД/ФТ, существующей в стране с наиболее крупной экономикой в мире, функционирующей в тесном переплетении с экономиками многих других стран, логично рассмотреть также систему международных организаций, занимающихся противодействием легализации незаконных доходов.
Из всех международных организаций основную роль в деле ПОД/ФТ играет ООН, выполняющая множество миссий по поддержанию законности и правопорядка.
В своей структуре ООН имеет несколько подразделений и самостоятельных организаций, цель которых — осуществление деятельности, связанной с ПОД/ФТ. Основное место занимает Управление по контролю за наркотиками и предупреждению преступности. В 1999 году это управление разработало Глобальную программу ООН по борьбе с ОД. Работы по данной программе связаны с Программой ООН по международному контролю над наркотиками и предупреждению преступности. Значительную роль в изучении вопросов, связанных с функционированием организованной преступности, играет также Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия.
Система международных организаций, принимающих самое непосредственное участие в деле противодействия легализации незаконных доходов, выглядит следующим образом.
Основную роль, как было сказано выше, играет ООН.
Помимо ООН существуют несколько универсальных международных организаций и объединений, к числу которых отнесены такие международные институты, как:
• Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
• «Большая семерка» (восьмерка) (G7 (8);
• Международный валютный фонд (МВФ);
• Всемирный банк;
• Международный банк расчетов.
Кроме этого, имеются следующие специализированные организации и объединения:
• Группа разработки финансовых мер борьбы с ОД (ФАТФ);
• Международная организация криминальной полиции (Интерпол);
• Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO);
• Региональные организации — аналоги ФАТФ, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ)[26] и др.;
• Группа «Эгмонт»[27], национальные финансовые разведки;
• МАНИВЭЛ[28], OGBS[29], Форум финансовой стабильности[30] и др.
Теперь коротко остановимся на роли этих международных организаций в деле ПОД/ФТ.
В июле 1989 г. в Париже на совещании глав государств и правительств стран «Большой семерки» при участии президента Комиссии Европейского сообщества была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с ОД (Financial Action Task Force — FATF, или ФАТФ).
ФАТФ согласует свои действия с ООН, Советом Европы, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, Интерполом, Советом по таможенному сотрудничеству и другими международными организациями.
В ФАТФ созданы три рабочие группы, которые исполняют различные функции. Например, первая рабочая группа занимается статистикой и изучением используемых преступниками методов и схем легализации незаконных денег. Вторая рабочая группа занимается юридическими вопросами. Третья разрабатывает рекомендации и конкретные предложения в области административно-финансовых мер противодействия преступности в сфере легализации незаконных доходов.
Существуют семь основных направлений в деятельности ФАТФ:
1. Выработка рекомендаций в области борьбы с ОД.
2. Оценка соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с ОД Рекомендациям ФАТФ[31].
3. Мониторинг состояния дел в странах, наиболее интенсивно используемых международной организованной преступностью для отмывания преступных доходов.
4. Организация и проведение на постоянной основе в различных странах конференций, симпозиумов и семинаров по финансовым, юридическим и законодательным проблемам.
5. Формирование региональных организаций, родственных ФАТФ.
6. Содействие созданию в различных странах подразделений финансовой разведки, имеющих своей целью выявление случаев легализации незаконных доходов и обеспечение соблюдения законодательства в области борьбы с финансовыми правонарушениями.
7. Привлечение новых членов.
Интерпол представляет собой межправительственную организацию, деятельность которой направлена на недопущение уголовных преступлений международного характера с использованием сил полицейских управлений многих стран.
В настоящее время сфера деятельности Интерпола охватывает 181 страну. Интерпол является второй по численности международной организацией после ООН.
Международным сообществом перед Интерполом поставлены следующие основные задачи:
• подавление международной организованной преступности путем координации расследований на международном и национальных уровнях — повышение интенсивности и качества сотрудничества, расширение информационного обмена по новым технологиям;
• стандартизация методов, применяемых правоохранительными органами при сборе, анализе, хранении и использовании доказательной информации о преступной деятельности.
В 1997 году на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола был поднят вопрос об активизации борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов.
В 2001 году образовано специальное подразделение, которое называется Отделение по финансовым и высокотехнологичным преступлениям. Основной задачей, стоящей перед данным подразделением, является проведение деятельности по противодействию отмыванию незаконных доходов, в частности преступлениям, осуществляемым с указанной целью с использованием пластиковых платежных карт.
Для повышения эффективности деятельности Интерпола была создана Международная база данных по противодействию ОД, дополнившая уже существующие базы данных Интерпола, в составе которых по каждому виду уголовных преступлений имеются:
1. База данных всех известных международных преступников и лиц, подозреваемых в преступной деятельности.
2. База словесных портретов преступников.
3. База документов и названий, состоящая из двух разделов: в первом содержится информация по номерам, сериям и другим реквизитам паспортов, удостоверений личности, удостоверений на право владения самолетом, автомобилем и другие документы, которыми пользовались международные преступники; во втором — информация с названиями морских и воздушных судов, автомашин, на которых перевозились запрещенные предметы, например наркотики, а также названия фирм, деятельность которых была связана с осуществлением международных преступлений.
4. База данных преступлений и способов их совершения.
5. Дактилоскопическая база, служащая для идентификации преступников.
6. База учета лиц по чертам внешности с использованием фотоизображений или рисованных деталей лица.
В 1995 году была создана организация, которая координирует деятельность национальных финансовых разведок — группа «Эгмонт». Она объединяет финансовые разведки и аналогичные им организации 127 стран мира и имеет свои представительства на всех континентах. В июне 2002 г. в состав группы «Эгмонт» включена Россия. Вхождение страны в данную группу имеет большое значение для улучшения работы по ПОД/ФТ в связи с тем, что страна, включенная в «Эгмонт», имеет большие возможности для обмена информацией с другими членами данной организации, может заключать соглашения о сотрудничестве по вопросам противодействия легализации преступных доходов.
В настоящее время деятельность «Эгмонт» направлена на взаимный обмен информацией между субъектами, входящими в ее состав, по вопросам существующих способов и намечающихся тенденций в легализации преступных доходов[32].
Касаясь вопроса о действующих международных организациях, чья деятельность направлена на ПОД/ФТ, нельзя не упомянуть о таких организациях, являющихся региональными аналогами ФАТФ, как:
• Азиатско-Тихоокеанская группа;
• Группа стран Карибского бассейна;
• Группа стран Южной и Восточной Африки;
• Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма по типу ФАТФ (ЕАГ);
• Комитет экспертов Совета Европейского сообщества по оценке мер противодействия ОД (МАНИВЭЛ).
Россия принимает участие в деятельности двух последних из перечисленных организаций.
Кроме того, в данной сфере действуют следующие международные организации:
• Международный банк расчетов, являющийся Ассоциацией центральных банков 55 стран с наиболее развитой экономикой;
• Межбанковская компьютерная система SWIFT, объединяющая около 5000 банков и осуществляющая большую часть международных расчетов;
• Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), объединяющая государственные органы контроля за оборотом ценных бумаг более 70 стран;
• Группа представителей офшорных стран в сфере банковского надзора (OGBS);
• Форум финансовой стабильности, объединяющий представителей министерств финансов, центральных банков и регулирующих органов стран «Большой семерки», а также представителей международных финансовых организаций, в том числе МВФ, Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Заканчивая рассматривать опыт ведущих стран мира в деле ПОД/ФТ, можно сказать, что данная проблема волнует все мировые державы. Убытки от незаконной деятельности, связанной с ОД, наносят огромный ущерб мировой экономике. Для российской банковской системы эта проблема является предметом постоянного обсуждения. Регулятор издает документы, в которых содержатся требования по ПОД/ФТ. Выполнение данных требований позволяет кредитным организациям избежать различных рисков, в том числе приводящих к серьезным последствиям. Международный опыт может оказать каждой кредитной организации существенную помощь в разработке внутренних документов по ПОД/ФТ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
20
Федеральное ведомство уголовной полиции Германии (нем. Bundeskriminalamt, или BKA) — немецкое ведомство при Министерстве внутренних дел Германии. Его функции похожи на функции Федерального бюро расследований в США или Государственной полиции Франции. BKA занимается расследованием серьезных преступлений и координацией действий правоохранительных органов, работает в сотрудничестве с полицией земель Германии, т.е. с местным бюро расследований, Landeskriminalamt. Штаб-квартира BKA находится в городе Висбаден.
21
TRACFIN (Traitement du Renseignement et Action contre les Circuits Financiers Clandestins — Анализ информации и противодействие нелегальной финансовой деятельности). Аналогичные подразделения финансовой разведки созданы и в других странах. Например, в США — FinCEN (Организация по борьбе с финансовыми преступлениями), в Великобритании — NCIS (Подразделение финансовых расследований в составе национальной службы криминальной разведки), в Бельгии — CTIF (Группа обработки финансовой информации).
22
Агентство национальной безопасности (National Security Agency/Central Security Service, NSA/CSS) — криптологическая разведывательная организация США. Официально создана 4 ноября 1952 г. (в соответствии с Постановлением о национальной безопасности от 1947 г.), считается крупнейшим государственным агентством по сбору разведывательной информации.
23
Такие декларации представляют граждане США, разместившие денежные средства в иностранном банке или владеющие правом подписи либо каким-то другим правом в отношении банковского счета или других счетов в иностранном государстве, в случае если общая сумма счетов превышает 10 тыс. дол. США в календарном году.
24
Такую декларацию обязан представить в американское казначейство каждый, кто единовременно получил на свой счет в виде дохода от коммерческой или профессиональной деятельности более 5 тыс. дол. США.
25
Отдел развития информационных систем и Отдел управления ресурсами и административного управления не имеют внутренних структурных подразделений.
26
Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) была создана 6 октября 2004 г. по инициативе Российской Федерации, поддержанной ФАТФ, МВФ, Всемирным банком и рядом государств. ЕАГ является региональной группой по типу ФАТФ.
27
Группа «Эгмонт» названа так по месту первой встречи глав национальных финансовых разведок, занимающихся борьбой с отмыванием денег, во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе. Она была образована в 1995 г. Росфинмониторинг приняли в «Эгмонт» в июне 2002 г. Сегодня группа «Эгмонт» объединяет финансовые разведки 127 государств и имеет представительства на всех континентах.
29
OGBS (Offshore Group of Banking Supervisors) — Офшорная группа банковских инспекторов, созданная в 1980 г. по инициативе Базельского комитета по банковскому надзору. Главной целью OGBS является обеспечение эффективного надзора над банками в их юрисдикциях.
30
Форум финансовой стабильности (Financial Stability Forum, FSF) был образован в 1999 г. и является неформальным институтом, который разрабатывает правила для глобальных финансовых рынков. В FSF входят, в частности, представители ЦБ и министерств финансов наиболее развитых стран мира, а также менеджеры Всемирного банка и Международного валютного фонда.