Пролетарские поэты Серебряного века

Сборник, 2016

«…Серебряный век обогатил русскую поэзию множеством литературных течений, такими как символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм… Мы хорошо знаем и помним имена приверженцев и основателей этих поэтических направлений: Блок, Брюсов, Ахматова, Гумилёв, Северянин, Маяковский, Есенин, Мариенгоф… Гораздо реже вспоминаются такие течения в русской поэзии Серебряного века как новокрестьянская поэзия и кубофутуризм. И почти совсем не упоминается пролетарская поэзия, также являвшаяся неотъемлемой частью литературы времени рубежа веков…»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пролетарские поэты Серебряного века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ББК 84(2Рос=Рус)1 — 5

Пролетарские поэты Серебряного века: Поэтический сборник. — СПб.: Знакъ, 2015. — 160с.

Художественное оформление и составление Виктора Меркушева

ISBN 978-5-91638-108-5

© «Знакъ», 2015

Поиск новой реальности. Пролетарии от литературы

Серебряный век обогатил русскую поэзию множеством литературных течений, такими как символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм… Мы хорошо знаем и помним имена приверженцев и основателей этих поэтических направлений: Блок, Брюсов, Ахматова, Гумилёв, Северянин, Маяковский, Есенин, Мариенгоф и ещё десятки и десятки громких имён известных поэтов. Гораздо реже вспоминаются такие течения в русской поэзии Серебряного века как новокрестьянская поэзия и кубофутуризм. И почти совсем не упоминается пролетарская поэзия, также являвшаяся неотъемлемой частью литературы времени рубежа веков.

В какой-то степени можно считать поэтов этого направления наследниками чартистской английской поэзии и поэзии Парижской Коммуны, если бы не особенности общественной жизни предреволюционной России и очевидное пренебрежение любыми литературными традициями предшественников и современников.

Первые пролетарские поэты выросли из среды профессиональных революционеров и членов фабричных политических кружков. По форме их произведения были близки к рабочей народной песне и отображали большей своей частью тяжесть жизни рабочих слободок, описывали невыносимый гнёт безрадостного и изнурительного труда. Фабрика, труд, производство воплощались в жутких чудовищных образах, преследующих своих беззащитных и пассивных жертв. Лирический герой не занимает активной позиции противостояния бесправию и угнетению, а стремится вызвать у читателя лишь жалость и сострадание. Однако после событий Пятого года вплоть до революционного Октября, у пролетарских поэтов России возникла новая литературная форма — рабочие гимны, получившие широчайшее распространение в народе.

Это новое движение в литературе с энтузиазмом было подхвачено Горьким, который немало сделал для его определения в самостоятельное течение. Известна его большая статья о «писателях-самоучках» в «Современном Мире» (1911 год), где он показал всю глубину духовных интересов массы трудового народа и его творческую жизнеспособность. Много сделала для становления пролетарской поэзии социал-демократическая печать, газеты «Звезда», «Правда», «Рабочая газета», «Вперёд» и другие. В первом же номере «Правды» от 22 апреля 1912 года был поднят вопрос о подготовке рабочих писателей: «Мы бы желали кроме того, чтобы рабочие не ограничивались одним сочувствием, а принимали активное участие в деле ведения нашей газеты. Пусть не говорят рабочие, что писательство для них непривычная работа, рабочие-литераторы не падают готовыми с неба, они вырабатываются лишь исподволь, в ходе литературной работы. Нужно только смелее браться за дело: раз, два споткнёшься, а там и научишься писать. И так, дружнее за работу!»

Пролетарские поэты стремились создать понятный массам точный литературный язык, в противовес элитарному, кастовому языку символизма и модернизма. Одним из коренных отличий пролетарской поэзии от господствующего декаданса — это приоритет общественного над частным, сопричастности и вовлечённости в общественную жизнь над избранничес-кой замкнутостью лирического героя символистов и модернистов.

Однако пролетарская поэзия, как и любое из литературных течений Серебряного века, явление неоднозначное, сложное и несущее в себе противоречивый характер той эпохи. Наряду с поэтами-урбанистами, апологетами машинизма и нового мира классовой солидарности, сосуществуют поэты-народники, носители тред-юнионистского сознания, полные упадничества и социального пессимизма. Можно, конечно, упрекать пролетарских поэтов в узости кругозора и излишней фактографии, но нельзя отрицать новизны их стиховой культуры и воздействия их произведений на широкие слои трудящихся масс. Рабочий-поэт, кровно связанный со своей фабричной средой, резко отличался от буржуазного литератора, он смотрел на свою литературную работу как на одну из форм служения общественным стремлениям своего класса. Смотрел так, разумеется, как её понимал, даже если в его поэзии не было темы борьбы и противостояния социальному гнёту.

В десятых годах двадцатого века было выпущено несколько сборников пролетарских литераторов.

В 1913 году к десятилетнему юбилею Лиговских вечерних классов был выпущен сборник «Эхо ответное», два сборника под названием «Наши песни», при активном содействии Максима Горького — «Сборник Пролетарских писателей» (июнь 1914 года) и некоторые другие. С отдельными текстами из этих сборников, а также стихотворениями из журналов и газет «Невская Звезда», «Эхо», «Правда Труда» и «Путь Правды» мы и хотим познакомить современного читателя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пролетарские поэты Серебряного века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я