Книга Петра Васильева рассматривает отображение борьбы с культом личности Иосифа Сталина в документах и публикациях в период с 1956 по 1979 гг. Приводятся как документы, дающие отрицательную оценку Сталина, так и документы, в которых даётся положительная оценка. Важное место в работе занимают статьи Мао Цзэдуна, опубликованные в китайских СМИ, а также письмо В. М. Молотова в ЦК КПСС – наиболее серьёзные попытки ревизовать оценки XX съезда КПСС в отношении культа личности Сталина.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Демонтаж культа личности И. В. Сталина в отображении документов и прессы (1956—1979) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ещё раз об историческом опыте диктатуры пролетариата
ПЕКИН, 29 декабря. (ТАСС). Агентство Синьхуа передаёт: 29 декабря газета «Жэньминь жибао» опубликовала статью «Ещё раз об историческом опыте диктатуры пролетариата» (статья написана редакцией газеты «Жэньминь жибао» на основании обсуждения данного вопроса на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК).
Ниже полностью публикуется эта статья.
В апреле 1956 года в связи с вопросом о Сталине мы обсудили исторический опыт диктатуры пролетариата. С тех пор в международном коммунистическом движении произошёл ещё ряд событий, привлекших пристальное внимание нашего народа. После опубликования в наших газетах речи товарища Тито от 11 ноября и комментариев коммунистических партий различных стран на эту речь у многих людей снова возникло немало вопросов, требующих ответа. В этой статье мы особо остановимся на следующих вопросах, а именно: во-первых, на оценке основного пути революции и строительства в Советском Союзе; во-вторых, на оценке заслуг и ошибок Сталина; в-третьих, на борьбе с догматизмом и ревизионизмом; в-четвёртых, на международной солидарности пролетариата всех стран.
Рассматривая современные международные вопросы, мы должны прежде всего исходить из самого основного факта, а именно — из наличия антагонизма между империалистическим агрессивным блоком и силами народов всего мира. Китайский народ, так сильно пострадавший от агрессии империализма, никогда не забудет, что империализм всегда выступает против освобождения народов всех стран и независимости всех угнетённых наций, считая коммунистическое движение, последовательно выражающее интересы народов, бельмом на своём глазу. С момента рождения первого в мире социалистического государства — Советского Союза империализм использует все средства, чтобы нанести вред Советскому Союзу. После же образования ряда социалистических государств антагонизм между лагерем империализма и лагерем социализма и открытая подрывная деятельность империалистического лагеря против социалистического лагеря стали наиболее очевидным явлением в мировой политике. Особенно злостно и нагло вмешиваются во внутренние дела социалистических стран США, являющиеся главарем империалистического лагеря. На протяжении многих лет они препятствуют нашей стране освободить её собственную территорию — Тайвань, открыто провозглашают в качестве политической установки своего правительства осуществление подрывной деятельности в странах Восточной Европы.
После агрессивной войны в Корее самым серьёзным наступлением империализма на социалистический лагерь явилась его деятельность в ходе событий, происшедших в Венгрии в октябре 1956 года. Как указывалось в решении пленума временного Центрального Комитета Венгерской социалистической рабочей партии, события в Венгрии вызваны внутренними и внешними причинами, и любое одностороннее толкование было бы неправильным, а «основную и решающую роль» в этих событиях сыграл международный империализм. После того, как происки, направленные на реставрацию контрреволюции в Венгрии, были отбиты, империалисты во главе с США навязали ООН резолюции, направленные против Советского Союза и представляющие собой вмешательство во внутренние дела Венгрии, и одновременно раздули во всем западном мире бешеную антикоммунистическую кампанию. Несмотря на то, что американские империалисты, используя поражение Англии и Франции в их агрессивной войне против Египта, всячески стремятся захватить англо-французские позиции на Среднем Востоке и в Северной Африке, они в то же время заверяют, что обеспечат устранение «недоразумений», существующих между ними, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой, и добьются «более тесного и более близкого понимания» для того, чтобы вновь создать единый фронт совместной борьбы против коммунизма, против народов Азии и Африки, против миролюбивых народов всего мира. Империалистические страны должны сплотиться в целях борьбы против коммунизма, против народов, против мира — таков основной смысл выдвинутой Даллесом на сессии Совета НАТО так называемой «философии жизни и действия, которую необходимо иметь в этот критический момент мировой истории». Несколько увлёкшись, Даллес утверждал: «Советская коммунистическая структура находится в состоянии вырождения (?), а власть правителей разваливается (?)… Перед лицом такой ситуации свободные страны должны поддерживать моральное давление, которое способствует подрыву советско-китайской коммунистической системы, а также поддерживать свою военную мощь и решимость». Он призвал страны НАТО к «разрушению мощного советского деспотизма (?), основанного на милитаристских (?) и атеистических концепциях», а также заявил, что «в настоящее время похоже на то, что изменение характера коммунистического мира находится в пределах возможности» (!).
Мы всегда считали, что враг является нашим лучшим учителем, и сейчас Даллес вновь даёт нам урок. Пусть он клевещет на нас тысячу раз, пусть он проклинает нас десять тысяч раз — в этом нет ничего нового и удивительного. Но он с точки зрения «философии» требует от империалистического мира, чтобы тот ставил противоречия между ним и коммунизмом над всеми другими противоречиями, чтобы всё было направлено на «изменение характера коммунистического мира», на «подрыв» и «разрушение» социалистической системы во главе с Советским Союзом, и хотя для них это, несомненно, напрасный труд, для нас же это — весьма полезный урок. Мы всегда выступали и впредь будем выступать за мирное сосуществование социалистических и капиталистических стран, за мирное соревнование между ними, но, тем не менее, империалисты по-прежнему всё время стремятся уничтожить нас. Поэтому мы никогда не должны забывать, что острая борьба между врагами и нами — это классовая борьба в мировом масштабе.
Перед нами два типа противоположных по своему характеру противоречий: первые — это противоречия между нами и нашими врагами (между империалистическим лагерем и социалистическим лагерем, между империалистами, с одной стороны, и всеми народами мира и всеми угнетенными нациями, с другой, между буржуазией и пролетариатом в империалистических странах и т. д.). Это — коренные противоречия, их основа — столкновение интересов враждебных классов; вторые — это противоречия внутри народа (между одной частью народа и другой, между одной частью и другой частью товарищей в коммунистической партии, между правительством и народом в социалистических странах, между социалистическими странами, между коммунистическими партиями и т. д.). Это не коренные противоречия, они возникают не из-за коренного столкновения классовых интересов, а из-за противоречий между правильными и ошибочными мнениями или же из-за противоречий между интересами, носящими частичный характер. Разрешение этих противоречий прежде всего должно подчиняться общим интересам борьбы против врага. Противоречия внутри народа могут и должны разрешаться, исходя из стремления к сплоченности, путём критики или борьбы, и такое разрешение должно привести к новой сплочённости в новых условиях. Разумеется, практическая жизнь сложна. Чтобы противостоять главному общему врагу, иногда также могут объединиться классы, коренные интересы которых сталкиваются. И наоборот, при известных условиях определённые противоречия внутри народа также могут постепенно превратиться в антагонистические противоречия из-за того, что одна из противостоящих в данном противоречии сторон постепенно переходит на сторону врага. В конечном итоге противоречия такого рода полностью меняют своё качество и больше не являются противоречиями внутри народа, а становятся противоречиями между врагами и нами. Такие явления имели место в истории Коммунистической партии Советского Союза и Коммунистической партии Китая. Одним словом, если только человек стоит на позициях народа, он никогда не будет отождествлять противоречия внутри народа и противоречия между нами и нашими врагами и не будет смешивать эти противоречия, тем более не будет ставить противоречия внутри народа выше противоречий между нами и нашими врагами. Тот, кто отрицает классовую борьбу и не различает своих и врагов, ни в коем случае не коммунист, ни в коем случае не марксист-ленинец.
Прежде чем приступить к обсуждению намеченных нами вопросов, мы считаем необходимым в первую очередь разрешить этот основной вопрос о позиции. В противном случае мы неизбежно потеряли бы ориентацию и не смогли бы дать правильного объяснения явлениям международной жизни.
Ⅰ
Нападки империалистов на международное коммунистическое движение длительное время направлены, главным образом, против Советского Союза. Споры же внутри международного коммунистического движения, возникшие за последнее время, большей частью также связаны с пониманием Советского Союза. Поэтому правильная оценка основного пути революции и строительства в Советском Союзе является одним из важных вопросов, на который должны ответить марксисты-ленинцы.
Марксистское учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата является научным обобщением опыта рабочего движения. Но, за исключением Парижской коммуны, просуществовавшей лишь 72 дня, лично Марксу и Энгельсу не пришлось увидеть осуществления пролетарской революции и диктатуры пролетариата, ради чего они боролись всю жизнь. В 1917 году пролетариат России под руководством Ленина и Коммунистической партии Советского Союза успешно осуществил пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата и затем успешно построил социалистическое общество. С этого момента научный социализм из теории и мечты превратился в живую действительность. Таким образом, Октябрьская революция в России в 1917 году открыла новую эру не только в истории коммунистического движения, но также и в истории всего человечества.
Советский Союз достиг огромных успехов за 39 лет, прошедших после революции. Уничтожив эксплуататорскую систему, Советский Союз ликвидировал в области экономической жизни анархию, кризисы и безработицу. Экономика и культура Советского Союза развиваются недоступными для капиталистических стран темпами. В 1956 году валовая продукция промышленности Советского Союза уже в 30 раз превзошла наивысший дореволюционный уровень 1913 года. Страна, которая до революции была промышленно отсталой, население которой в своём большинстве было неграмотным, ныне уже стала второй в мире индустриальной державой и обладает передовыми по сравнению с другими странами научно-техническими силами и высокоразвитой социалистической культурой. Трудящиеся Советского Союза из угнетённых, какими они были до революции, ныне стали хозяевами страны и общества; они проявили огромную активность и творческую инициативу в революционной борьбе и в созидательном труде; коренным образом изменилось их материальное положение и культурная жизнь. Дореволюционная Россия по сути дела была тюрьмой народов, населяющих эту страну, после же Октябрьской революции эти народы в Советском Союзе стали равноправными и быстро выросли в социалистические передовые нации.
Путь развития Советского Союза вовсе не был гладким. С 1918 года по 1920 год Советский Союз подвергся нападению четырнадцати капиталистических государств. В раннем периоде Советский Союз перенёс серьёзные невзгоды — гражданскую войну, голод, экономические трудности, сектантско-раскольническую деятельность внутри партии. В решающий период второй мировой войны, до того, как западные страны открыли второй фронт, Советский Союз в одиночку выдержал нападение многомиллионной армии Гитлера и его сообщников и разгромил их. Эти суровые испытания не сломили Советский Союз, не остановили его движение вперёд.
Существование Советского Союза в корне поколебало господство империализма, вселило в революционное рабочее движение и национально-освободительное движение угнетённых народов безграничные надежды, придало им уверенность и мужество. Трудящиеся всех стран оказывали поддержку Советскому Союзу, а Советский Союз, в свою очередь, оказывал поддержку трудящимся всех стран. Советский Союз проводил внешнюю политику защиты мира во всём мире, признания всеобщего равноправия наций и борьбы против империалистической агрессии. Советский Союз был основной силой в мире, одержавшей победу над фашистской агрессией. Героическая Советская Армия освободила страны Восточной Европы и часть Центральной Европы, северо-восток Китая и северную часть Кореи, сотрудничая с народными силами этих стран. Советский Союз установил дружественные отношения со всеми странами народной демократии, помог этим странам в экономическом строительстве и вместе с ними образовал могучий оплот мира во всём мире — социалистический лагерь. Советский Союз оказал также серьёзную поддержку движению за независимость угнетённых наций всего мира, движению народов мира за мир и многочисленным миролюбивым государствам, образовавшимся после второй мировой войны в Азии и Африке.
Всё сказанное выше — неоспоримые факты, которые давно уже известны. Почему же сейчас всё ещё приходится вновь напоминать обо всём этом? Потому, что враги коммунизма, как и прежде, полностью отрицают всё это, а в настоящее время некоторые коммунисты, обсуждая опыт Советского Союза, зачастую сосредоточивают внимание на второстепенной стороне дела и упускают из виду главное.
Что касается опыта революции и строительства в Советском Союзе, то с точки зрения международного значения этого опыта есть несколько различных моментов. Часть опыта успехов Советского Союза имеет основной характер и всеобщее значение на современном этапе истории человечества. В этом главная и основная сторона опыта Советского Союза. Другая же часть этого опыта не имеет всеобщего значения. Кроме этого, в Советском Союзе есть ещё опыт ошибок и неудач. Хотя ошибки и неудачи могут проявляться в различной форме и иметь различную степень серьёзности, никакая страна никогда не может полностью избежать их. Советский же Союз, будучи первым социалистическим государством, не имел возможности воспользоваться опытом успехов в качестве примера, и ему было ещё труднее избежать некоторых ошибок и неудач. Эти ошибки и неудачи являются исключительно полезным уроком для всех коммунистов. Поэтому весь опыт Советского Союза, включая и опыт некоторых ошибок и неудач, заслуживает того, чтобы мы его тщательно изучили, причём основной опыт успехов Советского Союза является особенно важным. Факты развития Советского Союза свидетельствуют о том, что основной опыт революции и строительства Советского Союза является великим успехом, первым победным гимном марксизма-ленинизма в истории человечества, прозвучавшим во всей вселенной.
Что же является основным опытом революции и строительства в Советском Союзе? На наш взгляд, по крайней мере, следующий опыт имеет основной характер.
Передовые, представители пролетариата организуются в коммунистическую партию. Эта политическая партия в своей деятельности руководствуется марксизмом-ленинизмом, строится по принципу демократического централизма, тесно связывается с массами, стремится стать ядром трудящихся масс и воспитывает своих членов и народные массы в духе марксизма-ленинизма.
Пролетариат под руководством коммунистической партии, объединив трудящихся, берёт власть из рук буржуазии путём революционной борьбы.
После победы революции пролетариат под руководством коммунистической партии, основываясь на союзе рабочих и крестьян и объединив широкие народные массы, устанавливает диктатуру пролетариата над классами помещиков и буржуазии, подавляет сопротивление контрреволюционных элементов, национализирует промышленность и постепенно осуществляет коллективизацию сельского хозяйства, ликвидируя тем самым эксплуататорскую систему и систему частной собственности на средства производства, уничтожая классы.
Государство, руководимое пролетариатом и коммунистической партией, направляет народные массы в деле планового развития социалистической экономики и социалистической культуры и на этой основе постепенно повышает жизненный уровень народа и активно готовит условия для борьбы за переход к коммунистическому обществу.
Государство, руководимое пролетариатом и коммунистической партией, решительно выступает против империалистической агрессии, признаёт равноправие наций и отстаивает мир во всём мире, решительно придерживается принципов пролетарского интернационализма, делает всё для того, чтобы получать поддержку со стороны трудящихся всех стран, а также помогать трудящимся всех стран и всем угнетённым нациям.
Говоря обычно о пути Октябрьской революции, мы имеем в виду именно это как основное, не беря конкретную форму проявления этой революции в определённом времени и месте. Это основное является всеобщей истиной марксизма-ленинизма, верной для всего мира.
Процесс революции и строительства в каждой стране наряду с общими чертами имеет также отличные стороны. В этом смысле каждое государство имеет свой собственный конкретный путь развития. Мы остановимся на этом вопросе ниже. Но, говоря с точки зрения основных положений, путь Октябрьской революции отражает всеобщий закон революции строительства на определённом этапе большого пути развития человеческого общества. Это — не только столбовая дорога пролетариата Советского Союза, но и общая столбовая дорога, по которой должны идти пролетарии всех стран для достижения победы. Именно поэтому Центральный Комитет Коммунистической партии Китая в своем политическом отчёте Ⅷ Всекитайскому съезду указал: «Несмотря на то, что революция в нашей стране имеет много своих особенностей, китайские коммунисты рассматривают своё дело как продолжение Великой Октябрьской революции».
Защита марксистско-ленинского пути, проложенного Октябрьской революцией, имеет особенно важное значение в современной международной обстановке. Заявляя о своём стремлении «изменить характер коммунистического мира», империалисты хотят изменить именно этот путь революции. За последние несколько десятков лет все ревизионистские мнения, выдвинутые ревизионистами по отношению к марксизму-ленинизму, все правооппортунистические идеи, которые они распространяли, как раз и были нацелены на то, чтобы столкнуть с этого, обязательного для освобождения пролетариата пути. Задача всех коммунистов состоит в том, чтобы сплотить пролетариат, сплотить народные массы, решительно отразить бешеное наступление империалистов на социалистический мир и решительно двигаться вперёд по пути, проложенному Октябрьской революцией.
Ⅱ
Люди спрашивают: Поскольку основной путь революции и строительства в Советском Союзе является правильным, почему же возникли ошибки Сталина?
В апрельской статье мы уже обсудили этот вопрос. Однако в силу развития за последнее время обстановки в Восточной Европе и других связанных с этим обстоятельств вопрос о правильном понимании ошибок Сталина и правильном подходе к этим ошибкам превратился в серьёзный вопрос, влияющий на внутреннее развитие коммунистических партий многих стран и на сплочённость коммунистических партий различных стран, в серьёзный вопрос, влияющий на общую борьбу сил коммунизма во всём мире против империализма. Поэтому возникла необходимость дать некоторые дальнейшие пояснения нашей точки зрения на этот вопрос.
Сталин имеет великие заслуги в деле развития Советского Союза и развития международного коммунистического движения. В статье «Об историческом опыте диктатуры пролетариата» мы писали: «После смерти Ленина Сталин, как главный руководитель партии и государства, творчески применял и развивал марксизм-ленинизм. В борьбе за защиту ленинского наследства от врагов ленинизма — троцкистов, зиновьевцев и других агентов буржуазии — он выражал волю народа, был достойным и выдающимся борцом за марксизм-ленинизм. Сталин завоевал поддержку советского народа и сыграл важную роль в истории прежде всего благодаря тому, что он вместе с другими руководителями Коммунистической партии Советского Союза защищал ленинскую линию индустриализации Советской страны и коллективизации сельского хозяйства. Осуществление Коммунистической партией Советского Союза этой линии привело к победе социалистического строя, создало условия, при которых Советский Союз одержал победу в войне против Гитлера. Все эти победы советского народа отвечают интересам рабочего класса и всего прогрессивного человечества. Поэтому имя Сталина; вполне естественно, пользовалось огромной славой во всём мире».
Однако Сталин допустил некоторые серьёзные ошибки как во внутренней, так и во внешней политике Советского Союза. Методы работы Сталина, основанные на самоуправстве, в известной степени нанесли ущерб принципу демократического централизма в партийной жизни и государственном управлении в Советском Союзе, нарушили в некоторой части социалистическую законность. Поскольку Сталин во многих областях работы серьёзно отрывался от масс, самолично принимал решения по многим важным установкам, он неизбежно допускал серьёзные ошибки. Эти ошибки особенно заметно проявились в вопросе о ликвидации контрреволюции и в вопросе об отношениях с некоторыми странами. Что касается ликвидации контрреволюции, то Сталин покарал многих контрреволюционеров, которых надо было покарать, и в основном выполнил задачи на этом фронте; но наряду с этим необоснованно обвинил многих преданных коммунистов и хороших граждан, что привело к серьёзному ущербу. В области отношений к братским странам и братским партиям Сталин, говоря в целом, стоял на позициях интернационализма и содействовал борьбе народов различных стран и развитию социалистического лагеря, но при решении некоторых конкретных вопросов он проявлял тенденцию в сторону великодержавного шовинизма и у него недоставало духа равноправия, тем более, не могло быть и речи о воспитании им широких масс кадровых работников в духе скромности; он иногда даже неправильно вмешивался во внутренние дела некоторых братских стран и братских партий, что привело к многочисленным серьёзным последствиям.
Как следует объяснить эти серьёзные ошибки Сталина? Какая же связь между этими ошибками и социалистической системой Советского Союза?
Наука марксистско-ленинской диалектики говорит нам, что любая форма производственных отношений и надстройка, возникшая на базисе этих производственных отношений, имеют процесс своего возникновения, развития и отмирания. Когда производительные силы развиваются до определённой стадии, старые производственные отношения в основном перестают им соответствовать; когда экономический базис достигает в своём развитии определённой стадии, старая надстройка в основном перестает ему соответствовать, и тогда неизбежно происходят перемены коренного характера, и кто противится этим переменам, тот будет отброшен историей. Этот закон в различной форме применим ко всем обществам. А это означает, что этот закон применим также к существующему социалистическому обществу и к будущему коммунистическому обществу.
Были ли ошибки Сталина вызваны тем, что социалистическая экономическая система и социалистическая политическая система в Советском Союзе уже устарели и перестали соответствовать требованиям развития Советского Союза? Конечно, нет. Социалистическое общество — Советский Союз — является ещё молодым, оно просуществовало менее сорока лет. Сам факт быстрого развития экономики Советского Союза свидетельствует о том, что экономическая система Советского Союза в основном соответствует развитию производительных сил, а политическая система Советского Союза также в основном соответствует требованиям экономического базиса. Ошибки Сталина вызваны отнюдь не социалистической системой; для исправления этих ошибок, конечно, не надо «исправлять» социалистическую систему. Западная буржуазия пытается использовать ошибки Сталина для доказательства «ошибок» социалистической системы. Это совершенно необоснованно. Есть также и такие люди, которые пытаются объяснить ошибки Сталина тем, что государственная власть в социалистических странах ведает хозяйственными делами, и считают, что если правительство управляет хозяйственной деятельностью, то оно неизбежно становится «бюрократическим аппаратом», препятствующим развитию социалистических сил. Это также неубедительно. Никто не может отрицать того, что огромный подъём экономики Советского Союза как раз и является результатом осуществления государственной властью трудящихся планового управления хозяйственной деятельностью, а главные ошибки Сталина мало связаны с недостатками в работе государственного аппарата по управлению хозяйственными делами.
Однако в условиях, когда основная система отвечает потребностям, всё же существуют определённые противоречия между производственными отношениями и производительными силами, между надстройкой и экономическим базисом. Эти противоречия выражаются в недостатках некоторых звеньев экономической и политической систем. Хотя для разрешения этих противоречий и нет надобности прибегать к переменам коренного характера, тем не менее их необходимо своевременно урегулировать.
Можно ли гарантировать, что не возникнут ошибки, если есть основная система, соответствующая потребностям, и урегулированы противоречия повседневного характера в этой системе (по диалектике — это противоречия, находящиеся на стадии «количественных изменений»)? Вопрос не так прост. Система имеет решающее значение, однако сама по себе система отнюдь не является чем-то всемогущественным. Какой бы хорошей ни была система, она не может гарантировать недопущения в работе серьёзных ошибок. После того, как создана правильная система, главный вопрос заключается в умении правильно применять эту систему, в наличии правильного политического курса, правильных методов и стиля работы. Без этого также и в условиях правильной системы даже при использовании хорошего государственного аппарата можно допустить серьёзные ошибки, можно творить плохие дела.
Разрешать эти вышеуказанные вопросы необходимо путём накопления опыта и проверки практикой, их невозможно разрешить в один приём. К тому же обстановка непрестанно меняется, когда старые вопросы разрешаются, возникают новые, и не может быть такого решения, которое было бы правильным для всех времён. Если смотреть с этой точки зрения, нет ничего удивительного в том, что в социалистических странах, где уже создана прочная основа, в некоторых звеньях производственных отношений и надстройки всё ещё имеют место недостатки, всё ещё имеются те или иные отклонения в политике партии и государства, в методах и стиле работы.
В социалистических странах задача партии и государства состоит в том, чтобы, опираясь на силу масс и коллектива, своевременно регулировать различные звенья экономической и политической систем, своевременно обнаруживать и исправлять ошибки в работе. Разумеется, субъективное понимание действительности руководителями партии и государства никогда не может на сто процентов соответствовать объективной действительности. Поэтому в их работе всегда будут неизбежны отдельные, частичные, временные ошибки. Однако серьёзные ошибки общегосударственного и длительного характера могут быть предотвращены, если только строго придерживаться науки марксистско-ленинского диалектического материализма и усиленно развивать эту науку, если только неуклонно соблюдать принципы демократического централизма в партии и государстве, если только по-настоящему опираться на массы.
Некоторые ошибки Сталина в последний период его жизни переросли в серьёзные ошибки общегосударственного и длительного характера и не смогли быть своевременно исправлены именно потому, что в определённом масштабе и определённой степени он оторвался от масс и коллектива, нарушил принципы демократического централизма партии и государства. Известное нарушение принципов демократического централизма в партии и государстве объясняется определёнными социально-историческими условиями: партии ещё недоставало опыта в области руководства государством; новый строй ещё не настолько окреп, чтобы противостоять всякому влиянию старых времён (процесс укрепления нового строя и исчезновения старых влияний не является прямолинейным, некоторые волнообразные колебания в периоды исторических переломов — это часто наблюдающееся явление); напряжённая борьба внутри и вне страны играла роль, ограничивающую развитие некоторых сторон демократии и т. д. Однако одних лишь этих объективных условий отнюдь недостаточно для того, чтобы возможность совершения ошибок превратилась в действительность. В условиях, намного более сложных и трудных, чем те, в которых находился Сталин, Ленин не совершил таких ошибок, как Сталин. Здесь решающим фактором является мышление человека. В последний период жизни у Сталина закружилась голова от непрерывных побед и славословий, и он в методах мышления частично, но серьёзно отошёл от диалектического материализма и впал в субъективизм. Он уверовал в собственную мудрость и авторитет, не хотел серьёзно заниматься исследованием и изучением различной, сложной реальной обстановки, не хотел серьёзно прислушиваться к мнениям товарищей и голосу масс, в результате чего принятые им некоторые политические установки и мероприятия зачастую шли вразрез с объективной реальной обстановкой, и он зачастую в течение длительного периода упорно проводил в жизнь эти ошибочные установки и мероприятия, не мог своевременно исправить свои ошибки.
Коммунистическая партия Советского Союза уже предприняла шаги к исправлению ошибок Сталина и устранению последствий этих ошибок и добивается в этом успехов. ⅩⅩ съезд Коммунистической партии Советского Союза проявил огромную решимость и смелость в деле устранения культа Сталина, выявления серьёзности ошибок Сталина и ликвидации последствий ошибок Сталина. Во всем мире марксисты-ленинцы и люди, сочувствующие делу коммунизма, поддерживают усилия Коммунистической партии Советского Союза, направленные на исправление ошибок, и желают, чтобы усилия советских товарищей увенчались полным успехом. Совершенно ясно, что поскольку ошибки Сталина не являются ошибками, носящими кратковременный характер, то эти ошибки нельзя полностью исправить за одно утро. Для этого необходимо прилагать усилия в течение сравнительно длительного периода, необходима кропотливая идейно-воспитательная работа. Мы уверены, что великая Коммунистическая партия Советского Союза, преодолевшая в прошлом бесчисленное множество трудностей, несомненно, преодолеет и эти трудности и достигнет своей цели.
Борьба Коммунистической партии Советского Союза за исправление ошибок не может, конечно, встретить поддержки со стороны буржуазии и правых социал-демократических партий Запада. Воспользовавшись этим, дабы затушевать правильную сторону деятельности Сталина, затушевать достигнутые в прошлом огромные успехи Советского Союза и всего лагеря социализма, вызвать в коммунистических рядах замешательство и раскол, они упорно именуют исправление ошибок Сталина так называемой борьбой со «сталинизмом», борьбой так называемых «антисталинистов» со «сталинистами». В этом совершенно очевиден их злой умысел. К сожалению, подобные же высказывания распространяются и среди некоторых коммунистов. Мы считаем, что такие высказывания коммунистов являются чрезвычайно вредными.
Всем известно, что жизнь Сталина, несмотря на совершенные им в последний период некоторые серьёзные ошибки, является жизнью великого революционера марксиста-ленинца. В молодости Сталин вёл борьбу против царизма и за распространение марксизма-ленинизма; войдя в центральный руководящий орган партии, он боролся за подготовку революции 1917 года; после Октябрьской революции он боролся в защиту плодов этой революции; после смерти Ленина в течение почти 30 лет он боролся за построение социализма, в защиту социалистического отечества, за развитие мирового коммунистического движения. Говоря в целом, Сталин неизменно был впереди потока истории и направлял борьбу, был непримиримым врагом империализма. Трагедия Сталина заключалась именно в том, что даже когда он совершал ошибки, он верил, что совершаемое им необходимо для защиты интересов трудящихся от посягательств со стороны врагов. Как бы то ни было, хотя ошибки Сталина и причинили Советскому Союзу ущерб, которого не должно было бы быть, в период руководства Сталина социалистический Советский Союз всё же получил огромное развитие. Этот неопровержимый факт свидетельствует не только о силе социалистической системы, но и о том, что Сталин был всё же стойким коммунистом. Поэтому, обобщая идеологию и деятельность Сталина в целом, мы должны одновременно видеть его положительную и отрицательную стороны, его заслуги и ошибки. Если только мы будем рассматривать вопрос всесторонне, то в таком случае, если уж непременно хотят говорить о «сталинизме», можно лишь сказать, что «сталинизм» прежде всего является коммунизмом, является марксизмом-ленинизмом. Это основная его сторона. Далее, он содержит в себе некоторые крайне серьёзные ошибки, нуждающиеся в радикальном исправлении и идущие вразрез с марксизмом-ленинизмом. Несмотря на то, что в некоторых случаях подчёркивание этих ошибок в целях их исправления является необходимым, для того чтобы дать правильную оценку и не допустить неправильного понимания у людей, также является необходимым поставить эти ошибки на соответствующее место. Мы считаем, что если ошибки Сталина сопоставить с его достижениями, то ошибки окажутся только на втором месте.
Только при условии объективного аналитического подхода мы будем иметь правильный подход к Сталину и ко всем товарищам, совершившим под его влиянием аналогичные ошибки, сможем иметь правильный подход к их ошибкам. Поскольку их ошибки являются ошибками, допущенными коммунистами в своей работе, то они представляют собой внутренний вопрос в коммунистических рядах, вопрос о том, что правильно и что ошибочно, а не вопрос о том, кем ты являешься в классовой борьбе — врагом или своим. Мы должны подойти к этим товарищам так, как подходим к товарищам, а не так, как к врагам; критикуя их ошибочные стороны, мы в то же самое время должны защищать их правильные стороны, а не отрицать всё, что у них есть. Их ошибки имеют социально-исторические корни и, особенно, гносеологические корни. Следовательно, коль скоро эти ошибки проявились у них, то они могли бы проявиться и у некоторых других товарищей, и поэтому, после того, как их ошибки были осознаны и исправлены, нужно рассматривать эти ошибки как серьёзный урок, как достояние, которое может быть использовано для повышения сознательности всех коммунистов, для того, чтобы предотвратить тем самым повторение таких ошибок и двигать вперёд дело коммунизма. В противном случае, если в отношении людей, совершивших эти ошибки, занять позицию полного отрицания, если к ним приклеивать ярлык тех или иных элементов и проявлять по отношению к этим людям дискриминацию и враждебность, то не только свои товарищи не получат возможности извлечь из этого должного урока, но и в результате смешения двух типов противоречий, различных по своему характеру — противоречия между правильным и ошибочным и противоречия между врагами и своими, — это неизбежно объективно поможет врагам бороться против коммунистических рядов и развалить позиции коммунизма.
Товарищ Тито и другие руководящие товарищи Союза коммунистов Югославии в своих последних выступлениях заняли, на наш взгляд, не всестороннюю и не объективную позицию в отношении ошибок Сталина и связанных с ними других вопросов. То, что югославские товарищи питают особую неприязнь к ошибкам Сталина, — это можно понять. В прошлом югославские товарищи, находясь в трудных условиях, приложили ценные усилия, отстаивая социализм. На предприятиях и в других общественных организациях они осуществили эксперименты демократического управления, что также привлекло внимание людей. Китайский народ приветствует мирное урегулирование, достигнутое между Советским Союзом и другими социалистическими странами, с одной стороны, и Югославией, с другой, приветствует установление и развитие дружественных отношений между Китаем и Югославией и так же, как и югославский народ, желает Югославии дальнейшего расцвета и укрепления её мощи на пути к социализму. Мы также согласны с некоторыми взглядами тов. Тито в упомянутом его выступлении, например, с осуждением венгерских контрреволюционеров, с поддержкой Революционного Рабоче-Крестьянского Правительства Венгрии, с осуждением французской социалистической партии за её агрессивную политику. Однако нас поразило то, что он в своём выступлении делает выпады почти против всех социалистических стран и против многих коммунистических партий. Тов. Тито утверждает, что «закоренелым сталинистским элементам» удалось в различных партиях сохраниться на своих постах и что они вновь хотели бы укрепить своё господство и «навязать эти сталинские тенденции своим народам, а также и другим». Поэтому он заявляет, что «вместе с польскими товарищами мы должны бороться против таких тенденций, которые проявляются в различных других партиях, будь то в восточных странах, будь то на Западе». Мы не читали выступлений руководящих товарищей польской партии, в которых бы они сочли необходимым занять подобную враждебную позицию в отношении братских партий. Относительно высказываний тов. Тито, который выдвинул в качестве объекта для нападок так называемые «сталинизм», «сталинистов» и т. п. и заявил, что в настоящее время вопрос заключается, в том, победит ли «начатый Югославией курс» или же так называемый «сталинский курс». Такая позиция неправильна. Это может привести коммунистическое движение только к расколу.
Товарищ Тито правильно указал, что, «глядя на современное развитие Венгрии в перспективе — социализм или контрреволюция, — мы должны защищать нынешнее правительство Кадара. Мы должны помочь ему». Однако трудно сказать, что большое выступление по венгерскому вопросу, сделанное заместителем председателя Союзного исполнительного веча Югославии тов. Карделем на сессии Союзной народной скупщины Югославии, является защитой венгерского правительства и помощью этому правительству. В своём выступлении он не только дал такое толкование событиям в Венгрии, в котором совершенно не проводится грань между своими и врагами, но и предъявил к венгерским товарищам требование о «необходимости коренных изменений в политической системе», потребовал от них передачи всей власти будапештскому и другим районным рабочим советам, «какими бы они ни были», а также потребовал от них не делать «бесплодных попыток в отношении реставрации коммунистической партии», «ибо такой тип партии для них (масс. — Ред.) был олицетворением бюрократического деспотизма». Таков образец «несталинского курса», который товарищ Кардель спроектировал для братской страны. Венгерские товарищи отвергли это предложение товарища Карделя. Они распустили будапештский и другие районные рабочие советы, находившиеся в руках контрреволюционеров, и упорно расширяют ряды социалистической рабочей партии. Мы считаем, что венгерские товарищи поступают совершенно правильно, иначе в Венгрии не будет социализма, а будет контрреволюция.
Очевидно, что югославские товарищи поступили слишком сверх меры. Даже если в их критике в отношении братских партий и содержится некоторое рациональное зерно, однако занятая ими основная позиция и применяемые ими методы чужды принципам товарищеской дискуссии. Мы не хотим вмешиваться во внутренние дела Югославии, однако речь здесь идёт вовсе не о внутренних делах. Чтобы укрепить сплочённость международных коммунистических рядов и не дать врагам возможности сеять в наших рядах путаницу и раскол, мы не можем не высказать югославским товарищам братский совет.
Ⅲ
Одним из серьёзных последствий ошибок Сталина является развитие догматизма. Коммунистические партии всех стран, наряду с осуждением ошибок Сталина, развернули борьбу за преодоление догматизма. Эта борьба совершенно необходима. Однако часть коммунистов способствовала развитию идеологического течения ревизии марксизма-ленинизма, вступив на путь полного отрицания Сталина и выдвинув ошибочный лозунг борьбы со «сталинизмом». Такое ревизионистское течение, несомненно, благоприятствует наступлению империализма на коммунистическое движение, и фактически империализм активно использует это течение. Решительно выступая против догматизма, мы одновременно должны решительно выступать против ревизионизма.
Марксизм-ленинизм считает, что в развитии человеческого общества существуют общие основные закономерности, но в разных странах у разных наций имеются очень сильно отличающиеся друг от друга особенности. Поэтому все нации проходят через классовую борьбу и в конечном итоге идут к коммунизму по путям, некоторые основные моменты которых одинаковы, а конкретные формы различны. Только при умелом применении всеобщей истины марксизма-ленинизма с учётом особенностей своих наций дело пролетариата разных стран увенчается успехом. И если только пролетариат всех стран будет так поступать, то он сможет создать свой новый опыт и тем самым внести определённый вклад, ценный и для других наций, вклад в сокровищницу марксизма-ленинизма в целом. Догматики не понимают, что всеобщая истина марксизма-ленинизма может получить конкретное проявление и играть роль в реальной жизни только через определённые национальные особенности. Они не хотят заниматься серьёзным изучением общественно-исторических особенностей данной страны и данной нации, не хотят практически применять всеобщую истину марксизма-ленинизма с учётом этих особенностей. Поэтому они не могут довести дело пролетариата до победы.
Поскольку марксизм-ленинизм является научным обобщением опыта рабочего движения в разных странах, нельзя, конечно, не уделять серьёзного внимания вопросу использования опыта передовых стран. Ленин в книге «Что делать?» говорил: «Социал-демократическое движение международно, по самому своему существу. Это означает не только то, что мы должны бороться с национальным шовинизмом. Это означает также, что начинающееся в молодой стране движение может быть успешно лишь при условии претворения им опыта других стран» (В. И. Ленин, Сочинения, том 5, стр. 342). Здесь Ленин говорит о том, что только что начавшееся в России рабочее движение должно использовать опыт западноевропейского рабочего движения. Эта его точка зрения также применима и к претворению опыта Советского Союза в молодых социалистических странах.
Однако изучение непременно должно осуществляться правильными методами. Весь опыт Советского Союза, включая основную его часть, связан с определёнными национальными особенностями; другие страны не должны копировать его. Как говорилось выше, опыт Советского Союза содержит также опыт ошибок и неудач. Весь этот опыт, как опыт успехов, так и опыт неудач, является бесценным сокровищем для тех, кто умело его изучает, потому что он может помочь нам по возможности избежать окольных путей и понести меньший ущерб. И наоборот, если копировать опыт без разбора, то даже опыт успехов Советского Союза, не говоря уже о его опыте неудач, может привести к неудачам в других странах. Ленин далее говорит: «А для такого претворения недостаточно простого знакомства с этим опытом или простого переписывания последних резолюций. Для этого необходимо уменье критически относиться к этому опыту и самостоятельно проверять его. Кто только представит себе, как гигантски разрослось и разветвилось современное рабочее движение, тот поймёт, какой запас теоретических сил и политического (а также революционного) опыта необходим для выполнения этой задачи» (В. И. Ленин. Сочинения, том 5, стр. 342). Очевидно, что в странах, где пролетариат уже взял в свои руки политическую власть, вопрос обстоит во много раз сложнее, чем здесь говорит Ленин.
В истории Коммунистической партии Китая, с 1931 года по 1934 год, догматики отрицали особенности Китая, копировали некоторый опыт русской революции, в результате чего революционные силы в нашей стране понесли серьёзное поражение. Это поражение послужило большим уроком для нашей партии. Наша партия в период с расширенного заседания Политбюро ЦК в Цзуньи в 1935 году до Ⅶ всекитайского съезда в 1945 году полностью покончила с этой догматической линией, принёсшей серьёзный вред, сплотила всех членов партии, в том числе и совершивших ошибки товарищей, развернула силы народа и благодаря этому одержала победу в революции. Если бы мы поступали не так, то одержать победу было бы невозможно. Поскольку мы преодолели догматическую линию, наша партия, изучая в настоящее время опыт Советского Союза и других братских стран, имеет возможность допускать сравнительно меньше ошибок. Именно поэтому мы можем полностью понять необходимость и трудность исправления в настоящее время товарищами в Польше и Венгрии догматических ошибок прошлого периода.
В любое время и в любом месте догматические ошибки должны быть исправлены. Мы будем и впредь прилагать усилия к исправлению и предотвращению такого рода ошибок в нашей работе. Однако борьба против догматизма не имеет ничего общего с допущением ревизионизма. Марксизм-ленинизм признаёт, что коммунистическое движение в разных странах обязательно имеет свои национальные особенности, но это ни в коем случае не означает, что коммунистическое движение в разных странах может не иметь основных общих моментов, может отойти от всеобщей истины марксизма-ленинизма. В нынешнем движении против догматизма как в нашей стране, так и за границей есть люди, которые, прикрываясь борьбой с копированием опыта Советского Союза, отрицают международное значение основного опыта Советского Союза, прикрываясь творческим развитием марксизма-ленинизма, отрицают значение всеобщей истины марксизма-ленинизма.
В результате того, что Сталин и прежние руководители некоторых других социалистических стран допустили серьёзные ошибки, выразившиеся в нарушении социалистической демократии, некоторые неустойчивые элементы в коммунистических рядах, прикрываясь развитием социалистической демократии, пытаются ослабить или отрицать диктатуру пролетариата, ослабить или отрицать демократический централизм социалистических стран, ослабить или отрицать руководящую роль партии.
Диктатура пролетариата должна тесно сочетать диктатуру над контрреволюционными силами с самой широкой народной демократией, т. е. с социалистической демократией. В этом не может быть никаких сомнений. Диктатура пролетариата является могущественной и может победить сильных врагов внутри страны и за её пределами, взять на себя выполнение великой исторической задачи построения социализма именно потому, что она является диктатурой трудовых масс над эксплуататорами, диктатурой большинства над меньшинством, именно потому, что она осуществляет для широких масс трудящихся такую демократию, какой не может дать никакая буржуазная демократия. Без тесных связей с широкими массами трудящихся, без активной поддержки со стороны широких масс трудящихся не может быть никакой диктатуры пролетариата, по крайней мере не может быть прочной диктатуры пролетариата. Чем напряжённее классовая борьба, тем больше пролетариат должен занимать самые решительные и самые последовательные позиции, опираясь на широкие народные массы, повышать их революционную активность для достижения победы над силами контрреволюции. Опыт грандиозной борьбы масс в период Октябрьской революции и в наступивший сразу после революции период гражданской войны полностью доказал эту истину. «1», о которой постоянно говорит наша партия, и есть результат изучения опыта Советского Союза того периода. Напряжённая борьба в Советском Союзе того периода в основном проводилась через непосредственные действия народных масс и, конечно, не могла проявляться полностью демократическим порядком. Хотя после уничтожения эксплуататорских классов и ликвидации в основном сил контрреволюции диктатура пролетариата и необходима в отношении остатков контрреволюции внутри страны (такие остатки невозможно полностью ликвидировать в период существования империализма), её остриё должно быть направлено главным образом на оборону от внешних империалистических агрессивных сил. В таких условиях, конечно, необходимо в политической жизни страны постепенно развивать и оздоровлять различные демократические порядки, оздоровлять социалистическую законность, усиливать контроль над государственными органами со стороны народа, развивать демократические методы в работе по управлению государством и предприятиями, укреплять тесные связи государственных органов и органов управления предприятиями с широкими массами, устранять препятствия, наносящие вред этим связям, и добиваться дальнейшего преодоления бюрократических тенденций, а не по-прежнему настаивать на обострении классовой борьбы после ликвидации классов и тем самым препятствовать здоровому развитию социалистической демократии, как это делал Сталин. Коммунистическая партия Советского Союза решительно исправила ошибки Сталина в этом вопросе, и это совершенно правильно.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы социалистическую демократию противопоставляли диктатуре пролетариата и чтобы её смешивали с буржуазной демократией. Как в политическом, так и в экономическом и культурном отношениях единственная цель социалистической демократии заключается в укреплении дела социализма пролетариата и всех трудящихся, в развитии их активности в строительстве социализма, в развитии их активности в борьбе со всеми антисоциалистическими силами. Поэтому если какая-нибудь демократия может быть использована для антисоциалистической деятельности, может быть использована для ослабления дела социализма, то эта так называемая «демократия» отнюдь не может иметь ничего общего с социалистической демократией.
Однако некоторые иначе понимают этот вопрос, наиболее наглядным проявлением чего служат отклики на события в Венгрии. В Венгрии прошлого периода нарушались демократические права и подрывалась революционная активность трудящихся, а контрреволюционерам не был нанесён надлежащий удар, и в октябре 1956 года они смогли легко использовать недовольство масс и организовать вооружённый мятеж. Это говорит о том, что в Венгрии прошлого периода ещё не была установлена по-настоящему диктатура пролетариата. Однако как же поставили вопрос интеллигенты — коммунисты некоторых стран в этот критический момент, когда Венгрия находилась на распутье революции и контрреволюции, социализма и фашизма, мира и войны? Они не только не поставили вопроса об осуществлении диктатуры пролетариата, но, наоборот, выступили против справедливых действий Советского Союза, направленных на помощь социалистическим силам Венгрии, объявили венгерскую контрреволюцию «революцией» и стали требовать от Революционного Рабоче-Крестьянского Правительства «демократии» для контрреволюционеров. Некоторые газеты отдельных социалистических стран до сих пор продолжают неистово клеветать на революционные мероприятия венгерских коммунистов, ведущих героическую борьбу в тяжёлых условиях, но почти ни слова не говорят о волне антикоммунистических, антинародных и направленных против мира выступлений мировой реакции. О чём же говорят эти удивительные факты? Эти факты говорят о том, что те «социалисты», которые разглагольствуют о демократии в отрыве от диктатуры пролетариата, фактически выступают на стороне буржуазии против пролетариата, фактически выступают за капитализм и против социализма, хотя, может быть, многие из них и не осознают этого. Ленин неоднократно указывал, что учение о диктатуре пролетариата — самое существенное в марксизме; в признании диктатуры пролетариата заключается «самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа» (В. И. Ленин, Сочинения, том 25, стр. 384). Ленин требовал, чтобы пролетарская власть в Венгрии в 1919 году пошла на «применение беспощадно сурового, быстрого и решительного насилия» для подавления контрреволюционеров, а также сказал, что «кто не понял этого, тот не революционер, того надо убрать с поста вождей или советчиков пролетариата» (В. И. Ленин, Сочинения, том 29, стр. 358). Отсюда видно, что тот, кто, замечая ошибки Сталина в последний период его жизни и ошибки руководителей Венгрии прошлого периода, отрицает основные положения марксизма-ленинизма о диктатуре пролетариата, клеветнически называет эти основные положения каким-то «сталинизмом» и «догматизмом», становится на путь измены марксизму-ленинизму и отхода от дела пролетарской революции.
Люди, отрицающие диктатуру пролетариата, отрицают также необходимость централизации для социалистической демократии, отрицают руководящую роль политической партии пролетариата в социалистическом государстве. Конечно, такие рассуждения не являются чем-либо новым для марксистов-ленинцев. Ещё во время борьбы с анархистами Энгельс указывал, что в какой бы то ни было общественной организации обязательны известный авторитет и известное подчинение, если только существует комбинированная деятельность. Отношения между авторитетом и автономией носят относительный характер. Область их применения меняется вместе с различными фазами общественного развития. Энгельс говорил: «Нелепо… изображать принцип авторитета абсолютно плохим, а принцип автономии — абсолютно хорошим» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, том Ⅰ, стр. 590). Он далее сказал, что тот, кто твёрдо отстаивает такую нелепую концепцию, на деле «служит только реакции» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, том Ⅰ, стр. 591). Борясь против меньшевиков, Ленин дал исчерпывающие указания относительно решающего значения организованного руководства партии для дела пролетариата. Критикуя «левый» коммунизм в Германии в 1920 г., Ленин подчёркивал, что отрицать руководящую роль партии, отрицать роль руководителей, отрицать дисциплину — «это равносильно полному разоружению пролетариата в пользу буржуазии. Это равносильно именно той мелкобуржуазной распылённости, неустойчивости, неспособности к выдержке, к объединению, к стройному действию, которая неминуемо всякое пролетарское революционное движение погубит, если дать ей потачку» (В. И. Ленин, Сочинения, том 31, стр. 26). Устарели ли эти положения? Являются ли они неприменимыми к специфическим условиям некоторых стран? Приведёт ли к ошибкам Сталина применение этих положений? Совершенно очевидно, что факты не таковы. Эти положения марксизма-ленинизма выдержали испытания в истории международного коммунистического движения и развития социалистических стран, и до настоящего времени ещё не было таких обстоятельств, которые можно было бы считать исключением.
Ошибки Сталина объясняются не тем, что был осуществлён демократический централизм в государственной жизни и осуществлено партийное руководство, а именно тем, что Сталин в определённых масштабах и в известной степени нарушал демократический централизм, нарушал партийное руководство. Правильно проводить в государственную жизнь демократический централизм, правильно усиливать руководство партии делом социализма — основная гарантия мощного развития стран социалистического лагеря на основе сплочения народов, достижения победы над врагами и преодоления трудностей. Именно поэтому империалисты и все контрреволюционные элементы, чтобы нанести удар по нашему делу, всё время требуют от нас «либерализации», всё время концентрируют силы для подрыва руководящего аппарата в нашем деле, для разрушения ядра пролетариата — коммунистической партии. Они выразили огромное удовлетворение «неустойчивым положением», возникшим в настоящее время в некоторых социалистических странах ввиду нарушения дисциплины в партийных и государственных органах, и, пользуясь этим случаем, активизировали свою подрывную деятельность. Этот факт говорит о том, какое серьёзное значение для основных интересов народных масс имеет защита авторитета демократического централизма, защита роли партийного руководства. Несомненно, что централизация в демократическом централизме должна быть основана на широких демократических началах, а партийное руководство должно быть руководством, тесно связанным с народными массами. Недостатки в этом надо решительно осуждать и устранять. Однако любое осуждение этих недостатков должно иметь лишь целью укрепление демократического централизма, укрепление партийного руководства и ни в коем случае не должно вызывать разброд и смятение в рядах пролетариата, как того добивается враг.
Среди тех, кто занимается ревизией марксизма-ленинизма под предлогом борьбы против догматизма, есть и такие, которые просто отрицают грань между диктатурой пролетариата и диктатурой буржуазии, отрицают грань между социалистической системой и капиталистической системой, отрицают грань между лагерем социализма и лагерем империализма. По их мнению, в некоторых буржуазных странах можно построить социализм, минуя пролетарскую революцию, руководимую политической партией пролетариата, не создавая государство, руководимое политической партией пролетариата; по их мнению, в этих буржуазных странах государственный капитализм — это уже социализм, даже всё человеческое общество уже «врастает» в социализм. Однако именно в то время, когда они ведут такую пропаганду, империализм ведёт активную подготовку к «подрыву» и «разгрому» давно созданных социалистических стран, мобилизуя для этого все военные, экономические, дипломатические, агентурные и «моральные» силы, которые могут быть мобилизованы. Буржуазные контрреволюционеры, скрывающиеся в этих странах и бежавшие за границу, всячески стремятся к реставрации. Хотя ревизионистские течения играют на руку империализму, действия империалистов — не в пользу ревизионизма, и они свидетельствуют о банкротстве ревизионизма.
Ⅳ
Одна из самых насущных задач пролетариата всех стран в деле отражения наступления империализма заключается в укреплении международной солидарности пролетариата. Империалисты и реакционеры всех стран в целях уничтожения коммунизма используют узко национальные чувства и некоторую национальную отчуждённость среди народов разных стран для того, чтобы всячески подрывать международную солидарность пролетариата. Стойкие пролетарские революционеры решительно защищают эту солидарность и видят в этой солидарности общие интересы пролетариата всех стран. Неустойчивые же элементы колеблются и не занижают чёткой позиции в этом вопросе.
Коммунистическое движение с самого начала является международным движением по своему характеру, так как только при совместных усилиях пролетариат всех стран может покончить с гнётом, осуществляемым совместно буржуазией всех стран, и претворить в жизнь свои совместные интересы. Международная солидарность коммунистического движения значительно способствовала развитию дела пролетарской революции в разных странах.
Победа Октябрьской революции в России дала огромный толчок новому подъёму революционного движения международного пролетариата. В течение 39 лет, прошедших после Октябрьской революции, международное коммунистическое движение добилось величайших успехов и стало мощной политической силой в мировом масштабе. Пролетарии всего мира и все, кто жаждет освобождения, все надежды о светлом будущем человечества возлагают на победу этого движения.
Благодаря тому, что Советский Союз является первой страной победившего социализма, а после появления лагеря социализма — самой могучей страной в этом лагере, обладающей самым богатым опытом, способной оказать наибольшую помощь народам социалистических стран и стран капиталистического мира, он в течение 39 лет неизменно является центром международного коммунистического движения. Это естественно сложившееся в силу исторических условий, а не искусственно определённое кем-либо обстоятельство.
Во имя интересов общего дела пролетариата различных стран, для совместного отражения наступления империалистического лагеря, возглавляемого США, на дело социализма, во имя общего подъёма экономики и культуры всех социалистических стран мы должны и впредь укреплять солидарность международного пролетариата с центром в Советском Союзе.
Отношения международной солидарности коммунистических партий всех стран являются отношениями совершенно нового типа в истории человечества. Конечно, процесс развития таких отношений не может протекать без трудностей. Коммунистические партии всех стран должны объединиться, однако наряду с этим они должны сохранить свою самостоятельность. Исторический опыт свидетельствует о том, что если неправильно сочетать эти стороны и пренебрегать какой-либо из этих сторон, то это не может не привести к ошибкам. Когда коммунистические партии всех стран поддерживают между собой равноправные отношения, достигают единства взглядов и действий путём подлинных, а не формальных консультаций, то их солидарность укрепляется. В противном случае, если во взаимоотношениях насильно навязывать свои взгляды другим или же заменять товарищеские предложения и критику методом вмешательства во внутренние дела друг друга, то этой солидарности будет нанесён ущерб. Среди социалистических стран в силу того, что коммунистические партии уже несут ответственность за руководство государственной жизнью, и в силу того, что взаимные отношения между партиями зачастую непосредственно распространяются на отношения между странами и народами, правильное урегулирование своих отношений стало вопросом, к которому нужно подходить с ещё большей осторожностью и серьёзностью.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Демонтаж культа личности И. В. Сталина в отображении документов и прессы (1956—1979) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других